Главные вкладки

    Классный час на тему: "Ты и твоя будущая профессия"
    классный час на тему

    Информация для классных руководителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon klassnyy_chas._ty_i_tvoya_budushchaya_professiya.doc72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка классного часа по профессиональной ориентации школьников на тему:  «Ты и твоя будущая профессия»

    Цель:

    1. дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;
    2. активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

    Задачи:

    •  расширить представление детей о различных профессиях;
    • формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;
    • побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору;
    • создать положительную мотивацию выбора профессии.

    Оборудование: выставка книг о профессиях,  ручки, небольшие листочки бумаги для подсчета результатов теста, анкета для учащихся, мультимедийная презентация,  компьютер, проектор.

    Класс: 9,11.

    Эпиграфы:

    «Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп).

    «Будем трудиться, потому что труд это отец удовольствия» (Стендаль).

    «Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду

    понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу,

    потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы

    для этого» (Жюль Верн).

    Вступительное слово учителя

         Ребята! В вашей жизни наступает момент, когда перед каждым встает извечный вопрос: "Кем быть?" Кому-то подскажут путь родители, кому-то хочется быть похожим на человека, находящегося рядом, а кто-то самостоятельно выберет себе профессию по душе:

    Ведь все работы хороши —

    Но нужно выбрать ту,

    которой посвятишь всю жизнь.

    И будешь счастлив.

         Вот и сегодня классный час мы посвятим именно этому.

    Ведущий 1. В мире существует более 50 тысяч профессий,  причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых, точно так же, как на смену старым предметам обихода приходят новые.

    Ведущий 2. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На сегодняшний день существует много профессий, и любой школьник, в том числе и я, стоит перед сложным выбором, решая, с какой деятельностью связать свою жизнь, где учиться и куда пойти работать. Работа – это огромная составляющая жизни человека, в связи с этим подходить к этому вопросу нужно с большой ответственностью, не делая поспешных выводов. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для того  чтобы сделать свой профессиональный выбор?

    Ведущий 1. Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека. Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий.

         В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова (презентация). Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:

    1.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа (слайд 3).

    2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства (слайд 4).

    3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец (слайд 5).

    4. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах (слайд 6).

    5. Человек - художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант (слайд 7).

    Ведущий 2. А теперь мы вас попросим ответить на вопросы предлагаемой анкеты по профессиональному самоопределению (приложение 1).

    Ведущий 1. Небольшая разминка «Эрудит». Угадайте, кто я!

    1. К ним не испытывает тёплых чувств большинство населения всех стран. Их основная обязанность – работа с декларациями, специалист должен обладать здравым смыслом, неприятием коррупции и чувством справедливости (налоговый инспектор).

    2. Этот специалист разрабатывает содержание занятия и создаёт творческую атмосферу на них, внедряя новые методы и средства получения знаний (учитель).

    3. Этот специалист посещает места, где происходят интересные и важные события, анализирует их, дает оценку событиям (журналист).

    4. Этот специалист призван компенсировать недостатки природы. Подавляющее большинство клиентов – женщины (косметолог).

    5. Этот специалист по сделкам с недвижностью. Оценка, купля, продажа, аренда (риэлтор).

    6.  Этот специалист разрабатывает художественно-конструкторские проекты, подбирает отделочные материалы, детали внешнего оформления, проводит объемно-пространственное и графическое проектирование с разработкой компоновочных и композиционных решений (дизайнер).

    7. Этот специалист первым прибывает на место преступления, он все знает об отпечатках пальцев и о почерке человека, знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит     (криминалист).

           8. Это главное действующее лицо фондовой биржи, являющееся посредником в торговых сделках. Человек этой профессии обязан знать все о ценных бумагах. Принципиальное значение при определении профессиональной пригодности имеют такие качества личности, как эмоциональная уравновешенность, высокая степень адаптивности, так как это одна из самых стрессовых профессии (дилер).

    9. К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М.В.Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура… Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей (горняк, шахтер).

    Ведущий 2. Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические особенности, способности, физические возможности.

    Ведущий 1. А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят.

    Тест «Профпригодность»

    Ведущий 2. В нашем тесте всего 5 вопросов. Пожалуйста, запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) и в). Теперь отвечаем на вопросы (читает):

    1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы: а) выспаться;

    б) посмотреть телевизор вместе с семьёй; в) оказаться в кругу друзей.

    2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

    а) удочку, набор для вышивания;             б) коньки или лыжи;

    в) турпутевку или билет на интересное представление.

    3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку;  б) с семьёй или друзьями;

    в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

    4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

    а) почувствовал бы полную свободу;

    б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

    в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

    5. В своё свободное время ты любишь:

    а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

    б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

    в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

    Ведущий 1. А теперь подсчитаем количество набранных баллов,  учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

    (Дети подсчитывают баллы.)

    Ведущий 2. Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотхозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

    Ведущий 1. Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

    Ведущий 2. Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

    Ведущий 1. Этот тест - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете, все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию.

    Ведущий 2. А вообще людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

    Ведущий 1. Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии: секретарь-референт, программист, менеджер по продажам, помощник руководителя, системный администратор, главный бухгалтер, специалисты по информационным технологиям.

    Ведущий 2. В последнее время в России появились новые профессии. Мы коротко расскажем о некоторых из них.

    Ведущий 1. Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.

    Ведущий 2. Аудитор - это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эффективность.

    Ведущий 1. Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта - бренд - и продвигает этот образ в массы.

    Ведущий 2. Логистик - специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складской логистик занимается организацией хранения продукции.

