Город, в котором я живу
классный час (5, 6, 7 класс) на тему

Мананкова Наталья Николаевна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorod_v_kotorom_ya_zhivu.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Город, в котором я живу»

(классный час для учащихся 5-6 классов, посвящённый родному городу Котласу)

Мананкова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

  1. Орг.момент.

Сегодня у нас с вами, ребята, необычный день. Сегодня мы побываем с вами в роли редакторов.

  • А кто такие редакторы? (ответственные за выпуск газеты или журнала)

Мы с вами на нашем занятии составим журнал, название которого – «Город, в котором я живу» (на доске появляется «обложка» с названием).

Журнал наш, я думаю, вы со мной согласитесь, должен понравиться публике, поэтому мы постараемся сделать его увлекательным. А чтобы наш журнал заинтересовал как можно больше людей, нужно каждому из нас постараться, приложить все силы при его публикации. Не будем терять времени даром. Приступаем!

2.Составление журнала.

1. Наш журнал несколько необычный. И одно из его достоинств заключается в том, что на первую страницу мы вложим диск с песней, которую любят и, безусловно, полюбят те, кто её услышит впервые (Учащиеся исполняют песню «С чего начинается Родина?», на доске появляется первая страница нашего журнала – диск со словами песни).

Спасибо, я думаю, наши читатели нас одобрят.

  • С чего для вас начинается Родина?
  • Какие ваши первые детские впечатления о Котласе?
  • Что вы помните из своего детства, связанное с Котласом, с его природой (первые воспоминания)?

Видите, какие разные у всех воспоминания, как многогранен наш город.

2. Любой город, как и человек, тоже с чего-то начинается, имеет свою историю, свою родословную.

  • Знаете ли вы о происхождении нашего города?

Об этом я  предлагаю вам посмотреть сценку, приготовленную вашими одноклассниками.

Сценка

Ведущий. Впервые место, где находится наш город, упоминается в связи со Стефаном Пермским. В 1379г. Стефан побывал в наших краях, следуя в землю пермскую, чтобы народ тот окрестить и просветить. И дорога привела его… А давайте посмотрим, куда привела Стефана дорога.                                    

             На сцене группа учеников, одетых в народные костюмы. Двое изображают взрослых крестьян, сидят на лавке, ведут беседу.

1 крестьянин:   Лежит наша деревенька в глухих лесах. До Великого Устюга по реке  62 версты будет.

Раздается стук. Входит Стефан

Стефан: Здравствуйте, добрые люди.

2 крестьянин: И тебе здоровья,путник.

Стефан.   Пустите, добрые люди, переночевать

1 крестьянин.  Что-ты, что-ты, тебя и положить некуда. Самим тесно.

Ведущий.   Ушел путник обиженный из этой деревни и сказал…

Стефан.   Сердца у этих людей, что жернова мельничные.

2 крестьянин.   С тех пор стали нашу деревню называть Жернаково.

Ведущий.   А Стефан отправился в соседнюю деревню.

На сцене крестьянин и крестьянка. Крестьянин вырезает деревянную ложку, крестьянка прядет. Входит Стефан.

Стефан.  Здравствуйте, добрые люди. Пустите переночевать.

Крестьянин.  Проходи, путник, всем места хватит.

Крестьянка.  Кто ты  такой? Куда путь держишь?

Стефан.   Родом я из Великого Устюга. Зовут меня Стефан. Иду же я в землю  

               идолопоклонников зырян.

Крестьянка. Какая же нужда гонит тебя из дома?

Стефан.  Мой батюшка и моя благочестивая матушка – люди православные, заботились о моем воспитании и рано отдали меня учиться грамоте. Вместе с чтением спасительного слова Божия утвердилось во мне желание удалиться от мира, посвятить себя занятиям и стать со временем проповедником веры христовой. С этой целью оставил я родной Устюг и удалился в Ростов. Обогатился знаниями нужными. Вознамерился теперь привести в исполнение свою мысль о просвещении язычников. А вы, добрые люди, кому поклоняетесь?

Крестьянин.  Поклоняемся мы солнцу, огню, воде, камням, деревьям, кудесникам.

Крестьянка.  Все наши леса и воды заселены лешими, водяными, русалками. Чтобы избежать неприятностей, мы приносим им жертвы: оставляем на пне хлеб.

Крестьянин.  Убитому медведю надо обязательно выбить зубы и отрезать когти. А голову его  похоронить с церемониями. Без этого образа медведь может ожить.

Крестьянка. У себя дома я боюсь домового. Еще мы поклоняемся деревянному истукану,

 который олицетворяет холодный северный ветер.

Крестьянин. Да что речами голодного путника потчевать! Садись, добрый человек, отведай  нашего хлеба.

Стефан.  Как зовут тебя, хозяин?

Крестьянин.  Все Петрухой меня называют.

Стефан.  Пусть все в этой деревне будут добрыми, как Петруха.

Крестьянка.  С тех пор наша деревня стала называться Петрухинская.

Ведущий. Так о Стефане Пермском рассказывает легенда, записанная еще в начале ХХ века. В « Усть – Вымьской летописи» за 1379 годом записано, что «Святой Стефаний Великопермский начал распространение христианской веры в селении Пырас  в 62  верстах от Устюга по реке Двине». Историки предполагают, что Пырас и был первым  селением на территории Котласа. Стефан за короткое время успел просветить многих  в селении верою и основал часовню, а потом и церковь.

Оказывается, как давно жили люди на территории нашего города.

  • Когда впервые в летописях упоминается о Котласе, точнее о деревнях, на месте которых сейчас расположен наш город? (1379 год)
  • Кто скажет, что напоминает сегодня в Котласе о Стефане Пермском?

( Стефановская церковь).

  • А вы знаете, что сейчас находится на месте бывших деревень Жернаково и  Петрухинской?( ул. Виноградова и ул. Набережная, церковь)

Таким образом, следующая страничка нашего журнала будет посвящена истории города, в котором мы живём (На доске появляется страница «История города Котласа»).

3. Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете родной город. Эта страничка  журнала будет развлекательной, ведь наш журнал будут читать не только взрослые, но и дети.

Вам необходимо будет разбиться в пары. Каждая пара получает карточки для игры в домино.

  • Все умеют играть в домино? (В нашем случае необходимо соотнести вопрос о городе Котласе и правильный ответ, причем карточки должны быть расположены так, чтобы вам было удобно читать).

Проверим, что у вас получилось (Читаю вопрос, ребята отвечают):

  • Год образования Котласа (1917)
  • Н.Г.Кузнецов (адмирал флота Советского Союза)
  • Чьё имя носит Центральная городская библиотека г.Котласа? (Н.А.Островский)
  • 1975 год (Открытие монумента котлашанам, погибшим в годы ВОВ)
  • Мэр г.Котласа (С.Мелентьев)
  • Открытие памятника Н.Г.Кузнецову (2004 год)
  • Котлашанин – герой ВОВ (Коровин)
  • К какому событию была установлена стела на пр.Мира? (к 40-летию Победы)
  • Улица, на которой находится памятник, посвящённый Северодвинской флотилии (ул.Виноградова)
  • Автор стелы на пр.Мира (Н.Завадский)
  • В каком году была открыта школа №17 (1969 год)

(На доске появляется следующая страница журнала – «Домино»).

Я думаю, вы со мной согласитесь, что это надо знать всем, кто живёт в г.Котласе.

4. (обращаясь к последней созданной странице),

  • Ребята, что напоминает вам фигура, собранная из карточек домино?
  • Верно, прямоугольник. Что он напоминает? (прямоугольник напоминает

  дом, окно).

И в каждом окне  – живут люди, семьи. Город Котлас состоит из множества окошечек-семей.

