Психолого-педагогический лекторий для родителей
статья (8 класс) на тему

Шевцова Наталья Геннадьевна

   Психолого-педагогический лекторий для родителей "НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ – НОВЫЕ ЗАДАЧИ" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektorii.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

8 – кл.                       Психолого-педагогический лекторий для родителей

                           ТЕМА  :    НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ – НОВЫЕ ЗАДАЧИ

Школа и учение занимают большое место в жизни подростков , но неодинаковое у разных детей , хотя все они сознают , что быть образованным важно и необходимо . Многих школа привлекает возможностью общения с товарищами , а урок – не только 40 минут учебного времени .  Эта ситуация общения с одноклассниками , учителем , это множество поступков , оценок , переживаний . Только в чрезвычайных обстоятельствах подростки забывают о товарищах .

Общение с ними отвлекает их и от подготовки уроков : ребенок уходит за учебником , а приходит через час весь взлохмаченный – играл в футбол . Конкурентами уроков становятся и новые интересы , увлечения , чтение . Некоторые пытаются совместить все : учат уроки , а на коленях – книга , или звучит музыка по телевизору или магнитофону – для настроения .

У сегодняшнего подростка масса информации : наука , техника , искусство , спорт . Все это развивает , но зачастую для учебы – это неблагоприятный фон , ослабляет внимание к учебе .

В среднем звене , 5 – 8 классы , отношение подростков к учению сильно меняется , т.к. меняется характер учебного материала , повышаются требования к качеству его усвоения , и все это параллельно с новыми интересами и увлечениями .

Но главное – на успешность учения в среднем звене главную роль играет то , как подросток закончил начальное звено . К моменту перехода в среднее звено дети существенно отличаются между собой . Вот эти отличия :

  • Отношение к учебе ( от ответственности до равнодушия )
  • Общее развитие ( от развитости до ограниченности )
  • Объем и прочность знаний ( от полного и глубокого усвоения до слабенькой тройки и огромных пробелов )
  • Способы усвоения ( от самостоятельности до ее отсутствия , зубрежки )
  • Преодоление трудностей (от упорства до паразитизма , списывания )
  • Интересы ( от выбора области знаний до полного отсутствия )

И если в младших классах эти дефекты не мешали хорошей учебе , были незаметны , сглаживались , то в среднем звене из скрытых они превращаются в явные , серьезно мешают полноценно усваивать знания . Если такие дефекты не преодолеть вовремя , то они приведет к необратимым последствиям : неспособности самостоятельного усвоения нового постепенно усложняющегося материала . Тогда в 7-8 классах возникает драматическая ситуация : желание и старание есть , а самостоятельно ничего сделать не можем , пробелы увеличиваются , ученик зависит от других , появляется чувство унижения и отрицательные переживания . такие дети в более трудном положении . первый показатель неблагополучия – ухудшение успеваемости . Неправильное отношение к учебе , неправильные способы усвоения материала и – естественное следствие – пробелы в знаниях нарастают , успеваемость падает.

Если в младших классах предметы делятся на интересные и неинтересные по их личным интересам , то у старших нужные и ненужные предметы уже связаны с профессией и с представлением о ценности тех или иных знаний .

Все новое в учебе всегда вызывает интерес . Но вот сохранит ли ученик этот интерес ? Будет ли работать будет ли работать на уроке или играть мобильным телефоном , добросовестно готовиться к урокам дома или бездельничать , стараться понять новое или остановиться на минимуме , чтобы получить нужную отметку .

Понятие «учение» стало шире . Сейчас информацию можно получить за пределами школы, кроме учебных программ , самостоятельно и целенаправленно . но все ли хотят этого .

Многие склонны к умственной работе , новым знаниям , умениям , имеют интерес к многим предметам , отраслям науки , искусства , стремятся расширить знания научно-популярной  литературой . У некоторых интерес узкоспециализированный .

В каждом классе есть группа «способных лентяев» , средненьких , которые уклоняются от трудного , они списывают , лишь бы было «3» . Но среди них имеются единицы , которые блещут знаниями не по программе . там они «спецы» . В школе они учатся кое-как , а в своем хобби – профессора . Это нужно вовремя уловить . на этом сыграть , повернуть к учению .

Наилучший путь , условия полного учения , когда подросток понимает и ощущает ценность знаний для себя , для настоящего и будущего , когда он самообразуется и самосовершенствуется .

Новые мотивы учения складываются с жизненными перспективами : профессия , идеалы , самосознание – недовольство собой вызывает активность , появляются далекие и близкие цели . Они помогают направить деятельность , планировать ее  описывать пути решения . Приобрести настоящие , прочные знания – это средство осуществить личные цели и планы . В таком случае это ведет к самообразованию , новому высшему типу учебной деятельности .

В этом же возрасте учение может стать формальным , если нет познания или оно слабо и идет на поводу неучебных интересов .

Ситуация своеобразная : хочется учиться хорошо , но необходимо работать , а работать не хочется – трудно , некогда , неинтересно . Беспокойство о несделанных уроках уживается с нежеланием их делать  неинтересно – это и есть истинная причина , помеха .

