Классный час "Внимание: конфликт!"
классный час (7, 8, 9 класс) по теме

Система человеческих отношений сложна. Периоды мирного, спокойного состояния сменяются вспышкой страстей, столкновений, неизбежно порождающих конфликты. Конфликты разные и по форме, и по содержанию, и по своим последствиям. Огромную роль в их предупреждении, преодолении играет поведение участников конфликтной ситуации. От умения людей вести себя в подобных ситуациях зависит не только успех дела, но и порой судьба, жизнь, здоровье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie_-_konflikt.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Внимание: конфликт.

Цель: - познакомить учащихся с понятием «конфликт», с некоторыми

             способами выхода из конфликтной ситуации;          

          - формировать у учащихся умения бесконфликтного общения.

        Анализ ответов на вопросы анкеты предыдущего занятия.

Мудрые слова.

 Конфуций: «Работа над очищением своих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей не будет и дурных поступков»

М. Горький: «Уважайте друг друга, не забывая, что в каждом человеке скрыта мудрая сила строителя и что нужно ей дать волю разиться и расцвести».

Ж. Петти-Сан: «Ссылаться на дурные поступки других – это умываться грязью».

А.А. Богомолец: «Один из факторов долголетия – вежливость и хорошее взаимоотношение с людьми».

Анализ ответов на вопросы анкеты предыдущего занятия.    

   

Ход занятия.

 Вступительное слово учителя.

Конфликт – латинское слово – столкновение противоположных интересов, серьезное, разногласие, острый спор.

Конфликтология – наука о теории и практике предупреждения, преодоления конфликта. Знание конфликтологии необходимо каждому члену общества, так как помогает гармонизации человеческих отношений.

Человек рожден как человек, то есть биологическим существом. Далее идет процесс его социализации, превращения в личность, то есть в человека, осознающего себя членом человеческого общества, умеющего жить по его законам.

Система человеческих отношений сложна. Периоды мирного, спокойного состояния сменяются вспышкой страстей, столкновений, неизбежно порождающих конфликты.

Конфликты бывают разные и по форме, и по содержанию, и по своим последствиям. Огромную роль в их предупреждении, преодолении играет поведение участников конфликтной ситуации. От умения людей вести себя в подобных ситуациях зависит не только успех дела, но и порой судьба, жизнь, здоровье.

Конфликтология учит такой линии поведения, которая позволяет участникам конфликта не «переступать грань» допустимого, не терять своего человеческого и гражданского достоинства, не разрушать в одночасье то, что строится, созидается годами.

Конфликты можно разделить на не несколько групп по различным основаниям. А – по причине возникновения противоречий:

  1. Экономические,
  2. Идеологические,
  3. социально-бытовые,
  4. семейно-бытовые,
  5. социально-психологические,
  6. эмоционально-неврогенные,
  7. психолого-педагогические.

Б – по степени длительности и напряженности:

1) бурные быстротекущие конфликты,

2) острые длительные конфликты,

3) слабовыраженные вялотекущие конфликты,

4) слабовыраженный быстропротекающий конфликт.

Всегда ли нужно избегать конфликтов? (ответы учащихся).

Вывод. На первый взгляд, конфликты говорят о неблагополучии каких-либо отношений. Но если посмотреть на корни конфликтов глубже, то можно сделать и другие выводы. В каждом конфликте обнаруживаются худшие и лучшие стороны человеческого характера.

Задание: выделит позитивные и негативные стороны в конфликте.

        Позитивное в конфликте

            Негативное в конфликте

Двигатель к развитию, изменению, не даёт сложившейся системе застыть.

Ухудшение социального климата.

Позволяет лучше узнать друг друга

(достоинства и недостатки).

Уменьшение сотрудничества между сторонами.

Способствует сплочению коллектива единомышленников.

Неадекватное восприятие человека, друг друга.

Стимулирует активность людей, развитие личности (ответственность.

Противостояние, которое затягивает людей в борьбу, спор.

