Дети и война
классный час на тему

Рымшина Татьяна Александровна

кл час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_i_voyna.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Дети и война

ВЕДУЩИЙ: 9 мая 2010 г.  года исполнится 65 лет со дня Великой Победы нашего народа над фашистской Германией. Что знаем мы, молодое поколение, о той далекой войне? К сожалению, очень мало. Все меньше остается в живых ее участников и очевидцев. Сегодня мы приоткроем завесу того страшного времени, когда 22 июня 1941 года гитлеровская Германия без объявления войны напала на нашу Родину.

ЧТЕЦ (1):

С чего начинается память — с берез?

С речного песочка? С дождя на дороге?

А если —  с убийства!

А если — со слез!

А если — с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростертых!

А если с недетского знания —

— как живое становится мертвым!

И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет

Войной начинается память.

К. Симонов

ВЕДУЩИЙ: Гитлер рассчитывал провести войну как короткую прогулку. Покорив почти всю Европу, он хотел мгновенным броском захватить столицу нашей Родины — Москву, а затем практически стереть Россию с лица земли, истребив славянское население, остатки — превратить в рабов, а страну в сырьевой придаток Германии. Но Гитлер глубоко просчитался. На защиту своей Родины поднялось все население: и стар, и млад. Война несет неисчислимые страдания людям, но особенно от ужасов войны страдают дети. Наша литературно-музыкальная композиция расскажет вам о судьбе детей на войне. «Дети и война» — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», — так сказал Александр Твардовский, видевший это немыслимое сближение собственными глазами. Но многое станет понятным, если мы вспомним, какую войну принесли немецко-фашистские захватчики на нашу землю. Они сами называли ее «тотальной», всеобщей, где с одинаковым равнодушием, беспощадностью и методичностью уничтожали и раненых бойцов, и безоружных пленных, и хилых стариков, и женщин, и детей. Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходячие скелеты в Освенциме и жгли в крематориях Майданека. Можно ли удивляться тому, что в эти страшные горестные годы дети так быстро взрослели, что сердца их рано затвердевали в ненависти к врагу и руки подростков тянулись к оружию.

Враг объявил нам свою тотальную войну и получил от нас народную священную войну, в которую слабые руки детей тоже внесли свой вклад.

(Звучит аудиозапись песни «Священная война» (муз. А. Александрова, ел. В. Лебедева-Кумача).)

ЧТЕЦ (2):

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною, С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, —

Идет война народная, Священная война! 

В. Лебедев-Кумач

ВЕДУЩИЙ: Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, приближали победу, не жалея сил и самой жизни.

Послушайте воспоминания Маршала Советского Союза

И. Баграмяна: «Думая о пережитом, о суровых годах Великой Отечественной войны, я часто вспоминаю мальчишек. Голодных и промерзших, их приводили в штабные землянки.  Командиры, солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Чаще всего мальчишки упрямо молчали. Их все-таки отправляли, а через неделю-другую они снова появлялись в соседнем подразделении. Многим из них некуда было вернуться — война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции, скупые строки которых не предусматривали солдатскую нежность. Мы любили этих мальчишек. Порой думали, что перехитрим их: оденем в наскоро перешитую солдатскую форму и будем тешить их самолюбие игрой в войну. Но мальчишки часто проявляли изумительную хитрость, а потом, освоившись, были неуловимыми связными, отличными стрелками, смело ходили в разведку, часто совершенно неожиданно оказывались в самом пекле боя».

ЧТЕЦ (3):

Крест-накрест синие полоски

На окнах съежившихся хат.

Родные тонкие березки

Тревожно смотрят на закат.

И пес на теплом пепелище,

До глаз, испачканный в золе.

Он целый день кого-то ищет

И не находит на селе...

Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог,

Спешит, торопится парнишка

По солнцу — прямо на восток.

Никто в далекую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.

В нетопленной, разбитой бане

Ночь скоротавший, как зверек,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог!

Все видевший, на все готовый,

По грудь, проваливаясь в снег,

Бежал к своим, русоголовый

Десятилетний человек.

Он знал, что где-то недалече,

Быть может, вон за той горой,

Его, как друга, в темный вечер

Окликнет русский часовой.

Но по щеке его ни разу

Не проложила путь слеза:

Должно быть, слишком много сразу

Увидели его глаза.

За эти месяцы страдания,

Которые равны годам...

Но ты, фашистская Германия,

За все сполна ответишь нам!

Детоубийцы и грабители,

Вам ничего не скрыть вовек!

Он будет первым обвинителем —

Десятилетний человек!

С. Михалков. Десятилетний человек

ВЕДУЩИЙ:  В те дни рано

взрослели мальчишки и девчонки, ваши ровесники: они не играли в войну, они жили по ее суровым законам. Величайшая любовь к своей Родине и величайшая ненависть к врагу позвали детей огненных сороковых на защиту Родины. Вот заявление юного патриота.

МАЛЬЧИК: «В Березовский райком комсомола Сталинградской области от ученика 6 класса БСШ Межевалова Геннадий Васильевича.

Заявление. Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города Сталинграда. И зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. 10.XI.42.

Г. Межевалов. Мать согласна».

ВЕДУЩИЙ: Когда началась Великая Отечественная война, пионеру Лене Голикову не было еще 14 лет. Он жил в маленькой деревушке Лукино, на берегу реки Поло, недалеко от Ильмень-озера.

Когда враги оккупировали родную землю, Леня встал в ряды народных мстителей. Не раз ходил в опасные разведки, добывая важные сведения о расположении фашистских частей, вместе с партизанами подрывал вражеские поезда с боеприпасами, разрушал мосты, дороги, уничтожал склады. Однажды, выполняя боевое задание, Леня подорвал гранатой машину, в которой ехал гитлеровский генерал. Он вез с собой важные документы. Леня доставил документы в партизанский штаб, и они немедленно самолетом были отправлены в Москву.

Юный герой не дожил до того дня, когда в газетах был напечатал Указ о присвоении ему высокого звания Героя Советского Союза. В одном из сражений с гитлеровцами Леня Голиков погиб. 1 июня 1960 года Лене Голикову открыт в Москве памятник.

ЧТЕЦ (4):

Он всматривался, твердо зная

в лицо мишень свою: SS.

Где же машина та штабная, что

мчится всем наперерез, —

С гудком певучим, с полным баком,

франтиха фронта «мерседес»?

Она прошла крутым виражем,

кренясь и шинами визжа, —

Машина та, с начальством вражьим,

опухшим словно с кутежа.

И мальчик подбежал и с ходу

гранату в стекла им швырнул.

И вырвавшийся на свободу

бензин из бака полыхнул.

Два офицера с генералом,

краса полка, штурмовики,

Шарахнулись в квадрате алом,

разорванные на куски.

А где же мальчик в серой кепке?

Его приметы: смуглый, крепкий.

Не знает кто-нибудь из вас,

погиб ли он, где он сейчас?

Пятнадцать лет ему, иль десять,

иль, может, меньше десяти?

Его фашистам не повесить,

не опознать и не найти.

То к партизанам он пристанет,

то, ночью рельсы развинтив,

С пургой в два голоса затянет

ее пронзительный мотив.

П. Антокольский.

Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным

ЧТЕЦ (5): Из приказа полковника немецкой армии, 1942 год: «Всеми средствами препятствовать гражданским лицам двигаться по железнодорожным путям. Особенно нужно остерегаться повсюду снующих мальчишек советской организации пионеров...»

ВЕДУЩИЙ: В те грозные годы войны пионер Вася Леонов перебрался через линию фронта, пришел к советским воинам и стал сыном полка. Восемь раз переходил юный воин линию фронта и всегда доставлял командованию очень важные сведения. За боевые заслуги пионер Вася Леонов награжден орденом Красной Звезды.

Героический подвиг совершили пионеры деревни Именищи Красногвардейского района Ленинградской области.

