Ориентация - СЕВЕР!
план-конспект на тему

Шитикова Ольга Николаевна
Классный час. Ориентация - СЕВЕР!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательное мероприятие «Ориентация – Север»

Цель: Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий.

Задачи:

- воспитывать уважительное отношение к разным видам                            профессионального труда как социально равноценным.

-    углублять знания учащихся по проблеме выбора профессии;

- расширять кругозор учащихся о профессиях региона, востребованных в настоящее время;  

- формировать комплекс мотивов выбора профессии: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье, близким людям,  удовлетворение материальных потребностей;

- воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование – мультимедийная установка, буклеты, закладки - смайлики, тест, жетоны с названиями профессий, таблицы «склонности, предпочтения, способности).

Класс разбит на группы по 4 человек. Каждая группа за своим столом (2 соединенные парты)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Слайд 1 (без цитаты)

- Здравствуйте, ребята! Я очень  надеюсь на то, что после нашей встречи, мы узнаем друг о друге больше, подружимся и приобретем интересные и полезные знания. А теперь, пожалуйста, улыбнитесь мне в ответ те, кто настроен на активное и интересное общение. Спасибо! Прекрасно! Ну а тем, кто пока не захотел улыбнуться, я дарю вот такой мгновенный улучшитель настроения (раздаю смайлики).

Ребята,  попробуйте догадаться о ком идет речь: этот человек занимается формированием нового индивидуального образа (имиджа) клиента (человека, организации?

Ответы учащихся.

- Очень хорошо. А кто такой мерчандайзер? … Маркшейдер?... Маркетолог?... Да, ребята, неудивительно, что трудно разобраться в значении слов, которые пришли к нам из иностранных языков. Хотя, такими иностранными словами как менеджер, дизайнер никого не удивишь. Между прочим,  все эти  загадочные слова обозначают……..

Ответ учащихся:  профессии.

- Итак, мерчандайзер – это специалист по размещению определенного товара в месте продаж.  Маркшейдер – это организатор строительства подземных сооружений. А маркетолог – это человек, анализирующий товары, рынок  сбыта и улучшающий продвижение товара к потребителю. А вы знаете, ребята, что имиджмейкер, например, не должен иметь заболевания сердца, нервной системы, глаз, а мерчендайзер, обязательно должен иметь хорошую память, физическую подготовку, и не  иметь заболевания позвоночника.  Маркшейдер, в свою очередь, не должен бояться высоты, страдать клаустрофобией (боязнь закрытого пространства), должен иметь отменную физическую подготовку и реакции.

«Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?», - пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые любят задавать совсем маленьким детям. Не правда, ли? Но вот скоро благополучно минуют одиннадцать  лет школьной жизни, не за горами выпускной бал, а сакраментальное «Кем быть?» все сильнее тревожит вашу душу и разум, и, пока еще школьника, и ваших родителей.

Прочтите про себя цитату, которую я подготовила к нашей встрече.

Слайд1 ( цитата)

И ответьте мне на вопрос, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (Ответы учащихся) . Совершенно верно. Мы будем говорить о выборе будущей профессии, а вернее, как сделать правильный выбор.

Выбор профессии – дело интересное и увлекательное, если к нему подходить с самых разных позиций. Например, некоторые, предпочитают положится на судьбу, вернее на звезды. Давайте рассмотрим знаки зодиака с точки зрения профессиональной направленности

Слайды 2. 3, 4, 5, Презентация Гороскоп.  (Читаю, кратко комментирую слайды).

-Это, безусловно, интересно, но, на мой взгляд, спорно. Я предлагаю, вам обратиться за помощью к науке. Согласно теории известного российского психолога Е. Климова, все профессии можно объединить в пять типов.:

Слайд 6

Учитель комментирует Профессии связанные

  • c техникой -  это тип «Человек – Техника»;
  • c природой – это тип «Человек – Природа»;
  • со знаковой системой -  это тип «Человек – Знаковая система»;
  • с художественным образом – это тип «Человек – Художественный образ»;
  • c людьми – это тип «Человек – Человек». 

