ИДЕАЛЬНЫЙ СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ .
статья на тему

Якушина Татьяна Юрьевна

Профессию педагога невозможно сравнить ни с какой другой, потому что это не только работа, это редкий дар души. Это самоотверженность и желание отдавать свое тепло, свою энергию десяткам, сотням детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ИДЕАЛЬНЫЙ СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ .

 Профессию педагога невозможно сравнить ни с какой другой, потому что это не только работа, это редкий дар души. Это самоотверженность и желание отдавать свое тепло, свою энергию десяткам, сотням детей.

 Какие они, педагоги, что для них важно в жизни, в профессии? Какими чертами характера они обладают и на какие ценности ориентируются в профессиональной деятельности?

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

 Василий Александрович Сухомлинский считал, что основой успеха учителя, является духовное богатство и щедрость души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.

 Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Не каждый учитель может работать, не считаясь со временем, жертвуя подчас даже состоянием здоровья.

Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества.

Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Оно отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.

 Доминантными качествами в профессионально-педагогической являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность.

 В профессиограмму учителя входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально желательных характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на профессиональную деятельность.

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений : гностические, идеологические, дидактические, организационно-методические, коммуникативно-режиссерские, прогностические, рефлексивные, организационно-педагогические, конструктивные, технологические, производственно-операционные, специальные умения.

Каким должен быть идеальный учитель?

Первым делом учитель свой предмет должен любить.. Притом любить не с энтузиазмом новичка, которому только что показали «чудо», а... не знаю даже, с чем это сравнить, с продолжительной супружеской жизнью, что ли? Знать плюсы, знать минусы, но при этом – продолжать интересоваться, находить и помнить «изюминки», получать удовольствие, рассказывая о предмете...

 Для полной идеальности учителя – еще действительно хотеть заинтересовать собеседника (в частном случае, ученика) предметом, в крайнем случае – оставить хорошее о нем впечатление. Это, по-моему, есть надежный путь к привлечению внимания учащихся. Возможно, мне кажется это важным потому, что все «идеальные» педагоги, которые меня учили, свои предметы обожали.

 Вторым пунктом хотелось бы отметить умение говорить. Внятное произношение, минимум слов-паразитов, избегание сложносложноподчиненных предложений, которые в письменном виде заняли бы треть, а то и половину страницы. Еще, пожалуй, умение пользоваться интонацией. Это редко бывает врожденным; надо тренироваться. Слишком важно это для удержания внимания учащихся. Мне встречались такие педагоги: да, они умные люди, они понимают и ценят свой предмет, но их совершенно невозможно слушать – или невнятная речь, так что приходится постоянно переспрашивать, или любовь к «уходам в сторону» или такой структуре предложений, что уследить за мыслью никак не получается.

 Дальше будет... гибкость, что ли? С одной стороны, адаптация к новым материалам и новой технике, новым разработкам в своей и смежных областях. С другой стороны – способность выслушивать и адекватно реагировать на критику, комментарии, поправки со стороны окружающих, в особенности со стороны учеников.

 Ну и напоследок – крепкие нервы. Способность не срываться на истерики по поводу и без повода, не поддерживать чужие истерики (дети часто не в состоянии контролировать свои эмоции); способность спокойно отвечать на вопросы, особенно на повторяющиеся; способность не считать все происходящее на уроке личным оскорблением. Возможно, кто-то скажет, что крепкие нервы должны быть первым пунктом. Я не соглашусь. Дело в том, что некрепкие нервы, скорее всего, помешают развитию какого-то из предыдущих пунктов, третьего – почти наверняка; наличие же первого и третьего пунктов – почти гарантия достаточно крепких нервов.

Самое главное. Чтобы он не насаждал, что все так и есть, а давал бы ученикам вывести своим умом, что как есть, так сказать, вел бы к решению. И избегал шаблонных вопросов и задач, по возможности.

Учитель должен быть в первую очередь человеком и с пониманием относиться к ученикам, к их проблемам и трудностям. Идеальный учитель просто любит своих учеников, с пониманием относится к подросткам, к их проблемам. Он должен быть своим в кругу учеников, но в тоже время быть старше и не допускать панибратских отношений.

 Важно, конечно, чтобы он умел заинтересовать аудиторию, чтобы на его занятиях было интересно. Чтобы не возникало даже мысли о чем-то другом. Он должен быть дружелюбным и приветливым.

 Зарплата – важный фактор, влияющий на моральное состояние человека, но не на истинного учителя, энтузиаста, учителя по призванию. И все же зарплата должна поддерживать любого человека, а не наводить на мысли о переходе в другую более прибыльную сферу.

Итак, если собрать воедино все те черты, о которых мы говорили, то получится, наверное, идеальный Учитель, педагог-новатор, обладающий великолепными организаторскими и творческими способностями, дружелюбный, успешный, ответственный, мудрый, гибкий, разумный, воспитывающий личным примером, а главное – любящий всех своих детей и каждого ребенка в отдельности. .

 И еще – идеальный учитель – он же идеальный ученик, и он уважает в ученике своего учителя, так как любой, встретившийся в жизни, может быть учителем.

 И, наконец, даже самому талантливому учителю трудно будет реализовать свой творческий потенциал при несовершенстве системы образования. Как не может быть хорошей системы образования без хорошего учителя, так теряется смысл иметь хорошего учителя без хорошей системы образования.

 Сегодня при всем многообразии и дифференцированности форм, методов и содержания образования, ему не хватает стержневой основы, мировоззренческого ориентира, того, что дает культура любого общества.

 Ведь, по сути, образование – это нечто более глубокое, чем то, что мы учим и после уроков забываем. Образование – это то, что остается в человеке после обучения, что дает ему равновесие, устойчивость, гармонию с миром и обществом. При этом огромную роль играют нравственные ориентиры. Учитель – проводник, духовный наставник, он помогает детям осознать подлинное значение духовных ценностей, дает ту нравственную опору, на которой строится прогресс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для педагогов дошкольного учреждения и учителей начальных классов в рамках преемственности между ДОУ и школой «Что знает современный педагог об оптико-пространственных представлениях у детей?» (авторская) учитель-логопед И.Н.Думитраш

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно - образовательной работы, методов её осуществления. Н.К. Крупская, отмечая орг...

Сценарий педагогического совета «Современный педагог в современной московской школе»

Сценарий включает: цели и задачи педагогического совета, программу, презентацию выступления "Ценности московского образования", круглый стол "Критерии работы современного московского уч...

Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования

Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....

Качества и компетенции педагога: каким должен быть современный педагог.

Публичное выступление на тему: "Качества и компетенции педагога: каким должен быть современный педагог"...