Классный час "Гуманное отношение к животному"
методическая разработка (7 класс) на тему

Косых Ирина Ивановна

Открытый классный час в 6-8 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gumannoe_otnoshenie_k_zhivotnomu.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час « Гуманному отношению к животным посвящается».

«…все живое имеет одну и ту же душу, все

живое страдает одними страданиями и в

великом безличии и равенстве сливается

воедино перед грозными силами жизни».

Л.Андреев.

«Теперь, когда мы научились летать по

воздуху, как птицы, плавать под водой, как

рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди».

Б.Шоу

«Душа собаки иногда лучше, чем

внутренний мир злого человека»

Р.Ругин

« Жестокое обращение с животными

есть только первый опыт для такого

же обращения с людьми».

С.П.Бернарден

« Сострадание к животным так тесно

связано с добротой характера, что можно с

уверенностью утверждать: кто жесток с

животными, тот не может быть добрым

человеком.

                                                                                                                                                                      А.Шопенгауэр

Цель: 

Формирование системы ценностных ориентаций учащихся через осознание своей роли в экомире; расширение положительных нравственных качеств личности, таких как гуманизм, сострадание, милосердие, доброта.

Задачи:

1. Воспитание гуманного отношения к животным, как одной из составляющей духовной культуры человека.

2.Осмысление учащимися важнейших положительных человеческих качеств, являющимися общечеловеческими ценностями.

3. Формирование активной жизненной позиции учащихся по данной проблеме, через осмысление своих и чужих поступков по отношению к животным.

4. Мобилизация учащихся на конкретные поступки по оказанию посильной помощи бездомным животным.

Оформление: компьютерная презентация, цитаты, фотографии бездомных животных, конверты с заданиями для групп, выставка книг.

Ход дискуссии.



Орг. момент 

Здравствуйте, те, кто весел сегодня.

Здравствуйте, те, кто грустит.

Здравствуйте, те, кто общается с радостью.

Здравствуйте, те, кто молчит.

 

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.

Сегодня я предлагаю поговорить на очень серьёзную тему.

Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса.


- Кто себя считает себя добрым человеком? Поднимите руки. 


- Кого можно считать добрым человеком? Что означает понятие доброта? 

/ Ответы детей/

Это были ваши мысли, высказывания, рассуждения о доброте. А вот как объясняет понятие доброта терминалогический словарь: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление к бескорыстной помощи к ближнему».

- По отношению к кому можно совершать добрые дела, поступки? 

                                    /Близким людям, товарищам, животным/.

Позвольте, я расскажу вам одну историю.

           Беспородный пес по кличке «Мальчик» жил в переходе около станции метро «Менделеевская» более пяти лет, а появился еще щенком. Пса отличали обаяние и добродушный нрав. Его подкармливали продавцы торговых палаток и работники станции. Однажды пес попался на глаза молодой девушке, шедшей по переходу с собакой бойцовской породы, которую и натравила на мирно стоящую дворнягу. Спасти собаку не удалось. 
         Обстоятельства гибели собаки возмутили всю общественность. Деятели культуры обратились к руководству московского метро с просьбой дать разрешение на установку памятника. Открытие скульптуры состоялось в 2007году. По замыслу авторов это памятник не столько конкретной собаке, сколько всем животным, пострадавшим от человеческой жестокости. Фигура собаки, как внешностью, так и размерами похожа на «Мальчика». Пес лежит на гранитном постаменте с надписью: «Его надо погладить». Автор памятника скульптор Александр Цигаль, попросил милиционеров и сотрудников метрополитена разрешать фотографировать, сажать детей на бронзового пса и даже ставить около него сумки: «Пусть их Мальчик охраняет, продолжая участвовать в жизни людей». 

Есть у памятника и название: «Гуманному отношению к животным посвящается» (показ слайда).


- Скажите, какие чувства вызвала у вас эта история.

/Жалость, сочувствие, сострадание, возмущение./


- Как можно назвать этот поступок?