Способствует изучению обстановки дела и состояния дела.

Стадии развития конфликта.

I. Пред конфликтная (внутренне зарождение). Вроде все спокойно, но стоят проблемы на пороге, необходимы условия. Это стадия ещё называется предрасполагающая, где идет зарождение и созревание конфликта.

Причины конфликта очень сложны. Но любая причина не появляется сразу, она должна созреть. Конфликт может созревать очень долго, но так и не вспыхнуть. Должен быть толчок. Но чаще всего таким толчком является слово: «Сначала было слово» - библия; «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь» - истина на века. Следовательно, необходимо бережно оперировать словами.

II. Стадии осознания конфликта. Есть несколько вариантов:

а) оба осознают и готовы отказаться от претензий,

                       б) один участник понимает неизбежность конфликта и, взвесив

                       всё, готов уступить.

                       в) никто не уступает.

Возможно несколько специальных приёмов.

1. «Психологическая атака». Формула приёма: «Давайте разберёмся». Его суть: один из партнёров берёт на себя инициативу, предлагая оппоненту разобраться в причинах столкновения.

2. «Демонстрация нежелательных последствий». Формула «Если мы не погасим конфликт, то …». Принцип: «Худой мир лучше доброй ссоры».

3. «Исповедь» - письменное обращение к своему оппоненту. Не путать с докладной запиской. Писать главным образом о себе, о своих чувствах переживаниях. Но если вы не уверены, что письмо будет прочитано, то лучше не писать.

        III. Собственно конфликт.

        IV. Угасание и разрешение конфликта.

        V. После конфликтная - степень удовлетворённости или неудовлетворённости сторон. Но при любом варианте разрешения конфликта напряженность в отношениях между бывшими противниками будет сохраняться определённое время.

Тест: «Способ оценки собственного поведения в конфликтной ситуации»

        Хотя у конфликтов есть и позитивная сторона, но, как и в медицине здесь действует известное правило: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». Конфликт – тот же снаряд. Он вспыхнет или от слова, или от единственного поступка. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт – обеспечит высокую культуру общения. Высокая культура общения позволяет избежать тяжелых последствий конфликта.

Тест: «Приятно ли с вами общаться»

Для того, чтобы конфликт мог успешно разрешиться, важно владеть технологий (приёмами) бесконфликтного общения. Именно в них особенно отчётливо проявляется общая культура человека. Существует специальная технология такого общения. Приёмы, которые убедительно демонстрируются известным американским учёным-психологом Д. Корнеги)

Практические задания.

1. Упражнение: «Музей скульптур». Разделиться на тройки. Нужно втроём уместиться на листе, не задевая при этом пола, не опираясь на стул, стол, стену. Даётся 3 минуты на обдумывание задания. Должны простоять 2 минуты.

Второе задание то же, нужно, чтобы получилась интересная фигура.

Некоторые дети рассматривают их и определяют лучшую (стоять нужно 1 минуту).

Вопрос: - успешным ли было ваше сотрудничество?

2. Прокомментируйте.

… Приятели сильно расходятся и в своих привычках. Так, контрабас пил чай вприкуску, а флейта внакладку, что при общем владении чая и сахара не могло не породить сомнений. Флейта спала с огнём, контрабас без огня. Первая каждое утро чистила себе зубы и мылась душистым глицериновым мылом, второй же не только отрицал то и другое, но даже морщился, когда слышал шуршанье зубной чётки или видел намыленную физиономию.

 - Да бросьте вы эту мантифолию! – говорил он. - Противно глядеть! Возится, как баба!

Нежную, воспитанную флейту стало коробить на первых же порах…

- Нет, не могу с ним жить! – жаловалось флейта на репетициях. – Верите ли? Лучше в слуховом окне жить, чем с ним…Совсем замучилась!

- Отчего же вы не уйдёте?

- Неловко как-то… Обидится… Чем я могу мотивировать свой уход? Уж я всё передумал! ...

