Тренинг по профориентации в 10 кл
материал (10 класс) на тему

Выбор профессии — такая же вечная тема, как любовь. И последствия профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем выбор спутника жизни. Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Тренинг профессионального самоопределения, который мы сегодня проведём, дает возможность осознать мотивы будущей профессиональной деятельности и научиться ее планировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_po_proforientatsii_10_klass.rar1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий тренинга профессионального
самоопределения для учащихся

Ролевая игра «Собеседование»

СТРАТЕГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Выбор профессии — такая же вечная тема, как любовь. И последствия профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем выбор спутника жизни. Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Тренинг профессионального самоопределения, который мы сегодня проведём, дает возможность осознать мотивы будущей профессиональной деятельности и научиться ее планировать.

Часть I. Мотивы и потребности

У рабочих, возводящих Шартрский собор, спрашивали, что они делают. Один говорит: «Я таскаю камни». Другой: «Зарабатываю на пропитание». Третий: «Строю храм». 

В трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы трудовой деятельности. Мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь, для того чтобы…» «Я хочу получить профессию… чтобы…»

Ответьте на вопросы:

• Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать?

Для каждой профессии существует свой минимальный уровень способностей, позволяющий выполнять профессиональные действия, а более высокий уровень профессионализма определяется мотивацией и системой ценностей человека. Нередко человек, наделенный множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал — мешает отсутствие мотивации, то есть побуждений к действиям — «природная лень не дает развиваться природным талантам» (
Ю. Рыбников).

 Для начала вы определите мотивацию в отношении профессии.

Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации личности являются не столько способности, сколько мотивация человека и его жизненныецели. Мотивация — это двигатель человеческих поступков.

«Определение мотивации»(по методике Е. Головахи)

Прочитайте приведенные ниже суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам. 


1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества


5. Работать в хороших условиях, в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций


2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих


3. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия


6. Сохранить силы и время для увлечений, общения с друзьями и близкими


4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности


Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы
(профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).

Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы 
(внепрофессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным). 

Если выбранные вами суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в данный момент важнее — профессиональное самоопределение или другие вопросы.

Вспомните, как начинается «Сказка о царе Салтане».

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, — говорит одна девица, —
Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».


«Если б я была царица, — говорит ее сестрица, —
Я б на целый мир одна наткала бы полотна».
«Если б я была царица, — третья молвила девица, —
Я б для батюшки-царя родила богатыря».


Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. У первых двух — профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, а вторую поварихой. У третьей девушки была ярко выраженная внепрофессиональная мотивация, она не хотела работать, а хотела быть царской женой. Поэтому именно ее царь взял в жены.

Многие люди, подобно сестрам-неудачницам из сказки Пушкина, испытывают чувство досады и бессилия оттого, что не могут достичь всего, что хотят от жизни, разрываясь между взаимоисключающими мотивами. Как видим, это невозможно. Поэтому следует таким образом выстроить сценарий своей жизни, чтобы последовательно и планомерно добиваться поставленных целей. Подумайте, что для вас важнее всего в данный момент? Учеба? Работа? Личная жизнь? Творчество? Здоровье? Или что-то другое?

В основе любой мотивации лежат цели и потребности человека.

 

Упражнение «Я–Другой, Карьера–Дело»

Инструкция. Выбирая профессию, человек выбирает образ жизни. Это задание поможет вам уточнить, что для вас сегодня важно, а что второстепенно. Оцените варианты ответов, поставив в клетках на пересечении номера вопроса и вариантов ответа (а, б, в, г) баллы: от нуля – за вариант, который вам безразличен, до трех баллов – за самый значимый для вас. Нельзя ставить одинаковые баллы в одной строчке!

1. Мне нравится

А) иметь много свободного времени

Б) добиваться успеха во всех делах

В) делать подарки своим друзьям

Г) находить красивое решение трудной задачи

2. Мой девиз

А) «Работа не волк, в лес не убежит»

Б) «Хочешь жить — умей вертеться»

В) «Что отдал, то твое»

Г) «Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать»

3. Лучшая работа для меня — та, которая

А) не мешает мне жить своей жизнью

Б) дает возможность быстрого продвижения по службе

В) нужна людям

Г) интересна

4. Счастье для меня — это

А) возможность жить в свое удовольствие

Б) высокая должность и хорошая зарплата

В) благополучие моих друзей и близких 

Г) возможность заниматься любимым делом 



А


Б


В


Г


1


 


 


 


 


2


 


 


 


 


3


 


 


 


 


4


 


 


 


 


http://psy.1september.ru/2009/02/s.jpg


 


 


 


 


Обработка: подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по каждому столбцу (а, б, в, г): 

9–12 баллов — ярко выраженная направленность личности;

5–8 баллов — умеренно выраженная направленность;

0–4 баллов — направленность не выражена. 

