Общешкольная линейка ко Дню воинов - интернационалистов
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Трушалиева Сания Раскалиевна

Целью данного мероприятия является воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма на примере краеведческого материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общешкольная линейка

ко Дню памяти воинов – интернационалистов

«Из пламени Афганистана»

для учащихся 5- 9 классов

Подготовила: Трушалиева С.Р.

классный руководитель 5 класса

2016 – 2017 учебный год

Цель:

  1. Патриотическое воспитание,  направленное на формирование и развитие личности, обладающей качествами настоящего гражданина – патриота Родины на примере краеведческого материала
  2. Формирование и развитие социально значимых ценностей: ответственности, чувства долга, сострадания, доброты

Ведущий1.Добрый день, дорогие друзья! 

Ведущий 2. Сегодня в России отмечается День памяти о россиянах, выполнявших служебный долг за пределами Отечества.

В.1: 28 лет назад, 15-го февраля 1989 года, советские войска завершили выход из Афганистана.

В.2:1979 – 1989 годы. Что же происходило в те годы в Афганистане?

 В.1:  Эта страна оказалась  «яблоком раздора» между Советским Союзом, США и другими странами, пытавшимися закрепить свое влияние на политику в этой стране.

В.2 Афганистан граничит: на севере с Туркменией, Узбекистаном, Таджикистаном (эти государства в те годы входили в состав Советского Союза). Военные перевороты под боком СССР не могли остаться без внимания.

В.1:  Афганские лидеры, пришедшие к власти вооруженным путем, сами обращались к руководству СССР с просьбой ввести свои войска в Афганистан.

В.2 Советские войска должны были войти в эту страну и  не ввязываться в боевые действия.

В.1:  Наши солдаты должны были защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости.

В.2Но вышло все иначе…

В.1: 27 декабря 1979 года советские войска вошли в Афганистан. Надолго ли? На этот вопрос не мог ответить никто! Война в Афганистане длилась 9 лет и 10 месяцев.

В.2 Афганский конфликт был афганским только по названию. Нашим войскам приходилось  воевать с афганскими боевиками и наемниками из других стран.

В.1:  Наши солдаты их называли моджахедами или душманами.

В.2 США поставляло  тяжелое вооружение душманам  и обучало их военной подготовке. Америка даже и не скрывала своей заинтересованности в конфликте. 

В.1:  Помогал им оружием  и  Китай. Поставляли мины итальянцы.

В.2  Против нас активно действовал Пакистан, на чьей территории располагались душманские базы.

В.1:  Втянуты были Англия, Франция, Югославия...Все они оказывали мощную поддержку моджахедам

В.2 Моджахеды  вели партизанскую войну: нападали со всех сторон и скрывались в горах или на территории Пакистана. Перекрыть все горные дороги было невозможно.

В.1:  Советская армия оказалась неготовой к длительной войне с партизанами. Она захватывала базы моджахедов, несла большие потери.

В.2 По официальным данным, в этой войне погибло более 15 тысяч советских солдат и офицеров. Мы так до конца и не знаем, сколько же мы потеряли людей.

 В.1: Кроме того, нужно понимать, что, по сути дела, там убивали и детей, и женщин, и стариков, которые оказывались меж двух огней…

В.2 «Слова солдата» Любовь Мохова (по Сережиным рассказам)
А знаешь ли ты, как быть трудно Солдатом?
Нести эту ношу, а попросту - крест? ...
Получен приказ и идешь с автоматом,
Топча сапогом чьи-то жизни окрест…

В.1: А сколько еще этих войн по России,
И сколько еще не придут с этих войн...
У жен, матерей, у детей не спросили,
Отняли любимых, и бросили в бой!

В.2 У гребня войны слишком частые зубья...
Где пуля ошиблась, - скосил пулемет...
А в сердце нарыв, а на совести струпья,
И вряд ли со временем это пройдет...

В.1:  Все думаю:-Может и лишний был выстрел?!
Узнать бы, кому эти войны нужны! ...
Вдруг жизни невинной погашена искра?!
А мука моя... И детей... И жены...

В.2 Это потом, вернувшись домой, многие из них будут тысячи раз задавать этот вопрос, а там, в Афгане, для наших бойцов будет главным выйти из боя живым, прикрыть друзей, не оставлять  ни раненных, ни убитых.

В.1: Мальчишки, вдруг ставшие не по годам взрослыми, поседевшие от холодного дыхания смерти в лицо.

В.2  Кто-то сказал, что  «На войне не думают о смерти, там думают о жизни. В этом их сила». Наверно, это и спасло, помогло вернуться живыми к родным

В.1: …Мальчишки под прицелом автоматов
Идут вперёд с проклятьем на устах.
А дома ждут родные и девчонки,
А больше всех седая мать,
И просит Бога в утренних потёмках
Ещё хоть раз мальчишку увидать.

В.2 Рано поседевшие от горя матери, потерявшие сон и покой, в страшном неведении ожидавшие весточки от родимых. Главное, чтобы был жив! А ждать - ждать умеет каждая мать.

Звучит запись песни «Прости, моя мама» В.Буркова

В.1: Слезы и боль матерей –нет ничего страшнее, чем хоронить своих детей! Сыночка, что обещал вернуться живым и здоровым, а вернувшегося в заколоченном  цинковом гробу!

В.2  Самолёт АН-12 доставлял гробы из Афганистана, и кто-то дал этому самолёту название - "Чёрный тюльпан". С тех пор это название "приклеилось" к самолёту, перевозившему из Афганистана гробы  с телами погибших ребят или, как их называли - груз 200.

Звучит запись песни «Черный тюльпан» А.Розенбаума. 

В.1: Страшная мясорубка, перемоловшая тысячи судеб и жизней! Сколько 18-20 летних мальчишек и мужчин в самом расцвете сил погибло в боях!

В.2 Есть люди, которые  говорят, что война в Афганистане была напрасной, а героизм наших солдат и офицеров, их жертвы - бессмысленными.

В.1:  Историю не перепишешь, ошибки политиков – целиком их вина.  

В.2 Солдат же на это ответит: «Мы должны были выполнять приказ». 

В.1:  Они защищали интересы и безопасность Родины, это был их воинский долг. И они полностью этот долг выполнили.

В.2 Ну разве это было зря
Скажите, в чем мы виноваты
Десятилетняя война,
Десятилетняя беда
А мы всего лишь в ней солдаты
Мы - солдаты

В.1:  С 1983 года Советский Союз начал искать возможность вывода войск из Афганистана.

В.2  И наконец,в феврале 1989г  начался вывод советских войск из Афганистана.

В.1:  Солдаты вернулись домой, но еще долго им снилась далекая страна, оставившая  раны на теле и в душе. Только время может залечить  боль…

В.2  Эту боль стали называть «афганский синдром», когда вернувшиеся с войны ребята никак не могли привыкнуть к  мирной жизни.

В.1:   Эта война затронула многих жителей Саратовской области. Всего в боевых действиях в Афганистане участвовали 4792 человек нашего региона.  Из них не вернулись домой 138 . Многие наши земляки, воины – афганцы награждены боевыми орденами и медалями, а двум присвоено звание героя Советского Союза.

В.2  За 10 лет больше ста человек с нашего Александрово – Гайского района прошли через афганскую  войну. В настоящее время в Ал.Гайском районе проживает 14 чел. воинов-афганцев.

В.1:  С нашего села  4 человека служили  в Афганистане: Крайнов Александр Александрович, Аманкулаков Сырым Уразгалиевич, Рахимов Юсуфджон Отамуродович, Салимов Бауржан Раскалиевич (в настоящее время проживает в г.Тюмень)

В.2  Крайнов Александр Александрович 1965г\р. В Афганистан  попал в декабре 1983г, в г.Шинданд, в\ч80848, находившейся на территории военного аэродрома. В составе группы перевозили авиационное топливо, боеприпасы (авиационные бомбы). Обязательно  у автоколонны было боевое сопровождение (БМП в голове колонны, зенитка  в ее хвосте). По состоянию здоровья  в июле 1984г Александра Александровича отправляют в окружной военный госпиталь, где врачи выносят свой вердикт – не годен к строевой службе. В начале августа 1984г он возвращается домой, в родное село, где его очень ждут родные, особенно мама.

