Классный час Электробезопасность на объектах железной дороги
классный час на тему

Портнягина Лариса Владимировна

Кл.час Электробезопасность на объектах железной дороги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_elektrobezopasnost_na_obektah_zheleznoy_dorogi.docx383.24 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 8а классе

Тема: Электробезопасность на объектах железной дороги

Кл.руководитель: Портнягина Л.В.                                               от 13.04.2015 г.

Задачи: 

1) Актуализировать знания учащихся  о местах повышенной опасности на железнодорожном транспорте; характеристика опасностей, которые могут возникнуть на железнодорожном  транспорте.

2) Развивать представления учащихся о правилах поведения на железной дороге, показать необходимость их соблюдения, развивать осмотрительность.

3) Воспитывать дисциплинированность на дорогах.

Основное содержание урока

Напряжение в контактном проводе составляет 27500 В. Если электрическая проводка в доме имеет напряжение 220 В и при неисправности которой, можно получить сильнейший ожог в случае прикосновения, то учитывая огромное  напряжение в контактной сети, чтобы получить смертельный ожог, достаточно приблизиться к контактному проводу на расстояние  менее 2 м. Поэтому все вагоны, стоящие на путях под контактным проводом, уже являются зоной повышенной опасности и подниматься на крышу вагонов - заранее  подвергать  себя  на  мучительную  гибель.  

Перед наступлением летних каникул со всеми учащимися общеобразовательных организаций  проводятся разъяснительные  беседы по правилам нахождения на железнодорожных путях, целью  которых является - предотвращение и предупреждение совершения  смертельных ошибок со стороны детей. Но  учащаяся  Диана извлекла противоположный урок из таких бесед и в результате все летние каникулы находилась в больнице с ожогами 1-3 степеней. Вот как все произошло: группа подростков из 3-х человек, после прогулки провожала Диану домой. Подойдя к её дому два подростка сели на лавочку, а Диана побежала к вагонам, стоящим на втором пути станции, и быстро стала взбираться по лестнице на один из вагонов – цистерну. Двое из подростков пытались её остановить, однако Диана не обращая внимания на своих друзей, с целью доказать, что она ничего не боится, залезла на цистерну и, попав в опасную зону контактной сети, получила удар электрическим током и упала на землю.

Трое мальчиков находились у железнодорожного моста, один из них поднялся на верхнюю часть фермы моста. Мальчик поднялся по монтажной лестнице фермы, при переходе по диагональной поперечине на другую сторону фермы он коснулся несущего троса контактной сети, был поражен электрическим током и упал на землю. Результат таких шалостей – смерть.

В 2012 году на Горьковской железной дороге получили электротравмы шесть подростков в возрасте от 13 до 15 лет, в том числе один случай смертельный. Четыре случая произошли в летние каникулы июнь – август месяцы.

Примеры: 20 июня 2012 года 15-летние  Артур и Никита гуляли на железнодорожных путях на станции Карманово. На путях стояли составы. На седьмом пути пострадавшие разрисовывали стоящие вагоны «Граффити». Артур поднялся по лестнице на цистерну стоящую на пути под контактным проводом и попал под  рабочее напряжение  27,5 кВ.  Никита увидел, что его товарища поразило током, и решил его спасти. Он тоже поднялся по лестнице на цистерну и получил удар электротоком 27,5 кВ., в результате чего тоже упал  с цистерны на междупутье. Оба подростка в тяжелом состоянии были доставлены в больницу.

5 августа 2012 года  в 20 час. 30 мин.  находясь около поезда, стоящего на  пути ст. Шумерля, учащийся  Игорь поднялся на вагон и был травмирован электротоком. Игорь доставлен в больницу в тяжелом состоянии.

27 августа 2012 года в 18 час. 15 мин. машинист дрезины  сообщил о нахождении человека без движения на опоре контактной сети. Подросток  поднялся на опору контактной сети, держась за индивидуальный спуск заземления опоры. Вылез на конструкцию секционного разъединителя и был поражен электрическим током. После снятия с опоры пострадавший был отправлен на скорой помощи в больницу.

10 ноября 2012 года на ст. Кичево, при попытке перелезть через цистерну грузового поезда, 14-летний  Олег попал под рабочее напряжение 27,5 кВ, упал на цистерну. Случай смертельный.

Примеров можно привести еще много.

Необходимо отметить, что железная дорога не опасна только для тех, кто соблюдает правила, кто внимателен и осторожен, дисциплинирован в опасной зоне. А правила на железнодорожном транспорте просты, надо только их выполнять.

Железная дорога – не место для игр.  Нельзя  кататься по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах - ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Приближаясь к железной дороге – необходимо снять наушники – в них можно не услышать сигналов поезда! Нельзя  переходить железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять между остряком, который перемещается для подготовки маршрута движения подвижного состава с одного пути на другой, и рамным рельсом. Следует опасаться края платформы, нельзя стоять на линии, обозначающей опасность! Оступившись, можно упасть на рельсы, под приближающийся поезд.

