Воспитательная деятельность педагога дополнительного образования
статья на тему

Сегодня в педагогической науке не найти столь по-разному определяемого термина, как «воспитание». В буквальном смысле «воспитание» — это вскармливание, питание ребенка. Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. Задача педагога дополнительного образования-  целенаправленная  профессиональная  деятельность, способствующую решению воспитательных задач. В воспитательной работе основное место занимает деятельность педагога, который реализует весь комплекс организаторских функций: целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности и т.п. На сегодняшний день общество определяет ориентиры развития и воздействия на ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd_pdo.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитательная деятельность педагога дополнительного образования»

Сегодня в педагогической науке не найти столь по-разному определяемого термина, как «воспитание». В буквальном смысле «воспитание» — это вскармливание, питание ребенка. Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. Задача педагога дополнительного образования-  целенаправленная  профессиональная  деятельность, способствующую решению воспитательных задач. В воспитательной работе основное место занимает деятельность педагога, который реализует весь комплекс организаторских функций: целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности и т.п. На сегодняшний день общество определяет ориентиры развития и воздействия на ребенка.

Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения.

      Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Функции воспитательной работы

-Первая функция — организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задач.

-Вторая функция — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между воспитателями и воспитанниками, так и между детьми.

-Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение воспитанник \

     Оригинальна предложенная Е.В. Титовой классификация форм воспитательной работы. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям

     Мероприятия — это события, занятия, ситуации в группе, организуемые воспитателем или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие.

      Дела- это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:

  • дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;
  • творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;
  • коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

По направлению воспитательной работы или видам деятельности:

  • организация познавательно-развивающей деятельности;
  • нравственное воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • физическое воспитание.

Азбука форм работы.

А – агитбригада, академия (волшебства, фантазии), акция, аттракцион, аукцион

Б – базар (головоломок, загадок), бал, банк (идей), беседа, блиц, брейн-ринг, брифинг, бюро (добрых дел)

В – вечер, вечеринка, викторина, выпуск (газеты), выставка

Г –город (мастеров), гостиная, гулянье

Д –демонстрация, день (именинника, самоуправления,…), десант (трудовой), дискотека, диспут

З - забавы, закладка (аллеи), Зарница, зарядка, заседание (совета старейшин, мудрейших), защита (времен года, имен, профессий, фантастических проектов)

И - игра, игротека, именины (книжкины), инсценировка (песен)

К – карнавал, КВН, клуб, колядки, конкурс, конференция, концерт, костер, кросс,

Л – лаборатория (творческая), лагерь, лекторий, линейка

М –марафон (знаний), марш, мастер – класс,  мастерская (творческая, Деда Мороза),  месячник, митинг,

О –огонек, операция, отчет

П – парад, патруль, поездка, полет, политинформация,  полоса препятствий, посиделки, поручение, поход, почта (новогодняя), праздник, пресс-конференция, прием, проводы (зимы), прогулка, путешествие, пятиминутка

Р – ребусник, радиопередача, разведка (интересных дел), развлечение, рейд, ринг (выпускной, музыкальный)

С – сбор, семинар, слет, смотр, собрание, соревнование, спартакиада, спектакль, стартинейджер, субботник, сюрприз

Т – театр, тренинг, тропа (экологическая, туристическая), турнир (рыцарей, эрудитов)

У –урок (мужества), утренник

Ф – фестиваль, физкультминутка, фильмотека, форум

Ц – церемония, цикл (годовых праздников), цирк

Ч – чаепитие, час (юмора, игры), чемпионат, чтения

Ш – шествие (факельное), шефство, шоу, штаб, штурм

Э – экскурсия, экспедиция, экран (соревнований),  эстафета

Ю – юбилей, юморина  

Я – ярмарка

Требования к методическим  разработкам воспитательного мероприятия.

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, занятии, программы.

В сфере воспитательной работы методическая разработка представляет собой текстовое изложение воспитательного мероприятия и включает в себя, как правило, несколько разделов:

  1. Титульный лист (название, форма проведения, на какой возраст детей рассчитано дело, автор, составитель разработки).
  2. Цель. Она должна давать ответ на вопрос, чего мы хотим достичь, проводя данное мероприятие.
  3. Задачи (или промежуточные цели). Они отвечают на вопрос: «Какие шаги мы должны совершить, чтобы достигнуть искомой цели?»
  4. Условия проведения (место проведения, оформление, продолжительность).
  5. План подготовки (особенно необходимо, если дело готовилось вместе с детьми).
  6. Действующие лица и исполнители (количество, возраст, функциональные роли при необходимости).
  7. Сценарный план (текстовое изложение хода дела).
  8. Методические рекомендации и советы по подготовке и проведению дела.
  9. Необходимые для проведения дела инструменты и материалы.
  10. Использованная литература.

Примерный план подготовки воспитательного мероприятия

1. Подобрать интересную для детей тему (можно использовать анкетирование).
2. Определить цели проведения мероприятия (образовательную, воспитательную, развивающую).
3. Определить содержание мероприятия, его форму, структуру. Подобрать необходимую литературу и оборудование.
4. Сформировать творческие группы ( по видам деятельности) для написания сценария и подготовки мероприятия. При разработке сценария обязательно определить роль детей – зрителей.
5. Продумать оформление места проведения мероприятия, призы активным участникам, победителям (в случае проведения мероприятия в форме соревнования).
6. Обязательно прорепетировать центральные моменты мероприятия.
7. Заблаговременно вывесить красочное объявление о дате и месте проведения мероприятия, его теме.
8. При проведении мероприятия ребенок играет роль, отведенную ему сценарием.

Подготовила педагог-организатор Центра «Созвездие»  Палиани Г.Н., г. Советский, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования

В статье рассматривается применение методов проектной деятельности на занятиях по судомоделированию...

Методическая разработка - Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования

Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования В период модернизации российского образования приоритетная роль дополнительного образования детей состоит в том...

Воспитательная и развивающая деятельность педагога дополнительного образования.

В презентации отражаются все этапы проектирпования воспитательного дела, формы и функции воспитательной работы...

Воспитательная деятельность педагога дополнительного образования в современных условиях

Вважно найти индивидуальный подход к каждому ребенку, заинтересовать его, сформировать детский коллектив....