В.1: Аманкулаков Сырым Уразгалиевич, 1967г\р. Годы службы в Афганистане: август 1986 по май 1988г., в\ч52726. В его обязанности входило погрузка боеприпасов колонны машин, а также их охрана. В октябре 1986г  у Сырыма Уразгалиевича признают вирусный гепатит, в связи с чем он был госпитализирован в Кундуз, а через 2 недели отправлен на реабилитацию в г.Баграм. В Баграме ремонтировали взлетную полосу. В феврале был отравлен в Кундуз, оттуда в Пули –Хумри, в расположение своей части, где продолжил службу. Вернулся домой в мае 1988г. В памяти есть события, о которых не  очень хочется вспоминать, но они вдруг всплывают… «Стояла колонна «наливников»(машины, которые возили керосин и заправляли самолеты и вертолеты), мы познакомились с водителями, это были ребята из Казахстана. А ночью эту колонну обстреляли, пострадала техника, были раненные».  

В.2 Салимов Бауржан Раскалиевич 1969г\р. Годы службы в Афганистане ноябрь 1987г по февраль 1989г . Служил в мотострелковом полку, в 3-ем батальоне, водителем БТР. В обязанности входило сопровождение колонн, перевозивших боеприпасы, продукты питания, топливо. Бронетранспортер (БТР) был вместо дома, приходилось спать в нем, т.к. времени на отдых не удавалось выкроить. В армии характер и сущность  человека можно сразу разглядеть. И здесь особенно ценилась суровая мужская дружба.  Как вспоминает Бауржан Раскалиевич, в военное время, когда  не знаешь, что впереди, особенно важно чувствовать плечо товарищей, друзей, которые всегда прикрывали на выезде.  Кстати, в другом батальоне этого же полка служил земляк Бауржана Раскалиевича – Самкубаев Булат из с.Александров Гай. Вместе были в учебке, в г. Орджоникидзе (сегодня – г.Владикавказ, столица Северной Осетии), вместе служили в Афгане, увольнялись тоже вместе. И сейчас эта дружба не прерывается, они обязательно находят время увидеться, вспомнить былое, о котором родным не рассказывают.  Например, о том, что участвовали в боях. Хотя об одном эпизоде все же рассказал: «Когда совершали дивизионный рейс в сторону Пакистана, стояли на позиции, а зампотех полка Бабич ехал на БТР первым в голове колонны и подорвался на мине…». Зато с удовольствием рассказывает, как сами лепили пельмени, размером с кулак, чтобы сразу наесться, как в феврале 1989г  1,5 месяца стояли в г.Кушка – на границе Туркмении и Афганистана. Построили землянку, поставили буржуйку, условия – лучше всех! А 1 марта лежали и загорали на сопках при t +20градусов, как на курорте. Уходили из Афганистана 14 февраля 1989г, радость переполняла грудь, засекли время, когда пересекли границу.  Помнит его и сегодня  - 12ч 40мин.

В.1: Рахимов Юсуфжон Отамуродович 1956  г\р. Годы службы в  Афганистане сентябрь  1984г  по сентябрь 1985г. В 1984г окончил Высшую школу Комитета Государственной Безопасности в Москве в звании лейтенанта. По линии КГБ работал с органами безопасности Афганистана в провинции Мазари- Шариф (Северный Афганистан). Официально служил советником – консультантом, но основная работа  – вербовали разведчиков для выявления бандитских группировок душманов. Знание афганского языка, облегчало Юсуфу  Отамуродовичу общение с местным населением, более того, это вызывало восхищение и уважение  жителей Афганистана, очень помогало в работе. Работа советских специалистов  внесла большой вклад в развитие экономики  этой страны. За 10 лет пребывания в Афганистане были построены дороги, больницы, школы, электростанции, заводы и фабрики, обучено местное население. Простой народ с благодарностью воспринимал помощь советского народа. Очень интересовала афганцев жизнь советских людей, например, есть ли в СССР мечети, мусульмане. С удивлением узнавали, что в Советском Союзе благополучно уживаются люди разной веры. За год службы Юсуф Отамуродовича в Афгане   произошло много запоминающихся событий.  Вот одно из них: «Нам нужно было пройти через горное ущелье. Чтобы обезопасить движение, в ущелье высадили десантников человек 100. Вертолеты улетели, когда со всех сторон раздались выстрелы: моджахеды уже заняли данное ущелье и обстреливали десант, не давая нашим поднять головы. И тут раздается голос командира: «За Родину! Ура!» В ответ из-за камней раскатилось мощное «Ура!», но ни один солдат не поднял голову под шквалом огня. Вслед за этим оглушающий хохот ребят разнесся по горам! Ущелье наши  десантники взяли, а попавшие в плен моджахеды недоумевали: «Что это, мы по ним стреляем, а они хохочут!». Ю.О. признается, что мужская дружба – настоящая, на всю жизнь. До сих пор он общается со своими друзьями, с кем учился, служил. Азербайджан, Армения, Грузия, Россия – далеко живут друзья,  но они обязательно встречаются, чтобы вспомнить…

