Блокадный Ленинград
классный час на тему

Кудрявцева Елена Александровна

Классный час, посвящённый снятию блокады Ленинграда.  Конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Ко дню снятия блокады Ленинграда.  

Цель: познакомить учащихся с историей блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны, расширять кругозор учащихся.

План-конспект

Вступление: 22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. Началась Великая Отечественная война, которая длилась долгих 4 года, 1418 дней. А 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.

1.     В сентябре 1941 года уже кончились все запасы продуктов, и в ноябре в Ленинграде начался  голод. Положение было катастрофическое: от недоедания люди теряли сознание на работе и на улицах. Появились первые  случаи смерти от голода.

2.    Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо, замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды.

3.   Продолжались налёты  вражеских самолётов. Для того, чтобы помочь жителям Ленинграда сохранить свои жизни во время бомбардировок и артобстрелов, уже  в первые месяцы блокады на ленинградских улицах было установлено  около полутора тысячи громкоговорителей. Радио сообщало с помощью трансляции звуков метронома о налетах и воздушной тревоге: быстрый ритм метронома означал воздушную тревогу, медленный – отбой.    Метроном стал культурным памятником, напоминающим о сопротивлении жителей в блокадном Ленинграде.

4.    Единственной связующей артерией блокадного Ленинграда  с внешним миром было Ладожское озеро. По этому пути пополнялись запасы продовольствия и топлива. Но это количество было настолько малым, что никак не соответствовало потребностям, проживавшим в Ленинграде трем миллионам человек. Хлеб выдавали по карточкам. 

(Ольга Берггольц Ленинградская поэма. mp 3).

О да — и н а ч е   н е   м о г л и

ни  те  бойцы,  ни  те  шоферы,

когда грузовики вели

по озеру в голодный город.

Холодный ровный свет луны,

снега сияют исступленно,

и со стеклянной вышины

врагу отчетливо видны

внизу идущие колонны.

И воет, воет небосвод,

и свищет воздух, и скрежещет,

под бомбами ломаясь, лед,

и озеро в воронки плещет.

Но вражеской бомбежки хуже,

еще мучительней и злей —

сорокаградусная стужа,

владычащая на земле.

Казалось — солнце не взойдет.

Навеки ночь в застывших звездах,

навеки лунный снег, и лед,

и голубой свистящий воздух.

Казалось, что конец земли...

Но сквозь остывшую планету

на Ленинград машины шли:

он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

там матери под темным небом

толпой у булочной стоят,

и дрогнут, и молчат, и ждут,

прислушиваются тревожно:

— К заре, сказали, привезут...

— Гражданочки,   держаться   можно...—

И было так: на всем ходу

машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

— Ну, так и есть — мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта — не угроза,

да рук не разогнуть никак:

их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь — опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб — две тонны? Он спасет

шестнадцать тысяч ленинградцев.—

И вот — в бензине руки он

смочил, поджег их от мотора,

и быстро двинулся ремонт

в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

к хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре —

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

...О, мы познали в декабре —

не зря «священным даром» назван

обычный хлеб, и тяжкий грех —

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.

5.    Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить!

6.   Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже "Ленинградской". Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета!

7.    Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.

В суровых условиях, между жизнью и смертью близких и дорогих людей, своих соседей, ленинградцев, женщина-поэтесса  с твердой волей  обращается к героическому родному городу, обращается к мужеству жителей Ленинграда. Почти ежедневно, работая на радио, в блокадном Ленинграде Ольга Берггольц читает свои стихи        

8. Блокада Ленинграда длилась вечные  872 дней. Только после того, как блокадное кольцо было прорвано, ленинградцы поняли, что они пережили и что этот ужас уже позади.

Окончательно блокада Ленинграда была снята 27 января 1944 года. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве.

( Ольга Берггольц. Снятие блокады)
9. Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. За годы блокады погибли, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн человек.  Только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов, а остальные 97% умерли от голода.

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.

Ольга Берггольц

Слова Ольги Берггольц: «Никто не забыт и ничто не забыто» высечены на гранитной стене Пискаревского мемориального кладбища, где похоронены 470 тысяч ленинградцев, отдавших свои жизни при защите блокадного Ленинграда.   

(Герман Орлов. Песня)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

блокадный Ленинград

Классный час, посвящённый героическим защитникам города Ленинграда....

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы...

Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ  БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…», целью которого является  формирование у обу...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…».МАТЕРИАЛЫ...