    Ведущий 1. Маркетолог - в переводе с латыни «знающий рынок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.

    Ведущий 2. Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.

    Ведущий 1. Футуролог — человек, который зарабатывает деньги, прогнозируя будущее, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или попытками предсказания будущих тенденций.

    Ведущий 2. Но кроме новых профессий есть и самые редкие, о которых многие, наверное, и не слышали. Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.

    Ведущий 1. Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре постижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре постижеры - это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия постижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.

    Ведущий 2. Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия - это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты.

    Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха - все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачиваются соответственно.

    Ведущий  1.

    Мне кажется, что, прежде всего надо найти себя, поверить в себя, убедиться, что из тебя получится человек, и только тогда можно будет найти свое место в жизни, свое счастье. А в чем оно счастье? Счастье - это быть необходимым, нужным человеком, это любить жизнь, людей, свою будущую профессию. Можно ошибаться, спотыкаться, падать. Но главное - находиться в движении. Самая большая моя мечта - не быть в жизни посредственностью. Хочется выбрать профессию по душе такую, чтобы работа приносила радость. В этом я вижу счастье.

    Ведущий 2.

    Время идет, многое меняется. Мы взрослеем. Мы идем навстречу жизни. Идем в жизнь со своими мечтами, идеалами, желаниями. Но многое зависит от самого человека. У меня не так мало у меня знакомых, которые могут сказать: "Мне уже восемнадцать, я иду в этот мир с определенным багажом знаний и навыков. Но мне еще только восемнадцать, впереди у меня много дней, которые я проведу с пользой для себя, своей будущей семьи, своего Отечества". Я надеюсь на них. И я верю, что мое счастье мимо меня не пройдет. Я буду за него бороться. Я его обязательно найду!

    Подведение итогов (рефлексия)

    Классный руководитель. Что интересного вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься? Примерные ответы детей:

    Интересный тест, что-то новое узнал о себе.

    Остались в памяти заметки о самых новых профессиях - мне, правда, ближе старые.

    Можно задуматься о том, к какому типу людей я действительно отношусь.

    Можно задуматься о том, что в себе исправить, изменить, улучшить.

    Заключительное слово

    Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

    Приложение 1.

    Анкета по профессиональному самоопределению

     1. Выбрали ли вы свою будущую профессию?

     2. Назовите выбранную вами профессию.

     3. Если вы еще не выбрали профессии, то какие профессии вам нравятся?

     4. Ваши намерения после окончания школы:

       а) Буду работать.

       б) Попробую поступить в техникум, ПТУ, вуз.

       в) Затрудняюсь ответить.

     5. Назовите источники ваших знаний о профессии.

     6. По какому профилю вы собираетесь продолжить обучение в старших классах?

     7. Почему вы выбрали именно этот профиль обучения?

     8. Как вы связываете профиль обучения со своей будущей работой?

       а) Буду работать по этой специальности.

       б) Постараюсь приобрести похожую специальность.

       в) Буду учиться по родственной специальности.

       г) Буду учиться по этой специальности.

       д) Выберу другую специальность.

       е) Затрудняюсь ответить.

     9. Хотели бы вы изменить профиль своего обучения?

       а) Да.

       б) Нет.

       в) Не знаю.

     10. Предпринимаете ли вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии?

       а) Не вижу в этом необходимости.

       б) Хотелось бы что-нибудь сделать, но не знаю, с чего начать.

       в) Частично готовлюсь.

       г) Да, готовлюсь к будущей профессии.

     11. Если вы готовитесь к будущей профессии, то укажите, каким образом вы это делаете.

     12. Если бы вам представилась возможность, выбрали бы вы вновь тот же профиль обучения?

       а) Да.

       б) Нет.

       в) Не знаю.

     13. Какими, по вашему мнению, основными качествами должен обладать специалист той профессии, которую вы хотите выбрать?

     14. Какими из этих качеств вы обладаете?

     15. Что вы могли бы порекомендовать прочесть о выбранной вами профессии?

     16. Нравится ли вам профиль вашего обучения?

       а) Очень нравится.

       б) Скорее нравится, чем не нравится.

       в) Отношусь безразлично.

       г) Скорее не нравится.

       д) Совершенно не нравится.

       е) Не могу сказать.

     17. Если вы не сможете после окончания школы сразу реализовать свои профессиональные намерения, что будете делать?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час 9 класс "Ты и твоя будущая профессия"

    Данный материал пригодится для внеклассной работы по профориентации в 9 классе. Яркая презентация отражает значимость любой профессии. К презентации прилагается печатный вариант сценария  классно...

    КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ТЫ И ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»

    КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ТЫ И ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»...

    Классный час на тему: «Как нужно выбирать будущую профессию»

    Данный классный час должен помочь учащимся осознать важность выбора будущей профессии; познакомить с основными критериями выбора профессии и объяснить значимость каждого из них; привлечь родителей уча...

    Классный час по теме "Ты и твоя будущая профессия"

    Разработка классного часа для обучающихся 9 класса...

    Классный час по теме "Я и моя будущая профессия"

    В презентации представлен материал для проведения классного часа по теме выбора профессии в старших классах....

    Классный час на тему "Твоя будущая профессия"

    Классный час  представляет интерес для учащихся 8-11-х классов.  В сценарии содержится краткая информация о пяти типах профессий, тест на профпригодность, описание новых современных  пр...

    Классный час на тему "Ты и твоя будущая профессия"

    Основные понятия определений по теме классного часаФормула "Хочу-Могу-Надо"Типы профессийТест с ключем...