Ребята, для того, чтобы понять в какой области логичнее всего будет применить свои силы в будущем, давайте попробуем определить,  у кого какие предпочтения и выраженные способности. На ваших столах лежат таблицы.  Постарайтесь определить, зная свои способности и предпочтения, какой тип профессии к вам больше подходит. У вас есть 2 минуты. (Слайд 6 звучит легкая негромкая музыка, пока учащиеся работают).

Слайд 7, 8, 9, 10, 11 (Спрашиваю некоторых уч-ся) Итак, каждый из вас определил свой тип. Внимание на слайды. Кто относится к типу «человек-техника» … (диалог с учащимися, они высказывают свои предположения, зачитывают некоторые свои предпочтения по порядку, по слайдам).

 - кроме того, существуют специальные тесты, которые могут определить более точно, к какому типу профессии вы относитесь. Данный тест потребует 15 – 20 минут, с ним вы можете поработать дома (Показываю тест, уч-ся получат его в конце урока.)

Слайды 12, 13 (таблица по предметам)

-А как думаете, какие школьные предметы помогут вам при определении типа профессий? (ученики высказывают мнения, потом слайд 12 ). Соответственно, успеваемость по данным предметам должна быть на должном уровне.

-Настоящее счастье, когда твои возможности и желания в профессии совпадают, когда работа приносит радость. Поэтому, очень важно постараться не ошибиться в выборе профессии. И здесь важен еще один фактор – востребованность выбранной профессии.

Не  забывайте, что до вашей трудовой деятельности должно пройти несколько лет. Другими словами, нам необходимо выяснить, какие профессии, специальности будут востребованы, например через 5 - 7 лет.

Слайд 14  (диаграммы)

Обратите внимание на экран. Это исследования психологической службы нашей школы. Посмотрите, в течение трех лет возрастает процент школьников, относящих себя к типу «Человек – человек» и в тоже время катастрофически падает процент школьников, относящих себя к типу «Человек-природа». Уменьшается процент школьников, относящих себя к типу Человек-техника». Что это значит? Это значит, что будущие выпускники должны отдать предпочтение профессиям, связанным с общением, человеческими контактами. Что это за профессии? Врач, юрист, продавец, учитель. А также профессии связанные с символами, текстами, цифрами – именно такие направления предпочитает тип «Человек-знаковая система». Что это за профессии? Это – корректор, переводчик, бухгалтер, штурман, радист и т.д. Но кто же будет заниматься экологией, геологией, зоотехникой, техникой?. Между тем, профессии, связанные с экологией, биологией, творческие профессии будут в будущем особо востребованы.

Слайд 15 (картинка с разными профессиями)

Нужно учитывать, что все профессии проходят через мутации и эволюции по причине бесконечных перемен в политике, информации и технологиях. Профессии создаются по одним причинам, но под влиянием внешних факторов они превращаются во что-то иное. Таким образом, некоторые профессии становятся очень популярными, а другие исчезают.

Президент Международной академии прогнозирования Игорь Бестужев-Лада считает, что в более далеком будущем появится множество профессий, связанных с развитием информационных и космических технологий, компьютеров, энергетики: информационный маклер, информолог, специалист по компьютерной безопасности, планетарный инженер, космоботаник, гелеоэнергетик, шахтер на Луне, специалист по искусственному интеллекту, специалист по киборгам.
Также будут востребованы новые специализации в медицине: координатор трансплантации, врач-танцетерапевт, специалист по криологии. Кроме того, футуролог прогнозирует появление искателей сокровищ, менеджеров по отходам и агентов по поиску талантливых программистов.

Итак, если мы с вами постараемся вычислить формулу успешного выбора профессии, это будет выглядеть так

Слайд 16 (МОГУ+ХОЧУ+НАДО, кликаю несколько раз)

         ХОЧУ – личные цели, интересы, потребности.

            МОГУ – учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья. (Например, вы видели, как балерина порхает по сцене, словно бабочка. Хочется ли, любуясь ею, задумываться о том, сколько лет тяжелейшего труда было положено на то, чтобы добиться такой легкости?
Незнание или недооценка некоторых своих физических особенностей и недостатков – одно из ложных направляющих при выборе профессии.
С больным сердцем путь в летчики закрыт. Аллергикам противопоказаны профессии химика или парикмахера. Неразумно мечтать о работе, способной ухудшить состояние твоего здоровья).

