«Оздоровительно-коррекционная направленность процесса физического воспитания школьников с заболеваниями сердечно сосудистой и дыхательной систем специальной медицинской группы».
проект по физкультуре

Наталья Владимировна Агапитова

   В последние годы среди детского населения Российской Федерации наблюдается неблагоприятная ситуация, связанная с ростом числа заболеваний, снижением уровня физического развития и физической подготовленности школьников.   В настоящее время российские школы выпускают не более 10% здоровых детей и около 40 % - с детской патологией. Специалисты связывают подобный факт с особенностями обучения в общеобразовательных учреждениях. К числу мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваний, следует отнести повышение физического развития и физической подготовленности детей с патологией, развитие двигательной активности, применение современных оздоровительных педагогических технологий, обеспечивающих раскрытие функциональных возможностей и профилактику заболеваний школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_agapitova_n.v.doc432 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия                      Управление образования МО «Кяхтинский район»                      Республиканский конкурс учителей общеобразовательных учреждений

в рамках реализации КПМО в Республике Бурятия

на получение денежного поощрения

«Педагогическая элита Бурятии»

Проект № ____________________

                        (заполняется при регистрации)

«Оздоровительно-коррекционная направленность процесса физического воспитания школьников с заболеваниями сердечно сосудистой и дыхательной систем специальной медицинской группы».

 (название проекта)

Общеобразовательное учреждение:

МОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №4»

Фамилия, имя, отчество автора проекта:

Агапитова Наталья Владимировна

Должность автора проекта:

Преподаватель физической         культуры

Контактный телефон:

адрес электронной почты автора проекта:

                                                                              8(30142)91283, qalinanik7@mail.ru.

Подпись автора проекта:

_____________________

Документы принял:

«______»


Наименование проекта: «Оздоровительно - коррекционная направленность процесса физического воспитания школьников с заболеваниями сердечно сосудистой и дыхательной систем специальной медицинской группы»

Автор проекта: Агапитова Наталья Владимировна

Должность: преподаватель физической культуры МОУ Кяхтинская СОШ №4

Образование:  БГУ 2007 г, специалист по физической культуре и спорту.

Стаж: трудовой 14 лет, педагогический 14 лет, в КСОШ №4 – 8 лет .

Категория: Вторая квалификационная категория от 05.03.2005 г.

Курсы повышения квалификации:

  1. 05.01.2008 «Модернизация системы общего образования. Инновационные подходы»
  2.  сентябрь 2008 « Внедрение в образовательный процесс инновационных методов обучения и ИКТ»

Адрес: 671840, г.Кяхта ул. Ленина 48;  тел.8(30142)91283; galinanik 7 @ mail.ru

Группа: Реализованный проект с дальнейшим внедрением

   

Презентация  проекта «Оздоровительно-коррекционная направленность процесса физического воспитания школьников с заболеваниями сердечно сосудистой  и дыхательной систем специальной медицинской группы».

Мероприятие : общешкольное родительское собрание « Перспективный план развития, образовательной, воспитательной деятельности на 2008-2009 учебный год».

Дата проведения: 9 сентября 2008 год.

Присутствуют: Администрация школы, педагогический коллектив школы, Управляющий совет школы, родительская общественность.

Приглашенные: представители Министерства образования и науки РБ, администрации МО «Кяхтинский район», МО «Город Кяхта», РУНО, ЦДО, КДН.

Итого: 310 человек.

Повестка дня включала множество вопросов одним, из которых был: презентация проекта «Оздоровительно-коррекционная направленность процесса физического воспитания школьников с заболеваниями ССС и ДС специальной медицинской группы» в рамках реализации ФЭП «Коммуникативно-ориентированная образовательная среда школ приграничных регионов России и Монголии как средство развития социальной компетентности школьников на примере Республики Бурятия».

Выступала: Агапитова Наталья Владимировна, преподаватель физической культуры.

Вынесла на рассмотрение проект «Оздоровительно-коррекционная направленность процесса физического воспитания школьников с заболеваниями ССС и ДС специальной медицинской группы».   В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования; …с обучающимися в образовательных учреждениях, имеющими отклонения в физическом развитии, занятия проводятся в рамках рекомендованной индивидуальной программы реабилитации. Тем не менее, по-прежнему остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. Данная методика  дает положительный результат в практике, что непосредственно указывает на правильность внедрения данной программы. Дальнейшей частью программы является широких охват обучающихся не только СМГ, но и других групп с коррекционно-адаптационной направленностью.

Попова А.О.- член управляющего совета:

- В чем заключается перспективы Вашего проекта?

Агапитова Н.В.- это программа позволяет не только корректировать уже ослабленное состояние здоровья, но и предупредить развитие заболеваний.

Осеева Г.А.- родитель учащихся 6 и 10 классов:

- Существует ли риск, что состояние здоровья не улучшится, а наоборот?

Агапитова Н.В.- Для того чтобы исключить всевозможные риски и был проведен эксперимент который доказал, что данная методика улучшает состояние здоровья и укрепляет системы организма.

 Актуальность.

   В последние годы среди детского населения Российской Федерации наблюдается неблагоприятная ситуация, связанная с ростом числа заболеваний, снижением уровня физического развития и физической подготовленности школьников.   В настоящее время российские школы выпускают не более 10% здоровых детей и около 40 % - с детской патологией. Специалисты связывают подобный факт с особенностями обучения в общеобразовательных учреждениях. К числу мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваний, следует отнести повышение физического развития и физической подготовленности детей с патологией, развитие двигательной активности, применение современных оздоровительных педагогических технологий, обеспечивающих раскрытие функциональных возможностей и профилактику заболеваний школьников.

