Система воспитательной работы
материал (10 класс) на тему

Пак Светлана Валентиновна

Система воспитательной работы 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_vospitatelnoy_raboty.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Система воспитательной работы

классного руководителя

10 А класса

на 2015 – 2017 учебные годы

Пак Светлана Валентиновна


Воспитательная система класса

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

              Ш.А.Амонашвили

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Что такое воспитание?  В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:

  • воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей  и воспитанников, направленный на достижение  поставленной цели;
  • воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование;
  • воспитание – это чувство, голос души и сердца.

Чтобы  процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интерес себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

Ребенка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя  педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое  Я.  Используя слово, дело и наблюдение, классный руководитель создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Основная задача классного руководителя – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребенок не должен ощущать давление со стороны взрослых, он должен чувствовать плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Чтобы понять, что его интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, я чаще встаю на их место.

Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности.

Совместная деятельность с родителями и учащимися позволит мне разработать своеобразную модель воспитательной системы класса, которая поможет  мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и их родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам.

Цели воспитательной системы класса

Для классного руководителя:

  • управление процессом развития личности;
  • взаимодействие всех участников воспитательного процесса

Для учащихся:

  • формирование коммуникативных навыков;
  • самореализация;
  • формирования Я-концепции

Для родителей:

  • научение социальным навыкам;
  • адаптация к социуму

Для школы:

  • включенность класса в воспитательную систему школы в качестве ее компонента.

Основные направления воспитательной работы:

УЧЕБА

«Ученье – свет, а неученье тьма»

Так как я только начинаю работать классным руководителем в новом коллективе 10 А класса, то важное место в работе я отведу регулярным контактам с учителями-предметниками, буду еженедельно отслеживать  оценки учеников, следить  за качеством выполнения контрольных, лабораторных, практических, зачётных  работ. По ситуации планирую проводить индивидуальные беседы. Все учебные результаты стараюсь ежедневно отражать в дневниках  и электронных дневниках.

С переходом в 10 у подростка снижается общий интерес к учению. Мотивы, которые побуждали его к учению в среднем звене,  интерес к пребыванию в школе, первые результаты учебного труда и т.д. уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, до конца не сформировались. Экзамены позади, а новые только через два года. К тому же меняются сами условия школьной жизни:

  • увеличение числа учебных предметов и объема учебного материала;
  • иные формы работы на уроке.

С целью преодоления этих трудностей я буду отслеживать успеваемость  каждого ребенка, проводить анализ причин возникающих трудностей, прогнозирования возможных будущих проблем и поиска путей их решения. Результаты учебной деятельности каждого учащегося будут  графически отображаться по четвертям, полугодиям и по учебным годам.

Планирую,  каждую четверть составлять подробный отчет об успеваемости каждого ребенка, в сравнении с прошлыми результатами. Выяснять, по каким предметам снизилась успеваемость, каковы причины этого:

  • усложнение учебного материала;
  • завышенная самооценка (в младших классах ребенок получал высокие оценки, благодаря общему уровню развития, и не привык систематически работать);
  • заниженная самооценка, комплексы;
  • ослабление контроля со стороны родителей;
  • преобладание внешних интересов.

После выявления причин неудач с ребенком и его родителями планирую проводить индивидуальную работу. Предлагать пути устранения этих неудач. С той же целью на родительских собраниях разбирать ситуации, обращать внимание на возрастные трудности и резервы развития. Планирую с учениками также проводить занятия по культуре учебного труда, развитию памяти, а с родителями обсуждать вопрос, как помогать ребенку дома.

СЕМЬЯ

«В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей»

Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообщества – также важное направление функционирования воспитательной системы класса. Ведь очевидно, что если образы жизни и школы кардинально расходятся, то только немногие из школьников смогут выбраться без потерь из подобного противостояния. Поэтому особое внимания уделяется взаимоотношениям ребенка в семье (встречи и беседы с членами семьи, изучение условий проживания и т.д.)