          НАДО – потребности рынка труда.

Слайд 17 (Что нужно учесть при выборе профессии)

Прежде всего, хорошенько обдумай, чего ты хочешь от профессии. В какой сфере деятельности тебе было бы интересно работать, какой образ жизни ты планируешь вести, насколько важна для тебя высокая заработная плата и многое, многое другое. И, конечно же, обязательно учти свои способности. Не стоит мечтать о карьере программиста, имея тройку по алгебре.
Слайд 18 (Основные мотивы при выборе профессии)

Прежде всего, раздели причины, побуждающие выбрать ту или иную профессию, на внешние и внутренние. Как вы думаете, какие причины являются внешними? (привлекаю к общению учащихся, помогаю). Внешние причины связаны с влиянием окружающей среды: мнением родителей, друзей, сверстников, желанием добиться внешнего успеха или страхом осуждения. За внутренние причины отвечаешь ты сам. Что определяет внутренние причины? (привлекаю к общению учащихся, помогаю). Их определяют твои способности, склонности, привычки и характер, и только они. 

Слайд 19    Самые распространенные ошибки при выборе профессии -

следование моде и предрассудкам. Во все времена одни профессии считались престижными, другие же большинство обывателей полагало, мягко говоря, недостойными. А между тем, обществу равно необходимы и экономисты, и сантехники, и медсестры, и адвокаты. Так что, на первое место ставь свои интересы и способности, и только потом - престижность профессии. Кроме того, уважение равно вызывают и простой рабочий, и специалист с высшим образованием, если они оба – профессионалы в своем деле.

Нельзя выбирать профессию под нажимом родителей, или идти, например, учиться в тот или иной вуз  «за компанию». Но прислушаться к мнению, особенно взрослых, безусловно, стоит.

Не забывайте также, что у психологов школы всегда найдется много интересного материала как правильно выбрать профессию. Например, вот эта памятка. (Зачитываю некоторые советы) Эту памятку я подарю в конце занятия каждому из вас.

Слайд 20

- Ну, что же, мы определились как выбрать профессию, но скажите, ребята, а кто из вас видит свое будущее в нашем регионе?

(Учащиеся поднимают руки)

Слайд 21

-Спасибо. А между тем, наш регион – один из самых перспективных и быстроразвивающихся.

Слайды 22 – 39 (Слайды о севере, о самых популярных профессиях севера. На фоне слайдов говорю \ читаю):

№22- Ханты-Мансийский округ — Югра — это особая территория, некий конгломерат, в котором гармонично сочетается прошлое и будущее, традиции и технологичность, этнография и высокая мода, инновации и спорт.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра входит в состав Уральского федерального округа.

№23 Сегодня Югра является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, относится к регионам-донорам России и лидирует по целому ряду основных экономических показателей:

 - по добыче нефти;

 №24 - по производству электроэнергии;

  №25- по объему промышленного производства;

№26 - по добыче газа;

- по объему инвестиций в основной капитал;

 - по поступлению налогов в бюджетную систему.

№ 27 По оценкам Госкомсевера РФ на Севере России сосредоточено до 80% разведанных и прогнозных запасов минерально-сырьевых ресурсов, свыше 60% лесных ресурсов и 90% запасов пресной воды.

№28 Регионы Севера являются основными территориями заготовки и переработки древесного сырья. Их доля достигает почти половины общероссийского выпуска лесной продукции.
№ 29 На территории автономного округа действуют более трехсот общедоступных библиотек, 220 учреждений культурно-досугового типа, 6 профессиональных театров, 39 учреждений музейного типа.

№30 Список выявленных объектов истории и культуры насчитывает около 4000 объектов,  № 31 970 объектов как памятники окружного значения находятся под охраной государства.

№ 32 Многие из фестивалей, проводимых на территории округа входят в разряд международных и всероссийских. Это «Дух огня», «Золотой бубен», «Черное золото Югры».

№ 33 Активна спортивная жизнь Югры. Уже традиционны крупнейшие международные турниры по боксу, по волейболу. Еежегодно проводятся соревнования международного Союза биатлонистов. У нас активно развиваются сноуборд, шахматы, самбо, плавание и другие виды спорта.