…Но такая ненормальная жизнь не могла долго тянуться…

Однажды, когда приятели возвращались из театра, контрабас взял под руку флейту и сказал:

 - Вы извините меня, Иван Матвеевич, но я наконец должен сказать…Скажите, что это Вам нравиться так жить со мной? Не понимаю! Характерами мы не сошлись, вечно ссоримся, опротивели друг другу…Не знаю, как вы, но я совсем очумел…Уйдите, голубчик! Сделайте такую милость! ...

Флейте этого только и нужно было.

                                       А.П. Чехов. Контрабас и флейта. Соч. Т.IV. С. 417-148.

        Попробуйте определить:

а) кто оказался «разумным» в конфликте?

б) каким приемом конфликт был разрешён?

в) что вы можете сказать о личностях его участников?

        Не маловажное значение в процессе общения в таких ситуациях играет умение понимать другого человека, чувствовать его жизненный ритм.

        3. Упражнение: «Чувство ритма и понимание». Необходимо выполнять с следующей последовательности:

        - хлопок в ладоши, называем свой порядковый номер и соседа, делая при этом щелчок пальцами (первый – второй), три – хлопок в ладоши, четыре - хлопок о колени;

        - тоже самое, но называем только свой порядковый номер (первый – первый);

         - тоже самое, но называем свой номер и любой другой (первый – пятый).

        4. Упражнение «Три «никогда не…» Учащимся предлагается определить три «не» то, что они действительно никогда не делали.

Например, «Я никогда не грубила и не повышала голос на родителей и людей старше меня», «Я никогда не подводила человека, если давала ему обещание», «Я никогда не использовала в речи грубые слова»

        5.  Тест. Определите требования:

1) которые вы предъявляете к себе;

2) которые вы предъявляете к другим людям.

        - Есть ли совпадения?

        - Какой из списков длиннее?

Если первый длиннее второго, вы очень ответственный и требовательный к себе человек. Даже предпочитаете много сделать сами, чем требовать от других.

Если равны – у вас всё разумно.

Если второй немного длиннее первого – вы «нормальный» человек, что поделаешь, к себе всегда хочется быть снисходительнее.

Если второй список намного длиннее первого, то есть над чем задуматься.

Напоминание: нельзя результаты тестирования считать абсолютными, но задуматься стоит.

Вывод. На основе всего выше сказанного и сделанного можно сделать вывод, что в основе любого общения лежат этические нормы, нормы высококультурного поведения. Высокая культура общения позволяет избежать тяжёлых последствий общения, избежать конфликтных ситуаций.

Мудрые слова.

 Конфуций: «Работа над очищением своих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей не будет и дурных поступков»

М. Горький: «Уважайте друг друга, не забывая, что в каждом человеке скрыта мудрая сила строителя и что нужно ей дать волю разиться и расцвести».

Ж. Петти-Сан: «Ссылаться на дурные поступки других – это умываться грязью».

А.А. Богомолец: «Один из факторов долголетия – вежливость и хорошее взаимоотношение с людьми»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Конфликты в нашей жизни".

Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго в...

Открытый классный час "Конфликты в нашей жизни"

Классный час рассматривает ситуации, позволяющие найти компромис....

разработка классного часа "Конфликты и способы их разрешения"

Дпнный классный час позволяет в игровой обстановке рассмотреть вопрос конфликта, причин возникновения, способов разрешения. Классный час составлен для 7 класса....

ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «КОНФЛИКТ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ– ВЕЧНАЯ ПРОБЛЕМА»

Классный час авторский, был проведен для районного семинара педагогов-психологов...

Классный час" Конфликты и способы их решения"

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавитьс...

Классный час "Конфликт и пути его разрешения"

СЦЕНАРИЙКЛАССНОГО ЧАСА« Конфликт и пути его разрешения»ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКонфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.(Георгий Александров)Человек – удивительное создание, обиды помнит доль...

Презентация к классному часу Конфликт и способы его разрешения.

Иллюстрационный материал к  классному часу. Задания для работы в группах....