Программа клуба для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
рабочая программа (8 класс) на тему

Меркушева Надежда Николаевна

Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_roditelskogo_kluba.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Коммунистический»

Программа  клуба для  родителей, воспитывающих детей  с

ограниченными возможностями здоровья

 « Гармония»

Составитель: Меркушева Надежда Николаевна ,

учитель русского языка и  литературы

                                         

п. Коммунистический

2016г.

Пояснительная записка.

             Взаимодействие с родителями – одно из непременных условий в системе

комплексной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья .

Сотрудничество с родителями очень не простой процесс, от успешности которого во

многом зависит эффективность достижения целей обучения, воспитания и коррекции.

Родители — это «профессия» педагогическая, но очень часто родителям не хватает

элементарных психолого- педагогических знаний, они не знают, как себя вести в той

или иной ситуации. Приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на

различных  этапах  адаптации   к роли  родителей ребенка с ограниченными возможностями и проблемами  в развитии.

        Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.

В такой ситуации важно оказать помощь посредством создания доброжелательной среды, психологической поддержки родителей, вовлечения их в коллективные формы взаимодействия (совместные творческие мероприятия, обмен опытом, специально организованные занятия). Исходя из практического опыта, можно утверждать, что взаимодействие с родителями более эффективно в неформальной обстановке, а именно в формате  детско-родительского клуба. Консультации и практические занятия помогают
родителям преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка. Относиться к 
ребенку как к «равному», понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми,
знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.

Цель родительского клуба: оказание социально – психологической  и  коррекционно – педагогической помощи семьям в процессе социализации детей с ОВЗ.

Задачи:

  • содействовать формированию адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезнь» и перейти к понятию «особые законы развития»;
  • содействовать формированию в семье благоприятного микроклимата, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов;
  • содействовать личностному и социальному развитию родителей, формированию навыков социальной активности и конструктивности.

 Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Приветствуется участие в родительских встречах  других членов семьи (бабушек, дедушек и др.), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.

Срок реализации программы – 1 учебный год.

Занятия родительского клуба проводятся  1 раз в месяц.

Продолжительность и время проведения одного занятия – 60 минут.

Методы и приемы:

•дискуссия;

• ролевая игра;

•работа с памятками;

•решение проблемных ситуаций;        

•психотехнические упражнения;

• семинары;

• лекции.

Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие:

  • принцип единства диагностики и коррекции развития (коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля  за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ);
  • принцип гуманистической  направленности  психологической помощи (этот принцип  основан  на признании самоценности  личности ребенка с отклонениями в развитии и создании условий для его гармоничного развития);
  • принцип индивидуального подхода (учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого подростка);
  • принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии ( с помощью реализации этого принципа повышается  педагогическая  грамотность, психологическая  компетентность и  общая культура родителей).

Содержание программы

Поэтапная психолого - педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ.

1.Первичная диагностика ребенка и его семьи.

2.Налаживание тесного контакта с родителями.

3.Составление индивидуального маршрута каждого ребенка.

Структура занятий:

  • обучение;
  • расширение опыта;
  • действие.

Первое направление: обучение.

Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления, - сформировать у родителей адекватное восприятие ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия  развития.

Второе направление: расширение опыта.

Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления. – обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных  социальных ситуациях и отношениях, обучение  методам и  приемам воспитания  и  развития ребенка.

Третье  направление: действие.

Цель мероприятий, проводимых в рамках  данного направления, - общественная самореализация родителей и  их детей, изменение отношения к ним в обществе.

Привлеченные специалисты к работе клуба:

медработник

педагог – психолог

социальный  педагог

логопед

работники доп.образования.

Прогнозируемый результат

Дети:

  • динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу;
  • эффективное формирование нарушенных функций;
  •  развитие личности ребенка, развитие навыков общения;
  •  приобретение социального опыта.

 Родители:

  • информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;  
  • получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
  •  адекватности установок в отношении перспектив ребенка;
  • информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком;
  •  получение психологической поддержки по гармонизации детско- родительских отношений;
  •  увеличение количества родителей, вовлеченных в коррекционный процесс , в качестве  активных его участников.


Календарно - тематическое планирование  занятий.

Направления

Тема

Форма проведения

Задачи

Дата

Результат

Обучение

1

« Мы вместе, мы рядом».

Круглый стол.

Познакомить  родителей  и педагогов  друг  с  другом  и  с правилами работы  в клубе.

сентябрь

Включение  в совместную деятельность.

2

«Родитель – это профессия».

Психолого – педагогическое консультирование.

Помочь родителям осуществить анализ возрастных и специфических особенностей, присущих  детям с ОВЗ.

октябрь

Обучение  родителей приемам  и формам  работы по развитию у детей психических процессов.

3

Типы семейного воспитания детей с  ОВЗ.

Психолого – педагогическое консультирование.

Дискуссия.

Деловая игра «Докажи, что я не прав».

Сформировать у родителей представление  о существующих типах семейного воспитания  детей с ОВЗ.

ноябрь

Обучение  родителей эффективным способам  общения  с ребенком, адекватному выражению своих чувств.

Расширение опыта

( работа в системе «ребенок –родитель – специалист»)

4

Бывает ли жизнь без конфликтов?

Практико – ориентированный

 семинар.

Обучить детей и родителей конструктивному решению конфликтов.

декабрь

Обучение родителей умению налаживать сотрудничество с другим ребенком, детей друг с другом и взрослых между собой.

5.

Сотрудни-чество.

Психолого – педагогическое консультирование.

Ролевая игра «Мост».

Актуализировать конструктивное общение в детско-родительских отношениях; научить совместному творчеству детей и родителей.

февраль

Научение совместному творчеству детей и родителей.

6.

Мы предъявляем требования.

Лекция.

Работа с памятками.

Решение проблемных ситуаций.

Введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; актуализация необходимости доведения до логического завершения  предъявляемого к ребенку требования.

март

 Обучение  гармонизации внутрисемейных  отношений.

Действие

7.

«Умелые руки  не знают скуки».

(арттерапия)

Творческая выставка детей, родителей, педагогов.

Повысить интерес и творческую активность детей и  их родителей.

апрель

Расширение  социального опыта ребенка, коррекция нарушений коммуникативной сферы.

8

Формирова-

ние  навыков продуктивного взаимодействия родителей с детьми.

Вечер «Неразлучные друзья – родители и дети».

Расширить творческий потенциал ребенка и его родителей на развитие коммуникативных навыков.

май

Приобретение  опыта социального  взаимодействия, расширение круга общения.


Список литературы

1.Краузе М. П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: - М.: Академия, 2006.

2.Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред. Савиной Е. А., Максименко О. В. – М.: ВЛАДОС, 2008.

3.Солодянкина О. В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007.

4.Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», 2012 - № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ

Презентация была подготовлена к МО учителей-логопедов города-курорта Ессентуки СК "Опыт работы с родителями ГКДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 3 "Берёзка"". Представляю теоретический материал, ...

Законы для родителей, воспитывающих детей

10 правил, помогающих правильно организовать процесс воспитания ребенка....

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...

МОДЕЛЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ И/ИЛИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ

Социальная адаптация и интеграция в общество семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья  и/или детей-инвалидов, и основанная на ней социальная успешность дошкольника должны...

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью

Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствуе...