Открытый классный час "Нравственные ценности"
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8 класс) по теме

Нравственность - это моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Формировани, развитие нравственности начинается с семьи и огромное значение на это оказывает личный пример значимых для ребенка людей:  родителей, близких, учителей, друзей... Невозможно воспитывать нравственные качества в отрыве от семейного воспитания.

Представленный классный час является адаптированной разработкой по теме "Нравственность". Участниками мероприятия могут быть учащиеся, их родители и учителя. Интррересные задания в интерактивном формате а также веселые музыкальные видеовставки помогут учителю раскрыть сложную для понимания учащихся тематику классного часа, а взрослым - родителям и учителям - взглянуть на вопрос нравственности с иного ракурса. 

Конспект содержит ссылки на видеоотрывки, презентация и картинки мультипликационных героев для решения вопросов наглядности на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_klassnyy_chas_nravstvennye_tsennosti.rar2.67 МБ

Предварительный просмотр:

«Нравственная ценность человека»


Ход занятия

 I этап. Вступительное слово учителя 
Задачи этапа – рефлексия, настрой на предстоящую коллективную работу. 

1. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы, мы все здоровы. Вдохните в себя свежесть и красоту дня. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые родители! На сегодняшнем классном часе нас ждёт совместная интересная и полезная работа, и я рада этому сотрудничеству. 

2. Тема нашего классного часа – «Нравственная ценность человека»
Перед началом работы оцените, пожалуйста, и покажите с помощью цветных карточек, чего больше у вас по этой теме – вопросов или ответов. 
http://moi-amour.ucoz.ru/_pu/0/52313192.png                 Что такое нравственность? …

II этап. Беседа-завязка.

 Какие качества человека можно назвать нравственными? …

 Запишите на листках бумаги положительные черты характера:

Воспитанность, дружелюбность, вежливость, аккуратность, пунктуальность, уверенность, справедливость, преданность, общительность, решительность, смелость, ережливость, ответственность, скромность, чувство юмора

По очереди выходите к доске и прикрепляйте свои листы.

Подберите отрицательные черты характера

_________________________________________

Можете ли вы сказать, что вы нравственный человек?
Вывод: 
Чтобы правильно себя оценивать, надо знать и свои достоинства, и свои недостатки. 


1. Перед вами лист бумаги, разделенный на две половины: «ДОСТОИНСТВА» и «НЕДОСТАТКИ». Задумайтесь над вопросом «Какой я?» и перечислите как свои достоинства/недостатки, а потом свернуть в свиток заполненную часть листа, чтобы скрыть записи.
2. А теперь каждый участник обменяется свитками с тем человеком из группы, чьё мнение важно, интересно, кто знает его лучше других и о ком он сам хотел бы высказать своё мнение. Ребята меняются свитками с друзьями или родителями и выполняют то же самое задание: перечисляют достоинства и недостатки и заворачивают свиток дальше. 

3. Ребята, передавайте свои свитки по кругу в своей группе, чтобы товарищи отметили по одному наиболее характерному, на их взгляд, достоинству и недостатку, каждый раз заворачивая свиток и передавая дальше. 

4. А сейчас прошу каждого развернуть вернувшийся собственный свиток, изучить его и поставить себе две оценки по 10-балльной шкале: 
1)оценить свои достоинства; 
2)оценить, насколько доволен собой. 

III этап. Эмоциональная разрядка. 

Ребята, предлагаю немного отдохнуть. Посмотреть фрагменты мультфильмов, герои которых – животные и люди – наделены человеческими качествами, как положительными, так и отрицательными. Ваша задача - сообща (коллегиально) решить, какие у них есть достоинства и недостатки, предположить, насколько этот герой был бы доволен собой. В расчет принимается 10-бальная шкала измерений. 

Ребята смотрят фрагменты мультфильмов с монологами главных героев.

IV этап. Деконструкция (разрыв). . 
Хочу познакомить вас с формулой Л.Н.Толстого, позволяющей рассчитать нравственную ценность человеческой личности, т.е. внутреннюю суть человека, ценность для людей. Эту формулу он вывел на основании размышлений над собой и окружающими, этой формулой руководствовались в жизни многие люди. Вот она: 
http://moi-amour.ucoz.ru/_pu/0/s60211262.jpg 



Задание группам: 
Рассчитайте результат для своего мультгероя. 

