Доклад «Физическое воспитание школьников»
консультация на тему

Модлина Татьяна Александровна

Выступление на родительском собрании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №8»

г. Губкина Белгородской области

Физическое воспитание школьников

Выступление на родительском собрании

                             Подготовила: учитель физической

                                              культуры Модлина Т.А.

г. Губкин, 2010г.


Физическое воспитание

Физическое воспитание представляет собой систему мероприятий развивающего, совершенствующего и корригирующего (исправляющего) характера, призванных содействовать физическому развитию мальчика, подростка, юноши (соответственно, девочки, подростка, девушки), укреплять их здоровье, обеспечивать овладение ими жизненно важными двигательными навыками и умениями, высокую умственную и физическую работоспособность, подготавливать к трудовой деятельности. Наряду с этим физическое воспитание способствует также развитию настойчивости, воли, целеустремленности.

Средствами физического воспитания являются разнообразные и выполняемые в различных условиях физические упражнения, подвижные игры, спорт, а также закаливание.

Организационными формами физического воспитания являются утренняя гимнастика (зарядка), уроки физической культуры в школе, занятия в спортивных детско-юношеских спортивных школах.

Сущность физического воспитания сводится  к трем основным моментам.

Во-первых, это регулярное упражнение различных групп мышц, суставов и связок, что способствует наилучшему развитию их функции, а также координированности.

Во-вторых, это определенная нагрузка, оказывающая тренирующее влияние на системы обеспечения движения – дыхательную, сердечно-сосудистую, на обмен веществ и энергии.

В-третьих, регулярное выполнение определенного количества разнообразных упражнений, выработка стремления и способности делать их правильно и в заранее намечаемом объеме, помимо совершенствования процессов регуляции движений, способствуют и формированию таких важных черт характера, как настойчивость, воля, целеустремленность, решительность, самообладание, способность к самооценке и самоконтролю, привычки, а затем и потребности твердо соблюдать определенные правила поведения.

В повседневной жизни ребенка имеется много способов удовлетворения его потребности в движении. Прежде всего, следует создать ребенку условия для самостоятельной деятельности.

Задачей физического воспитания мальчиков дошкольного и младшего школьного возраста – является совершенствование мышечного чувства - способности различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц, а также развитие способности правильно оценивать пространственно-временные отношения. В этом возрасте рекомендуются подвижные игры, вовлекающие в динамическую работу большие мышечные группы (мышцы живота, спины), а также бросание, ловля, метание на дальность и в цель различных по форме легких предметов. Для развития координации целесообразно сочетание постепенно усложняемых движений рук и ног, танцевальные упражнения; при этом важна законченность и простота танцевальной формы. Важным моментом физического воспитания в этом возрасте является контроль за правильным выполнением упражнений и двигательных действий.

У подростков задачи физического воспитания усложняются. Помимо закрепления всего того, что было достигнуто раньше, необходимо обучать подростков основным видам движений, выполняемых в различных по сложности условиях, дать основы спортивной техники по лыжам, конькам, легкой атлетики, играм с мячом а также закрепить привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. В целом нагрузка у подростков может быть большей, чем у мальчиков, однако, чрезмерных нагрузок следует избегать, так как в этом возрасте ресурсы организма в значительной степени используются на пластические процессы (увеличение длины тела, массы), и лишь с 11-12 лет можно постепенно увеличивать удельный вес силовых упражнений. Ориентиром для определения нагрузки могут служить следующие возрастные показатели приема подростков в ДЮСШ: для занятий лыжами, коньками, хоккеем – с 9-12 лет, плаванием – с 7-8 лет, для занятий борьбой – с 12-13 лет, тяжелой атлетикой – с 14-15 лет

Занятия по улучшению физического состояния способствуют формированию таких важных качеств личности, как настойчивость в достижении цели, упорство; положительные результаты этих занятий самым непосредственным образом и весьма благоприятно сказываются на физическом состоянии подростка, юноши. Помимо этого такие занятия – важный способ полезного использования избытка энергии, которая в противном случае может не найти достойного выхода.