/Жестокость, бессердечность, варварство./


-
Как вы считаете, почему автор скульптуры написал на монументе именно эти слова «Его нужно погладить». Что они хотели сказать этой фразой?

- Как вы понимаете термин гуманность? Можно ли сказать, что гуманизм и доброта это родственные понятия?


Обратимся к терминологическому словарю, что такое гуманность?

Гуманность – это любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности, доброе отношение ко всему живому.

 -Какая тема нашего классного часа? «Гуманному отношению к животным посвящается».

Именно о гуманном отношении к животным я предлагаю вам поговорить сегодня.

Рефлексия на начало урока (учащиеся заполняют бланки).

Заранее класс поделен на 2 группы: «Собаки» и «Кошки».

Показ презентаций: «Памятники животным». Учащиеся комментируют показ слайдов.

Интересные факты о собаках и кошках

        Кошки и собаки постоянные спутники человека. Они давно уже стали домашними питомцами и лучшими друзьями для человека. Эти любимцы хранят верность своим хозяевам, постоянно демонстрируя свою любовь и преданность. Они дарят нам столько положительных эмоций. Поэтому интересно познакомиться с некоторыми фактами их жизни.

        Люди испокон веков уважали кошек. Например, в Японии у ворот дома специально ставили фигурки кошек, которые символизировали тепло домашнего очага, а в России в новый дом до сих пор первой запускают именно кошку.

        Считается, что предками собак были волки, которые  приходили к поселениям людей. А  предком кошки была сама кошка. Чтобы укрепиться кошке, как постоянному виду животного понадобилось 12 миллионов лет. Лабрадоры отлично следят за домашними животными и они очень надежные работники. Они часто выступают так же собаками-поводырями. Средняя продолжительность жизни собак составляет около 12-14 лет; а кошек 9-15 лет.

-Собаки могут предсказывать приступы эпилепсии у детей.

-Отпечаток носа собаки уникален

-45% собак спят на хозяйских кроватях.

-Собаки африканской породы бесенджи не умеют лаять.

-66% — настолько владельцы собак двигаются больше, чем остальные люди.

- Чем длиннее нос собаки, тем более эффективна ее внутренняя система охлаждения.

-Собаки судят об объектах сначала по их движению, потом по их яркости и, наконец, по их форме.

-Ожирение, увы, проблема № 1 со здоровьем у собак.

- «Всегда выходят сухими из воды» — эти слова в полной мере можно отнести к ньюфаундлендовым собакам, которые не мокнут в воде, а благодаря перепончатым лапам являются отличными пловцами.

- Собаки, как и люди, могут икать, когда едят или пьют слишком быстро.

*** В среднем кошки тратят 2/3 суток на сон. Это означает, что девятилетний кот был активен только три года своей жизни.

*** Если расчёсывать кота с начала весны и до конца лета, то к осени он станет лысым, так как шерсть у них растёт в 10 раз медленнее чем выпадает!

*** Кошки, как правило, «роют» правой лапой, а коты — левой.

*** В большинстве культур существует примета, что перешедшая тебе дорогу чёрная кошка сулит несчастье. Совсем наоборот в Великобритании — там аналогичная ситуация приносит удачу. Более того, согласно шотландскому поверью, встретить бездомную чёрную кошку на крыльце своего дома — к процветанию!

*** Кошка не может лазать по дереву вниз головой из-за устройства когтей. Для того, чтобы спуститься с дерева, ей нужно отступать, пятясь задом.

*** Кошка может передвигаться на максимальной скорости около 50 км/ч на короткие расстояния.

*** Кошка может подпрыгнуть на высоту в 5 раз больше, чем её собственный рост.

*** У кошки примерно по 12 усов с каждой стороны морды.

*** Зрение кошки одновременно и лучше и хуже человеческого. Лучше — потому что кошки гораздо лучше видят в темноте и имеют более широкий угол периферического зрения. Хуже — потому что они не различают цвета так, как люди. Например, трава кажется кошкам красной.