А)
 «Я». Для вас очень важно собственное спокойствие и благополучие. В этом нет ничего страшного, если вы находитесь на содержании богатых родственников. Однако следует помнить, что низкая активность, чрезмерная концентрация на себе и отсутствие потребности в деятельности могут быть признаками утомления или заболевания. 

Б) 
«Карьера». Вероятно, вам близки и понятны законы рынка. В будущей профессии для вас важна возможность карьерного роста. Жизненный успех в вашем понимании — это высокооплачиваемая должность. Если для вас смысл жизни — карьера, вы рискуете растерять себя и близких в погоне за горизонтом. 

В) 
«Другой». Вы относитесь к редкому типу людей, для которых интересы и благополучие других людей не менее важны, чем собственные. Ваш выбор говорит о личностной зрелости и душевном здоровье. Чем бы вы ни занимались, ваше отношение к людям всегда будет для вас источником энергии и радости жизни. 

Г) 
«Дело». Какую бы деятельность вы ни выбрали, вы будете успешным профессионалом. Главное, чтобы ваша профессия не загораживала от вас смысл жизни, который не сводится к работе. 

http://psy.1september.ru/2009/02/16-1.jpg

Для наглядности можно построить график направленности личности, отложив на четырех осях суммы набранных баллов и соединив точки линиями. Чем дальше точка от центра, тем ярче выражена направленность личности.

Часть II. В мире профессий

В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. Сколько профессий знаете вы?

 
Упражнение «Аукцион»

Участники по очереди называют профессии. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. Если ребята называют не профессию, а должность (начальник, директор, президент), такие ответы не принимаются, как и слова «олигарх», «авторитет» и др. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.
Перечень профессий: 
Политик 
Швея 
Психолог 
Модель, манекенщица 
Плотник 
Учитель 
Строитель 
Продавец 
Военный 
Визажист 
Лётчик 
Врач 
Штукатур-моляр 
Уборщица 
Повар 
Музыкант 
Танцовщица 
Ювелир 
Пожарный 
Журналист 
Актёр 
Библиотекарь 
Адвокат 
Бродяга 
Воспитатель в детском саде 
Домохозяйка 
Официант 
Переводчик 
Программист 
Ди-джей 
Телеведущий 
Секретарь референт 
Спортсмен-профессионал 
Стюардесса 
Экскурсовод 
Фотокорреспондент 


Вместе с новыми предметами и явлениями возникают новые профессии. Вот некоторые самые популярные из них. Что это за профессии? Найдите правильный ответ.

1. 
Логистик — это: 

а) тот, кто изучает логику; б)
 специалист по организации транспортировки продукции; в) организатор конференций и симпозиумов.

2. 
Веб-дизайнер — это: 

а) тот, кто работает на компьютере; б) разработчик компьютерных программ; в)
 разработчик проектов сайтов.

3. 
Фандрайзер — это: 

а)
 тот, кто ищет деньги и возможности для своей организации; б) лидер фанатов, который организует прием звезд шоу-бизнеса; в) специалист, изучающий пути развития организации.

4. 
PR-агент — это: 

а) тот, кто связан с политикой; б) 
специалист по рекламе и связям с общественностью; в) посредник между организациями и людьми.

5.
 Культуролог — это: 

а) тренер по культуризму; б) 
исследователь взаимоотношений человека и общества; в) предсказатель будущего.

• К каким группам по классификации Е.А. Климова можно отнести эти профессии?

Опросник профессиональных склонностей

(методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)

Склонность — это влечение к какому-либо занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов и отметьте его в бланке.

 


1


А


 


 


Б


 


В


2


 


А


 


Б


В


 


3


А


Б


 


В


 


 


4


 


 


А


 


Б


В


5


А


Б


В


 


 


 


6


А


Б


 


 


 


В


7


 


А


Б


В


 


 


8


А


 


 


 


Б


В


9


 


А


 


Б


В


 


10


 


 


 


А


Б


В


11


А


Б


В


 


 


 


12


 


 


А


Б


В


 


13


А


 


 


 


Б


В


14


 


А


 


Б


В


 


15


А


 


Б


 


В


 


16


А


 


Б


 


 


В


17


 


 


 


А


Б


В


18


А


Б


В


 


 


 


19


 


 


А


 


Б


В


20


А


 


Б


 


 


В


21


 


А


Б


В


 


 


22


 


А


Б


В


 


 


23


 


А


 


Б


 


В


24


А


 


 


 


Б


В


Сумма 


I


II


III


IV


V


VI


1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

а) общаться с самыми разными людьми; 

б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.;

в) заниматься расчетами; вести документацию.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает: 

а) возможность следить за ходом мыслей автора;

б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера; 

в) сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия:

а) за общественную деятельность; 

б) в области науки; 

в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать:

а) главным механиком;

б) начальником экспедиции;

в) главным бухгалтером.