Немцы согнали детей и послали их очищать установленные советскими войсками минные поля. Пионеры пошли, сняли мины и установили их на дороге, по которой должен был отправиться карательный отряд. На минах подорвались 14 фашистских солдат и их командир — полковник.

Когда фашисты ворвались в город Лугу Ленинградской области, Коля Леонтьев ушел в партизанский отряд и стал разведчиком. Фашистам удалось схватить юного пионера. На допросе гитлеровцы издевались над Колей, пытали его. Но ни одного слова о партизанском отряде враги не услышали от пионера. Стойкость юного патриота взбесила гитлеровцев, и они закололи Колю Леонтьева штыками...

ЧТЕЦ (1):

Сгорел дотла родимый дом,

в лесах с отрядом брат. —

Живи, — сказал, —

а мы придем, мы все вернем назад.

В свинцовых пальцах палача

безжалостны ножи.

Его терзают и кричат:

— Где старший брат? Скажи!

Молчать — нет сил.

Но говорить — нельзя...

И что сказать?

И гнев бессмертный озарил

 мальчишечьи глаза.

— Да, я скажу, где старший брат.

Он тут, и там, и здесь.

Везде, где вас, врагов, громят,

мой старший брат — везде.

Да, у него огромный рост,

рука его сильна.

Он достает рукой до звезд

и до морского дна.

Он водит в небе самолет,

на крыльях — по звезде,

из корабельных пушек бьет

и вражий танк гранатой рвет...

Мой брат везде, везде.

Его глаза горят во мгле

всевидящим огнем.

Когда идет он по земле,

земля дрожит кругом.

Мой старший брат меня любил.

Он все возьмет назад...—

...И штык фашист в него вонзил.

И умер младший брат.

И старший брат о том узнал.

О, горя тишина!..

— Прощай, щегленок, — он сказал,—

ты постоял за нас!

Но стисни зубы, брат Андрей,

молчи, как он молчал.

И вражьей крови не жалей,

огня и стали не жалей, —

отмщенье палачам!

За брата младшего в упор

рази врага сейчас,

за младших братьев и сестер,

не выдававших нас!

О. Берггольц. Баллада о младшем брате

ВЕДУЩИЙ: Под натиском советских войск гитлеровцы откатывались на запад. Потрепанная колонна врага вступила в деревушку Барановка. Дороги немцы не знали. Один из немцев спросил у жителей, кто из них выведет их на большую дорогу, ведущую на запад?

«Я проведу вас!» — вызвался тринадцатилетний паренек Коля Молчанов. Коля вывел «фашистов не на дорогу, а завел в непроходимое лесное болото. Воспользовавшись замешательством врага, мальчик скрылся за кустами и, вскарабкавшись на брошенную лошадь, помчался обратно в Барановку. Она встретила его солнечным радостным утром. В родное село вступили наши войска. Он рассказал командиру о фашистах, которых завел в болото. Много врагов утонуло в болоте. Оставшиеся в живых были взяты в плен. ЧТЕЦ (2): Из книги «О подвигах, о доблести, о славе...»: «В небольшой русской деревушке Белогорье жили трое подростков, которые с первого дня войны мечтали попасть на фронт. Фронт подходил к Белогорью все ближе. Бои были трудными. Наши отступали. И когда трое мальчишек появились среди солдат, им дали оружие. В первом же бою один из них погиб. Другого ранило. И Николай Илющенко дал слово воевать за себя и за товарищей. Он ходил в разведку, а потом его направили в школу фронтовых шоферов. Не раз удивлялись регулировщики: машина идет, а за баранкой никого не видно! Но шофером Николай был лихим: артрасчет с пушкой, которая была прицеплена к его машине, всегда вовремя прибывал на позицию.

Однажды Коля получил от бабушки письмо. Она писала, что братишка Ванюшка тоже сбежал на фронт, воевал где-то под Харьковом, а недавно на него пришла "похоронка": "Пал смертью храбрых..." Перед концом войны полк, в котором служил Николай, вывели на переформирование. Его сливали с таким же обескровленным полком. Шла перекличка. Командир вызвал:

— Илющенко!