Важной задачей физического воспитания является воспитание правильной осанки. Осанка – это умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в различных положениях: сидя, при ходьбе, во время игр и т.д. При правильной осанки голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, лопатки прижаты; грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника выражены нормально, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Правильная осанка ценна по двум основным причинам: во-первых, для нормального функционирования всех внутренних органов, во-вторых, движения человека наиболее естественны, экономичны и результативны. Напротив, неправильная осанка вредна: для здоровья, для работоспособности, для внешнего вида. Например, сутулость, впалая грудь затрудняют работу сердца и легких, что приводит к недостаточному снабжению организма кислородом, вызывает повышенную утомляемость, раздражительность и т.д. Расслабленность (а затем и слабость) мышц живота приводит к смещению органов брюшной полости, застойным явлениям в желчном пузыре и кишечнике.

Средствами воспитания правильной осанки являются физические упражнения и постоянный контроль за соблюдением правильной позы во время еды, сна, на уроке и дома в процессе приготовления занятий, при чтении книг, во время трудовой деятельности, на прогулке и т.д.

Важнейшим условием правильной осанки является нормальное развитие позвоночника.

Для предупреждения нарушений позвоночника уже с раннего возраста следует предупреждать возможность прыжков ребенка с высоты, даже небольшой. Для воспитания правильной осанки у малышей следует использовать упражнения, связанные с прогибанием позвоночника (подлезание через различные предметы).

Главными нарушениями правильной позы являются: опускание головы и наклоны ее вбок, свисание локтя левой руки со стола, вследствие чего левое плечо опускается ниже правого, а позвоночник искривляется влево, упор грудью в передний край стола. При чтении и заучивании уроков поза может быть более свободной и разнообразной, но следует запрещать сидеть боком к столу, подкладывать под себя ногу, сидеть согнувшись с опущенным локтем. Недопустимо длительное ношение  школьником портфеля в одной руке; нужно носить необходимые для занятий предметы в ранце.

При воспитании осанки у подростков следует учитывать тот факт, что вследствие интенсивного увеличения длины нижних конечностей происходит перемещение центра тяжести вверх. Это может неблагоприятно сказываться на развитии плечевого пояса, изгибов позвоночника, манеры держать свое тело. Следует иметь в виду, что подростки вследствие переоценки своих физических возможностей склонны поднимать чрезмерные для них тяжести, что неблагоприятно сказывается на состоянии позвоночника, который в этом возрасте полностью еще не сформирован.

Подростков следует приучить после каждых 40-50 мин работы за письменным столом делать так называемую  физкультминутку – перерыв на 2-3 мин, во время которого нужно походить по комнате, потянуться, глубоко подышать. Привычка к таким паузам позволяет делать их не отвлекаясь от существа выполняемого задания.

С воспитанием правильной осанки смыкается и предупреждение плоскостопия. Как уже говорилось, следует запрещать детям прыгать с высоты, так как это может приводить к распластыванию стопы и толчкам в суставы вследствие недостаточности пружинящих ее свойств. Напротив, небольшие подпрыгивания полезны, так как тренируют стопу.

Важным средством физического воспитания является закаливание. Оно представляет собою систему мероприятий, развивающих способность организма быстро приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям окружающей внешней среды и переносить без вреда для здоровья как резкие ее колебания, так и высокие показатели этих воздействий

Основными средствами закаливания являются естественные факторы – вода и воздух определенной температуры, солнечные лучи. Основные правила закаливания – последовательность и постепенность нарастания продолжительности и величины закаливающего воздействия, систематичность, непрерывность, разнообразие средств и методов.

В процессе закаливания происходит  попеременное сужение и расширение сосудов различных областей кожи, что оказывает тренирующее воздействие как на центры терморегуляции, так и на механизмы непосредственного его осуществления; при этом более совершенными становятся как процессы теплопродукции, так и процессы теплоотдачи; улучшается состояние кожи, повышается тонус мышц. В целом значительно повышается устойчивость к инфекциям.

Принципиально важной особенностью состояния закалённости является  обратимый его характер: нельзя закалиться «про запас», так как высокий уровень устойчивости к холоду поддерживается регулярным выполнением закаливающих процедур. Стоит их прекратить, и устойчивость к охлаждению довольно быстро снижается.

Хорошим методом закаливания является обтирание тела водой и купание. Склонным к простудам детям, рекомендуется дополнительно закаливание ног.

Благоприятный закаливающий эффект оказывает пребывание на солнце. Загорать можно также и во время выполнения различных упражнений, игр.