5. Будущее людей определяют:

а) взаимопонимание между людьми;

б) научные открытия;

в) развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь:

а) созданием дружного, сплоченного коллектива;

б) разработкой новых технологий обучения;

в) работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет:

а) внутреннее устройство экспонатов;

б) их практическое применение.

в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);

8. В людях я ценю прежде всего: 

а) дружелюбие и отзывчивость;

б) смелость и выносливость;

в) обязательность и аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы:

а) ставить различные опыты, эксперименты;

б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать; 

в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует: 

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;

б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

в) деловое общение. 

11. Мне интереснее беседовать: 

а) о человеческих взаимоотношениях; 

б) новой научной гипотезе;

в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:

а) технический; б) музыкальный; в) спортивный.

13. В школе следует обратить особое внимание:
а) на улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;

б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;

в) укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю:

а) научно-популярные фильмы;

б) программы о культуре и искусстве;

в) спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать:

а) с детьми или сверстниками; 

б) с машинами, механизмами; 

в) с объектами природы.

16. Школа в первую очередь должна:

а) учить общению с другими людьми;

б) давать знания;

в) обучать навыкам работы.

17. Главное в жизни:

а) иметь возможность заниматься творчеством; 

б) вести здоровый образ жизни;

в) тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно в первую очередь заботиться:

а) о защите интересов и прав граждан; 

б) достижениях в области науки и техники;

в) материальном благополучии граждан.

19. Мне больше всего нравятся уроки:

а) труда; б) физкультуры; в) математики.

20. Мне интереснее было бы:

а) заниматься сбытом товаров; 

б) изготавливать изделия;

в) планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи:

а) о выдающихся ученых и их открытиях; 

б) интересных изобретениях; 

в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов. 

22. В свободное время я люблю: 

а) читать, думать, рассуждать;

б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;

в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение:

а) о научном открытии;

б) о художественной выставке;

в) об экономической ситуации.

24. Я предпочту работать: 

а) в помещении, где много людей;

б) в необычных условиях;

в) в обычном кабинете. 

Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10–12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность.

7–9 баллов — склонность к определенному виду деятельности.

4–6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность.

0–3 балла — профессиональная склонность не выражена.

 

Шесть столбцов — это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

I — склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает способность находить общий язык с разными людьми, понимать их состояние, знать и помнить их особенности.

II — склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Такие люди отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

III — склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: монтаж, ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; обработка материалов; управление транспортом; изготовление изделий.

IV — склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий отличает оригинальность и независимость. 

V — склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.

VI — склонность к планово-экономической деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием; делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием; схематическим изображением объектов. Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

• Насколько полученные результаты соответствуют вашим представлениям о себе?

Упражнение №3 «Самая, самая профессия». 
Инструкция: участникам даётся задание, что сейчас я буду зачитывать некоторые необычные характеристики профессий. Вы должны назвать те профессии, которые соответствуют данной характеристики. 

Перечень характеристик. 
Самая денежная профессия (БАНКИР)
Самая сладкая профессия (КОНДИТЕР)
Самая зелёная профессия (ЦВЕТОВОД, ОЗЕЛЕНИТЕЛЬ)
Самая ароматная профессия 
Самая кислая профессия 
Самая холодная профессия 
Самая слезливая профессия 
Самая опасная профессия 
Самая красивая профессия 
Самая серьёзная профессия 
Самая боевая профессия 
Самая скрипучая профессия 
Самая мелодичная профессия 
Самая колючая профессия 
Самая горячая профессия 
Самая гуманная профессия 
Самая мокрая профессия 
Самая творческая профессия 
Самая раздражительная профессия 
Самая светлая профессия 
Самая детская профессия 
Самая молчаливая профессия 
Самая смешная профессия 

Знакомство. 
Здравствуйте! Сегодня мы собрались для того, чтобы вместе провести тренинг, который будет посвящен актуальной для нас темы: «Профессиональная ориентация». Надеемся, что наша совместная работа поможет тем, кто ещё не успел определиться с выбором профессии в поисках своей профессии, и тем, кто уже определился, понять, что он сделал правильный выбор. 
Так как мы с вами знакомы, то изначально поприветствуем друг друга. И скажем о том, что я очень хорошо умею делать, чем я занимаюсь, и кем я хочу стать, свою будущую профессию, чему хочу научиться в жизни. 
Пример: 
Здравствуйте, меня зовут…., я очень хорошо умею ….., мне бы хотелось стать…….., и научиться делать……... 

