Познай себя
классный час (5 класс) на тему

Познай себя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznay_sebya_5_kl.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧКИ ПОЗНАЙ СЕБЯ 5 КЛАСС

МБОУ «Образовательный центр» №1 г. Ивантеевки

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

« Познай себя»

5 класс

 

 

 

 

 

                                                         Составитель Мусаева Эльвира Наильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017-2018 учебный год

 

                                                         

                                                         

                                                                      Пояснительная записка

Общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру.

Подготовить таких выпускников невозможно в рамках традиционной технологии — педагогики требований, основанных на внешней мотивации деятельности учащихся, на принуждении. В новой технологии ставка делается на внутриличностные факторы мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.

В содержании курса
• Ориентация на возрастные особенности школьников.
• Ориентация на общечеловеческие нравственные ценности.
• Удовлетворение всех потребностей духовного развития личности.
• Системный подход.
• Амбивалентный подход.
• Психологизация процесса обучения (диагностика психических качеств, рефлексивный психоанализ).
• Направленность на всестороннее развитие с приоритетной областью СУМ.
• Компетентностный подход.
• Принцип доминантности.

В методах преподавания
• Ученик – субъект, а не объект процесса обучения.
• Обучение приоритетно по отношению к развитию.
• Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью СУМ (самоутверждающие механизмы личности).
• В школьном периоде жизни активно проявляют себя и требуют удовлетворения все потребности духовного развития ребёнка:
      самопознаншя,
      самовоспитания,
      самоутверждения,
      самоопределения,
      самообразования,
      саморегуляции,
      самореализации.

• Цель школы – максимально удовлетворить все потребности саморазвития (самосовершенствования) личности.
• На основе потребностей саморазвития может быть сформирована доминанта самосовершенствования – мотивация на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя.
• Использовать потребности самосовершенствования для мотивации учебной деятельности детей – это огромный резерв повышения качества школьного образования.
• Внутренние процессы саморазвития личности определяются организацией внешней части педагогического процесса:
      – предоставить учащимся теорию (методологию) собственной психической деятельности;
      – предоставить учащимся выбор деятельностей для удовлетворения потребностей самосовершенствования;
      – ознакомить учащихся с возможными стилями деятельности по самосовершенствованию, определить оптимальный индивидуальный стиль для каждого ребёнка.
• Отношения участников педагогического процесса определяются гуманно-личностным подходом.
• Одна из главных целей воспитания – формировать веру личности в самоё себя и признать смыслом жизни путь непрерывного самосовершенствования.
• Технология саморазвития личности – органическое, природосообразное продолжение развивающих технологий дошкольного и начального звеньев. Таким образом решается проблема преемственности развивающей и традиционной технологий.
• Педагогика сотрудничества.
1. Личностный подход к ребенку, подростку (любить, понимать, принимать, сострадать, помогать).
2. Опора на все три канала передачи информации: когнитивный, аффективный, действенно-практический.
3. Использование современных аудиовизуальных, мультимедийных, компьютерных средств.
4. Деятельностный подход (связь с социумом, жизнью – пробы).
5. Индивидуальный подход к ребенку (обеспечение выбора индивидуальной траектории развития).
6. Разнообразие применяемых технологий обучения (традиционные, коммуникативные, развивающие, интерактивные и др.).

В организации педагогического процесса
• Многообразность, вариативность использования курса:
      (– как учебных пособий по систематическому курсу;
      – для факультативных и кружковых занятий;
      – как методического пособия для классного руководителя;
      – как книжки для домашнего чтения учащихся и их родителей;
      – как пособия для дистантного образования).
• Единство и взаимодействие всех субъектов воспитания (семья, учителя-предметники, воспитание, администрация и др.).

 

 Цель программы:

Создание условий для развития у школьников способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей.

Задачи:

1.    Формировать стремление к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.

2.    Расширять знания школьников о чувствах и эмоциях, развитие способности без оценочного их принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3.   Формировать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4.    Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

         

          Формы проведения занятий:

Форма работы групповая.

 

            Принципы программы:

- принцип коллективности обучения и воспитания детей;

- принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического

  процесса;

- принцип наглядности;

- принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом

процессе;

- принцип опоры на положительное в человеке, поддержки сильных сторон его

личности;

-   принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при

организации их деятельности.

Механизм реализации программы

Занятия являются тематическими и определены структурой проведения, частота проведения 1 час в неделю в объеме 34 часа в год.

План занятий:

  • ориентировка и подготовка учащихся;
  • разминка;
  • структурированные упражнения;
  • рефлексия занятия.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрации, психологические игры, тренинги, информационно-

коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный

подход к ребенку, тесты, опросники.

В результате изучения данного курса дети:

  • Овладеют определенными психологическими знаниями;
  • Овладеют приемами конструктивного взаимодействия;
  • Умеют правильно управлять своими эмоциональными реакциями;
  • Совершенствуют навыки общения;

 

 

Содержание  курса «Познай себя»

 

I. Личность. Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание – основная характеристика человеческой личности. Роль личности в собственном развитии. Самовоспитание, самосовершенствование. Примеры из жизни выдающихся людей (Сократ, И. Гёте, Л. Толстой, О. Шмидт и др.).

II. Самопознание как основа самосовершенствования. Человек – загадка для самого себя. Знание о людях, живущих вокруг тебя, как одно из условий познания себя.