На железнодорожном транспорте эксплуатируются следующие действующие электроустановки:

контактная сеть постоянного тока напряжением 3,3 кВ и переменного тока напряжением 25 кВ и 2х25 кВ;

воздушные линии всех напряжений расположенных на опорных и поддерживающих конструкциях контактной сети и отдельно стоящих опорах;

тяговые и трансформаторные подстанции, комплектные трансформаторные подстанции напряжением 110 – 6 кВ.

DSCN1930DSCN1929

Контактная сеть – комплекс устройств для передачи электроэнергии от тяговых подстанций к электроподвижному составу через токоприемники.

Провод контактной сети расположен на высоте 5750 мм от уровня головки рельса на станции и перегоне.

Расстояние от нижней точки проводов воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1000 В до поверхности земли должно быть не менее 6,0 м.

Высота железнодорожного вагона составляет – 5300 мм.

Таким образом, расстояние от контактного провода до крыши вагона составляет около 0,5 м.  Высокое напряжение 27,5 кВ пробивает воздушный промежуток 10 см и более, в зависимости от метеорологических условий (сухая, влажная погода).

На железной дороге большую часть составляют электроустановки и воздушные линии напряжения более 1000 В.  

Особенности действия тока на живую ткань

        Действие электрического тока на живую ткань в отличие от действия других материальных факторов носит своеобразный и разносторонний характер. Так, электрический ток, проходящий через живой организм, производит термическое и электролитическое действия, являющиеся обычными физико-химическими процессами, присущими как живой, так и не живой материи.  Вместе с тем,  электрический ток производит и биологическое действие, которое является особым, специфическим процессом, свойственными лишь живой ткани.

        Термическое действие тока проявляется в ожогах тела, нагреве и повреждении кровеносных сосудов, перегреве нервов, сердца, мозга и других органов, что вызывает в них серьезные функциональные расстройства.

        В зависимости от условий возникновения различают три вида ожогов:

  • токовый, или контактный, возникающий при прохождении тока непосредственно через тело человека в результате контакта с токоведущей частью;
  • дуговой, обусловленный воздействием на тело человека электрической дуги, но без прохождения тока через тело человека;
  • смешанный, являющийся результатом действия одновременно обоих указанных факторов, т.е. воздействия электрической дуги и прохождения тока через тело человека.

        Электролитическое действие тока проявляется в разложении органической жидкости, в том числе крови, вызывая тем самым значительные нарушения их физико-химических составов, а также ткани в целом.

        Биологическое действие тока выражается главным образом в нарушении внутренних биоэлектрических процессов, протекающих в нормальном действующем организме и теснейшим образом связанных с его жизненными функциями.

Факторы, определяющие опасность поражения электрическим током.

        Опасность прикосновения к элементам электрической цепи зависит от многих факторов, к основным из которых относятся:

  • величина тока через человека – сила тока (главный поражающий фактор);
  • длительность воздействия тока;
  • род электрического тока (переменный, постоянный, неизменяющийся по времени и по силе, ни по направлению);
  • индивидуальные особенности человека и «фактор внимания»;
  • параметры окружающей среды.

Во избежание поражения электрическим током КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • приближаться к находящимся под напряжением проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;
  • подниматься на крыши вагонов, локомотивов;
  • прикасаться к электрооборудованию электроподвижного состава как непосредственно, так и через какие-либо предметы;
  • подниматься на крыши зданий и сооружений, расположенных под проводами, на металлические конструкции железнодорожных мостов;
  • приближаться к провисшим и оборванным проводам, независимо от того касаются они земли или нет, на расстояние менее 8 метров;
  • проникать за ограждение действующих электроустановок, не сбивать замки и открывать двери электроустановок;
  • набрасывать на провода посторонние предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!"

сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!".Работа интересна тем,что в  неё вошли авторские работы учащихся:стихи,рассказы о родн...

Классный час "Безопасность на железной дороге".

Презентация классного часа для старшеклассников "Безопасность на железной дороге"....

Классный час: «Правила безопасного поведения на железной дороге»

Классный час: «Правила безопасного поведения на железной дороге»...

Устный журнал по профилактике детского травматизма на железной дороге на тему "Безопасное поведение на железной дороге. «Правила соблюдать – беду миновать!".

В начале каждого учебного года мы, педагоги совместно с сотрудниками железной дороги проводим встречи с воспитанниками по профилактике детского травматизма на железной дороге. Для этого проводятся инс...

Презентация для классного часа Безопасное поведение на железной дороге

Презентация к классному часу по безопасности. Поведение на железной дороге....

Конспект занятия по профилактике безопасного поведения на железной дороге «Правила безопасного поведения на железной дороге»

Конспект занятия по профилактике  безопасного поведения на железной дороге «Правила безопасного поведения на железной дороге»...