№ 34 И, пожалуй, каждое спортивное событие сопровождается в центральных средствах массовой информации с прилагательным – «лучший».

№ 35, 36 Югра сегодня - это не только малые поселения, но и современные, быстрорастущие города со своей архитектурой, (№ 35) незабываемым обликом, развитой инфраструктурой.

Дорогие ребята! Для того, чтобы получить достойное образовании и, в последствии любимую, значимую для тебя и для общества работу, совсем необязательно уезжать далеко.

№ 37 Только в Екатеринбурге действуют более 30-ти вузов самой различной направленности.

№ 38 В Тюмени, Кургане, Челябинске, Ханты-Мансийсе всего вузов  – более сотни. Еще больше средне-специальных учебных заведений, колледжей, техникумов.

№ 39 Наш с вами север, наша Югра, действительно перспективный, многообещающий регион. Югра – это сердце России, ее золотой талисман. Гордитесь тем, что вы – северяне! Не торопитесь расставаться с малой родиной. Возможно, именно здесь вы найдете свою судьбу!

После такой рекламной заставки, достаточно звучной информации, которая заставляет нас гордиться  и восхищаться нашим регионом, я хочу предложить вам обратиться к некоторым истинно «северным» профессиям, профессиям востребованных сегодня в нашем регионе.

Ребята, сейчас каждая группа выберет жетон с названием одной из профессий. В течение 1 минуты подумайте  о «+» и «-» данных профессий.

( Учащиеся выбирают жетон  с надписями профессий, отвечают).

Да, у каждой профессии есть преимущества и какие-то недостатки. Но, не смотря на минусы, мы стараемся выбрать профессию по душе. Ваш выбор впереди! Желаю вам всем удачи и учесть все ваши ХОЧУ, МОГУ и НАДО!

А я уже сделала свой выбор. Я – учитель! Я горжусь  своей профессией! И кем бы ты не стал - строителем, геологом, нефтяником, энергетиком  - не забывай о том, что тебя кто-то этому научил!

А еще, я горжусь Югрой и рада, что  у меня есть возможность жить, работать и растить своих детей на Югорской Земле!

Слайд 40 (видеофильм)

Слайд 41, 42 Дорогое ребята! Возьмите, пожалуйста, информационные буклеты и тесты.  Надеюсь, наша встреча поможет вам в дальнейшем выборе профессии. Спасибо за сотрудничество!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии – это ошибка, которая мстит за себя…» К. Маркс

Слайд 2

Звезды советуют… ДЕВА Из Дев получаются неплохие бухгалтеры, редакторы, секретари. Дева любит работать и стремится быть безупречной. Подходит профессия врача, ветеринара, инженера. ВЕСЫ Весы легки в общении. Весы любят роскошь и чувство стиля, поэтому могут преуспеть в профессии модельера, декоратора, антиква p а. РЫБЫ Рыбы очень талантливы. Они проявляют интерес к необычному, поэтому могут стать астрологами, хиромантами, целителями.

Слайд 3

Звезды советуют… ВОДОЛЕЙ У Водолея отсутствует страсть к карьере. Он проявит себя в профессии менеджера, референта, личного секретаря, специалиста по связям с общественностью. ОВЕН Овну подойдет предпринимательская деятельность, где надо быть динамичным и всюду поспевать. СТРЕЛЕЦ Ст p елец ищет оригинальную профессию. Лучше работает в коллективе, чем в одиночку. Спортивен от рождения, поэтому может сделать карьеру спортсмен. Может стать актером, режиссером.

Слайд 4

Звезды советуют… КОЗЕРОГ Не любит, когда вмешиваются в его дела, и предпочитает работать в одиночку. Подходит работа писателя, ученого, социолога, юриста. ЛЕВ Лев не п p едставляет свою жизнь без удачной карьеры, поэтому п p облему выбора профессии ставит перед собой еще в юном возрасте, а после верно следует к цели. Львы стремятся к власти и обычно занимают посты руководителей и начальников. Терпеть не могут находиться в чьем-то подчинении. ТЕЛЕЦ Добивается успеха путем упорного труда. У Тельца есть вкус и воображение, поэтому он может попробовать себя в качестве дизайнера или модельера.

