статья "Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности обучающихся"
статья (5 класс) на тему

Филимоненко Татьяна Акрамовна

Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе.

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_klassnogo_ruk_vv_vneurochke.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности учащихся.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.

Основные цели и задачи внеурочной деятельности:

  • развивать интерес и любовь к предмету;
  • выявлять одаренных учащихся;
  • приобщать к исследовательской деятельности;
  • активизировать внеклассную работу (проведение кружков, олимпиад, конкурсов чтецов);
  • развивать самостоятельность, творчество, инициативу;
  • формировать коммуникативную компетентность (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы).

Таким образом, во внеурочной деятельности формируются ключевые компетенции:

  • критическое мышление,
  • навыки самостоятельной работы,
  • самоорганизации и самоконтроля,
  • умение работать в команде,
  • чувство инициативы, любознательности,
  • креативность,
  • чувство соревновательности,
  • чувство служения общему делу и т.д.

В организации и проведении внеурочной деятельности учащихся особая роль отводится классному руководителю.

Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе.

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

 

Воспитательная система 5В класса.

В начале года проходило ознакомление с классом и родителями через анкетирование, наблюдения, беседы, классные часы, родительское собрание. Что помогло не только выяснить статус ребенка, семьи, но и оценить статус каждого ребенка в классе, выяснить его интересы, организованность вне уроков.

Выяснилось, что 2 ребенка из класса не были организованы дополнительно ничем, с обучающимися и родителями проведена необходимая работа, на данный момент в классе 100% обучающихся посещают кружки и секции.

В работе с классом по организации внеурочной деятельности, мной применяются групповые, коллективные  и индивидуальные формы.

Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга. 

Использование индивидуальных форм работы предполагает решение  важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе ребенка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться  своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел. 

К групповым формам работы можно отнести классные часы, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки, Советы класса.  В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой - создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние классного руководителя в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого классного руководителя. 

К  коллективным формам работы классного руководителя с детьми относятся  различные дела класса, а также участие в общешкольных мероприятиях: конкурсы, спектакли, концерты, походы, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности. В этом году наш класс участвовал во всех школьных мероприятиях, в классе прошло несколько классных внеурочных мероприятий: концерт ко «Дню мамы», КВН, приуроченный к 23февраля и 8 марта. Также, мы поучаствовали в поселковом конкурсе «Планета детства». Во внеурочной работе , при распределении поручений, ролей, конечно учитываю особенности ребенка, его желание.

На мой взгляд, обязательным в работе по организации внеурочной деятельности, является сотрудничество с родителями: по вовлечению к  организации внеурочной занятости детей, как раз пришлось подключить родителей одного ребенка в моем классе, а также к организации классных, школьных и внешкольных  различных мероприятий.


Вся внеурочная работа в школе строится на основе принципа добровольности и индивидуальности.

Каждый ученик- личность с индивидуальными способностями, склонностями, интересами (раскрыть и развить их – задача классного руководителя). К каждому нужен свой, нестандартный подход.

Таким образом, следует подчеркнуть, что эффективно выстроенная работа классного руководителя является одним из условий успешной реализации внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы классного руководителя по реализации внеурочной деятельности в 5 классе в условиях ФГОС ООО

Информация для классных руководителей по теме: "Организация работы классного руководителя по реализации внеурочной деятельности в 5 классе в условиях ФГОС ООО"....

Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности учащихся

Презентация - выступление на педагогическом совете...

выступление на педсовете ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5 КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС ООО.

Выступление на педсовете на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ   РАБОТЫ   КЛАССНОГО   РУКОВОДИТЕЛЯПО   РЕАЛИЗАЦИИ    ВНЕУРОЧНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...

Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности

Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего...

Портфолио классного руководителя по реализации внеурочной деятельности

Портфолио классного руководителя по реализации внеурочной деятельности...