        
Учитель: 
– Вы удивлены? Чему? 

Ответ шестиклассников: 
– Мультгерои были очень довольны собой, но результат у них получился низкий. 

Индивидуальное задание: 
Рассчитайте результат для себя.
 

Vэтап.

Задумаемся, почему мы получили такую закономерность: кто-то, как мультгерои, был доволен собой, а результат получил невысокий. Кто-то же, наоборот, был собой недоволен, но получил результат выше ожидаемого. Давайте спросим у родителей, какие они получили результаты. 

– Вспомните свойства дроби, которые вы сейчас изучаете. 
(Чем больше делитель, тем результат меньше. И наоборот.) 

– Почему же Лев Толстой считал нужным именно так рассчитывать нравственную ценность человека? 
(Согласно этой формуле нужно увеличивать свои достоинства и изживать себялюбивые черты. Перестать заниматься самолюбованием, перестать быть самодовольным, быть более требовательным к себе. Самолюбование и самодовольство делают человека, как мультгероев, смешным.) 
Родители предостерегают от другой крайности: нельзя совсем не ценить и не любить себя, надо знать свои достоинства. 

Итак, надо видеть свои сильные стороны. Но нельзя быть во всём довольным собой, нельзя останавливаться на достигнутом, надо постоянно заниматься «улучшением себя». Это хорошее недовольство собой, т.е. знание своих несовершенств, и является главным побуждением к совершенствованию. 

С точкой зрения Л.Н.Толстого стоит согласиться, судя по тому, что мы знаем об этом человеке. А что вы знаете о Льве Толстом? 

Ответы шестиклассников: 
– Он написал великое произведение – роман «Война и мир» об Отечественной войне 1812 года. 
– Он написал, кроме того, много повестей и рассказов, например «Кавказский пленник». 
– Он ещё многое умел: воевал, пахал землю, косил, шил обувь, до старости ездил верхом, катался на коньках, в старости научился кататься на велосипеде. 
– Помещик, он стыдился того, что живёт за счёт труда своих крестьян, и старался всё делать сам. 
– Толстой устраивал школы для крестьянских детей, сам писал учебники, преподавал. 
– Выступал против смертной казни, в защиту несправедливо осуждённых. 

И дальше можно продолжать перечислять достоинства Л.Н.Толстого. Нравственная ценность его личности огромна. А между тем этот человек был постоянно в чём-то недоволен собой, постоянно над собой работал, например вёл дневники. Поэтому-то он и стал таким! 

VI этап.
Сегодня вы, надеюсь, более обдуманно ответили на вопрос: «Какой я сейчас?» Оценили свою нравственную ценность.

Домашнее задание: 
Подумайте дома над тем, о чём мы говорили сегодня, и составьте список качеств, от которых вы считаете необходимым избавиться в первую очередь. 

VII этап.
Задача этапа – помочь учащимся осознать и выразить свои чувства. 
Заканчивая сегодняшний разговор о нравственности, я снова прошу вас поднять таблички:
 http://moi-amour.ucoz.ru/_pu/0/52313192.png  У кого-то вопросов стало меньше, а у кого-то, наоборот, больше. Последние, видимо, поняли, что тема серьёзнее, глубже, чем предполагали первоначально. Будем искать ответы! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Ценность моей жизни»

Целостное представление о своем жизненном пути особенно важно в подростковом возрасте, когда представления о себе самом и своей жизни существенно изменяются ,  и человек выбирает свою дорогу. Жиз...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "Ценности, имеющие для меня значение"

Методическая разработка предназначена  классным  руководителям для проведения классных часов. В методической разработке представлена методика проведения классного часа по духовно-нравственно...

открытый классный час "Семья и семейные ценности"

: «Семья и семейные ценности»Цель :осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества осуществляется через задачи:- опре...

«Нравственные ценности и будущее России». Открытый классный час в 5 классе в рамках Рождественских чтений

Классный час проводится с целью ознакомления учащихся с библейской историей Рождества, расширения знаний об истоках рождественского праздника, знакомства с ценностными ориентирами в жизни человека, со...

Разработка открытого классного часа для 8 класса на тему "Ценность здоровья для человека".

Методическая разработка классного часа для учащихся 8 класса на тему "Ценность здоровья для человека"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессии. Самоанализ открытого классного часа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессииСамоанализ открытого классного часа...