Презентация к с еминару классных руководителей
презентация к уроку на тему

Рейн Елена Арбитовна

Презентация на тему "Особенности формирования коммуникативной компетенции детей старшего школьного возраста" может быть мспользована на заседании школьного методического объединения классных руководителей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности формирования коммуникативной компетенции детей старшего школьного возраста

Слайд 2

Задачи современного школьного образования выходят за рамки стандартной передачи знаний от учителя ученику. Новое время выдвигает новые требования. Необходимо не просто научить, но научить учиться и самостоятельно добывать информацию, делать правильный выбор в постоянно возрастающем потоке информации.

Слайд 3

Воспитать свободную личность , умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, самовыражаться , брать на себя ответственность, как того требует современное общество.

Слайд 4

Согласно «Закону об образовании», содержание образования должно обеспечивать «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; формирование человека, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества». Содержание образования ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации».

Слайд 5

Ключевыми были признаны следующие компетенции • Технологическая компетенция • Самообразовательная компетенция • Информационная • Социальная (соотнесение своих устремлений с интересами других людей) • Коммуникативная

Слайд 6

необходимо учитывать возрастные психо-физиологические особенности детей. Старший школьный возраст – это ранняя юность (15-17 лет) Ранний юношеский возраст – чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека. Еще Ж..-Ж.. Руссо говорил о сознательном самоопределении как об основном содержании «второго рождения» личности в юности. К этому следует только добавить, что речь должна идти не столько о сознательном самоопределении, сколько о действенном самоопределении. Самоопределение юноши отличается от подросткового тем, что он уже начинает действовать, реализуя планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию. Эту особенность юности хорошо выразил известный отечественный социолог В.И.Шубкин , назвавший юность судьбоносным периодом жизни, в котором цена ошибки не «двойка», а порой бесполезно прожитые годы.

Слайд 7

Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, – это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте.

Слайд 8

Результаты Анкетирования Какими качествами должен обладать коммуникабельный человек? Он должен быть добрым, доброжелательным, умным, умеющим слушать, иметь чувство юмора, не болтать всякую ересь…. 35% затруднились дать ответ С каким человеком ты бы не хотел общаться? С несправедливым, с грубым, с глупым, который не слышит других, с равнодушным, который ставит себя выше других…. Что положительно оценивают обучающиеся при взаимодействии с учителем: приятный внешний вид, много знает, умеет слушать, хорошо говорит, может понять, сопереживает, не оскорбляет, приятно общаться.

Слайд 9

ФОРМЫ РАБОТЫ Разные нетрадиционные формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли. Например:  Уроки – диспуты позволяют сформировать умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения, развивать креативность мышления, толерантное отношение к позиции других. Уроки - экскурсии  заставляют учащихся не только развить свой кругозор, раскрыть творческий потенциал ребят, но и цивилизованно общаться между собой, вести себя в соответствии с требованиями этикета. Уроки - встречи  повышают уровень креативности детей, заставляют по-новому взглянуть на различные вещи, узнать что-то новое, познакомиться с интересными людьми.

Слайд 10

Уроки, начинающиеся с постановки проблемы, дают возможность реализовать формирование коммуникативной компетенции, заставляя школьников анализировать проблему, искать пути её решения, брать на себя ответственность за её решение и, конечно же, высказывать свои предположения, аргументируя их. Например: Дана спорная ситуация - нужно аргументировать свою точку зрения, что приучает ребёнка самостоятельно анализировать ситуацию и брать на себя ответственность. Я периодически использую такое задание на творческих пятиминутках, давая тему, вызывающую противоречия. Например, «Учить не надо: так обойдусь».

Слайд 11

цикл бесед для родителей на темы: «Родители и дети: проблемы общения», «Как понимать своего ребёнка (обучение элементам активного слушания)», «Компьютерный сленг и мой ребёнок (моё отношение к нему)», «Конфликты и как из них выйти без потерь» и др.

Слайд 12

факультативные курсы, как например курс «Основы делового общения» т.е. обучение навыкам, лежащим в основе поведения, например: общение по телефону, деловая коммуникация — переговоры, деловые встречи, межличностное взаимодействие, проведение презентаций и т.д..

Слайд 13

через курс «Основы риторики». Задачами данного курса являлось бы научить ребят слышать друг друга и говорить так, чтобы быть услышанными. через коммуникативно - лингвистические игры. Например, в игре «Точка зрения» дети произвольно делятся на группы. Их задача - отстоять свою точку зрения, но не путём спора с партнёром. А используя попытки склонить собеседника к своей точке зрения, применяя некоторые приёмы (не критиковать, высказывать своё мнение косвенно, уступить в каких-то вопросах в начале спора).

Слайд 14

Помощь в развитии речи и формировании этикетного поведения оказывают и классные часы, которые учат подростков общаться между собой согласно нормам, выставляемым современным обществом: «Знакомство с этикетом», «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»,«Культура поведения», занятия:«Особенности моего характера и общения», «Как вы прекрасно выглядите» (беседа о моде, красоте и здоровье.)  Нравятся ребятам и помогают научиться общению психологические тренинги: «Со взрослыми взаимодействовать я могу» , «Мой мир» и др.

Слайд 15

ПАМЯТКА для педагога Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии. Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности , включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Слайд 16

Коммуникативная компетентность складывается из способностей: 1.Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; 2.Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; 3.Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Слайд 17

Наиболее значимые правила Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе. Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений. Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами. Правило контроля над невербальными сигналами . Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой , жестами , интонацией , позой .

Слайд 18

Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок. Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется. Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника. Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций. Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к работе "Роль классного руководителя в сплочении и формировании ученического коллектива"

Данная презентация является дополнением к работе "Роль классного руководителя в сплочении и формировании ученического коллектива".  При составлении презентации были использованы фотографии учащих...

Презентация школьного м/о классных руководителей

Описание работы школьного м/о классных руководителей...

Презентация по теме "Сотрудничество классного руководителя со школьным библиотекарем."

Данная презентация иллюстрирует мое выступление на областном семинаре библиотекарей школ-интернатов в октябре 2013 г....

Презентация к статье "Сотрудничество классного руководителя с родителями"

Презентация сопровождает беседу классного руководителя с родителями о том, как помочь ребенку быть успешным....

презентация Проблемный семинар для классных руководителей «Организация самоуправления в классе»

Самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающ...

Презентация на районный конкурс классных руководителей

Презентация на районный конкурс классных руководителей "Виват, классный руководитель!"...

Доклад и презентация на заседание МО классных руководителей "Духовно-нравственное воспитание в школе"

Доклад и презентация на тему "Духовно-нравственное воспитаниее в школе" содержат принципы духовно-нравственного воспитания школьников. Материал презентации составлен из фотографий, сделанных...