Классный час "Первый раз в пятый класс"
классный час (5 класс) на тему

Михайлина Наталья Сергеевна

В статье представлена разработка классного часа по теме «Первый раз в пятый класс», направленная на создание условий для успешной адаптации учащихся (пятиклассников) к условиям средней школы; повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению; формирование устойчивой учебной мотивации детей; освоение детьми школьных правил; формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях. В ходе подготовки статьи использованы материалы из «Программы адаптации детей к средней школе» Коблик Е. Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_pervyy_raz_v_pyatyy_klass.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлина Наталья Сергеевна,

учитель английского языка, МБОУ «ООШ № 42»,

            г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область        

         

Первый раз в пятый класс

Аннотация. В статье представлена разработка классного часа по теме «Первый раз в пятый класс», направленная на создание условий для успешной адаптации учащихся (пятиклассников) к условиям средней школы; повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению; формирование устойчивой учебной мотивации детей; освоение детьми школьных правил; формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях. В ходе подготовки статьи использованы материалы из «Программы адаптации детей к средней школе» Коблик Е. Г.

         Ключевые слова: рефлексия, адаптация, пятиклассник, учитель, цветовой тест Люшера, метод мозгового штурма, трудности обучения в 5 классе, правила поведения, цель обучения, урок, атмосфера в классе, мотивация обучения, учебный навык

        Цель: Помочь обучающимся  осознать правила работы на уроке.

 Задачи:

 1. Способствовать формированию учебных навыков;

 2. Способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии;

 3. Формировать у детей положительную оценку своего классного коллектива;  создать благоприятную атмосферу в классе.

Оборудование:

  • Гелевые шары
  • Карточки с вариантами ответов: «Да», «Нет», «Иногда» (карточки 3-х цветов: синего, желтого и фиолетового)
  • Таблички с правилами поведения на уроке: «Будь подготовленным», «Работай на уроке», «Уважай окружающих»
  • Маленькие полоски бумаги для упражнения «Мои цели»
  • Музыка
  • MP3-проигрыватель
  • шкатулка

Оформление класса:

  • Надпись на классной доске : «Первый раз в пятый класс !» и загадка:

«Открыла двери средняя школа,
И впустила новосёлов.
Кто, ребята, знает,
Как их называют?»

  • Гелевые шары 3-х цветов: синий , желтый, фиолетовый (привязаны к столу)

План классного часа:

  1. Вступительное слово учителя,
  2. Цветовой тест Люшера (разделение по группам)
  3. Метод мозгового штурма «Трудности в 5-м классе»
  4. Упражнение «Правила поведения в школе»
  5. Упражнение «Мои цели»
  6. Подведение итогов (рефлексия)

                                                          Ход классного часа

1. Вступительное слово учителя.

 -Дорогие ребята! Давайте попробуем угадать,  для чего мы здесь сегодня собрались.

Открыла двери средняя школа,
И впустила новосёлов.
Кто, ребята, знает,
Как их называют?

                                                      (Пятиклассники)

- Правильно речь пойдет про вас – пятиклассников. Сегодня мы обсудим легко ли вам далось вступление в пятый класс.

2. Цветовой тест Люшера (разбиение по группам)

  -А теперь вспомните, какое настроение у вас в 5 классе. Выразите свое настроение в цвете и сядьте  за тот стол, где обозначен цвет, отражающий ваше настроение (столы с синим, фиолетовым и желтым шарами).

Интерпретация цветов по Люшеру:

Синий - вы испытываете спокойствие, удовлетворение. Действуете  спокойно, без напряжения.

Желтый – вы активны, стремитесь к общению, всегда в приподнятом настроению, оптимистичны, всегда в надежде на лучшее.

Фиолетовый – чаще находитесь в стрессовом состоянии, настороженны, в неопределенном настроении, чувство неудовлетворенности.

3. Метод мозгового штурма «Трудности в 5-м классе»

-После данного упражнения мы видим разное отношение к учебе, потому что все мы разные и можете испытывать различные трудности к обучению в 5 классе. Сейчас на доске вы видите посередине надпись «Трудности в  5 классе». С какими трудностями вы можете столкнуться, когда видите данное понятие? Отвечайте по очереди, не задумываясь.