Общаясь с родителями моих учеников, я понимаю, что они первые помощники, члены классного коллектива. Планирую работу с родителями вести по двум направлениям – повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс. В рамках этого направления проводить родительские собрания, совместные творческие дела, сообща находить решение в трудных ситуациях по воспитанию детей. Надеюсь, что родители примут участие во всех наших праздниках.

Предлагаю родителям: суббота  - день открытых дверей. В этот день родители могут присутствовать на уроках, следить за обстановкой в классе, на уроках, на переменах, видеть своих детей в общении со сверстниками и учителями. Только с помощью совместных дел родители могут стать нам союзниками, так как перестанут относиться к школе как наблюдатели. Немаловажным фактором при проведении подобных мероприятий является присутствие и матерей, и отцов, так как учитываются не только возрастные, но и половые особенности развития детей.

Повышение уровня психолого-педагогических знаний реализуется через индивидуальные и тематические консультации, открытые уроки и внеклассные мероприятия, общешкольные конференции для родителей.

Я – ГРАЖДАНИН

«Ты тоже родился в России…»

Реализация этого направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, историей своей семьи, села, района, края. Проводятся Уроки мужества (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами), проводятся беседы и диспуты на патриотическую тему. Также ребята участвуют в операции «Милосердие»

ЗДОРОВЬЕ

«В здоровом теле – здоровый дух»

Основная цель этого направления – сохранение и укрепление здоровья ребят класса; формирование стремления к здоровому образу жизни. С этой целью планируется проведение следующих мероприятий: школьные Дни здоровья, выезды на природу, познавательная ролевая игра «Суд над  сигаретой», валеологические беседы «Здоровые привычки – здоровый образ жизни», участие в различных акциях и конкурсах о данному направлению.  

ДОСУГ

«Ах, как в школе весело сегодня…»

Это направление реализуется  через  внеклассные мероприятия, развивающие творческую активность каждого ребенка и отвечающие их интересам. Проводятся различные конкурсы, выставки, концерты, уроки творчества, встречи с интересными людьми, вечера отдыха, тематические дискотеки, экскурсии, совместный отдых на природе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Все эти направления не изолированы друг от друга, они  взаимосвязаны. Например, работая по направлению «Досуг», мы не забываем о родителях. Так совместно с родителями планируем провести: мастерскую общения «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!», праздники «Вот и стали мы на год взрослее»,  конкурсные семейные программы «Когда мы все вместе», правовую игру «Мой дом – моя крепость»

Моделирование воспитательной системы – это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения коррективов в первоначально созданную модель.

Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог-ученик», «Ученик – родитель», «Педагог- родитель». Надеюсь, что такая работа будет способствовать достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе, а именно, чтобы:

  • уровень воспитанности учащихся был выше среднего по школе;
  • в классе преобладала атмосфера доброжелательности;
  • большинство ребят хорошо себя чувствовали в классном коллективе, могли свободно высказать свое мнение;
  • десятиклассники имели высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью в школе: любили свою школу, у них были любимые учителя и любимые предметы.

  В заключении хотелось бы привести слова великого Авиценны: «Учитель – это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение»

Уверена, что я и мои ребята находимся лишь в начале   этого трудного пути, который приведет нас к новым высотам. Пусть каждый мой ученик с удовольствием ходит в класс, с удовольствием учится, любит свою семью, стремится ко всему новому и интересному и уважает в себе и в других человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)

География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...

Описание системы воспитательной работы (из опыта работы)

Школьный учитель выступает в основном в двух ролях – преподавателя и классного руководителя. В традиционной педагогике разделение этих функций очень условно. Оно связано с представлением о ведущей рол...

"Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы по работе с родителями как средство повышения воспитанности школьников"

"Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.СухомлинскийАктуальность проблемы заключается в том, что гармоничное развитие личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество...

Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)

В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...

Статья: "Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)"

В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...

Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"

Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...