Слайд 5

Звезды советуют… СКОРПИОН Способность видеть "невидимое", данная от природы, позволяет с успехом работать журналистом, следователем. БЛИЗНЕЦЫ Близнецы обожают получать от жизни массу впечатлений, поэтому им подходят профессии репортера, рекламного агента, менеджера по продаже. Близнецы - очень артистичный знак, поэтому его п p едставители могут также стать акте p ами или ведущими телепередач на ТВ. РАК Благодаря развитому воображению Рак п p инимает рациональные решения. Хорошо ладит с людьми, поэтому ему в кассу будут все профессии, где требуется коммуникабельность.

Слайд 6

Какой ты тип? «Человек – Техника» «Человек – Природа» «Человек – Знаковая система» «Человек – Художественный образ» «Человек – Человек »

Слайд 7

Человек-техника Склонности и предпочтения: Выраженные способности: исследовать, наблюдать; создавать и испытывать новые образцы; планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать; придумывать новые способы деятельности; самостоятельно организовывать свою работу и работу других; принимать нестандартные решения. технический склад ума; пространственное воображение; склонность к практическому труду; эмоциональная устойчивость.

Слайд 8

Человек-природа Склонности и предпочтения: Выраженные способности: ухаживать и наблюдать за животными; разводить растения или животных; заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...); бороться с болезнями, вредителями; выращивать овощи и фрукты; ориентироваться в природных явлениях; наблюдать, изучать различные природные явлениями. наблюдательность; склонность к систематизации; устойчивость внимания; потребность в двигательной активности.

Слайд 9

Человек- знаковая система Склонности и предпочтения: Выраженные способности: обрабатывать тексты и таблицы; производить расчеты и вычисления; перерабатывать информацию; работать с чертежами, картами и схемами; принимать и передавать сигналы и сообщения; хорошо считать в уме; оперировать знаками и символами; искать и исправлять ошибки. способность к математике; развитое абстрактное мышление; высокая устойчивость внимания; склонность к общению; аккуратность и усидчивость.

Слайд 10

Человек-художественный образ Склонности и предпочтения: Выраженные способности: заниматься художественным оформлением; заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино...); сочинять (стихи, прозу и др.); выступать на сцене; изготавливать своими руками красивые вещи; петь, играть на музыкальных инструментах. яркое воображение; образное мышление; склонность к творчеству; гибкость чувств; специальные способности; развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

Слайд 11

Человек-человек Склонности и предпочтения: Выраженные способности: обслуживание людей; занятие лечением; обучение; воспитание; защита прав и безопасности; управление людьми; легкость знакомства и общения с новыми людьми; умение внимательно выслушивать людей; умение хорошо и понятно говорить и выступать публично. развитые коммуникативные способности; эмоциональная устойчивость; быстрая переключаемость внимания; эмпатия; наблюдательность; организаторские способности.

Слайд 12

Человек- природа Человек – техника Человек – человек Человек – знаковая система Человек – художеств. образ

Слайд 13

Человек- природа Человек – техника Человек – человек Человек – знаковая система Человек – художеств. образ Биология Химия Физика Технология География Экология Математика Физика Информатика Технология Русск. и ин. Языки Литература Риторика Обществознание История География Математика Информатика Черчение Технология ИЗО Технология МХК Литература

Слайд 15

Формула успешного выбора профессии

Слайд 16

Что нужно учесть при выборе профессии Основные мотивы при выборе профессии Основные ошибки при выборе профессии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации в 9 классе

Анализ работы воспитателя по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации в 9 классе...

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

Тестирование по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" 9 класс

Тестирование по географии для учащихся 9 класса по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" (в двух вариантах)...

В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?

В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?Половина территори...

Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после ордынского нашествия

технологическая карта урока по учебнику Пчелова Е. История России с древнейших времен до к. XVI в. издательства "Русское слово"...

Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс.

Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс....

"Слепая" карта, Европейский Север и Северо - Запад, 9 класс

Очень люблю в своей работе по регионам страны использовать "слепые " карты, где учащиеся должны по памяти, по очертанию и расположению субъектов определить его название и административный це...