Классный час "Видеть рядом с собой человека"
классный час (5 класс) на тему

Афанасьева Светлана Венидиктовна

Классный час по воспитанию толерантности 5-6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_tolerantnost.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час-игра с  элементами тренинговых упражнений

«Видеть рядом с собой человека»

«Толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей» А. Г. Асмолов)

 Цель:      продолжить знакомство с понятием толерантности, учиться уважать друг друга.

Задачи:

  • продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
  • развитие умения «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;
  • развитие способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися;
  • способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности.

Оборудование: магнитная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядный материал (символы, дерево толерантности, глобус), презентация

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Организационный момент

Классный руководитель. Здравствуйте, все мы  живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы. Все мы разные, но все мечтаем жить в согласии с собой и другими. Но сегодня всё больше распространяется в детской, особенно подростковой, среде недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семьи всё чаще проникают в школу. Поэтому актуальным остаётся  вопрос уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей.

Слайд 1 .

Милосердие. Доброта души. Сострадание. Уважение Дружба. Терпение

Что объединяет все эти слова?

Учащиеся:  Их можно объединить одним понятием. Одним словом? Это положительные качества человека.

Слайд 2

Учитель:

 Правильно.  Их можно объединить одним словом  Толерантность. И тема нашего классного часа звучит так «Толерантность – это …»

Слайд 3

2. Основная часть

 Давайте вспомним, что такое  толерантность  и постараемся выяснить, какими качествами толерантной личности обладает каждый из нас, и как мы можем изменить себя,  чтобы наш класс стал более дружный.

Сегодня наиболее актуальна проблема толерантности в общении между людьми.

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках:

Слайд №4 – смысловое значение этого слова

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

•        в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

•        во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

•        в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

•        в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

•        в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

•        в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Доклады учеников.

Толерантность просто необходима! Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

Итак , подведем итог услышанного

Слайд №5 – “Что же такое толерантность?”

Слайд №6

Слайд №7

Слайд № 8

Ученик 1.Что же такое толерантность?

Толерантность. Что это такое? -

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: "Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся".

Толерантность - это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Ученик 2. Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность - слово для живых!

  1. - Толерантность - это милосердие.
  2. - Толерантность - это сострадание.
  3. - Толерантность - это уважение.
  4. - Толерантность - это доброта души.
  5. - Толерантность - это дружба.

 Ученик 3. Генеральной конференцией ЮНЕСКО был утверждён Международный день толерантности – 16 ноября, он провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой (резолюция № 5.61).

Классный руководитель. А теперь послушайте притчу, и вы всё поймёте.

Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Но все они отвечали: "Мышеловка-это твоя проблема, к нам она никакого отношения не имеет!" Чуть позже в мышеловку попалась змея и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, зарезали корову, чтобы достойно накормить присутствующих на похоронах. И все это время мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые ни к кому отношения не имеют. Так что в следующий раз, когда вы услышите, что у кого-то беда, и вы точно уверены, что это вас не касается, вспомните эту историю…

Обсуждение притчи.

- Как вы поняли смысл этой притчи? (ответы детей)

Вы все ученики одного класса. Как вы считаете, класс это маленькая семья или нет? (ответы детей). Хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно? (ответы детей). Давайте будем внимательными друг к другу!  

Это всё можно назвать одним словом  - толерантность. Итак, толерантность слово заимствованное, а поэтому мало понятное.

 Мне бы сейчас очень хотелось узнать, а как вы понимаете, что такое толерантность?

Ближайшими синонимами являются: терпимость, уважение к чужому мнению, лояльность.

Я  приглашаю вас, принять участие в конкурсе. Здесь мы научимся терпению и уважению, взаимопомощи и дружескому отношению друг к другу.

