Методическая разработка урока тема: Отношение к животным - проверка на человечность. Отрывок из рассказа Т.К. Макашевой «Коноводы»
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Посметьева Анастасия Васильевна

Методическая разработка урока литературы в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_rasskazu_konovody_.docx288.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Орджоникидзевская средняя общеобразовательная школа"

Методическая разработка урока

предмет: литература

класс: 5

тема: Отношение к животным - проверка на человечность. Отрывок из рассказа                   Т.К. Макашевой «Коноводы»

автор : Посметьева А.В

           должность:  учитель русского языка и литературы

с.Орджоникидзевское 2014г

Пояснительная записка

Тема: Отношение к животным - проверка на человечность. Отрывок из рассказа Т.К. Макашевой «Коноводы»

Тип урока  - урок-практикум

Форма урока – урок внеклассного чтения

Цель: Актуализация проблемы  взаимоотношений людей и  животных, гуманного отношения человека к животному миру; осмысление учащимися бездумного, жестокого отношения человека к природе.

Ожидаемые результаты:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;
  • находить в тексте материал для характеристики героя;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

Межпредметные связи: природоведение, русский язык, краеведение.

Ресурсы: У учителя - мультимедиа-проектор, экран, компьютер , конверты с заданиями,  словарь Ожегова.

                У учащихся -  1.Текст  с отрывком из рассказа Т.К. Макашевой «Коноводы»

                          2. Карточки для работы в группах.

                          3. Карточки для коллажа.

                    2. Листы самооценки

 Форма использования   мультимедиа – проектора:  проецирование на  экран при фронтальной работе с классом

Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Практическая значимость разработки:

Работу  можно использовать на уроках литературы, классных часах, внеклассных мероприятиях.

Этап урока

Содержание учебного материала

Самоопределение

1мин

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда-

Вниманье умных ваших глаз!!!

- Каждый новый день нужно начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла, что живёт в вашем сердце. А теперь откроем глаза, улыбнёмся и улыбкой передадим друг другу радостное настроение. Пусть оно сопровождает вас весь урок.

-Моё настроение + тепло ваших рук = солнце!

Актуализация и фиксация затруднения.

3 мин

          1. Вступительная беседа.

        - Ребята, бывали ли у вас такие ситуации, когда вы стояли перед выбором, и не знали, как поступить? Так или иначе? Сомневались, правильно ли вы поступаете? Что влияло на ваш выбор?

         - Есть замечательные слова: «Когда не знаешь, как поступить, поступи по-человечески». Возникает вопрос: «Что значит «поступать по-человечески?». (Поступать, достойно человеку, как человек;  быть добрым, быть милосердным, щедрым, не жестоким, помогать друг другу и т.д.).

Постановка темы и цели урока

3 мин

           -Есть очень много понятий человечности, но я хочу процитировать вам высказывание современного американского писателя Чака Паланика: «Человечность определяется не по тому, как мы обращаемся с другими людьми. Человечность определяется по тому, как мы обращаемся с животными». Как  человек должен поступать с животными?

           - Как вы думаете, о чём мы будем читать новое произведение? ( Об отношениях между людьми и животными)

           - Сформулируйте главную цель знакомства с новым произведением? (Познакомиться с произведением и посмотреть, как проявляют человечность герои рассказа по отношению к животным.)

2.Учебно-познавательная деятельность

(задания на освоение содержания)

5 мин

 1. Знакомство с автором.

-Тема отношения людей и животных всегда волновала и волнует многих поэтов и писателей, ибо, к великому сожалению, не все люди и не всегда проявляют человечность по отношению к «братьям нашим меньшим». Сегодня мы будем читать очень грустную и трогательную историю, которую написала ваша землячка Макашева Т.К. Поскольку с этой писательницей вы встречаетесь впервые, я немного расскажу о ней. Макашева Тамара Кимовна – это моя тетя. Всю свою жизнь она прожила в нашей родной Хакасии, в деревне Монастырево. Ею было написано несколько произведений, самые известные: «Коноводы», «Бабушка Марчо». Публиковалась в сборниках писателей Хакасии, во многих журналах, была корреспондентом местных газет. Она с детства жила в единении с природой, всё лето помогала отцу пасти скот, ходила с ним на рыбалку. И нам, своим детям и племянникам , она с детства прививала любовь к природе, брала с собой в лес,  на рыбалку. Она очень много знала о природе и могла говорить об этом часами.

1 мин

3 мин

4 мин

2. Подготовка к чтению. 

1)  Рассказ учителя об отношении хакасского народа к лошадям.

- Прочитайте хакасскую народную пословицу.

Кто коня обижает, тот и отца и мать не уважает. (хакасская пословица).

- Объясните смысл данной пословицы.