— Я! — ответил Николай.

— Я! — отозвался другой голос. В строю засмеялись. Командир

нахмурился и повторил:

— Илющенко!

— Я! — снова откликнулись два голоса.

— Выйти из строя! — приказал командир.

Николай вышел. А с другого фланга тоже вышел мальчишка. Они поглядели друг на друга и закричали:

— Братка!

Бойцы глядели на мальчишек. Многие отворачивались, чтобы скрыть слезы: ведь у них дома тоже были сыновья. Похоронная оказалась ошибочной. Ваню под Харьковом ранило, а подобрали его санитары из другой части. Перед боем Ваня написал заявление: "Если погибну, прошу считать меня комсомольцем". Его приняли в комсомол в 12 лет».

ЧТЕЦ (3):

По лужам, по оврагам, напрямик,

В крутой грязи по ступицы, по брюхо,

Как бегемот, отфыркиваясь глухо,

Проходит санитарный грузовик.

Он медленно вползает на бугор,

Дрожит, трясется, а земля размокла.

Но бьет снаряд — и вылетели стекла,

Осели шины, и заглох мотор.

Шофер, шатаясь, вытащил домкраты,

И целый час возился у колес.

Ключи звенели, и пыхтел насос, —

Он заменил разорванные скаты.

Он в руль вцепился, черен и горбат.

Он вел машину бережно и скоро...

Доставившего раненых шофера

Вносили санитары в медсанбат.

М. Дудин. Шофер

ВЕДУЩИЙ: В ходе войны было несколько битв, которые определили ее исход: это битва под Москвой, Сталинградская битва, битва на Курской дуге. История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили воины и жители Ленинграда, защищая свой город, находившийся в блокаде. Блокада длилась 900 дней.

Фашисты пытались стереть Ленинград с лица земли, а он продолжал жить и бороться. Выполняя приказ Гитлера, фашистские летчики с сентября по декабрь 1941 года сбросили на город около 100 тысяч зажигательных и 4 тысячи фугасных бомб. Еще в июле была установлена нормированная выдача продуктов, особенно хлеба. Но запасы в городе были слишком малы, и они катастрофически сокращались. С 20 ноября в городе была установлена самая низкая норма — 250 граммов хлеба на карточку рабочего и 125 граммов на карточку служащего и иждивенца. С середины сентября продовольствие в городе почти кончилось. Люди варили кожу, ловили оставшихся в городе галок, готовили из столярного клея студень. В городе не было топлива, стекла почти во всех домах были выбиты, а тут еще ударили 30— 40-градусные морозы. Погас электрический свет, город погрузился во тьму. Замерз и перестал работать водопровод, улицы покрылись снежными сугробами, ледяными торосами. Чтобы достать немного воды, люди шли на Неву, а ведь каждый шаг больных и голодных людей требовал неимоверных усилий. Смерть шла по городу. Уже в ноябре она унесла 11 тысяч человек, а в декабре — 52 тысячи. Люди падали от слабости на улицах, у станков и уже не могли подняться. А дома умирали дети, старики. У оставшихся в живых не было сил хоронить умерших.

Детям блокадной поры Ленинграда воздвигли памятник. Памятник их мужеству, их стойкости. Над многими из них вечный гранит Пискаревского кладбища, свинцовые воды Ладоги.

ЧТЕЦ (4): Мы, школьники, глядя на взрослых, делали все, что могли. И в школе, и в домах дежурили на крышах, оказывали первую помощь. 6 ноября на своем посту погибла наша подруга Валя Лебедева. Ей было всего 15 лет. В городе не стало света, не стало воды, начались сильные морозы. А бомбежки не прекращались. Придешь домой — холодно, есть нечего, возьмешь учебник и при тусклом свете коптилки занимаешься, пока не окоченеют руки и ноги. Кругом люди падали от истощения, дети просили есть, взрослые, сжимая кулаки, работали у станков, а мы впрягались в саночки и ездили на Неву за водой для семей бойцов, где были маленькие дети. Везешь воду под обстрелом, а пока довезешь, она замерзнет, разогреть нечем. И мы ходили и искали щепки, обломки досок возле разрушенных домов. Почти все наши ребята работали в госпиталях, а потом мы все пошли разбирать почту.

