доклад
статья на тему

Салахова Елена Александровна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_doklad.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Профилактика асоциального поведения учащихся

Составитель

Классный руководитель

Салахова Е.А.

Слайд 1

Тема моего выступления «Профилактика и предупреждение асоциального поведения подростков в образовательном учреждении».

Слайд 2

И его я хочу начать со слов философа Серена Кьеркегора «Даже если человек страдает сам из-за себя, разве не лучше, чтобы ему помогли, если кто-то на это способен?» 

То, что дети - наше будущее, истина банальная. Только вот каким станет это будущее?

Слабое здоровье, множество нерешенных социальных проблем превращают самую незабываемую и яркую страницу в жизни любого человека - детство - в мрачную полосу безрадостного существования, в бесконечную борьбу за выживание.

Сегодня ребенка окружает жестокость, насилие, криминальные разборки, социальная нестабильность в обществе, сумасшедшая индустрия развлечений и повсеместная реклама сомнительных ценностей.

Отсюда возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению.

Слайд 3

Асоциальное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, необходимо, проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям детей и подростков, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.

Проявления асоциального поведения весьма разнообразны.

Слайд 4

Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, использование учащимися нецензурной лексики, трудное материальное положение, миграция населения препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.

Данные проявления заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения?

Ответ прост. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка. Поэтому, в любом образовательном учреждении должна быть усилена работа по профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни.

Слайд 5.

Согласно Федеральному Закону №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних»,  в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:

  • оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
  • выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
  • выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
  • обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
  • осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.

Слайд 6.

Я хочу остановиться на наиболее важных педагогических аспектах.

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.

Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды.

2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игровых салонах, на рынках, вокзалах. Он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству. Такого подростка легко вовлечь в преступную деятельность.

3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Педагогами должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Это организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.

Употребление школьниками спиртных напитков, токсических и наркотических средств - вещь, к сожалению, очень распространенная.

Необходимо планировать и проводить постоянно профилактическую работу совместно с правоохранительными органами и здравоохранения, родительской общественностью. Ничего не скрывая. Чем раньше будут выявлены такие учащиеся, тем лучше для них, их родителей и для окружающих.

Исследования ученых, анкетирование учащихся в школе  показали, что современные дети испытывают:

  • потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
  • потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
  • готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

5. Проведение индивидуальной воспитательной работы.

Индивидуальная воспитательно-педагогическая работа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного учащегося с асоциальным поведением.

Одной из ведущих форм индивидуально-воспитательной работы с учащимися является работа с их семьей и организация совместной деятельности учащихся, учителей и родителей в  правовом воспитании.

6.Правовое воспитание необходимое звено в профилактике асоциального поведения.

Проведение разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.

Слайд 7.Антон Семенович Макаренко говорил:

"Необходимо предъявлять к ребенку твердые, непререкаемые требования общества, вооружать нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо".

Слайд 8.

7.В работе с семьей важными направлениями являются:

  • установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
  • разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
  • формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье;
  • формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

В течение всей жизни семья воспитывает личность, а воспитательный процесс в школе происходит в короткий промежуток времени, и за этот период необходимо выработать у ребёнка устойчивое неприятие к асоциальным поступкам.

Заканчивая выступление, хотелось бы акцентировать внимание на следующем:

  • воспитание в семье не должно идти вразрез с социально-педагогической работой школы по формированию здоровых, гуманных отношений ребёнка в социуме, так как школа и семья должны работали совместно.

Только это послужит основой для  личного успеха и счастья  каждого  ребенка. Наша с Вами миссия создать для детей пространство любви и понимания.

Семья и школа - это незаменимый источник энергии, ресурсов для ребенка, в которой он живет. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу Прекрасные, замечательные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской и учительской любви.

Слайд 9

Выдающийся советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский писал: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».

Педагогический совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе, чаще говорите своему ребенку слова любви и благодарности".

Слайд 10                 Я свяжу тебе жизнь из пушистых мохеровых ниток,

Я свяжу тебе жизнь - не солгу ни единой петли.

    Я свяжу тебе жизнь, где узором по полю молитвы,

                                     Пожелания счастья в лучах настоящей любви.

    Я свяжу тебе жизнь из весёлой меланжевой пряжи,

                                    Я свяжу тебе жизнь и потом от души подарю.

  Где я нитки беру? Никогда, никому не признаюсь:

  Чтоб связать тебе жизнь, я тайком распускаю свою.

С данным 9 классом я, как классный руководитель, работаю первый год.

 В классе 3 мальчика.

В практике своей работы применяю такой метод, как подкрепление примеров положительного поведения и игнорирование отрицательных проступков. По происшествии  определённого времени провожу индивидуальные беседы с рекомендациями исправления данного поведения.

В индивидуальных беседах, на проводимых общешкольных родительских собраниях администрация школы, учителя, сотрудники правоохранительных органов, представители общественности проводят разъяснительную работу по вопросам воспитания детей, о профилактике правонарушений.  

 Самое главное: осуществляется психологическая поддержка и включение во внеклассные мероприятия общественной направленности. Проводятся  беседы о вреде употребления алкоголя, табакокурения и наркотиков, о  здоровом образе жизни и профилактика асоциального поведения.

С учащимися проводятся классные часы на  тему: «Подросток и закон», где ребята знакомятся с правами, обязанностями,  мерой  ответственности несовершеннолетних в случае нарушения ими законов уголовного и гражданского кодекса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...