Классный час "Мир не обойдется без меня..."
классный час (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час, посвященный Дню инвалидов.
Цели:
- Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества.
- Сформировать представление об "особых людях".
- Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
- Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
- Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
- Сформировать представление о людях-инвалидах как о значимых членах общества.
Ход занятия :
- Вступительное слово.
Сейчас в нашей школе проходит декада посвящённая Дню инвалида.
Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.
В этот день приковано внимание к этим людям, к их проблемам. Инвалиды – это люди, которые не могут обходиться без помощи других, они немного не такие как мы с вами, и они нуждаются в поддержке и понимании. Это те, кто плохо видит, плохо слышит, кто не может двигаться в силу каких – то жизненных обстоятельств, встречались ли вы с такими людьми? А вы знаете, среди них находятся такие, кто не сдается и даже находит в себе силы на достижение каких – то высот в различных областях. Например, незрячие или неслышащие музыканты, певцы, художники, спортсмены – люди с ограниченными возможностями. На зимних олимпийских играх в Сочи инвалиды завоевали множество золотых, серебряных и бронзовых медалей.
2. основная часть .
1. определение понятия «инвалид».
Вопрос к ученикам: - Кто же это такие - инвалиды? (Ответы детей)
Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".
- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашей станице таких людей много. Это и взрослые и дети.
В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят "особые дети".
3. Практические упражнения
- Мы много говорим сегодня о инвалидах. Давайте попробуем представить каково это иметь ограничения в здоровье, быть инвалидом.
1. Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.
Рефлексия:
- Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Что ограничивало ваши возможности?
Вот так ощущают себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться существует специальная азбука - азбука Брайля. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.
- А как вы думаете, могут ли слепые люди обеспечивать себя, работать? ( ответы детей)
Есть большая организация «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).
-Как можно сделать жизнь этих людей более комфортной и безопасной? (ответы детей). -- -Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? ( ответы детей).
2. Кроме людей, у которых нарушения зрения есть люди с нарушениями слуха. Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто, предлагаю: 2 учащимся выйти из класса. Остальные дети договариваются что-либо изобразить. Затем, те, кто были вне класса входят, им демонстрируется задание. Задача, тех кто выходил : понять что нужно выполнить.
Задача, тех, кто оставался: «сердиться, что у глухих не получается».
Рефлексия:
- Что чувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Что ограничивало ваши возможности?
А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице не предупредишь об опасности издали, их не окликнешь они не слышат гудков автомобилей.
Люди с нарушениями слуха общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Если неслышно произнести несколько слов . (Дети пробуют угадывать сказанное.)
- А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь".
Давайте попробуем. Повернитесь друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему. Попробуйте написать на ладони партнера букву, назовите ее, проверьте, так ли это. Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя".
Такие буквы особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой. Попробуйте сами (показываются "буквы" дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать.
Рефлексия.
Поделитесь своими впечатлениями.
3. Есть люди, у которых есть проблемы с руками или ногами. Конечности могут быть малоподвижными или вовсе не подвижными, или нет руки или ноги, или обеих рук и ног. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
Ребята, давайте познакомимся с человеком, у которого нет ни рук ни ног.
(показ слайдов о Нике Вуйчиче).
Обсуждение. Что помогает выжить Нику? Как можно его охарактеризовать?
Практические упражнения
- Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Приглашаются 2 человека. Давайте одну вашу руку ленточкой привяжем к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя шапку.
Продолжим пробовать быть ограниченными в движении. Приглашаются ещё 2 человека. Руки связаны за спиной.
- Без помощи рук попейте воды.
Рефлексия:
- Что хотелось сделать? Что испытывали?
3. заключительная часть.
Сегодня мы с вами попробовали почувствовать мир таким как его чувствуют люди с ограниченными возможностями, люди-инвалиды. Какой урок вы сегодня для себя уяснили? Как вы думаете, может ли мир, вселенная , планета Земля обойтись без людей инвалидов? (ответы детей).
Межераунис Ангелина, 16 лет, из ст. Ярославской написала небольшое сочинение-рассуждение. Приведу небольшой отрывок:
…Мир не обойдётся без меня…
Кому-то эти слова придают веры в себя, кого-то напротив - заставляют сомневаться, кто-то задумывается над важностью своей личности для окружающих, кто-то просто остаётся равнодушным, не видя в этих словах никакого смысла.
Мир не обойдётся без меня…
Сколько раз нужно повторить эти слова, чтобы понять их истинную суть? О каком мире идёт речь? Можно, конечно, понимать эти слова буквально. Ну, а что если мир – это вовсе не вся наша планета, человечество, может мир – это мама, лучший друг, любимый человек.… Это твой мир. Это мой мир.
И этот мир не обойдется без меня.
Рефлексия: Каково ваше мнение—мир обойдется без меня?
4. итоги занятия. Каждый человек живет своей жизнью в большом мире. Но люди, которые нуждаются в помощи чувствуют мир по- другому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Для меня ценности – пустой звук, они не находят отклика в моей душе…»: так ли это?»
Вы предложили интересную тему, чтобы ответить на этот вопрос предлагаю построить лестницу к счастью. Но лестница не простая ее ступени – это ваши ценности....

Классный час на тему "Что в жизни зависит от меня"
Методическая разработка внеклассного мероприятия...

Классный час "Меняй себя - меняй мир" .
Помочь школьнику выпускного класса в формировании собственного мировоззрения....

Сценарий классного часа "Что значит для меня семья?"
Сценарий классного часа "Что значит для меня семья?"...

Классный час "Не стреляйте в меня..."
Классный час (сценарий мероприятия, а также ссылки на презентацию, звуковые и видео приложения). Погибшим в Беслане посвящается....
Классный час по профориентации "У меня растут года", 11 класс
Классный час по профориентации для учащихся с ОВЗ...