- Как вы видите хакасский народ испокон веков с уважением и почитанием относился  к такому животному, как конь. Каждый хакасский род имел своего священного коня. Такой конь назывался «ызыхом». Выбирали самого красивого коня, обычно самца. Перед праздником первого молока «Тун-пайрам»  жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине, где устанавливались, коновязь, и разводили большой костер. К коновязи привязывали священного коня. "Ызых" освящался и считался хранителем благополучия и удачи. Почтенный старец подходил к коню, мыл его молоком, окуривал богородской травой "ирбен". К хвосту и гриве привязывали ленточки красного и белого цветов, а коня после этого отпускали на волю, сняв уздечку. На нём нельзя было ездить. Священного коня берегли, относились с большой заботой. Слово «ызых» обозначает «священный». Иногда словом «ызых» хакасы ещё и называли гору, обычно на которой проводились разные обряды и ритуалы.

2) Словарная работа.

- В тексте вам могут встретиться неизвестные слова и словосочетания.

-Объясните, как вы понимаете данные словосочетания.

вороная масть

души не чаять

нехорошее предчувствие

4  мин

1мин

3.  Первичное знакомство с произведением.

Чтение рассказа учителем

  • Физминутка.

- Теперь мы полностью готовы к чтению.

10 мин

4.  Проверка восприятия.

-Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

-Кто главный герой произведения?

-Как звали его друга?

-Как Федя относился к Карьке?

- Какая трагедия произошла в рассказе?

- По чьей вине погибли лошади?

-Вам жалко Карьку?

5. Индивидуальная работа.

- У Вас на партах лежат карточки для индивидуальной работы №1. Охарактеризуйте конюха Ефима и мальчика Федю, запишите качества, характеризующие героев в каждую колонку. Время выполнения - 1 минута.

6. Работа в группах.

       - Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.  Не забудьте о правилах работы в группах.

1.Понять задание и подумать о решении самостоятельно.

2.Выслушать мнение каждого.

3.Найти общее решение.

4.Выбрать выступающего.

           - Распределите роли. Выберите ответственного,  докладчика, регистратора. –Теперь обсудите результаты индивидуальной самостоятельной работы и выработайте единое мнение в группе, выбрав по три главных качества героев. Занесите результаты в карточку для работы в группах №3.

            Задание. Охарактеризуйте конюха и мальчика, называя их качества.

Время выполнения – 2 минуты.

 (Докладчик каждой группы представляет отчёт).

- Кто из героев проявил человеческие качества? А какой из героев поступил не по-человечески?

-Какова главная мысль? Зачем автор написал этот рассказ? Что он хотел показать своим читателям?

-Что вы можете рассказать об авторе, прочитав его произведение? Какой он человек?

- Давайте сделаем выводы,  какого человека можно назвать человечным, а какого бесчеловечным.

3.Интеллектуально-преобразовательная деятельность

2 мин

 У известной израильской поэтессы  Дины Рубиной такое качество, как человечность, ассоциируется с редким цветком. В одном из своих стихотворений она говорит: «Занесите цветок человечности в Красную книгу!». Что такое Красная книга? Зачем она нужна? (Красная книга – это большой список всех живых существ и растений, которые находятся на грани вымирания и требуют защиты и охраны. Такую книгу еще можно назвать перечнем объектов природы, которые нужно защищать. Все растения и живые существа, которые находятся в Красной книге, попадают под государственную защиту, поэтому охотиться за животными или же срывать «красные» растения строжайше запрещено.)

- Почему поэтесса так говорит? (Действительно, в современном мире много жестокости, чёрствости, зла.)

- А вы, ребята, тоже так считаете? Неужели нас окружают только злые и жестокие люди?

- Докажите, что это не так. Что всё-таки есть в современном мире много отзывчивых и милосердных людей.

- Перед вами лежат лепестки, напишите на них имя человека, который в трудную минуту жизни отнёсся к вам по-доброму и проявил человечность.

 (Из лепестков учитель оформляет коллаж в виде «Цветка человечности»)

- А что мы, люди, должны делать, чтобы цветок человечности не был занесён в Красную книгу?

4.Подведение итогов. Рефлексия.

3 мин

  • Рефлексия.

И – Интересное (Что было самым интересным?)

Т – Трудное (Что было самым трудным?)

О – Особенное (Что было особенным для вас?)

Г – Главное (Что было самым главным?)

-Какую учебную цель мы сегодня ставили на урок? Мы достигли её?

- Мы ответили на главный вопрос нашего урока?

-Что с этого урока вы запомните на всю жизнь  и оставите в своём сердце?

  • Самооценка.

- Перед вами листы самооценки в виде лестницы. Оцените себя. Нарисуйте себя  на этой лестнице. Чем выше ступенька, тем больше в вас человечности.  В какой степени вы себя считаете человечным?