Сколько писем там было! Тюки. Среди зимы мы узнали, что умер от истощения наш любимый учитель Чубинов. Оказывается, чтобы спасти школьный аквариум, он из своего пайка кормил рыб. В марте умер наш товарищ Мечеслав Тумилевич, потом Юрий Оконечников, Лена Рощина, ее два брата и сестренка, Борис Антропов и другие ребята. Умерла моя лучшая подруга Янина Сергель. Как я ненавижу фашистов!» (Л. Северская «Я жила в блокаде»).

ЧТЕЦ (5):

Я забыть никогда не смогу

Скрип саней на декабрьском снегу.

Тот пронзительный, медленный скрип:

Он как стон, как рыданье, как всхлип.

Будто все это было вчера...

В белой простыне — брат и сестра...

Ю. Воронов «Я забыть никогда не смогу...»

ЧТЕЦ (1):

Вместо супа — бурда

из столярного клея,

Вместо чая —

заварка сосновой хвои.

Это б все ничего,

только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмется, как ежик,

И глухие удары пойдут невпопад...

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай!

Ведь на наших сердцах — Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь: город клянется,

Что враг не пройдет! ...

Сотый день догорал,

как потом оказалось,

Впереди оставалось еще восемьсот.

 Ю. Воронов. Сотый день

ЧТЕЦ (2):

Девчонка руки протянула

И головой — на край стола.

Сначала думали — уснула,

А оказалось — умерла.

Ее из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не проронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья — после похорон.

Ю. Воронов. В школе

ВЕДУЩИЙ: В эти дни четырнадцатилетний мальчик Федор Быков написал отцу на фронт: «Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Дорогой папа! Я все время хочу есть, и мама тоже все время хочет есть, потому что хлеба дают мало, а мяса и масла вовсе не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов! 31 декабря 1941 года».

ЧТЕЦ (3):

По Ленинграду смерть метет,

Она теперь везде, как ветер.

Мы не встречаем Новый год —

Он в Ленинграде не заметен.

Дома — без света и тепла,

И без конца пожары рядом.

Враг зажигалками дотла

Спалил Бадаевские склады.

Блокадным бедам нет границ:

Мы глохнем под снарядным гулом,

От наших довоенных лиц

Остались лишь глаза и скулы.

И мы обходим зеркала,

Чтобы себя не испугаться...

Не новогодние дела

У осажденных ленинградцев...

Здесь даже спички лишней нет.

И мы, коптилки зажигая,

Как люди первобытных лет,

Огонь из камня высекаем.

И тихой тенью смерть сейчас

Ползет за каждым человеком.

И все же в городе у нас

Не будет каменного века!

Кто сможет, завтра вновь пойдет

Под вой метели на заводы.

Мы не встречаем Новый год,

Но утром скажем: «С Новым годом!»

Ю. Воронов. 31 декабря 1941 года

ВЕДУЩИЙ: В январе 1944 года советские войска окончательно разгромили фашистов под Ленинградом и полностью сняли блокаду, которая длилась почти 30 месяцев. Поэт Юрий Воронов, переживший блокаду, написал так...

ЧТЕЦ (4):

В блокадных днях мы так и не узнали:

Меж юностью и детством где черта?..

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом — паспорта.

ВЕДУЩИЙ: А в тылу многие подростки, заменив ушедших на фронт отцов и братьев, вместе с женщинами и стариками трудились на полях, на фабриках и заводах...

У пионера Пети Серегина из Вологодской области брат — комбайнер ушел на фронт. Четырнадцатилетний пионер решил заменить брата, который еще до войны научил его управлять комбайном. При норме 180 гектаров Петя Серегин убрал 420 гектаров.