Важным компонентом физического воспитания является зарядка. Она способствует быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, выводит из пассивного состояния, подготавливает к предстоящей активной деятельности. Положительный эффект зарядки связан с тем, что она настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, повышает работоспособность, настраивает человека более жизнерадостно, оптимистически. Кроме этого, зарядка позволяет  и сердечно-сосудистой системе лучше включиться в трудовой ритм; физические упражнения во время зарядки усиливают скорость крово- и лимфообращения, улучшают снабжение тканей кислородом и питательными веществами.

Спорт в критические дни

Относительно занятий спортом во время менструации существуют разные точки зрения. Одни специалисты говорят о необходимости исключения любых физических нагрузок, другие же — рекомендуют придерживаться обычного режима тренировок, не снижая их темпа (разумеется, если вы регулярно занимаетесь спортом). Врачи-гинекологи советуют вам прислушаться к мнению и тех, и других. Необходимо учитывать тот факт, что у каждой женщины менструации могут проходить по-разному. В том случае, если Вы ощущаете слабость, чрезмерную усталость, боли в низу живота, конечно, лучше исключить или хотя бы сократить физические нагрузки, чтобы не травмировать еще больше ослабленный организм. Если же менструации не доставляют каких-либо неудобств и не сказываются отрицательно на  физическом самочувствии, нет причин менять привычный образ жизни. Единственное, что хотят отметить гинекологи, слишком тяжелые нагрузки, такие, как поднятие тяжестей, реслинг и тому подобное в период менструации все-таки способны негативно повлиять на состояние здоровья женщины. Можно порекомендовать такие виды спорта, как бег, теннис, аэробика и другие на ваше усмотрение, не связанные серьезными физическими нагрузками.

Связь школы и семьи в физическом воспитании детей

Школа может осуществить правильное физическое воспитание детей при наличии тесного контакта в работе с родителями. Условия жизни ребенка, питание, режим, использование естественных факторов природы, физические упражнения и игры — все эти средства физического воспитания могут быть использованы не только школой, но и родителями. От степени активности родителей во многом будет зависеть физическое развитие детей. Учение требует от детей затраты энергии, утомляет еще не окрепший организм и для восстановления его работоспособности огромное значение имеют такие средства, как разумный режим дня, пребывание ребенка на свежем воздухе, нормальное питание, занятия физкультурой и спортом.

Родители должны помочь школе научить детей чередовать труд и отдых, разумно проводить свой досуг, соблюдать правила личной и общественной гигиены, выработать привычку к регулярным занятиям физкультурой и спортом. Особое внимание должно быть уделено условиям жизни и труда школьников в семье. Как ребенок сидит за столом при выполнении домашних заданий? Где его рабочее место? Как оно освещено? Хорошо ли проветрено помещение? От этого во многом зависит здоровье школьника, его   зрение, осанка,   настроение.   Условия   жизни определяют успехи детей и в учении.

                                 

Заключение                                

В чем же состоит сущность физического воспитания? Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у учащихся потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и  укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Гражданское воспитание школьников в системе работы классного руководителя"

Содержание доклада по теме "Гражданское воспитание школьников в системе работы классного руководителя" основано на личном опыте работы. Выступление подготовлено дл...

Статья "Спортивно ориентированная направленность физического воспитания школьников как вектор взаимодействия физической культуры и спорта"

Необходимость комплексного решения проблем физического воспитания детей признака главной целью национальных программ в области здравоохранения до 2020. С начала 2000 годов в мире наметилась тенденция ...

Рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"

Вашему вниманию предлагается рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"...

ДОКЛАД "Физическое воспитание детей с низкими показателями физического развития"

   Физическое воспитание подрастающего поколения – одна из главных задач любого государства, которое думает о своем будущем....

Вариант эффективного решения двух базовых задач физического воспитания школьников: по формированию высокого интереса к физической культуре и спорту, и по развитию двигательных качеств в едином комплексе

В этой разработке вместе с основными задачами педагогического процесса углубленное внимание уделяется двум значимым направлениям воспитания личности.Первое -  повышение интереса у учащихся к физи...

исследовательская работа эстетическое воспитание в процессе физического воспитания школьников

В работе проведено исследование изучена  и проанализирована специальная и методическая литература по разрабатываемой теме в количестве 14 источников. Существуют немногочисленные исследования...

Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР».

Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР»....