    Учитывая чувствительность детского организма к воздействию внешней среды и особенно высокую метеолабильность больных детей, их низкую способность к адаптации в условиях проживания, возникает необходимость целенаправленного воздействия на функциональные возможности организма путем физических упражнений с оздоровительно-коррекционной направленностью в модульном варианте планирования занятий по физической культуре.

   В связи с этим экспериментальное обоснование и оценку эффективности модульного варианта планирования занятий по физическому воспитанию с оздоровительно коррекционной направленностью для повышения функциональных возможностей организма необходимо рассматривать как актуальное направление современной системы воспитания учащихся.

Актуальность исследования обусловлена:

  1. высокой частотой заболеваний органов дыхания у детей младшего школьного возраста;
  2. Необходимость внедрения в учебный процесс коррекционных средств в модульном варианте планирования содержания уроков для  школьников специальной медицинской группы;
  3. Сенситивным периодом в развитии двигательных способностей.

Цель, задачи исследования

    Целью данного исследования является экспериментальное обоснование модульного варианта содержания уроков физического воспитания, выявление степени влияния занятий физическими  упражнениями на показатели ССС (сердечно сосудистая система),  ДС (дыхательная система) и физическую подготовленность детей 9-10  лет по состоянию здоровья, отнесённых к СМГ.

Задачи:

1. На основании литературных данных изучить анатомо-физиологические особенности развития детей 9-10 лет, влияние социальной среды на состояние их здоровья, использование модульного обучения в планировании содержания физического воспитания в общеобразовательной школе.

2. Провести сравнительный анализ показателей физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей организма школьников СМГ с их здоровыми сверстниками.

 3. Разработать адаптированную программу по физической культуре .

 4. Экспериментально обосновать и оценить эффективность воздействия занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью на уроках физической культуры, функциональные возможности и здоровье детей 9-10  лет СМГ.

Ожидаемые результаты:

    Предполагалось, что применение лечебной физкультуры, дыхательная гимнастика и  регулярные занятия физическими упражнениями в специальной медицинской группе по предложенной методике приведут к  повышению функциональных показателей ССС и ДС, обеспечит профилактику обострения заболеваний,  к улучшению состояния здоровья испытуемых.

Краткое описание проекта.

      Рассматривая проблему совершенствования организации физического воспитания общеобразовательных школ, нельзя не останавливаться  на существующих в настоящее время принципах освобождения от занятий физической культурой и формировании специальных медицинских групп.

        Для детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), полное освобождение от занятий физической культурой, конечно же, не выход. Но при этом объём двигательной активности, рассчитанный на учащихся основных групп здоровья, им явно не подходит. Значит, остается одно: подобрать такую программу двигательной активности, которая при условии регулярности занятий будет способствовать тренированности ослабленного организма и, как следствие, улучшению состояния здоровья. Однако есть одна существенная особенность, которую, в первую очередь, надо иметь в виду, приступая к работе в СМГ. Это- возраст учащихся. Активная профилактика многих заболеваний в младшем возрасте может реально помочь не только улучшить физическое состояние организма, но и избавиться от недуга. Это относится к физической культуре.

      Реформа общеобразовательной и профессиональной школы выдвигает требование использовать все возможности физической культуры для укрепления здоровья и  всестороннего развития. Особое значение приобретают занятия физическими упражнениями для тех учащихся, которые в связи с перенесенными заболеваниями не могут в полной мере использовать возможности общепринятой системы физического воспитания.

       Эффективность физического воспитания учащихся специальных медицинских групп определяется методикой и организацией занятий, педагогическим мастерством преподавателя.

Механизмы реализации:

  • Анализ и обобщение научно-методической литературы
  • Анкетирование
  • Педагогическое наблюдение
  • Педагогическое тестирование (Лях В.И.,1996).
  • Педагогический эксперимент
  • Медико-биологические исследования
  • Методы математической статистики.

     Для повышения интереса к занятиям и более высокой работоспособности, а также укрепления здоровья и выполнения цели занятий используют различные средства и методы построения занятий.

  • игры, игровые элементы, спортивные и подвижные игры;
  • ритмическая гимнастика; развитие аэробных и анаэробных возможностей организма;
  • суставная гимнастика; повышение подвижности суставов, тонуса мышц;
  • стретчинг; развитие гибкости позвоночника, мышечных групп;
  • дыхательная гимнастика; выработка правильного ритма дыхания;
  • релаксационные упражнения; снятие напряжения, укрепление мышц тела;
  • корригирующие упражнения; укрепление опорно-двигательного аппарата;
  •  психофизические упражнения; расслабление мышц, пассивный отдых, снижение мышечного и нервного напряжения, управление мышечным тонусом, влияние на функции нервной системы.

План реализации:

   Для решения поставленных задач применялся педагогический эксперимент, который продолжался с сентября 2006 года по май 2008 года. Целью эксперимента являлось обоснование эффективности использования целенаправленных физических упражнений на занятиях физической культурой для учащихся СМГ.

  На первом этапе (сентябрь2006 май 2007у. г) по результатам предварительного эксперимента была разработана программа по физической культуре для учащихся 9-10 лет отнесенных к СМГ. Программа нацелена на улучшение физического развития, расширение диапазона функциональных возможностей основных систем организма, повышение защитных сил организма и его сопротивляемости.

     На втором этапе (сентябрь 2007 май 2008у.г.) проверялась эффективность планирования уроков по физическому воспитанию. Данное планирование было опробовано на базе школы №4 города Кяхта.

     На третьем этапе (май 2008 август 2008 г) обработка результатов исследования (методами математической статистики) и оформление работы.

  1. выяснились вопросы целесообразности внедрения экспериментального планирования.
  2. исследовалось влияние физических упражнений на функциональные показатели школьников.
  3. предложены методические рекомендации по внедрению планирования занятий для детей, отнесенных к СМГ.

Результативность проекта:

      Рассматривая  показатели физического развития в начале эксперимента, было выявлено, что у мальчиков и девочек СМГ в отличии от здоровых сверстников больше масса тела, соответственно выше значение весоростового индекса Кетле. Весоростовой индекс имеет достоверные различия, как у мальчиков, так и у девочек.  Больший вес у детей СМГ зависит от малоподвижного образа жизни и малой двигательной активности. Жизненная емкость лёгких в группе имеет достоверные различия: у мальчиков (t = 2,19; P < 0,05), у девочек (t = 2,11; P < 0,05). Окружность грудной клетки у мальчиков имеет различия при t = 2,64; P < 0,05, а у девочек - t = 2,49; P < 0,05.  Полученные данные указывают на то, что в отдельных показателях физического развития СМГ и здоровых детей есть различия, которые имеют прямую зависимость от состояния физического здоровья, (табл.1,2; приложение 1)

     Для обоснования и дифференцирования планирования учебно-воспитательного процесса проведен сравнительный анализ физической подготовленности школьников основной и СМГ. (табл.3; прил.2)

   Как видно из таблицы, здоровые мальчики и девочки, показывают в тестах лучшие результаты, чем учащиеся СМГ. В тестах: прыжок в длину с места, бег на 30 метров, челночный бег 3х10 метров, с достоверностью различий Р > 0,05.Тест быстроты реакции, гибкость у мальчиков и девочек достоверных различий не имеет. Оценка и контроль функционального состояния – важная составная части физического воспитания школьников. Функциональный контроль  позволяет более избирательно и качественно подходить к объему физической нагрузки, регулировать её, контролировать реакцию организма школьников в процессе  выполнения физических упражнений. Важным для данного контроля является то, что учащиеся овладевают навыками самоконтроля и оценки своего функционального состояния, приобретают теоретические знания. Функциональная готовность представлена в таблицах. (табл 4,5; прил.2,3)

    Индекс Руфье в основной группе, где функциональная проба мальчиков составляла 8 + 0,4(уд/мин), а девочек -9 + 0,5(уд/мин), что соответствует среднему уровню здоровья (Апанасенко Г.Л. 2000). У школьников СМГ данный показатель уровня здоровья ниже среднего: у мальчиков 10 + 0,5 (уд/мин), у девочек- 11 + 0,6 (уд/мин).

    Проба Штанге в основной группе у девочек t= 3,00; Р <  0,05, у мальчиков t= 3,26;Р <  0,01, то есть удовлетворительный показатель. У школьников СМГ данная проба имеет неудовлетворительный показатель. У школьников СМГ проба Генчи  удовлетворительный

показатель, а у здоровых хороший. Исходя из анализируемых показателей, видно, что направленность физического  воспитания учащихся СМГ должна иметь конкретные методические приемы и формы организации занятий.

Изменение функциональных показателей в состоянии здоровья занимающихся

      Определяя, эффективность занятий физическими упражнениями мы учитывали, морфологические и физиологические изменения, которые позволяют улучшить функциональные возможности организма. Для определения уровня физического развития мы исходили из:

- оптимального количества показателей, что обеспечивает быстроту проведения всех измерений;

- надёжности и информативности при определении уровня физического развития учащихся, занимающихся  физическим воспитанием в рамках учебного процесса;

-  доступности и простоты;

- возможности проведения школьниками самостоятельных измерений показателей.

    В начале эксперимента было выявлено, что уровень физического развития, физической подготовленности и функциональной готовности школьников экспериментальной и контрольной групп в целом были идентичны.

    На сентябрь 2006 года рост тела в экспериментальной группе у мальчиков   составил 126,3 см + 2,8 , в контрольной – 128,4 + 2,0 (t = 0,18; Р > 0,05); вес тела у мальчиков (ЭГ) равен 25,3 кг+ 1,8, в (КГ) – 28,0 кг + 1,6, что недостоверно (t = 1,12; P > 0,05). На начало эксперимента не было выявлено у мальчиков экспериментальной  и контрольной группы значительных различий в функциональных способностях сердечнососудистой и дыхательных систем. Частота сердечных сокращений (ЧСС ) у мальчиков (ЭГ) – 84+1,6 , в(КГ) -85+1,8 уд/мин (t = 0,17; P > 0,05)(табл.6; прил.3)

     У девочек рост тела в (ЭГ) на начало эксперимента составил 132,0 см + 1,5, в (КГ) 133,2 см + 1,5 (t = 0,57; P > 0,05). Вес тела -28,0 кг+ 1,3  в (ЭГ) и 28,4 кг +1,2 в (КГ) (t = 0,23; P > 0,05). ЧСС у девочек ЭГ – 86 + 1,4, в КГ 84 +1,3 уд/мин (t = 1,05; P > 0,05)(табл.7; прил.3).                                                                                            

     Отсутствие существенных различий в показателях физического развития по t – критерию Стьюдента между экспериментальной и контрольной группами, свидетельствуют о  правильности подбора и комплектования СМГ школьников для проведения исследования. Динамика показателей физического развития и функциональной подготовленности за период эксперимента с сентября 2006 по май 2008 уч. года представлена в таблице 8,9(прил.4,5).

     В  ходе проведенного исследования в экспериментальной группе школьников были получены данные, которые имеют достоверные различия.

    Нами отмечен статистически значимый рост по ряду антропометрических показателей, а также функциональных значений. ОГК в ЭГ имеет достоверные различия, у мальчиков при t = 2,43, у девочек при t =  2,37. В ЭГ наблюдаются изменения в показателях экскурсии грудной клетки на достоверную величину; у мальчиков t = 2,16; P > 0,05, у девочек - t = 2,69; P > 0,05.

    В функциональных показателях урежение ЧСС в ЭГ у мальчиков составил t = 2,28; P > 0,05; у девочек - t = 2,62; P > 0,05. В ЭГ происходит уменьшение количества дыханий за одну минуту с достоверностью различий: у мальчиков при t = 2,63, у девочек при t = 2,23.

        На протяжении педагогического эксперимента отсутствие значительных изменений в большинстве показателей физического развития у мальчиков и девочек контрольной группы свидетельствует о низкой эффективности занятий по физическому воспитанию и необходимости введения дополнительных занятий с оздоровительно- коррекционной направленностью. Проведенные исследования эксперимента в целом показали, что физическая подготовленность у экспериментальной группы школьников по среднестатистическим данным превосходит в большей мере  на 18 %. Данное обстоятельство указывает, что у экспериментальной группы школьников было более эффективное использование целенаправленных физических упражнений. Следовательно, разработанная модель планирования занятий имеет положительное влияние.

     В контрольной группе среднее значение темпов прироста физических качеств составило всего лишь 6 %, что указывает на прирост на основе биологических законов развития организма.

       Использовался адаптационный потенциал системы кровообращения.  Использование данного метода позволило осуществить индивидуальный подход к планированию объема и интенсивности нагрузок на уроках физической культуры  (табл.12; прил.8)

Выводы

1.Анализ литературных данных и наших исследований, показал, что положение в состоянии здоровья детей СМГ  можно изменить благодаря регулярным и целенаправленным занятиям физическими упражнениями. Несмотря на то, что с каждым годом возрастает количество детей, которых по состоянию здоровья относят к СМГ, необходимо заниматься этой проблемой, разрабатывать программы, и, конечно же, развивать мотивацию к занятиям физическими упражнениями с раннего возраста у детей, и родителей.

2.Целенаправленная работа, показала свою эффективность. Эксперимент позволил определить эффективность используемых средств, форм и методов развития двигательной активности, целесообразность внедрения дыхательной гимнастики,  самостоятельной двигательной активности. Показатели физического развития у мальчиков и девочек СМГ в общем ниже чем у здоровых сверстников. Большой вес детей СМГ вызван малоподвижным образом жизни. ЖЕЛ(жизненная емкость легких)  имеет достоверные различия t=2.19 у мальчиков, t=2,11 у девочек. ОГК(окружность грудной клетки) имеет различия t=2,64 у мальчиков, а у девочек t=2,49. Полученные данные указывают на то, что в отдельных показателях физического развития есть различия, которые имеют прямую зависимость от состояния физического здоровья. При оценке функциональных способностей организма было выявлено,  по индексу Руфье в основной группе проба мальчиков составляла 8(уд\мин), а девочек 9 (уд\мин), что является средним уровнем здоровья. У школьников СМГ данный показатель ниже среднего: мальчики-10 (уд\мин), девочки- 11(уд\мин).

3.В целом полученные результаты свидетельствуют, что разработанная программа физического воспитания учащихся СМГ позволяет улучшить их физическое развитие, двигательную и функциональную подготовленность, психоэмоциональное состояние, изменить отношение к занятиям физической культурой.

Перспективы развития проекта:

   Данная программа не ограничивается только проведенным экспериментом,

она включает в себя дальнейшее внедрение в образовательный процесс модульного варианта планирования занятий не только для учащихся СМГ, но и учащихся подготовительной группы и подпрограммы по формированию ЗОЖ и самооценке уровня здоровья учащихся основной группы.

   Дальнейшее внедрение физкультурно-оздоровительных мероприятий в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы с учетом особенностей физического развития, физической подготовленности.

  Источники финансирования, стоимость реализации экспериментального исследования:

Смета расходования средств государственной поддержки в размере 38000 рублей на реализацию образовательного проекта:

№ п/п

Направления

Сумма

1

Тонометр механический

3000

2

Тонометр электронный

5600

3

Проведение мониторинга процесса экспериментальной работы

5000

4

Комплекс научно-методической литературы

9000

5

Коврик гимнастический

10000

6

Спирометр

5000

7

Метр эластичный

400

ИТОГО:

38000

Источники финансирования – бюджетные и внебюджетные фонды.

Приложение 1

                                                                      Таблица 1

Показатели физического развития мальчиков

Показатели

Мальчики

t

Р

здоровые

n=18

СМГ

n=17

Рост ,см

123,2+  2,2

120,4+  2,3

0,88

Р > 0,05

Вес ,кг

22,1+    1,2

25,6  + 1,1

2,14

 Р <  0,05

Весоростовой индекс Кетле, г/см

179,4+  3,5

212,6+  3,7

6,52

Р <  0,001

ЖЕЛ, мл

2250+  240

1410 + 300

2,19

P < 0,05.

ОГК,см

63,4  + 0,7

66,2 +  0,8

2,64

P < 0,05.

                                                                                                            Таблица 2

Показатели физического развития девочек

Показатели

девочки

t

Р

здоровые

n=11

СМГ

n=11

Рост ,см

130,2+  1,3

129,1+  1,3

0,60

Р > 0,05

Вес ,кг

26,0+    1,2

29,7 + 1,3

2,09

 Р <  0,05

Весоростовой индекс Кетле, г/см

199,7+  3,6

230,0+  3,4

5,79

Р <  0,001

ЖЕЛ, мл

2200+  278

1320 + 312

2,11

P < 0,05.

ОГК,см

61,4  + 1,2

65,8 +  1,3

2,49

P < 0,05.

 Примечание:

Ч/Д- частота дыхания - число дыхательных движений в минуту.

ЧСС - частота сердечных сокращений

АД/систол - артериальное давление систолическое

АД/ диастол - артериальное давление диастолическое

ОГК – окружность грудной клетки

ЭГК - экскурсия грудной клетки

ЭГ - экспериментальная группа

КГ - контрольная группа

ЖЕЛ- жизненная емкость легких

Приложение 2

  Таблица 3

Физическая подготовленность мальчиков и девочек основной и СМГ

Тест

Пол

Основная

СМГ

t

Р

Прыжок в длину с места,см

Мальчики

139,5+   3,5

129,0 + 3,6

2,10

 Р <  0,05

Девочки

125,0  + 1,8

119,7+  1,8

2,09

 Р <  0,05

Челночный бег 3х10 м,сек

Мальчики

10,2 +  0,4

11,7  + 0,5

2,34

 Р <  0,05

Девочки

11,2  + 0,5

12,6 +  0,4

2,19

 Р <  0,05

Быстрота реакции,см

Мальчики

27,4+   1,9

31,2 +  2,2

1,31

Р > 0,05

Девочки

28,3 +  2,1

30,0 +  1,9

0,60

Р > 0,05

Гибкость,см

Мальчики

5,0 +  0,4

4,5 +  0,5

0,78

Р > 0,05

девочки

6,4 +  0,5

6,0 +  0,4

0,63

Р > 0,05

     

Таблица 4

Показатели функциональных способностей организма мальчиков

Показатели

Мальчики

t

Р

здоровые

n=18

СМГ

n=17

АД/с ,мм. рт.ст.

115 + 1,4

110 + 1,5

2,44

Р <  00,5

АД/д мм.рт.ст.

63 + 1,3

67 + 1,4

2,09

Р <  0,05

ЧСС уд/мин

72 + 1,4

77 + 1,5

2,44

Р <  0,05

Индекс Руфье, уд/мин

8 + 0,4

10 + 0,5

3,12

Р <  0,005

Проба Штанге,с

32+  0,6

29 + 0,7

3,26

Р <  0,01

Проба Генчи,с

22 + 0,4

20 + 0,5

3,12

Р <  0,005

Приложение 3

Таблица 5

Показатели функциональных способностей организма девочек

Показатели

Девочки

t

Р

здоровые

n=11

СМГ

n=11

АД/с ,мм. рт.ст.

110 + 1,6

105 + 1,7

2,14

Р <  0,05

АД/д мм.рт.ст.

60 + 1,2

64 + 1,1

2,46

Р <  0,02

ЧСС уд/мин

79 + 1,3

83 + 1,3

2,18

Р <  0,05

Индекс Руфье, уд/мин

9 + 0,5

11 + 0,6

2,56

Р <  0,02

Проба Штанге,с

30+  0,6

27 + 0,8

3,00

Р <  0,02

Проба Генчи,с

20 + 0,5

17 + 0,4

3,85

Р <  0,002

                                                                                                                                     

                                                                                                                                          Таблица 6

Показатели физического развития мальчиков СМГ на начало эксперимента

Изучаемые показатели

ЭГ

n=17

КГ

n=15

Достоверность различий

Рост, см

126,3  + 2,8

128,4  +  2,0

t=0,18;P>0,05

Вес, кг

25,3+ 1,8

28,0  +  1,6

t=1,12;P>0,05

ЧСС, уд/мин

84 +   1,6

85  +  1,8

t=0,17;P>0,05

АД/с мм.рт.ст

95 +   2,0

96 +  1,8

t=0,37;P>0,05

АД/д мм.рт.ст.

61 +   2,5

64 +   2,4

t=0,86;P>0,05

ЖЕЛ, мл

1410  + 300

1470   + 317

t=0,14;P>0,05

      Таблица 7

Показатели физического развития девочек СМГ на начало эксперимента

Изучаемые показатели

ЭГ

n=11

КГ

n=11

Достоверность различий

Рост, см

132,0  + 1,5

133,2  +  1,5

t=0,57;P>0,05

Вес, кг

28,0 + 1,3

28,4 +  1,2

t=0,23;P>0,05

ЧСС, уд/мин

86 +   1,4

84  +  1,3

t=1,05;P>0,05

АД/с мм.рт.ст

100 +   1,5

98 +  1,4

t=0,98;P>0,05

АД/д мм.рт.ст.

59 +   1,6

60 +   1,5

t=046 ;P>0,05

ЖЕЛ, мл

1400  + 340

1350   + 341

t=0,10;P>0,05

                                                                                                                             

   Приложение 4

Таблица 8

Динамика физического развития и функциональных показателей мальчиков за период наблюдения.

Физическое развитие

группа

Сентябрь

2007

Май 2008

t

Р

1.

Рост(см)

ЭГ

126,3+  2,8

135,4+2,7

2,34

P<0,05

КГ

128,4 + 2,0

134,7+1,9

2,28

P<0,05

2.

Вес(кг)

ЭГ

25,3 + 1,8

29,2 + 0,4

2,12

P<0,05

КГ

28,0 + 1,6

32,3  +0,5

2,55

P<0,05

3.

