Классный час «Воспитание толерантности как помощь в общении с одноклассниками»
классный час (6 класс) на тему

Макарова Ольга Владимировна

Классный час "Воспитание толерантности как помощь в общении с одноклассниками".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект классного часа на тему:

 «Воспитание толерантности
как помощь в общении с одноклассниками»

Цель: 

Сформировать у подростков представление о толерантности в обществе и в отношении к одноклассникам.

Задачи:

  • показать многозначность понятия «толерантность»;
  • выяснить, каких качеств нам не хватает, чтобы считаться подлинно толерантными людьми;
  • развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию; 
  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • стимулировать воображение участников в поисках собственного решения проблемы, поведения;
  • развитие творческих способностей.

Оборудование:

  • Экран с презентацией;
  • Цветные карандаши;
  • Зубочистки с окрашенными кончиками (синий и красный цвета);
  • Карточки для задания № 6;
  • Разноцветные листочки для дерева, задание № 7;
  • Классная доска;
  • Карточки с определением толерантности.

Ход классного часа.

      (Слайд № 1)

Учитель:

Сегодня мы будем учиться «правильно» общаться друг с другом. Слушать и слышать собеседника, быть терпимыми.

Ребята, как вы понимаете значение терпимость?

Ученики делятся с классом своими предположениями.

Терпимость – это форма поведения (способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.) Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. 

  1. Тема классного часа.

Учитель:

Чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня будем беседовать вам нужно решить ребус. Разделившись на 2 две команды.

         Ученики тянут жребий.

У вас на столах лежат листочки, на них написаны буквы, которым надо найти их место и тогда мы сможем прочитать название нашего занятия, но чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо решить примеры.

т

о

л

е

р

а

н

т

н

о

с

т

ь

41-40

15-13

33-30

20-16

17-12

12-6

3+4

2+6

7+2

5+5

5+6

8+4

10+3

Ученики всего класса выполняют это задание в своих командах.

Прочитайте, какое слово получилось?

   Итак, тема сегодняшнего классного часа «толерантность»

(Слайд № 2)

Проблема толерантности стала сегодня так называемой актуальной темой. Люди со всего мира начали активно путешествовать и общаться.  

Как вы понимаете слово толерантность?

Ученики дают свои предположения.

Нам сегодня предстоит определить это понятие, выяснить, каких качеств нам не хватает, чтобы считаться подлинно толерантными людьми, а так же научиться общаться друг с другом корректно.

Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

(Слайд № 3)

Обучающие по очереди читают определения.

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; 

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; 

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; 

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; 

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; 

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). 

Вопросы к учащимся: 

  1. Какое из определений вам импонирует более всего?
  2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
  3. Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

Ученики отвечают на заданные вопросы.

(Слайд № 4) 

Учитель:

Теперь, ребята, я предлагаю вам послушать определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):

Одного из учеников класса прошу зачитать данную декларацию.

Толерантность означает - «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

– Можно ли жить мирно и не ссориться?

– Как это сделать?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.

Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.

– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?

Какие нормы поведения в классе считают толерантными?

(Слайд № 5)

Один из ребят зачитывает нормы со слайда.

     Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.

- Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

- Не делай другому того, от чего больно тебе.

- В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.

- Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.

- Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

- Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

- Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.

  1. Игра “Волшебная лавка”

Учитель:

Ребята, у вас появиться возможность выяснить, каких качеств вам не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Представьте себе, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию, непонимание, игнорирование, эгоизм. Получив карточки с различными качествами,  вы должны их разделить для толерантных и интолерантных личностей.

Все ребята в классе работают в своих командах, выполняя это задание.

 (Слайд № 6)

Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий. У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.

– Какая это сторона?

           Ученики: Интолерантная 

– Какие её формы проявления вы знаете?

Обучающиеся приводят примеры.

Учитель:

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов

4. Притча « Мудрецы и слон»

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

– О чём эта сказка?

– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Ученики высказывают свои предположения.

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?

Какой конец сказки предполагаете вы? В своих командах придумайте его.

Ребята работают над заданием, потом один их участников команды отвечает.

  1. Из-за чего разгораются конфликты?

Учитель:

Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.

– Приведите примеры из своей жизни, из литературы и кинофильмов, где причиной конфликта являются перечисленные вами причины.

– К каким результатам приводят конфликты?

Ученики отвечают на заданные вопросы.

(Слайд № 7) 

Один из ребят зачитывает со слайда следующее:

Три результата конфликта:

1. Победа – поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.

2. Поражение – поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.

3. Победа – победа — обе стороны приходят к согласию.

(Слайд № 8)

Один из ребят зачитывает со слайда следующее:

Правила управления конфликтом: 

1.Не прерывайте. Слушайте.