Упражнение №1 «Знаток профессий». 
Сейчас нам нужно выбрать «знатока профессии». По кругу каждый называет одну профессию, но делает это быстро, не задумываясь, в течении 3 секунд, если участник не укладывается в это время, то он выбывает из круга. И так пока не останется один победитель. 

Упражнение №2 «Угадай профессию». 
Каждому из участников раздается листок с заданием. На котором будет написано невербально изобразить заданию профессию. Он выходит в круг и показывает мимикой, жестами, положением тола ту профессии, которая у него в задании. 
Перечень профессий: 
Политик 
Швея 
Психолог 
Модель, манекенщица 
Плотник 
Учитель 
Строитель 
Продавец 
Военный 
Визажист 
Лётчик 
Врач 
Штукатур-моляр 
Уборщица 
Повар 
Музыкант 
Танцовщица 
Ювелир 
Пожарный 
Журналист 
Актёр 
Библиотекарь 
Адвокат 
Бродяга 
Воспитатель в детском саде 
Домохозяйка 
Официант 
Переводчик 
Программист 
Ди-джей 
Телеведущий 
Секретарь референт 
Спортсмен-профессионал 
Стюардесса 
Экскурсовод 
Фотокорреспондент 

Профессии даются таким образом, чтобы мальчикам достались женские профессии, а девушкам мужски. 

Упражнение №3 «Самая, самая профессия». 
Инструкция: участникам даётся задание, что сейчас я буду зачитывать некоторые необычные характеристики профессий. Вы должны назвать те профессии, которые соответствуют данной характеристики. 

Перечень характеристик. 
Самая денежная профессия 
Самая сладкая профессия 
Самая зелёная профессия 
Самая ароматная профессия 
Самая кислая профессия 
Самая холодная профессия 
Самая слезливая профессия 
Самая опасная профессия 
Самая красивая профессия 
Самая серьёзная профессия 
Самая боевая профессия 
Самая скрипучая профессия 
Самая мелодичная профессия 
Самая колючая профессия 
Самая горячая профессия 
Самая гуманная профессия 
Самая мокрая профессия 
Самая творческая профессия 
Самая раздражительная профессия 
Самая светлая профессия 
Самая детская профессия 
Самая молчаливая профессия 
Самая смешная профессия 

Упражнение №4 «Я и моя профессия. 
Инструкция: Сейчас вы должны изобразить на листке бумаги свою будущую профессию и своё место в ней. На выполнение задания 7 минут. Никому не показывайте свой рисунок. 

Затем участники сдают листочки и ведущий перемешивает их, показывает по отдельности каждый из рисунков и идёт обсуждение. 
Вопросы для обсуждения: 
- Какая профессия изображена на рисунке? 
- Кто из участников мог нарисовать этот рисунок? 
- Так ли это? (вопрос к автору) 

Рефлексия. 
-Что понравилось в тренинги? 
-Что не понравилось? 
Что узнали нового? 
-Что хотели бы пожелать? 
-Своё самочувствие.

РЕФЛЕКСИЯЗаключительное слово учителя:

И в заключении хочется вспомнить слова Томаса Карлейля: “ Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы”.

Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию которая:

 интересна и привлекательна для вас;

 соответствует вашим способностям;

 пользуется спросом на рынке труда.

Итак, вы получили информацию о мире профессий. Многим стоит задуматься, как лучше использовать особенности своего характера, свои способности при выборе профессии. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо, выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции вам) и обеспечивать максимальную реализацию ваших возможностей (пользу обществу).

Закончить наше занятие, мне хотелось бы цитатой Ро́берта Де Ни́ро : «В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-тренинг по профориентации для учащихся 9 - х классов

Мини-тренинг направлен на определение уровеня знаний о профессиях среди учащихся, а также на формирование осознания необходимости обдуманного принятия решений при выборе профессии....

Тренинг общения с элементами профориентации

Тема: Тренинг общения с элементами профориентации.Цель занятия: расширить кругозор учащихся в мире профессий. Задачи занятия: - создать позитивную эмоциональную установку на доверительное об...

Тренинг общения с подростками с элементами профориентации

Работа по развитию профессиональных навыков и коррекции противоречивых взглядов должна происходить в удобном для школьника режиме – через ассоциации, выполнение упражнений с последующей рефлекси...

Занятие с элементами тренинга. Профориентация для 9-классников

Помощь в самоопределении и выборе дальнейшего образовательного маршрута...

Психологический тренинг по ранней профориентации

В качестве эксперимента было решено провести раннюю профориентацию с учащимися 8 класса. В тренинг включены игры и упражнения, носящие ознакомительный характер и доступные для восприятия в данном возр...

Игра-тренинг для старшеклассников по профориентации «Мой выбор»

Игра-тренинг  для старшеклассников по профориентации  «Мой выбор»Цель: сформировать представление  о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальны...