Классный час в 7 классе «Чувствовать рядом с собой человека» Разговор о толерантности.
классный час (7 класс) на тему

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Возникшая нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации попадают и в школы. Задача данного классного часа:

  • получение учащимися прочных знаний о толерантности в контексте всей совокупности общественных отношений, ее месте в системе ценностей, обеспечивающих самосохранение и позитивное развитие общества;
  • формирование у учащихся культуры сотрудничества, сотворчества в урочной и неурочной деятельности, повышение коммуникативной культуры школьников;
  • развитие навыков толерантного поведения в повседневной деятельности учащихся;
  • закрепление толерантных ценностей на личностном уровне педагога и ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Толерантность408.32 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

7 Класс

«Чувствовать с рядом с собой человека» Разговор о толерантности.

Слайд№1

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова), с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
  • развивать критическое мышление, навыки групповой работы. Умения вести диалог, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем:
  • развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • развитие  внимания, памяти, творческого мышления;
  • воспитание сплоченности, уважительного отношения к людям.

Классный руководитель.

16 ноября - Международный день толерантности. Что обозначает слово «толерантность», вы знаете? Для многих из вас звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития  современного человеческого общества.

Сегодня на классном часе мы будем говорить о толерантном человеке, человеке будущего.

Что заставляет нас сегодня говорить о толерантности?

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность распространяются и в детской, особенно в подростковой среде.

 В нашей школе за последнее время увеличилось число мигрантов из Молдавии, Узбекистана, Казахстана, Армении, Киргизии. И, к сожалению, не всегда эти ребята могут чувствовать себя комфортно в нашей среде. У многих возникают проблемы с русским языком, им трудно адаптироваться в нашем обществе. И наша задача им помочь. Не говорить за спиной или в глаза обидные слова «чурка», «кавказец», «хачик», а «почувствовать рядом с собой человека», быть толерантным.

Так что же такое толерантность?

Слайд №2

Послушайте, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара.

  • Толерантность - это способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения      ( испанский).
  • Толерантность - это готовность быть терпимым, снисходительным (английский).
  • Толерантность - это прощение, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим (арабский).

А вот в русском языке слово «толерантность» означает способность терпеть что-то или кого-то ( быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.

-Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

Давайте поразмышляем об этом. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Сценка «Перед вами две дороги. Выбирайте…»

        Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихонько стонал, а в его глазах стояли слёзы.

        -Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

        -Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

        -Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

        -А нам-то что, он сам виноват.

        -Отпусти мою руку. Ему нужна помощь.

        -Он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

        -Я всё равно подойду. –Девушка вырвала руку.

        -Я тебя не пущу. Ты – моя девушка, не смей общаться со «всякими». Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

        -Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

        Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

        -Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой?

        -Я сломал её…кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

        -Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

        -Спасибо, леди, спасибо…

        -Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет «мобильника»?

        Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела не него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила от его взгляда…Она поднялась и приблизилась к парню.

        -Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу!

        -Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

        Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

  • Почему молодой человек отказался помочь?
  • Как бы вы поступили в этом случае?
  • Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
  • Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Классный руководитель.

        Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, это и будет проявление доброты.

Сценка на вокзале

В плотном потоке людей, хлынувшем из вечерней электрички, медленно шла пожилая женщина, тяжело нагруженная сумками. «Давайте вашу корзину, я вам помогу» - тронул ее за руку парень лет 16. Она удивленно взглянула на него, мотнула головой. Молодой человек прибавил шагу и исчез в толпе. Один из идущих сзади, сказал: «Ох и прыткий какой! Ишь ты, корзину ему подавай. Украсть решил, да не вышло!» А другой откликнулся: «Зачем вы так? Мальчик просто хотел помочь».

Классный руководитель

Давайте задумаемся. Два человека видели и слышали одно и то же. Но первый решил, что это была попытка украсть, а второй расценил этот поступок молодого человека как предложение помощи.

Почему? Наверное, это зависит от общего отношения к людям. Чего мы от них ждем? Хорошего или плохого? Насколько мы к ним доброжелательны?

        Мы видим, что есть 2 пути развития личности:

толерантный и интолерантный.

