Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности
методическая разработка на тему

Карманова Яна Сергеевна

Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего — это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:


«Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности»

Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего — это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения.

Какова же роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности учащихся?

Классный руководитель является связующим звеном между родителями, между учащимися, администрацией школы, педагогами и различными общественными организациями.

О результативности воспитательной работы в классе можно судить:

- по степени готовности обучающихся участвовать в предлагаемых мероприятиях;

- по спортивным достижениям;

- по победам на разнообразных социально-ориентированных конкурсах;

- по уровню воспитанности, демонстрируемому психолого-педагогической службой.

Свою работу классный руководитель ведет по четырем основным направлениям:

- работа с детским коллективом, в том числе и индивидуальная работа с каждым учеником;

- работа с педагогическим коллективом;

- работа с родителями обучающихся в классе;

- работа по саморазвитию.

Каждый классный коллектив проходит ряд этапов в своем развитии, которые нельзя избежать, можно лишь ускорить их прохождение:

  1. Разобщенная группа (младшая школа). Это произвольно собранные в одном классе учащиеся, интересы которых часто находятся вне коллектива класса.
  2. «Мир в себе» (5-7)- сплочение коллектива на основе совместной разнообразной деятельности. Здесь дети постепенно «открывают друг друга в разных видах деятельности, а потом в более сложной - интеллектуальной.

Лучше всего они могут узнавать друг друга в совместных походах, экскурсиях, неординарных ситуациях.

  1. «Мир с другими» (7-9) – выход коллектива класса на деятельность с другими коллективами. В этот период проявляется стремление учащихся добиться успехов в коллективной творческой деятельности.
  2. «Мир со всем миром» (10-11)- период гуманистических отношений, этап самовоспитания, стремление к саморазвитию.

На основе опыта организации внеурочной деятельности можно выделить следующие этапы:

1. Подготовительный этап (май – сентябрь):

а) Проведение анкетирования родителей и учащихся. В результате были выявлены желаемые направления внеурочной деятельности:

- занятия музыкой, танцами;

- занятия спортом;

- художественно-изобразительное искусство;

- экологическое направление

б) Анализ возможностей школы по проведению занятий по внеурочной деятельности. Учителя школы предлагают программы кружковых занятий и дополнительных занятий по предмету.

в) Использование возможностей учреждений дополнительного образования.

г) В сентябре классными руководителями проводится родительское собрание и классный час, на которых проходит презентация всех программ внеурочной деятельности. В результате родители вместе с учащимися по желанию выбирают кружки и секции.

д) Так как внеурочная деятельность включает в себя занятия не только в школе, но и вне ее, то собирается информация о посещении учащимися учреждений дополнительного образования.

е) Обработав результаты выбора, составляется расписание занятий внеурочной деятельности. При составлении расписания учитывается, чтобы для каждого ребенка не было совпадений в занятиях, чтобы не было свободного времени между занятиями. Кроме этого просчитывается нагрузка на каждого ученика.

ж) Для каждого обучающего составляется индивидуальное расписание занятий внеурочной деятельностью.

2. Основной этап (октябрь – апрель)

Основная функция классного руководителя на данном этапе – контроль, который включает в себя учет, анализ отклонений, корректирующие действия.

Классный руководитель заполняет «Карту учета занятости учащихся внеурочной деятельностью», в котором учитывается количество часов, занятых учащимися по основным направлениям внеурочной деятельности. Если учащиеся не посещают кружки по каким-либо направлениям, то классный руководитель производит следующие корректирующие действия: данные учащиеся привлекаются к организации и проведению внеклассных мероприятий по данным направлениям, предусмотренные планом воспитательной работы в классе. Подготовка к участию и участие в данных мероприятиях позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в «Карте учета занятости учащихся внеурочной деятельностью», по итогам заполнения которого оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Наряду с функцией контроля важна функция организации, которая предполагает:

во-первых, совместное проведение внеклассных мероприятий, на которых учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои достижения. Так, например, в празднике «День матери» учащиеся, посещающие кружки и секции, исполнили несколько танцев, во время недели физкультуры и спорта проявили себя ребята, посещающие спортивные секции, девочки, занимающиеся рисованием, были привлечены к созданию плакатов, стенгазет, рисунков о маме;

во-вторых, ведение совместно с учащимися Портфолио, куда включаются материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) деятельности.

3. Заключительный этап (май)

Анализ достижений уровней результатов внеурочной деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

На основе этого будут разработаны индивидуальные маршруты личностного роста для каждого учащегося, которые будут реализовываться в следующем учебном году.

Таким образом, следует подчеркнуть, что эффективно выстроенная работа классного руководителя на всех этапах является условием успешной реализации учебного плана класса в части «Внеурочная деятельность». В результате для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми

Выступление на педсовете "Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми"...

"Роль классного руководителя в организации антинаркотической профилактики в школе". Материалы к семинару классных руководителей.

Материал может быть использован для проведения семинара как для классных руководителей, так и для заместителей директоров по воспитательной работе школ. Цель: воспитание психологического иммунитета у ...

Организация работы классного руководителя по реализации внеурочной деятельности в 5 классе в условиях ФГОС ООО

Информация для классных руководителей по теме: "Организация работы классного руководителя по реализации внеурочной деятельности в 5 классе в условиях ФГОС ООО"....

Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности учащихся

Презентация - выступление на педагогическом совете...

статья "Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности обучающихся"

Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе.Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации ...

выступление на педсовете ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5 КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС ООО.

Выступление на педсовете на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ   РАБОТЫ   КЛАССНОГО   РУКОВОДИТЕЛЯПО   РЕАЛИЗАЦИИ    ВНЕУРОЧНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...