ОГК(см)

ЭГ

66,2 +0,8

69,5+  1,1

2,43

P<0,05

КГ

66 + 1,7

70 + 1,7

1,66

P>0,05

4.

На вдохе(см)

ЭГ

70 + 1,9

76 + 1,8

2,29

P<0,05

КГ

72 + 1,5

75 + 1,4    

1,46

P>0,05

5.

На выдохе(см)

ЭГ

63,2+  1,0

66,3+ 0,8

2,42

P<0,05

КГ

64,2 + 0,9

65,5 + 0,8

1,08

P>0,05

6.

ЭГК (см)

ЭГ

6,8 + 0,9

9,7 + 1,0

2,16

P<0,05

КГ

7,8+ 0,6

9,5 + 0,6

2,00

P>0,05

7.

Ч/Д (кол-во раз)

ЭГ

22 + 1,4

17 + 1,3

2,63

P<0,05

КГ

21 +1,6

19 + 1,4

0,94

P>0,05

8.

ЧСС(уд/мин)

ЭГ

84  +1,6

79 + 1,5

2,28

P<0,05

КГ

85 + 1,8

84+ 1,9

0,38

P>0,05

9.

АД/ систол.

ЭГ

95 + 2,0

100 +0,7

2,36

P<0,05

КГ

96 + 1,9

100+ 0,6

2,01

P>0,05

10.

АД/ диастол.

ЭГ

61 + 2,5

70+ 2,4

2,60

P<0,05

КГ

60 + 2,4

62 +2,4

0,59

P>0,05

                                                                                                                 

Приложение 5

 Таблица 9

Динамика физического развития и функциональных показателей  девочек за период наблюдения.

Физическое развитие

группа

Сентябрь

2007

Май 2008

t

Р

1.

Рост(см)

ЭГ

132+  1,5

137+1,4

2,44

P<0,05

КГ

133,2 + 1,5

138+1,4

2,34

P<0,05

2.

Вес(кг)

ЭГ

28 + 1,3

31,4 + 0,5

2,44

P<0,05

КГ

28,4 + 1,2

32  +1,0

2,31

P<0,05

3.

ОГК(см)

ЭГ

65,8 +1,3

70+  1,2

2,37

P<0,05

КГ

65,6 + 1,2

68 + 1,1

1,47

P>0,05

4.

На вдохе(см)

ЭГ

69+ 0,8

73,3 + 1,3

2,82

P<0,05

КГ

68 + 1,1

70 + 0,9    

1,41

P>0,05

5.

На выдохе(см)

ЭГ

64,5+  0,6

66,4+ 0,5

2,43

P<0,05

КГ

64,3 + 1,4

66 + 1,2

0,92

P>0,05

6.

ЭГК (см)

ЭГ

4,5+ 0,4

6,9 + 0,8

2,69

P<0,05

КГ

3,7+ 0,3

4,0 + 0,3

0,71

P>0,05

7.

Ч/Д (кол-во раз)

ЭГ

21+ 1,0

18 + 0,9

2,23

P<0,05

КГ

21 +1,1

19 + 1,2

1,22

P>0,05

8.

ЧСС(уд/мин)

ЭГ

86  +1,4

81 + 1,3

2,62

P<0,05

КГ

84 + 1,3

80+ 1,6

1,93

P>0,05

9.

АД/ систол.

ЭГ

100 + 1,5

105 +1,6

2,28

P<0,05

КГ

98 + 1,4

100+ 1,3

1,05

P>0,05

10.

АД/ диастол.

ЭГ

59 + 1,6

64+ 1,7

2,15

P<0,05

КГ

60 + 1,5

64 +1,6

1,83

P>0,05

Приложение 6

  Таблица 10

Динамика показателей физической подготовленности девочек СМГ

Физическое развитие

группа

Сентябрь

2007

Май

2008

t

Р

Темпы прироста%

Прыжок в длину с места(см)

ЭГ

121,2+ 2,5

134,4 + 2,4

3,80

Р<0,001

10

КГ

120,5+  2,6

127+   2,4

1,84

Р>0,05

5

Достоверность различий

t = 0,19

t =2,18

Р>0,05

Р<0,05

Бег 30 м(с)

ЭГ

7,6+ 0,3

6,7 + 0,2

2,50

Р<0,05

13

КГ

7,9 + 0,4

7,5+  0,3

0,80

Р>0,05

5

Достоверность различий

t = 0,6

t = 2,22

Р>0,05

Р<0,05

Челночный бег 3х10м (с)

ЭГ

11,3+  0,5

9,5 + 0,4

2,81

Р<0,05

17

КГ

11,6 + 0,4

10,9+  0,3

1,40

Р>0,05

6

Достоверность различий

t = 0,47

t = 2,80

Р>0,05

Р<0,05

Быстрота реакции (см)

ЭГ

31,2 + 1,4

24,4  +1,2

3,70

Р<0,001

24

КГ

30,8 + 1,5

28,4+  1,4

1,17

Р>0,05

5

Достоверность различий

t = 0,20

t = 2,18

Р>0,05

Р<0,05

                                                                                                                                   

Приложение 7                                                                                

    Таблица 11

Динамика показателей физической подготовленности мальчиков СМГ

Физическое развитие

группа

Сентябрь

2007

Май

2008

t

Р

Темпы прироста%

Прыжок в длину с места(см)

ЭГ

125,7+ 2,7

139 + 2,6

3,73

Р<0,001

11

КГ

126,6+  2,8

128,2+  2,3

0,44

Р>0,05

1

Достоверность различий

t = 0,41

t =3,11

Р>0,05

Р<0,001

Бег 30 м(с)

ЭГ

7,5+ 0,5

6,1 + 0,1

2,75

Р<0,01

21

КГ

7,3 + 0,4

6,7+  0,2

1,33

Р>0,05

9

Достоверность различий

t = 0,31

t = 2,73

Р>0,05

Р<0,05

Челночный бег 3х10м (с)

ЭГ

11,7+  0,5

9,9 + 0,4

2,81

Р<0,05

17

КГ

11,5 + 0,6

11,3+  0,5

0,26

Р>0,05

6

Достоверность различий

t = 0,26

t = 2,19

Р>0,05

Р<0,05

Быстрота реакции (см)

ЭГ

33,2 + 1,8

27,5  +0,8

2,89

Р<0,01

19

КГ

32,6 + 1,7

29,8+  0,7

1,52

Р>0,05

9

Достоверность различий

t = 0,24

t = 2,17

Р>0,05

Р<0,05

Приложение8

Таблица 12

АП системы кровообращения

группа

мальчики

Девочки

Здоровые

НЭ

2,1АП

Адаптация идет нормально

2,06АП

Адаптация идет нормально

КЭ

2,06 А

Адаптация идет нормально

1,9АП

Адаптация отличная

СМГ

НЭ

2,18АП

Адаптация проходит напряженно

2,11АП

Адаптация проходит напряженно

КЭ

2,10АП

Адаптация идет нормально

2,00

Адаптация идет нормально

Примечание:

АП - адаптационный потенциал

НЭ - начало эксперимента

КЭ - конец эксперимента

Исходя из результатов адаптационного потенциала системы кровообращения видно по различию коэффициентов, что система кровообращения мальчиков адаптируется хуже, чем у девочек, но благодаря занятиям физическими упражнениями показатели улучшились до необходимого уровня.

   

Приложение 9

Функциональные пробы

 Для измерения жизненной емкости лёгких могут использоваться водяные, суховоздушные и другие спирометры. Перед измерением учащимся дается пятиминутный отдых в И.П. –сидя, затем в И.П.- стоя после максимального вдоха, производится максимально-возможный выдох в трубку спирометра.

    Таких измерений нужно сделать три с паузами 15-20 секунд, для отдыха. Для анализа используется максимальный результат.

      Для определения резервного объема делают 3-4 обычных вдоха и выдоха, после последнего выдоха делают максимально возможный выдох в трубку. Полученная величина – резервный объем.

Проба со счетом на выдохе (используется при отсутствии секундомера).

   Учащимся предлагают считать вслух по порядку:1,2,3 и т.д. до тех пор, пока он в состоянии это сделать, не нуждаясь в очередном вдохе. Последняя цифра счета записывается в карту. Проба в некоторой степени позволяет ориентироваться в восстановлении легочной функции под влиянием учебных занятий.

Спирометрия измеряет ЖЕЛ.

    Проводится 3-х кратная спирометрия, затем делается 20 приседаний и снова проводится спирометрия на каждой минуте до восстановления ЖЕЛ.

     В норме после нагрузки спирометрия увеличивается или остается прежней. Проба с пятикратным измерением ЖЕЛ через каждые 15 секунд. В норме повышается ЖЕЛ или остается такой же, при снижении функции дыхания понижается ЖЕЛ.

Проба с задержкой дыхания на высоте вдоха (проба Штанге).

    Проба доступна взрослым и детям, проводится до и после дозированной нагрузки. В исходном положении сидя, сделать 2-3 не очень глубоких вдоха и выдоха для вентиляции лёгких, обследуемый делает максимальный вдох и задерживает дыхание как можно дольше, зажав нос. Длительность задержки дыхания определяется по секундомеру. Задержка дыхания у детей на 35-40 секунд, у взрослых до одной минуты является хорошим показателем, а при легочно-сердечной недостаточности допускается до 20 секунд.

Проба с задержкой дыхания на высоте выдоха (проба Генчи).

    Обследуемый, сделав вдох и затем полный выдох, задерживает дыхание. Время задержки контролируется по секундомеру. Длительность этой задержки на выдохе служит показателем достаточного кровообращения. По мере нарастания тренированности организма время задержки дыхания увеличивается, а при перегрузках (заболевании, утомлении)- уменьшается.

   Проба оценивается в динамике по ходу лечения. Длительность задержки в норме равна 15-25 секунд у детей, у взрослых до 40 секунд.

Ориентировочные показатели пробы

Возраст (лет)

мальчики

девочки

1

2

1

2

6

30

14

26

14

7

36

16

30

15

8

40

18

36

17

9

44

19

40

18

10

50

22

50

21

11

51

24

44

20

Штанге-(1), показатели указаны в секундах.

Генчи-(2)

Функциональная проба (для оценки состояния тренированности сердечно сосудистой системы).

   Для этого необходимо измерять пульс в состоянии покоя, затем выполнить 20 приседаний за 30 секунд. Время восстановления пульса к исходному уровню является показателем состояния сердечно сосудистой системы и тренированности занимающегося.

   Время восстановления пульса:

  • менее 3 минут - хороший результат
  • от 3 до 4 минут - средний результат
  • более 4 минут - ниже среднего.

Массово-ростовой индекс (Кетле).

   Это отношение массы тела в граммах к его длине в сантиметрах. В норме на один сантиметр длины тела приходится 200-300 грамм массы тела.

М.Р.П.= если частное от деления выше 300 г., то это указывает на избыточный вес испытуемого; ниже 250 г., то это указывает на недостаточный вес испытуемого.

     

   

Приложение 10

Оценка физической подготовленности

Проба Руфье.

     Испытуемый ложиться на спину, через 5 минут определяется число пульсовых ударов за 15 секунд и пересчитывается на ЧСС в 1 минуту (Р1), затем в течении 50 секунд испытуемый выполняет 30 приседаний и вновь ложиться; сразу определяется ЧСС за 15 секунд (Р2), затем за последние 15 секунд с 1 минуты восстановления (Р3).

    Показатели (Р2) и(Р3) также пересчитываются на ЧСС в 1 минуту.

    Проба оценивается по индексу Руфье-Диксона:ИРД=2- 70)+(Р31)

                                                                                             10  

При величине этого индекса по 2,9 дается хорошая оценка, с 3 до 6 –средняя, от 6-до 8- удовлетворительная, выше 8 – плохая.

Анкета

(заполняется для конкретного ученика)

ФИО учащегося____________________________________________________

Возраст___________________________________________________________

Пол_______________________, класс_________________________________

Данные медицинского обследования__________________________________

__________________________________________________________________

Факторы

Проявления

Эмоциональная сфера

Особенности настроения

Самооценка

Сфера интересов, потребностей и желаний

Особенности семейного воспитания и взаимоотношений  в семье

Отношение в семье к физической культуре.

« Мы обращаемся с просьбой ответить на ряд вопросов. Ваши ответы имеют важное значение. Внимательно прочитайте вопросы и выберите ответы, совпадающие с Вашим мнением».

1. Считаете ли Вы, что занятия физической культурой способствуют укреплению здоровья, если да, то почему?_____________________________
_________________________________________________________________

2. Считаете ли Вы, что для укрепления здоровья  необходимо регулярно заниматься физическими упражнениями, как часто?_____________________

__________________________________________________________________

3. Устраивают ли Вас занятия физической культуры в школе,почему?_______

__________________________________________________________________

4. Чтобы Вы хотели изменить в уроке физической культуры?______________

__________________________________________________________________

5. Чего Вам не хватает на занятиях?____________________________________

__________________________________________________________________

6. Какими упражнениями, видами физических упражнений хотелось бы заниматься на уроке?________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Считаете ли Вы, что необходимо вести самоконтроль за состоянием здоровья? Почему?_________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8.Уважаемые родители, как Вы думаете, необходимы ли вашему ребёнку дополнительные, индивидуальные занятия физической культурой?_________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

9. Уважаемые родители, что Вы порекомендуете своим детям для занятий и какие физические упражнения?______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10.На какие качества детей вы бы посоветовали опираться при организации занятий?__________________________________________________________

__________________________________________________________________.

Пожелания:______________________________________________________________________________________________________________________________.Спасибо за помощь!

Примечание: Анкета заполняется вместе с родителями.

Приложение 11

Паспорт здоровья

ФИО ребенка____________________________________________________,

   дата рождения____________, школа №_____, класс _______г. Кяхта.

  Группа здоровья_______________________, диагноз____________________

__________________________________________________________________,

Навыки и умения___________________________________________________
__________________________________________________________________,

Показатели физического развития

Рост (см)

Вес (кг)

ЧСС (уд/мин)

АД (мм рт ст)

Подпись мед. работника

 

Показатели физической подготовленности

Челночный бег3х10м(с)

Бег 30 м(с)

Прыжок в длину с места(см)

Наклон вперед из положения сидя(см)

Подтя-

гивание из виса(раз)

класс

Подпись учителя

ФК

сент.

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

5

6

7

Паспорт здоровья включает 3 раздела: 1. данные о ребёнке; 2. показатели физического развития; 3. показатели физической подготовленности.

Физическая подготовленность тестируется 2 раза в год и показатели регистрируются в паспорте.

                                                                                                                         

     

   Приложение 12

Дневник самоконтроля

Мои антропометрические данные в ________________году.

НАЗВАНИЕ

ДАТА ИЗМЕРЕНИЯ

начало уч. года

конец 1 четв.

конец 2 четв.

конец 3 четв.

конец

 уч. года

изменения

(+,-)

1. Окружность шеи

2. Ширина плеч

3. Окружность предплечья

4. Окружность плеча:

а) расслабленного

б)напряженного

5. Окружность грудной клетки

а) в покое

б)при полном вдохе

в) при полном выдохе

г) экскурсия грудной клетки

6. Окружность талии

7.Окружность таза

8. Окружность бедра

9. Окружность голени

10. Окружность щиколотки

11. Окружность запястья

12. Рост

13.Вес

14.Пульс

-Девочки, девушки вместо ширины плеч измеряют окружность бюста.

-Экскурсия грудной клетки - это разница между полным вдохом и полным выдохом.

Правила антропометрических измерений:

- Лента должна плотно прилегать к измеряемому месту, но не стягивать его.

- Все измерения проводятся с точностью до 0,5 см.

-Все измерения выполняются самостоятельно без посторонней помощи.

- Все измерения в течении года проводятся только в одной половине дня (первой или

второй)

Приложение13

Показатели

 дата

состояние

оценка

Настроение

Сон

Аппетит

Самочувствие

Работоспособность

Болевые ощущения

Желание заниматься

Записи могут быть и ежедневными, и только в дни занятий.

     Ведение дневника самоконтроля позволит правильно оценить свои успехи, приучить следить за состоянием здоровья, соблюдать правила личной гигиены, и послужит гарантией от перетренированности и перенапряжения, а в результате поможет высокой эффективности занятий.