Отрывок из рассказа «Коноводы»

Макашева Тамара Кимовна

Отец приучил Федю к лошадям. Он доверял ему своего Карьку - красивого, вороной масти коня. Мальчик души в нём не чаял. Федя часто ходил с отцом на конный двор, чтобы пообщаться и поиграть с  Карькой.

Обычно всё лето табун лошадей проводил  в тайге, на Белогорье. К осени кони возвращались в долину откормленными и сытыми. После этого на лошадей конюхи мало обращали внимания, выгонят за реку и ладно. Там по берегам, по островкам, по болотам и собирали лошади оставшуюся траву. Вот уже который день Федька не видит на конном Карьку. Забеспокоился Федя, отца спросил:

-Где Карька?

Отец бросил в ответ:

- Чего с ним станется? Пасётся с табуном. Табун под присмотром конюха.

Но ответ отца Федю не успокоил. Федя ходил на конный несколько раз. Хотя, что там делать днём, ни одной лошади нет. Одни работают, другие пасутся. Федя дождался вечера и снова пошёл на конюшню. В загоне бродили несколько лошадок, а табуна не было.

Он кое-как дожидается утра, так долго не приходящего. А на дворе неожиданный мороз, все окна разрисованы, все лужи покрылись толстым слоем льда. Федя собирается в школу, выходит во двор, прячет портфель и бежит опять на конюшню. Поискав глазами Карьку, Федя вдруг с ужасом не находит его. Нет и ещё нескольких лошадей.

Мальчик обошёл те места, где обычно пасутся лошади. Но их там не было. Пошёл к реке Чулым. На ней есть много островков. Может быть, лошади там? Что-то гнало его вперёд. Противоположная сторона залива, где начинался островок с ярко-красной травой, была илистой. Это место они, ребятишки, всегда обходили стороной. Там было опасно: сверху растёт осока, камыши, а наступишь - чавкает, и ноги постепенно затягивает. Здесь он и увидел лошадей. Федя сразу признал Карьку. Он был тёмно-вороной масти и резко выделялся среди остальных рыжих лошадей. Видны были на льду его выброшенные вперёд передние ноги и положенная на них голова…

Федя, замирая от нехорошего предчувствия, закричал:

- Карька! Карька а…а… аа!

На острове стояла странная безжизненная тишина. Ни одна лошадь не откликнулась, не пошевелилась на человеческий голос. И немея от этой страшной, жестокой тишины, Федя с визгом, пронзительно закричал:

- Карька! Карька! «А…аааа!»

В тот же день вечером милиция увезла конюха Ефима. Тринадцать лошадей завязло на острове, может быть, и живы были бы они, если бы вовремя их хватился конюх, и если бы не мороз, сковавший их намертво в эту холодную лунную ночь.

 

 КАРТОЧКА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Охарактеризуйте героев произведения

Федя

Конюх Ефим

КАРТОЧКА ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

Охарактеризуйте героев произведения

Федя

Конюх Ефим

Лист самооценки

Список литературы

     1.      Литературный альманах г. Абакан  1998г

Т.К. Макашева «Коноводы»

Интернет-ресурсы

  1. Обычаи и традиции хакасского народа.

             www.fiesta-da.ru/

  1. Хакасские пословицы и поговорки

www.poslovitza.ru/hakasskie.html

  1. Википедия

www.wikipedia.org

  1.  Дина Рубина «Любка»

www.diets.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "В мире животных"

Урок с применением ИКТ и перекрестного чтения...

Методическая разработка по логоритмике Дикие животные леса

Научить соблюдать заданный ритм движения и речи....

Методическая разработка урока "Отношения между людьми" 7 класс

Методическая разработка с использованием краеведческого материала....

Методическая разработка урока "Натуральные волокна животного происхождения"

Данный материал содержит подробный конспект урока по разделу "Основы материаловедения" в 6 классе (учебник Технология.Обслуживающий труд. 6 класс. Под ред. Симоненко) и презентацию по теме....

Методическая разработка уроков по теме «Животные» для 5 класса (английский язык, УМК "Английский в фокусе")

Данные уроки разработаны в рамках темы “World Animals“ («Животные со всего света»), изучаемой в 5 модуле УМК “Spotlight“ («Английский в фокусе») для 5 класса. Детям всегда интересно выходить за рамки ...

Методическая разработка урока "Отношение: входит в состав" 6 класс информатика ФГОС

Методическая разработка урока в рамках курса информатики в 6 классе. На уроке активно используется метод самооценки своей деятельности учеником, групповая работа....

методическая разработка урока по обобщению и проверке знаний

Методическая разработка применяется для проверки знаний, умений и навыков после прохождения темы: "Выталкивающая сила" для учащихся 7 классов...