Стремление быть лучшим – большая побудительная сила . Но отношение к отметке _ главному стимулу в учении , превращает учение в неинтересный тяжелый труд , а знания делает формальными . Погоня за отметками – результат требований родителей , их контроля и системы материального поощрения . Такое поощрение извращает смысл учения и толкает подростка на поиски легких путей и средств получения хороших отметок : списывание , терроризация товарищей  зубрежка … Но за легкой отметкой лежит незнание . пробелы от него со временем растут . Создавать видимость все труднее и учится он только из-за награды . За благополучным полотном – трясина .

Наказание за плохие отметки приводит к их сокрытию ( ложь , вырывает страницы . скрывает вызовы родителей ) . Дети наказания не признают  а унижающие наказания осуждают все . причины : не хочет – это одно , не может – другое , надо помочь.

У подростков отношение к отметке нередко меняется : равнодушие . скептицизм , безразличие ( видимое ) . Но это или демонстрация «взрослости» , или маскировка своих неудач.

II  Спор с самим собой.

Среднее звено – это усвоение и изучение основ наук , большого объема знаний . Это требует более высокого уровня познавательной и мыслительной деятельности .

Нужно овладеть системой научных понятий , знаков , научиться рассуждать . Новые предметы ( химия , физика ) предъявляют новые требования к способам усвоения знаний и направлены на развитие интеллекта высшего уровня .

Трудность предметов физико-математического цикла определяется характером его содержания – отвлеченного , абстрактного в виде системы научных понятий , особенности такого научного понятия в том . что оно лишено «материальности» , «наглядности» .

Мышление , оперирующее понятиями не удаляется от действительности , а проникает вглубь , внутрь сути , в основу связей действительности , в закономерности . Овладение основами наук в виде систем научных понятий является основой формирования научного мировоззрения . Развитое теоретическое мышление характерно для юношества , но начало его – 10-12 лет : появляется способность рассуждать на общих основаниях в словесном плане . содержание его – высказывания ( утверждения , предположения ) . Это обычные слова или система знаков .

Новым в развитии интеллекта является подход к умственным задачам . Нужно анализировать , создать предположения , проверить гипотезы .

Чтобы создать гипотезу , предположение о возможном решении задачи , нужно увидеть и выделить значимое , определить словесно , выстроить , проверить правильность построения , т.е. данной гипотезы . Если она правильна , то задача решается , гипотеза неправильная , то надо проверить другую . Умение оперировать гипотезами в решении – важнейшее приобретение в интеллекте подростка . Мышление предположениями – инструмент научного рассуждения .

Новое в развитии и то , что предмет его внимания , анализа , оценки становятся собственные умственные операции , развивается умение управлять ими . Иначе , мышление становится рефлексивным , направлено на себя . Способность сознавать и контролировать рассуждения развивается в ходе овладения теоретическими знаниями , на диспутах . спорах . Стремление убедить другого  доказать . проверить сказанное , сравнивать , оценивать , аргументировать . Все это размышления о своем мышлении . Логическое мышление – это дискуссия с самим собой , воспроизведение реального спора , это коллективное думание , умение следить за ходом мысли , проверять правильность , оценивать  - основная особенность теоретического мышления .

III Старое и новое

В подростковом возрасте новые формы умственной деятельности только развиваются и соседствуют со старыми . Конкретному мышлению принадлежит прошлое и большая часть настоящего , а абстрактному мышлению – меньшая часть настоящего , но зато все будущее .

Многие трудности в усвоении теории именно прочности «прошлого» мышления ; поэтому подросток иногда по-старому подходит к усвоению нового материала .

Понятийный , обобщенный и логически организованный материал требует значительной умственной активности при объяснении . Доказательство или вывод нельзя «слушать» как рассказ . Минутное отвлечение на уроке может привести к непонятности всего последующего . Такой предмет , как геометрия , можно усваивать  лишь понимая и удерживая логику рассуждения и доказательства . Именно у подростков развивается умение долго удерживать внимание на отвлеченном , логически организованном материале , но это умение развивается постепенно и не у всех .

Восприятие должно быть разумным для необходимого усвоения наглядности : чертежей , схем , рисунков .

IV Красота логики

Некоторые приемы могут создать видимость размышления , рассуждения . Создается впечатление , что подросток думает . а на самом деле – комбинирует бездумно в бессмысленной связи . подгоняет . Это вредно умственному росту .

Сама последовательность изложения материала в учебнике «от простого к сложному » направлена на развитие способности размышлять , рассуждать . Показателем неполного усвоения теории является неумение решать задачи , не видеть в них известного закона , правила, теоремы , становятся в тупик или действуют наугад.

То , что знания лишь словесные , формальны – довольно общий порок при овладении научными понятиями . , это свидетельство того . что ребенок еще не научился видеть все общее в конкретных проявлениях и относиться к конкретному как к частному проявлению всеобщего .