Сейчас я предлагаю вам небольшой тест, ответив на вопросы которого, вы сможете определить, насколько вы толерантны. Если выбираете первый ответ, загибайте палец.

Миша плохо одет…

  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

  • Ты просишь, чтобы он объяснил это.
  • Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  • Ты стремишься лучше узнать его.
  • Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

  • Ты разговариваешь с ним.
  • Ты говоришь, что все мальчики - нули.

На твоих глазах на кого – то нападают…

  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

Классный руководитель.

Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Стоит вспомнить мысль Экзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Общаясь с другим человеком, проявляйте интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувственно относитесь к его переживаниям.

Давайте разберем следующую ситуацию.

Известного журналиста пригласили быть председателем конкурса молодых литераторов. Журналисту был прислан пригласительный билет, и он, как человек обязательный приехал на час раньше, чтобы познакомиться с публикациями молодых поэтов, очеркистов в многотиражных заводских, институтских, газетах. вывешенных в фойе. Устроители же конкурса за полчаса до начала послали за председателем жюри машину и с нетерпением ждали его прибытия. Они нервничали, поглядывая на часы. Все присутствующие зашли в зал, и только один пожилой человек, не зная  о том, что ждут именно его, находился в фойе, знакомился с материалами выставки. К нему направился  с нарукавной повязкой устроителя конкурса один из работников и решительно заявил: «Если вы, папаша, сейчас же не пройдете в зал, а будете болтаться здесь под ногами, я выставлю вас за дверь».

Как вы оцениваете поступок молодого человека? Где лежат корни его недоброжелательности?

Что, по вашему мнению, он будет делать, узнав, с кем разговаривает?

А сейчас давайте подведем итог нашей работы. У вас на столе лежат карточки со словами, характеризующими понятия «толерантность» и «интолерантность». Выберете нужное и прикрепите магнитами на доске.

        Итак, вот что у вас получилось:

Толерантная личность

  • Уважение мнения других
  • Доброжелательность
  • Желание что-либо делать вместе
  • Понимание и принятие
  • Чуткость, любознательность
  • Снисходительность
  • Доверие, гуманизм

Интолерантная личность

  • Непонимание
  • Игнорирование
  • Эгоизм
  • Нетерпимость
  • Раздражительность
  • Равнодушие
  • Выражение пренебрежения

Слайд №3 (после выполнения задания)

Игра «Волшебная рука»

        Обведите на листе свою руку. Напишите на пальцах свои хорошие качества, а на ладони – то, что хотелось бы изменить в себе.

Мы с вами говорили о толерантности, о толерантной личности.  Соблюдайте правила толерантного общения:

Слайд №4

  • Уважай собеседника
  • Старайся понять то, о чём говорят другие
  • Отстаивай своё мнение тактично
  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого
  • Стремитесь учитывать интересы других

Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Давайте учиться быть толерантными и всегда «чувствовать рядом с собой человека».

А закончить наш разговор о толерантности мне хотелось бы стихами

 Б. Окуджавы

Давайте восклицать,

Друг другом восхищаться,

Высокопарных слов

Не надо опасаться.

Давайте говорить

Друг другу комплименты.

Ведь это все любви

Счастливые моменты

Давайте понимать

Друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз,

Не ошибиться снова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час- презентация "О том, как властвовать собой"

 Материал даёт понятие о стрессе, помогает научить школьников владеть собой в стрессовых ситуациях и стать толерантными по отношению к другим.  ...

Умей чувствовать рядом с собой человека

Внеклассное мероприятие, спрособствующее духовно-нравственному развитию подростков....

Классный час-тренинг "Можно ли научиться управлять собой?"

Цель: профилактика депрессивных состояний в подростковой среде.Задачи:1. Актуализировать стратегии поведения в стрессовых ситуациях.2. Сформировать навыки саморегуляции.3. Сформировать навыки конструк...

Классный час "Видеть рядом с собой человека"

Классный час по воспитанию толерантности 5-6 класс...

Классные часы по теме "Экзамены. Умей владеть собой"

Формирование навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки и сдачи экзаменов....