Давайте обратимся к истории наших семей. Мы с вами сегодня уже сказали о родословной города Котласа. Сейчас хочется поговорить о ваших родословных. Город Котлас – сравнительно молодой город. Интересно, откуда приехали ваши родители, бабушки и дедушки, почему они решили остаться жить именно здесь, что их привлекло? А может, вы являетесь коренными жителями города Котласа?

  • Кто из вас поговорил об этом со своими родителями, бабушками, дедушками? Поделитесь с нами своими исследованиями. (Выступления ребят, на этой странице журнала «Моя родословная. История моей семьи» появляются названия городов, областей, из которых приехали семьи учащихся).

Посмотрите, со всех концов нашей огромной родины приезжали и приезжают в город Котлас. Многих привлекает здесь цивилизация, ведь город Котлас является важным транспортным, экономическим и культурным центром не только Архангельской области, но и всего Севера России.

5. И вот мы все с вами встретились здесь, в стенах нашей школы (появляется страница «Родная школа») – таково было угодно судьбе.

  • Помните ли вы, на какой улице находится наша школа?
  • Знаете ли вы, в честь кого названа эта улица?

Такова наша улица. А про школу, учителей и учеников можно многое говорить. Интересно в школе проводится исследовательская работа учеников, в которой и вы принимаете участие. Ребята сами собирают сведения о Котласе, его окрестностях, о людях, прославивших наш город, и обычных тружениках. Создаётся архивная база учителей, работавших в нашей школе.

6. Да, школа наша уникальная. Необычна она и тем, что находится в самом центре г.Котласа.  Хочется взглянуть на наш город сегодня (появляется страница «Котлас сегодня»). Котласу в июне 2017 года исполняется 100 лет. Дата небольшая, но по сравнению с тем, как изменился наш город за это время – огромная. И всё это дело рук самих котлашан. Год за годом люди стремятся украсить наш город, своими делами прославить его даже за рубежом. И надо сказать, удаётся. Полюбуемся на родные уголки нашего города. Постарайтесь узнать, что изображено на слайдах.

7. Наш журнал на этом не заканчивается, потому что остаётся незаполненной его последняя страница – «Котлас в будущем» (вывешивается на доске). Каким хотите вы видеть Котлас в будущем? От кого это зависит? Что вы сами можете для этого сделать? Я вам предлагаю дома подумать, и ответить на этот вопрос: кто-то нарисует рисунок, кто-то напишет сочинение; можете придумать что-то своё на тему «Котлас в будущем».

И последняя страница нашего журнала «Город, в котором я живу» будет готова.

3. Итог занятия

  • Хочется услышать, что вы узнали нового на сегодняшнем занятии? Что вам понравилось?
  • Кто вам помогал при подготовке к сегодняшнему классному часу?
  • Может, после занятия вы захотите самостоятельно продолжить свою исследовательскую работу? На какие размышления подтолкнуло вас составление журнала «Город, в котором я живу»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час по теме: Город в котором мы живем

Об архитекторе Свиязеве,название улиц города...

Город в котором мы живем.

«ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» - так называется тема нашего занятия. Нам предстоит проделать увлекательное путешествие по Санкт - Петербургу, побывать на выставке детских работ, вспомнить стихи посвященн...

Город в котором мы живем. Часть 1

Виртуальная экскурсия по Санкт - Петербургу....

Город,в котором мы живем. Часть 2

Графические приемы на уроках изобразительного искусства....

Город,в котором мы живем. Часть 3

Силуэты Санкт - Петербурга...

"Город, в котором я живу"

презентация содержит информацию некоторых достопримечательностей  для" экскурсии" по городу Липецку из проекта "Энциклопедия городов русских"...

Урок-игра для 5-х классов по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему:«Город в котором мы живем».

Урок для закрепления материала, изучаемого в 5 классе. (Прилогается презентация)...