III. Качества личности: школа «Кто Я?».
а) Ощущения и восприятия. Отражение окружающего мира в мозге человека.
б) Эмоции и чувства. Виды эмоций. Эмоциональные состояния. Эмоции и сознание.
в) Темперамент. Подвижность и сила психических процессов. Виды темперамента.
г) Внимание, его особенности; тренировка и управление вниманием.
д) Память, её значение в жизни человека. Виды памяти: кратковременная, долговременная. Запоминание: механическое и осмысленное.
е) Знания как характеристика личности. Эрудиция. Качества знаний: прочные – непрочные, системные – отрывочные. Умение применять знания.
ж) Мышление. Конкретное и абстрактное мышление. Способы мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Понятия, законы.
з) Способности личности. Задатки, интересы, склонности как предпосылки развития способностей. Роль деятельности в развитии способностей.
и) Направленность: интересы, взгляды, убеждения, нравственность. Черты нравственного человека: доброта, честность, правдивость, совестливость, благородство, порядочность, полезность деяний. Честь и достоинство.
к) Характер, черты характера. Самостоятельность, самокритичность, требовательность, ответственность, организованность, трудолюбие. «Сильный характер».

IV. Самосознание, самоощущение. Образ Я, Я-концепция. Разнообразие «Я» (субличностей) человека.

V. Организация (методика) самопознания: самоанализ, самонаблюдение, самокритика, самоконтроль, самооценка, рефлексия. Регистрация самопознания: тесты, анкеты, дневники, воспоминания, автобиография.

Примеры практических занятий
• упражнение «Знаете ли вы свою внешность»;
• тестирование качеств личности: темперамента, памяти, Мышления, способностей, направленности, характера;
• самоанализ качеств: мои достоинства, мои недостатки;
• упражнение «Диалог субличностей»;
• тренинг произвольного внимания, наблюдательности;
• составление характеристики личности одноклассника на основе наблюдений;
• составление карты самооценки;
• анализ социальных ситуаций-проб.

 

 

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Планируемая Дата

проведения

Фактическая дата проведения

1

Знакомство с собой

1

 

 

 

 

2

Образ вашего Я

1

 

 

 

 

3

Посмотримся в зеркало

1

 

 

 

 

4

Я и окружающие

1

 

 

 

 

5

Я и окружающие

1

 

 

 

 

6

Вы – человек и Вы - личность

1

 

 

 

 

7

Оценивание себя

1

 

 

 

 

8

Оценивание себя

1

 

 

 

 

9

Сходство и различия наших Я

1

 

 

 

 

10

Как Вы воспринимаете окружающий мир

1

 

 

 

 

11

Внимание, внимание!

1

 

 

 

 

12

Дайте волю воображению

1

 

 

 

 

13

Мир эмоций

1

 

 

 

 

14

Мир эмоций

1

 

 

 

 

15

Настроение «О”кей!»

1

 

 

 

 

16

Темперамент пятого типа

1

 

 

 

 

 

17

Темперамент пятого типа

1

 

 

 

 

18

Характер-русский

1

 

 

 

 

19

Воля. Самостоятельность

1

 

 

 

 

20

Настоящий друг?

1

 

 

 

 

21

Защита проекта «Мой друг»

1

 

 

 

 

22

Основное отличие человека от обезьяны

1

 

 

 

 

23

Богиня Мнемозина

1

 

 

 

 

24

Как мы думаем

1

 

 

 

 

25

Логика мысли

1

 

 

 

 

26

Решение проблем

1

 

 

 

 

27

Каждому - по потребностям

1

 

 

 

 

28

От каждого – по способностям

1

 

 

 

 

29

«Я» в общении

1

 

 

 

 

30

Тренинг «Умение общаться»

1

 

 

 

 

31

Заведи друга-дневник

1

 

 

 

 

32

Богатство Вашей личности

1

 

 

 

 

33

Защита проектов «Расскажите о себе»

1

 

 

 

 

34

Защита проектов «Расскажите о себе»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Календарно-тематическое планирование

 

                                                    Учебно-методическое сопровождение

1.Селевко Г.К. Познай себя. Изд.2-е, стереотипное. М.:Народное образование, НИИ школьных технологий, 2009. 96с (серия «Самосовершенствование личности»).

2. «Неповторимые МЫ» Т.Л. Богатырева, Москва «просвещение» 2007г.

3.Уроки самопознания», Е.А. Сорокоумова  Москва 2007 г.

  1. О. В. Хухлаева, "Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 классы)", Издательство: Генезис, 2005 г.

5.Аграшенков А.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты. М., 1996. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Познай себя"

Интегрированный урок-практикум физика и физкультур «Познай себя!» (2 часа)...

Программа "Познаю себя и других".

Мной разработана программа по формированию нравственных качеств у несовершеннолетних как средства улучшения межличностных отношений в групповом коллективе "Познаю себя и других"....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « ПОЗНАЙ СЕБЯ» (основы психологических знаний)

Программа призвана  приобщить обучающихся к вопросам самопознания.С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека....

Воспитательная программа "Познай себя"

Программа «Познай себя» разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знаний.  Направлена на развитие основ личност...

Внеклассное мероприятие для 8-ых классов игра "Познай себя".

Внеклассное мероприятие игра "Познай самого себя"   Цель:            обобщить знания по теме пищеварение, обмен веществ и энергии ...

Программа курса "Познай себя" для учащихся 7 классов.

Программу «Познай себя» мы предлагаем как одну из возможностей повышения компетентности учащихся 7 классов в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов тво...

Презентация открытого занятия "Развиваем внимание", кружок "Познай себя"

Презентация открытого занятия "Развиваем внимание", кружок "Познай себя" ФГОС НОО внеурочная деятельность....