*** Кошки очень редко мяукают на других кошек, обычно — только на людей. Кошка, скорее всего, будет фыркать, мурлыкать или шипеть на других кошек.

*** В отличие от собак, кошки не имеют пристрастия к сладкому. Ученые считают, что это связано с мутацией в одном из ключевых рецепторов вкуса.

*** Кошки производят около 100 различных звуков. Собаки — всего лишь 10.

*** Мозг кошки биологически ближе к человеческому, чем мозг собаки. За эмоции у кошек отвечают те же самые участки мозга, что и у людей.

- Ребята, только ли люди выражают свою любовь через памятники?

/через мультфильмы, худ. произведения, песни, стихи/

Показ видеороликов о кошках и собаках. Учащиеся комментируют каждый ролик.

Работа в группе  «Высказывания известных людей».

Прочитайте высказывания известных людей. Подумайте, над смыслом прочитанного. Согласны ли вы с этими словами? 

1. Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми. (С.-П.Бернарден)

2.Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. (А.Шопенгауэр)

- Знаете ли вы стихи о гуманном отношении к собакам и кошкам?

Чтение стихов.

Стихотворение Р.Ругина «Брошенные собаки» 

Когда я вижу брошенных собак,

Такая боль одолевает сердце, 
Что затмевает белый свет в глазах,
И камень давит душу; и деться
Куда от той сжимающей тоски,
От темной наплывающей печали,
Когда я вижу, как они, скучая, 
Подолгу бродят улицами, ждут
Чего-то, вечно сидя у помоек,
Как будто грязь отбросов стерегут,
Как будто ждут, что позовут домой их.

Я думаю: за что же человек


Наколдовал им эту злую долю?
Как можно друга вышвырнуть на снег,
К бездомной жизни брата приневолить?
На то ли разум человеку дан?
Их жизнь – что плод на стебельке увядшем:
Подкарауливать кусок дразнящий,
Чтоб у помойки волю дать зубам;
Отстаивать у жизни каждый час,
Когда судьба так безучастна стала…
Собака эта руки вам лизала
От радости, когда встречала вас!
Она бы снова дом ваш стерегла,
Она детей бы из беды спасала.
Но человеку дружбы стало мало,
Или в душе огонь уже угас?

- Как вы понимаете последние строки стихотворения? О каком огне в душе человека говорит автор? /О бездушии, равнодушии, жестокости человека, об отношении к собакам как к игрушкам./

-Почему бездушие, жестокость стали нормальными в обществе?

-Почему люди стали такими жестокими? Почему можно пнуть собаку, выбросить из машины надоевшего котенка, подкинуть на дачу бывшую любимицу всей семьи - старую черепаху?

-Кто в этом виноват? /Семья, школа?/

Он шел по улице и тихо плакал.
Облезлый, одноухий, с больною лапой.
Повисший хвост, несчастные глаза,
А в них жемчужинкой дрожит слеза.
Его никто вокруг не замечал,
А если и заметил, то ворчал,
А мог еще и палкой замахнуться.
Он убегал, когда мог увернуться.
Он с грустью думал:”Я такой урод.
Ну кто такого жить к себе возьмет».
Так шел он, шел по краешку дороги.
И вдруг перед собой увидел ноги.
Огромные такие две ноги,
Обутые в большие сапоги.
В смертельном страхе он закрыл глаза,
А человек нагнулся и сказал:
«Красавец-то, какой! А ухо! Взгляд!
Пойдешь со мной? Я буду очень рад.
Принцессу и дворец не обещаю,
А молочком с сосиской угощаю».
Нагнулся, протянул к нему ладошку.
Он первый раз держал в ладошках кошку.
Взглянул на небо, думал, дождь закапал.
А это кот в руках от счастья плакал.

- Многие ученые утверждают, что по отношению к животным можно судить о моральном состоянии общества. Можно ли сказать, что наше общество здорово, что в нем царят добрые чувства?