Ход игры (Муз отбивка  если с другом вышел в путь)

а) Игра  «Паутинка»

Цели:

  • показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;
  • дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Ход игры:

– У меня в руках клубочек плохих поступков? и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику

Смотрите, что происходит, когда мы совершаем плохие поступки по отношению к другому человеку…

 (Учитель опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует.)

Обсуждение:

–  Ребята, вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас?

–  Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице и поднялось настроение (сказать хорошее доброе слово – комплимент).

б) Игра «Комплименты»

Цель:

  • создание доброжелательной атмосферы;
  • повышение внутригруппового доверия.

Ход игры:

– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже после самой большой ссоры .

(ребята делают комплименты друг другу)

Обсуждение:

– Скажите, приятно делать и получать комплименты ?

Послушаем стихотворение про комплименты

(Ученица рассказывает стихотворение)

Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже

Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.

И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я  взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…

–  Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!

в) Работа в группах (м \о)

С помощью таблицы ребята определяют качества, которыми должны обладать, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом, зачеркивают.

В пустые клеточки вписывают положительные качества.

УМНЫЙ

ГЛУПЫЙ

ЗЛОЙ

ЧУТКИЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

СМЕЛЫЙ

ЧЕСТНЫЙ

ВРУН

ОТЗЫВЧИВЫЙ

ЖАДНЫЙ

ГРУБЫЙ

ДОБРЫЙ

ЯБЕДА

НАСМЕШНИК

СПРАВЕДЛИВЫЙ

ТЕРПЕЛИВЫЙ

НАДЁЖНЫЙ

ВЕРНЫЙ

РЕШИТЕЛЬНЫЙ

ЖАДНЫЙ

 

 

 

 

 

Слайд 7, 8 .

– Каким словом можно заменить все эти качества? (толерантность).

Учитель:

- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?

- А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?  Можем ли мы научиться быть толерантными.?

Заключительное задание

- Возьмите цветную бумагу, обведите на ней свою ладошку и вырежьте её. На пальцах напишите свои 5 хороших качеств, а на ладошке – что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более дружелюбными.

Мы возьмем ваши ладошки и наклеим их на ватман  у нас получится плакат-портрет нашего класса и  повесим его  в классе.)

VI. Рефлексия. Упражнение “Нитка на пальце”

Каждый из участников, держа в руках клубок, говорит о том, как его лично затронула обсуждаемая проблема. Затем этот участник наматывает на палец нитку и отдает клубок следующему. Получившуюся “паутинку” можно распутать, а можно скомкать. Сегодня мы с вами задумались над проблемой взаимоотношений, о толерантности. Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться.

На плакате изображена мишень. Стикерами покажите, у кого сбылись опасения (красный цвет) или не подтвердились (жёлтый). Чем ближе к центру, тем ожидания подтвердились более полно.

В конце классного часа предлагаю  придумать синквейн на тему взаимопонимания, толерантности.

Толерантность,

Необходимая, благосклонная,

Прощает, сближает, поддерживает.

Трудно, но необходимо понимать друг друга.

Искусство!

 Если мы будем придерживаться формулы: ПРИЗНАНИЕ + ПРИНЯТИЕ + ПОНИМАНИЕ = ТОЛЕРАНТНОСТЬ, тогда поверьте – наша жизнь обязательно станет лучше! Спасибо за сотрудничество.

- В конце мне хочется сказать, что класс– это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было ссор.

(исполняют песню о дружбе « Вместе весело шагать»)

Слайд № 9 – Дарите друг другу сердца и улыбки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Память за собою позови"

Сценарий последнего классного часа в 11б классе...

Классный час "Память, за собою позови"

Это классный час ко Дню Победы....

Умей чувствовать рядом с собой человека

Внеклассное мероприятие, спрособствующее духовно-нравственному развитию подростков....

Классный час в 7 классе «Чувствовать рядом с собой человека» Разговор о толерантности.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Возникшая нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации попа...

Акция"Рядом живет пожилой человек"

Акция"Рядом живет пожилой человек"...