По мере овладения умением рассуждать и доказывать , подросток стремиться к логичности и требует ее от других : утверждение должно быть доказано . Его убеждают доказательства . У старших появляется критичность к изложению любого вопроса , возникают новые требования .

Подростки различаются друг от друга по развитию речи : у них разный словарный запас , владение средствами языка , умение выразить свои мысли . Подросток обращает внимание на речь , старается улучшить ее в общении со сверстниками . Споры аи разговоры со сверстниками помогают осознать недостатки своей речи , овладеть умением словесно выразить свою мысль . на преодоление недостатков иногда развертывается целая программа . Школьная грамматика помогает ребятам пользоваться средствами языка .

V Понять и выучить

Материал гуманитарных предметов тоже предполагает усвоение научных понятий , классификацию фактов , умение видеть связи и причинно-следственную связь , давать характеристики и словесные описания . Практика показывает , что многие ученики по гуманитарным предметам тратят больше времени , т.к. не владеют приемами правильной работы над материалом .

Первый недостаток – установка на запоминание  , не понимание , а привычка все заучивать . зубрить . Эти приемы из детства , начальных классов – читай , пока не запомнишь – требования строгих родителей . Возникает привычка заучивать механически , бездумно . А в среднем звене учебный материал усваивается , если его поймешь , осмыслишь . Механическая привычка вредна , это формализм в знаниях . Эта привычка свойственна ребятам , знающим теоремы , правила ,формулы , но не умеющим их применять на практике .

Однако . именно у подростков память становиться все более интеллектуальной .Увеличивается арсенал приемов опосредованного , логического запоминания , повышается их уровень и частота применения, сознательность , намеренность , целенаправленность .

Две крайние группы : хорошо – и плохозапоминающие отличаются и по характеру запоминания . Хорошозапоминающие ищут сравнения , смысл , группируют , сознательно и намернно используют логику , поиск разных приемов для разного материала . главное место начинает анализ содержания , его своеобразие , внутренняя логика . Причем , у одних – гибкость в выборе путей заучивания , у других – какой-то один прием . Плохозапоминающие интеллектуально пассивны , не умеют сосредотачиваться , деятельность запоминания стереотипная , косная , способы обработки материала слабы , бедны , однообразны . Материал они «задалбливают» . Мышление при этом в запоминании не участвует . Взрослые должны помочь развить у ребят умение логической обработки материала. От этого зависит успеваемость, глубина и прочность знаний , развитие интеллекта , способностей.

Дословное запоминание – это тормоз развития речи , умения выражать мысли своими словами . А иногда , в среднем звене презирание «зубрежки» ведет к тому , что все объясняется своими словами , а значит строгие законы , формулы , правила не выучиваются из принципа .

Это нужно изменить . Усвоение основного , главного  начинает тяготить , кажется ненужным и ведет к отягощению обилия конкретным , описательным , на запоминание . Из-за подхода , что инженеру не нужны усики и ножки насекомого , часть описаний выучиваются формально . Поэтомупробелы по гуманитарным предметам могут быть в среднем звене немалыми , хотя они не обнаруживаются так очевидно , как пробелы по математике или физике.

Вопросов в усвоении материала много . Ответы на них неоднозначны .

Например : От чего зависят успехи ? Ошибки по рассеянности . Развитие логической памяти . Почему трудно учиться ?  …

На многие из них мы постараемся ответить на следующих лекториях .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический конкурс для замещающих родителей "Родительский батл"

Психолого-педагогический конкурс для родителей был организован и проведен с целью  создание условий для повышения родительского мастерства через осмысление родителями собственного опыта воспитани...

Родительское собрание «Психолого-педагогическая подготовка учащихся и родителей к выпускному экзамену в форме ЕГЭ»

Скоро наступит пора экзаменов. Очень непросто школьникам пережить этот напряженный период. Нелегко, конечно, и родителям: сплошные страхи и переживания. Но, согласитесь, у нас, взрослых, в отличие от ...

Психолого-педагогический лекторий для родителей школы развития "Дошколенок"

Психолого-педагогический лекторий для родителей школы развития «Дошколенок» МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г.ВолжскаПодготовила: Николаева Е. В. , методист, педагог-психолог  Дв...

родительский лекторий - Психолого-педагогические рекомендации родителям и обучающимся по подготовке к государственной итоговой аттестации

Родительский лекторий " Психолого-педагогические рекомендации родителям и обучающимся   по подготовке к  государственной итоговой аттестации" предназначен для обучающихся 9 классов...

Арт-терапия как инновационная психолого – педагогическая технология работы с родителями

Арт-терапия – лечение искусством. Арт – в переводе с английского «искусство».Ценность применения технологии состоит в том, что с её помощью можно на символическом уровне выразить самые разные чувства ...

Психолого -педагогический семинар «Учитель и родители: конфликт или сотрудничество»

Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов… Как сохранить прекрасную погоду в нашей д...

Презентация моего выступления на семинаре «Ресурсный центр как императив психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников»

Семинар«Образовательная реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»Семинар проводился в рамках реализации Форума педагогических работников «Инклюзивное образован...