-Вспомните, какими качествами свойственными человеку, авторы наделяют этих благородных животных.

- А какие песни вы знаете о своих животных?

Исполнение  группы «Собаки» песни «Люси», группы «Кошки» песни «Кошка беспородная».

        

В наше время, которое нередко называют жестким, тем не менее, реализуется немало социальных проектов, в том числе и для защиты животных: организуются приюты для собак, различные акции и т. д. Понятно, что организовать столь масштабные социальные проекты в одиночку сложно.  В этом деле нужны единомышленники.

Я предлагаю вам поработать в группах и подумать какое участие с нашей стороны мы можем принять для облегчения участи бездомных животных.
-Какими способами можно привлечь людей к проблеме брошенных, бездомных животных.
-Что лично вы  можете сделать уже сегодня.
 
/Разработать проект социальной рекламы, придумать слоган, воззвание к общественности, выпускать листовки, рисунки, анкеты, в соц. сетях создавать группы, обмениваться кошками и собаками, участвовать в выставках, соревнованиях с животными и т.д./

Социальный проект «Бездомные животные». Показ роликов.

-Можем ли мы сказать, что наше общество здорово, что в нём царят добрые чувства?


        К сожалению, у некоторых людей сердце оказывается черствым и равнодушным. Оно не может откликнуться на боль и страдание живого существа. Когда таких людей становится много - общество начинает болеть. В таком обществе человек чувствует себя одиноким, незащищенным, несчастливым. Единственное лекарство от этого доброта, и она начинается с доброты, проявленной к братьям нашим меньшим.

        4 октября отмечается Всемирный день защиты животных.

Решение празднования всемирного дня животных было принято в 1931 году на международной конференции сторонников движения защиты животных, проходивших во Флоренции. 4 октября - день ангела и день смерти монаха Франциска Ассизского. Он основал орден, носящий его имя, и считается защитником и покровителем животных. На протяжении всего эволюционного пути животные стали незаменимыми помошниками в человеческой деятельности. И конечно в благодарность за неоценимую помощь, эти благородные и самоотверженные животные были увековечены человеком в памятниках.

Закончить наш разговор мне хочется словами Б.Шоу:

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Рефлексия.

Поставьте знаки: если «да» + , если «нет» -.

Знаю

Интересуюсь

Узнал

Как узнал

1. Что такое доброта?

2.  Памятник «Сочувствие»

3. Что такое гуманность?

4. Памятники героям – собакам.

5. Памятники героям – кошкам.

6. Интересные факты о собаках.

7. Интересные факты о кошках.

8. Высказывания известных людей о животных.

9. Стихотворение о гуманности к собакам.

10. Стихотворение о гуманности к кошкам.

11. Песни о кошках.

12. Песни о собаках.

13.Как привлечь общественность к бездомным животным.

14. Дата Всемирного дня защиты животных.



В заключение нашего разговора я хочу вам пожелать, чтобы в ваших душах никогда не ослабевал огонь доброты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Гуманному отношению к животным, посвящается"

На представленном занятии пойдет речь об истории возникновения памятника обыкновенной дворняжке на станции метро "Менделеевская".О проблеме бродячих собак и гражданской позиции каждого человека.Выбор ...

Пищевые отношения между животными различных видов

Цель урока: познакомить учащихся  с понятием пищевые отношения,  разными типами взаимоотношений в природе, а также значением их в жизни животных....

Публикация в газете "Приволжская новь" "Воспитать доброе отношение к животным -воспитать человека"

Беседа для родителей в рамках Недели "В защиту животных-2020",  газета "Приволжская новь" №39 от 24.09.2020...

Публикация в газете "Приволжская новь" "Воспитать доброе отношение к животным - воспитать человека" (продолжение)

Продолжение беседы для родителей по профилактике жестокого обращения с животными...

Классный час на тему "Гуманное отношение к животным"

Данный материал содержит сценврий классного часа о гуманном отношении к животным...