Статья на тему: «Коррекционная направленность воспитания».
статья на тему

Павлова Анастасия Игоревна

 Статья о важности коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, в конечном счете, - их социальной адаптации, трудоустройстве и дальнейшем приспособлении к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_korrektsionnaya_napravvlennost_vospitaniya.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа №565 Кировского района Санкт-Петербурга

Статья

на тему: «Коррекционная направленность воспитания».

Автор-составитель:

Павлова Анастасия Игоревна

 

                                                        

Санкт-Петербург

2016-2017 учебный год

Коррекционная направленность воспитания.

Цели и задачи обучения и воспитания детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные. Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для детей со сложным дефектом эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания. Цель коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, в конечном счете, - их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить ,по возможности, в семье и трудовом коллективе.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми коррекционной школы:

- Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.

- Воспитание детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.

- Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.

- Физическое воспитание.

- Самообслуживание.

- Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.

Максимально возможное развитие детей коррекционной школы может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий:

- Более раннее начало коррекционной работы;

-Благоприятная семейная обстановка и тесная связь специального учреждения с семьей;

- Применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям аномальных детей и целям их воспитания.

Проблема ранней коррекции аномальных детей чрезвычайно важна.

Работа с детьми с умеренной и глубокой умственной отсталостью должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания целенаправленности действий, на упорядочение поведения, контактности. Коррекционное обучение аномальных детей в раннем возрасте нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребенка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу. Ранняя коррекция имеет значение не только как эффективное средство развития ребенка, но и как надежное средство диагностики, поскольку в процессе длительного наблюдения при активном педагогическом воздействии наиболее полно выявляются все возможности и особенности каждого ребенка, дополнительные и вторичные нарушения, в результате чего, к началу школьного обучения может быть безошибочно определен тот тип школы, в котором он должен обучаться.

Второе условие для благоприятного развития ребенка – правильная организация его семейного воспитания. Роль родителей детей с проблемами умственного развития трудно переоценить и в том случае, если ребенок живет дома, и тогда, когда он помещен в специальный детский дом. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребенка, но часто им не хватает знаний и умения. Воспитание ребенка требует много терпения, настойчивости, понимания и часто даже педагогической изобретательности. Однако, правильный подход, повседневное приучение ребенка к выполнению посильных заданий со временем окупают себя, поскольку ребенок из требующего опеки и ухода существа, становится самостоятельно обслуживающим себя маленьким человечком и по возможности своих сил  помощником для родителей. В семье ребенка можно обучить многому: обслуживать себя, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми.

Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, -любовь к музыке, прогулкам, интерес к определенным играм и игрушкам – как меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий. Применение адекватных программ и методов обучения детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью, соответствующих возможностям и целям их воспитания, - важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение детей с проблемами интеллектуального развития, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения  уровень такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода. Для детей особенно вредно обучение на завышенном материале методом многократного повторения  плохо осмысленного материала; обилие словесного обучения, в расчете на механическое запоминание; чтение текстов и вопросов – ответный метод без опоры на наглядность, на реальные адекватные представления по прочитанному и наглядно-действенное мышление учащихся; оперирование заученными штампами и бессмысленное манипулирование цифрами при обучении счету.  Все обучение должно проводиться методом предметно-практической деятельности учащихся, с речевым сопровождением и должно быть направлено на выработку пусть примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений. Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно-практической деятельности детей на всех уроках. В предметно-практической деятельности дети коррекционной школы могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения. Задача коррекционно-воспитательной работы - нравственное воспитание, формирование правильного поведения. Необходимость социальной адаптации детей коррекционной школы, общение со средой нормальных людей ставит перед специальными учреждениями серьезные задачи нравственного воспитания, выработки у них общепринятых норм поведения. Часто наблюдаемые у детей неготивизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания, эти отрицательные черты – обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий: неустройство быта, беспорядок требований, плохой пример, отсутствие четкого режима. Поэтому для детей коррекционных школ еще важнее, чем для здоровых, спокойная обстановка, систематичность требований – все, что создаёт и закрепляет у детей необходимые привычки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка по теме"Коррекционная направленность уроков труда"

В творческой разработке раскрывается урок по теме"Нарезание наружной резьбы в ручную" длч обучающихся 7 класса специальной коррекционной школы....

Коррекционная направленность воспитания

Работа с детьми с умеренной умственной отсталостью должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправленности действий, на упорядочение поведе...

Статья "Коррекционно-развивающая направленность воспитания по формированию социально-нравственных качеств у школьников"

Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт нравственного воспитания детей. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколени...

Статья по теме: Практическая направленность обучения русскому языку в коррекционной школе

Практическая направленность обучения русскому языку в коррекционной школе...

Мастер – класс по теме «Коррекционная направленность урока математике

Урок в школе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии должен иметь коррекционную направленность.Коррекционная работа – это исправление или ослабление имеющихся недостатков учащихся и содей...

«Оздоровительно-коррекционная направленность процесса физического воспитания школьников с заболеваниями сердечно сосудистой и дыхательной систем специальной медицинской группы».

 В последние годы среди детского населения Российской Федерации наблюдается неблагоприятная ситуация, связанная с ростом числа заболеваний, снижением уровня физического развития и физическ...