В школьных мастерских пионеры Москвы выполняли фронтовые заказы — столяры обстругивали ложи для винтовок, слесари и токари изготовляли детали для мин и другого оружия. В мастерских школ Москвы летом 1942 года работало 17 тысяч пионеров и школьников, выпустивших продукции на 30 миллионов рублей.

Около 20 тысяч пионеров — участников обороны столицы награждено медалями «За оборону Москвы».

15 249 ленинградских пионеров — активных участников обороны Ленинграда получили правительственную награду — медаль «За оборону Ленинграда».

Война закончилась 9 мая 1945 года. Фашизм был полностью уничтожен. Но какой страшной ценой досталась нам эта Победа! Разрушены сотни городов, 70 тысяч сел, свыше 20 миллионов человек было убито, умерло с голоду, уничтожено и сожжено в концентрационных лагерях, пропало без вести.

ЧТЕЦ (5):

Себе дал команду «Вперед!»

Израненный мальчик в шинели.

Глаза, голубые, как лед,  

Расширились и потемнели.

Себе дал команду «Вперед!»

На танки пошел

С автоматом...

Сейчас он,

Сейчас упадет,

Чтоб встать

Неизвестным солдатом.

Ю. Друнина

ВЕДУЩИЙ: Давайте почтим память юных патриотов, отдавших жизнь во имя мира на земле, минутой молчания. Прошу всех встать.

(Минута молчания.)

ЧТЕЦ (1):

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня!

Салют Победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня!

Салют ее большим и малым

Творцам, что шли путем прямым,

Ее бойцам и генералам,

Героям мертвым и живым, Салют!

А. Твардовский. 9 Мая

ВЕДУЩИЙ: «Никто не забыт, ничто не забыто...» — пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией и вашей жизни. Пусть светлая память о павших соединится с готовностью беречь и защищать нашу великую Родину!

Общая характеристика людских потерь Советского Союза в Великой Отечественной войне

Самыми тяжелыми последствиями Второй мировой войны для Советского Союза явились общие людские потери — как военнослужащих, так и гражданского населения.

Мы знаем, что по результатам исследований, проведенных Управлением статистики населения Гокомстата СССР и Центром по изучению проблем народонаселения при МГУ имени М. В. Ломоносова, общие прямые людские потери страны за все годы Великой Отечественной войны оцениваются в 26,6 млн. человек.

Цифра, как видим, огромная. Никогда ранее наша страна не сталкивалась с подобными военными жертвами. Так, в Первую мировую войну мы потеряли 2,3 млн. человек, в Гражданскую с ее смертоносными эпидемиями (тифозными, холерными, малярийными и прочими) было убито, умерло от ран и болезней 8 млн. человек. То есть за восемь лет войны (1914—1922) потеряно 10,3 млн. человек, но это в 2,5 раза меньше, чем во Второй мировой войне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Дети ветеранам войны"

Проект составлен для того, чтобы оказывать помощь ветеранам Великой Отечественной войны, участникам тыла,нуждающимся в помощи и одиноким пенсионерам....

презентация "Дети - герои войны"

творческая работа учащихся, может использоваться на классых часах или на уроках "Боевой славы" , "Уроках мужества"....

Конференция "Дети и война"

Читательская конференция по повести В.Богомолова "Иван" даёт большие возможности расширить рамки произведения и дать бодее широкую картину того, что дети и война - понятия несовместимые....

Презентация к конференции "Дети и война"

Данная презентация сделает урок ярче, эмоциональнее и расширит знания учащихся по данной тематике...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ "Дети и Война".

Цель:воспитание  патриотизма , любви к своей   Родине , к её  защитникам,  чувства  ответственности  человека за происходящее вокруг....

Говорят: доверчивы, как дети. Говорят: нет горя у детей (дети и война)

Вероятно, многие люди вспоминают свое детство как счастливую пору познания мира и самого себя, общения с добрыми и заботливыми родителями, перед ними возникают картины семейных и школьных праздников, ...