Учите ль:Есть одна особенность у наших афганцев – ни один из них не рассказывает про ужасы той войны, что довелось им пережить. Ю.О. из всех историй выбрал  ту, что сегодня кажется немного веселой.  Помню письма брата  с Афганистана: «Стоим на ремонте, чистим оружие, ремонтируем БТР, ничего нового, все по- старому…». И так в каждом письме, хотя все 15 месяцев службы в Афгане находился на грани жизни и смерти. И даже сейчас, спустя 28 лет после той войны, мой брат щадит наши чувства, старается рассказать что- нибудь веселое из армейской жизни. В этом  внутренняя сила настоящих мужчин!

Учите ль: А сейчас мы хотим предоставить слово человеку, который неравнодушен к судьбам своих односельчан, к истории родного села. Человеку, который ведет летопись нашего села для потомков. Слово сельскому библиотекарю Нестеровой Наталье Анатольевне.

Учите ль:У наших ребят накопилось много вопросов к нашим гостям: воинам афганцам, дадим им слово.

Вопросы:

 1. «Не было ли у вас мысли, что эти 10 лет войны в Афганистане – напрасны, все зря?».

2. «Что вы испытывали, когда вернулись на Родину?».

 3. «Что для вас дата 15 февраля?»

Учите ль: А для нас с вами, ребята,  эта дата – возможность продемонстрировать глубокое уважение к подвигу солдат и офицеров, защищавших и защищающих безопасность и интересы нашей Родины!

В.1:  «Горячие точки» навсегда стали болью для родных и близких героев. Наш долг —знать и помнить, чтобы этого не повторилось вновь.

В.2  Честь и слава вам, дорогие ветераны – афганцы!

В.1: Спасибо вам за верность долгу и присяге! Верим, что вы и дальше будете опорой государства и общества. Мира и надежды на лучшее!

В.2 Примите от нас в честь праздника небольшие подарки!

В.1: В память о тех, кто не вернулся из пламени Афганистана, и с низким поклоном за ваш ратный труд, дорогие гости, звучит музыкальная композиция «Настроение» (автор:Л.Виндер) в исполнении Т.Менслу.

Учите ль:Спасибо всем нашим гостям! Спасибо нашим спонсорам: родителям Тумановой Элины, Тумановой Альбины, Трушалиевой Менслу за материальную поддержку! Благодарим за внимание!

Источник: http://parnasse.ru/news/festival-stihov-o-voine-v-afganistane.html
Источник: 7 главных фактов об Афганской войне
© Русская Семерка russian7.ru
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/121213/19492/


Источник: Какие на самом деле были потери СССР в Афганской войне
© Русская Семерка russian7.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Торжественная линейка, посвященная воинам-интернационалистам

Я хочу, чтобы гордость была за страну,Чтоб красивым был прожитый день,Чтоб заснуть у хорошего чувства в пленуВспоминая хороших людей…Наша линейка именно та живая память, потому что живы те, кто воевал...

Линейка памяти воина-интернационалиста

Сценарий линейки памяти воина-интернационалиста, выпускника школы Алексея Соплина...

Общешкольное мероприятие по истории "День памяти воинов-интернационалистов"

Общешкольное мероприятие "День памяти воинов-интернационалистов"(посвященное дате вывода советских войск из Афганистана)...

Сценарий линейки, посвященной памяти воинов-интернационалистов, погибших в Чеченской республике

Сценарий линейки, посвященной  памяти воинов-интернационалистов, погибших в Чеченской республике...

Сценарий ритуальной линейки "Поминальная свеча", посвящненной памяти воинов-интернационалистов.

Хочу поделиться своим опытом проведения патриотического мероприятия - ритуальной линейки «Поминальная свеча». Провожу это мероприятие в школьном музее, но можно провести в   рекр...

Линейка "День памяти воинов-интернационалистов"

Днём памяти наших воинов, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, считается 15 февраля. Дата приурочена к годовщине вывода войск из Афганистана. 33 года назад по мосту Дружбы через реку Аму...