2. Не делайте предположений.

3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.

4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.

5. Закончите на позитивной ноте.

Учитель:

Ребята, приведите мне пример недавнего конфликта в нашем классе. Как вы считаете, как нужно было решить этот спор?

Ученики приводят пример и отвечают на поставленный вопрос.

(Слайд № 9)

А теперь давайте с вами узнаем, каким планом разрешения спора нужно руководствоваться.

План разрешения споров:

1. «Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то?»

2. Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко.

3. Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у своего собеседника что-нибудь приятное, положительно его характеризующее.

  1. Работа в группах.

Учитель:

Ребята, вам предлагается 5 вариантов ситуаций в различных школьных помещениях. Попробуйте решить эти споры. Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом. Для того чтобы вам было легче мы разделимся на 5 команд. Вы сами можете выбрать себе компаньонов.

Группа 1 – в школьной библиотеке:

Ты одолжил учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф за утерю.

Группа 2 – в классе:

Сосед по парте во время контрольной заглядывает к тебе в тетрадь и навлекает на тебя неприятности. В итоге учитель снижает на балл оценку тебе, а не ему.

Группа 3 – на перемене:

Твоя лучшая подруга показала мальчику из класса записку, которую вы написали о нем. Это был только ваш секрет.

Группа 4 – в школьном дворе:

Ты принес в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели посмотреть и послушать его. Но когда последний мальчик взял его, то случайно сломал одну из кнопок.

Группа 5 – в столовой:

Твой одноклассник вчера занял у тебя 50 рублей на обед и обещал вернуть на следующий день. Ты понадеялся на его честность и сегодня денег с собой не взял. Когда ты подходишь к нему в столовой, он говорит, что у него денег хватит только на себя.

Обучающиеся выполняют задание в группах, далее рассказывают, как они могли бы выйти из этих ситуаций, пользуясь полученными советами о толерантности на данном уроке.

7. Рефлексия “Дерево толерантности”

Учитель:

Наш классный час подходит к завершению и нам нужно подвести его итог. Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс стал пространством толерантности.

 Ученики на бумаге в форме листа дерева пишут слово или фразу о толерантности, далее листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, которое нарисовано на доске.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди .» (Б. Шоу)

Слайд 2

«Воспитание толерантности как помощь в общении с одноклассниками»

Слайд 3

tolerancia испанский - способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения; tolerance французкий – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; tolerance английский – готовность быть терпимым, снисходительным; kuan rong китайский – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; tasamul ’ арабский – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; русский – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Слайд 4

«Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию) Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Слайд 5

Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову. 1. Не делай другим того, чего не хотел бы от других. 2. Не делай другому того, от чего больно тебе. 3. В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе. 4. Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе. 5. Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей. 6. Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними. Толерантные нормы поведения:

Слайд 7

Три результата конфликта 1. Победа – Поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена. 2. Поражение – Поражение — обе стороны не удовлетворены результатом. 3. Победа – Победа — обе стороны приходят к согласию.

Слайд 8

1. Не прерывайте. Слушайте. 2. Не делайте предположений. 3. Не переходите на личности и не оскорбляйте. 4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих. 5. Закончите на позитивной ноте. . Правила управления конфликтом:

Слайд 9

План разрешения споров: 1. « Пострадавший » должен сказать, что хочет спросить. Например: « Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то? » 2. Говорите о сути дела , а не вокруг да около. Изложите свое мнение конкретно и четко. 3. Признайте свою ошибку или докажите обратное . Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее.

Слайд 10

Правила толерантного общения. Уважай собеседника. Старайся понять то, о чем говорят другие. Отстаивай свое мнение тактично. Ищи лучшие аргументы. Будь справедливым, готовым принять правоту, другого. Стремись учитывать интересы других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у учащихся культуры общения на уроках литературы.

В статье поднимается вопрос о том, что очень часто человек не обладает коммуникативными навыками, попросту говоря, не умеет общаться с людьми. Что мы, педагоги можем сделать для этого? Мы располагаем ...

Программа развивающих занятий с учащимися, имеющими трудности в общении с одноклассниками. (для учащихся 6 классов)

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения...

Классный час "Воспитание у школьников культуры межнационального общения"

Материал содержит анкету и рекомендации по проведению классного часа...

статья "Воспитание у подростков культуры общения"

Материалы о работе учителя на уроках  литературы по привитию учащимся культуры общения в социуме, о методах и приемах вооружения учащихся правилами вести диалог в разных речевых ситуациях....

Возможности литературы в воспитании у подростков культуры общения.

Тревогу вызывает эгоистичность детей, замкнутость, неумение общаться с окружающими, находить друзей, самим быть верными товарищами, эмоциональная глухота, равнодушие даже к самым близким. С годами эти...