        (Обучающиеся выдвигают по 3 версии и данные проблемы выносятся на доску)

 Примерные ответы:

1. учиться стало сложнее;

2. неизвестно куда идти, поэтому страшно опоздать;

3. разные учителя; много требований

4. много обязанностей

5. трудность общения с одноклассниками

6.не справляюсь с домашними заданиями;

7.часто ставят «2» за то, что не принес на урок учебные принадлежности и т.д.

8.очень много нужно делать самостоятельно

9.не умею планировать свое время

  1. Упражнение «Правила поведения в школе»

Это упражнение поможет осознать, что понятные и четкие правила класса помогут эффективнее учиться в школе.

 - Предлагаю вам ознакомиться с правилами, которые помогут эффективно усваивать школьные знания. Их всего три: "Будь подготовленным", "Работай на уроке", "Уважай окружающих".  Я буду читать вам разные утверждения, а вы должны будете решить, согласны вы с ними, не согласны, или они верны только иногда. Вы уже знаете, что каждому ответу соответствует свой знак. Каждой команде достанется одно правило. После того как я прочитаю утверждение, каждый из вас, оценив, как он поступает в разных школьных ситуациях, выберет ответ «да», «нет», «иногда».  Ответив на эти вопросы, вы сможете самостоятельно определить, насколько хорошо вам удается соблюдать правила. (Каждая команда по очереди выходит к доске).

1. Будь подготовленным:

я сижу на своем месте, когда звенит звонок на урок;

я приношу все необходимое к уроку;

я успеваю выполнить задание в классе;

у меня нет проблем с выполнением домашней работы.

2. Работай на уроке:

я внимательно слушаю учителя, отвечаю на вопросы на уроке;

я работаю вместе с классом;

я хорошо выполняю работу в классе.

3. Уважай окружающих:

я не разговариваю на посторонние темы на уроке;

я бережно обращаюсь со школьным имуществом: не рисую на парте, не качаюсь на стуле и т.п.;

я прислушиваюсь к мнению окружающих о себе;

я не мешаю учиться другим: не дергаю соседку за косичку, не тычу карандашом в соседа и т.д.

- Какие правила трудно выполнять лично вам?

- Все ли эти правила обязательны для выполнения?

- Зависит ли необходимость выполнения того или иного правила от конкретного предмета?

- Как бы изменилась обстановка в школе, если бы все соблюдали правила?

- Влияет ли выполнение всех школьных требований на вашу уверенность или неуверенность? Как?

- Можно ли все эти правила соблюдать постоянно? Почему?

5. Упражнение «Мои цели»

Упражнение способствует прояснению личной мотивации обучения в средней школе, осознанию своих целей.

-На бланке «Мои цели»  вы должны продолжить фразу «Я хочу, чтобы к концу  пятого класса я...»  и написать (под релаксационную музыку)  свои главные цели и желания, учитывая свои возможности.  Прежде чем написать, про свою цель, пусть каждый подумает про себя: "А что я могу сделать, чтобы исполнилось то, что я хочу... ". (После этого учащиеся кладут все записки в коробочку заветных желаний.)

- В конце года мы откроем её и посмотрим достигли вы поставленных целей или нет.

6.Подведение итогов (рефлексия)

Список литературы:

1.Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к 

Средней школе. – М.: Генезис. -  2003. – С. 58-63.

2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас.- М.: Владос-Пресс. -  2002. - С. 130-136.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Урок семьи и семейных ценностей" в пятом классе

Цель: прививать учащимся любовь к своей семье и культивировать в них бережное отношение к семейным ценностям.Задачи:1.Познакомиться с классом,  создать атмосферу доверия и сотрудничества в коллек...

Классный час "Первый раз в пятый класс" для 5-х классов

Данная разработка классного часа ориентирована на учеников 5 класса. Такой классный час нужно провести 1 сентября или в день посещения учениками кабинетов различных учебных дисциплин. Цель классного ч...

Классный час "Первый раз в пятый класс"

Сценарий первого классного часа в 5 классе...

Классный час для пятого класса. "Давайте познакомимся."

Встреча классного руководителя с учащимися 2-го сентября 2013 года....

классный час "Первый раз в пятый класс"

Разработка первого классного часа в 5 классе, на котором в игровой форме проходит знакомство классного руководителя с учащимися....

Классный час "Первый раз в пятый класс"

Классный час "Первый раз в пятый класс"...

Методическая разработка классного часа День знаний в 5 классе «Первый раз в пятый класс. Пусть цифра 5 нам принесёт удачу!»

Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса». Цель данного мероприятия - знакомство с детьми и ад...