План работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к процессу обучения
методическая разработка на тему

Банникова Светлана Петровна

план работы классного руководителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_moy_so_slabouspevayushchimi_detmi_._2017-18.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Фоминская основная общеобразовательная школа

Рассмотрена и рекомендована к                                                           Утверждаю                                                                                                    

утверждению педсоветом                                                                      Директор МБОУ Фоминская ООШ

от ___________протокол № ___                                                            _____________ Л.Н. Мережко                                                                                                              

 _______________ Л.Н. Мережко                                                         Приказ от _______2017 г. №____    

.                                  

План работы

с учащимися, имеющими

низкую мотивацию к процессу обучения

Классный руководитель: Банникова С.П.

2017-2018 учебный год

ПЛАНИРОВАНИЕ  РАБОТЫ

классного руководителя

с учащимися, имеющими низкую мотивацию к процессу обучения.

Цели:

Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

Задачи:

Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.

Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса  и повышение  мотивации у учащихся, имеющими низкую мотивацию к процессу обучения.

Изучение особенностей  учащихся, имеющих низкую мотивацию к процессу обучения., причин их отставания в учебе и слабой мотивации.

Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

Основные разделы планирования:

Планирование работы с  учащимися, имеющими низкую мотивацию к процессу обучения и учителей – предметников.

Планирование работы классного руководителя  с учащимися, имеющими низкую мотивацию к процессу обучения.

Основополагающие направления  и виды деятельности:

Организация работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к процессу обучения на уроке.

Методы и формы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к процессу обучения во внеурочное время.

Воспитательная работа  с учащимися, имеющими низкую мотивацию к процессу обучения, нацеленная на повышение успеваемости.

Организация работы с родителями  учащихся, имеющих низкую мотивацию к процессу обучения.

С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества обученности школьников усилить работу с учащимися, имеющими низкую мотивацию к процессу обучения, используя эффективные формы контроля.

Взять под систематический контроль посещаемость  учениками уроков.

Наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте: классный руководитель – учащийся  – родители – преподаватели.  

В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома,  проводить беседы, давать советы и рекомендации  по улучшению успеваемости.

Работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать положительную мотивацию в обучении.

С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества обученности школьников  усилить работу с учащимися, имеющими низкую мотивацию к процессу обучения, используя эффективные формы контроля.

Взять под систематический контроль посещаемость  учениками уроков.

Наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте: классный руководитель – учащийся  – родители – преподаватели.  

В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома,  проводить беседы, давать советы и рекомендации  по улучшению успеваемости.

Работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать положительную мотивацию в обучении.

Мероприятия

Срок

1. Взять на учет и составить список учащихся, имеющих низкую мотивацию к процессу обучения, по итогам предыдущего года обучения

Сентябрь

2. Установление причин отставания   учащихся, имеющих низкую мотивацию к процессу обучения.

Сентябрь

3. Провести собеседование с учителями-предметниками   класса по согласованию и уточнению плана работы с  учащимися, имеющими низкую мотивацию к процессу обучения.

Сентябрь

4. Собеседования с учителями по итогам четверти и результатам индивидуальной работы с ребенком

По итогам четверти

5. Индивидуальные беседы с учителями  о состоянии дел у  учащихся, имеющих низкую мотивацию к процессу обучения по результатам проведенных контрольных работ

Согласно графику контрольных работ

6. Индивидуальные беседы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к процессу обучения о состоянии их учебных дел  

Выборочно, по ситуации

7. Работа с родителями учащихся, имеющих низкую мотивацию к процессу обучения.

В течение всего  учебного года

Рекомендации, которые необходимо помнить при работе с  учащимися, имеющими низкую мотивацию к процессу обучения.

  1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, использовать наглядными пособиями и пр.
  2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
  3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
  4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по ой или иной причине.
  5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

 процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок допускаемых ими ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится инструктаж о порядке выполнения домашних задания, о возможных затруднениях, предлагаются ( при необходимости) карточки- консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

  • когда родители ошибаются…
  • слагаемые родительского авторитета…
  • откуда берутся трудные дети?

Список учащихся 8 класса,

включённых в группу риска в 2017– 2018 учебном году

Ф.И.О.

Общеобразовательный предмет

Причина включения в группу риска

1.

2.

Характеристики

 учащихся, имеющих низкую мотивацию к процессу обучения.

Учащиеся, имеющие низкую мотивацию к процессу обучения.по физиологическим причинам

Учащиеся, имеющие низкую мотивацию к процессу обучения по отдельным учебным дисциплинам (по социальным причинам)

Подростки с несформированной учебной деятельностью

– задания воспринимают невнимательно, часто их  не понимают, но вопросы учителю не задают, разъяснений не просят;
– работают пассивно, постоянно нуждаются в стимулах для перехода к очередным видам работы;
– не имеют постоянной цели, не планируют и не организовывают свою работу;
– работают очень вяло, либо постепенно снижают темп, уставая раньше других детей;
– индифферентно относятся к результатам собственной работы, к познавательному труду в целом.

 учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности, но с отрицательным отношением к учению:
– в связи с частичной или полной утратой позиции школьника по причине непонимания отдельного предмета или группы учебных дисциплин (точных, гуманитарных и т.п.) или 
– в результате отсутствия необходимых условий: неблагополучная семья, плохое здоровье, отсутствие адекватного педагогического сопровождения.

– учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности (по физиологическим причинам) при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника;
– слабоуспевающие учащиеся, для которых характерно как низкое, так и высокое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.

Кроме того, большинство учащихся, имеющих низкую мотивацию к процессу обучения, наблюдается невысокий уровень памяти, внимания, логического мышления, развития речи, высокий уровень школьной и межличностной тревожности.


Причины неуспеваемости школьников

Психологические:

- недостатки в познавательной деятельности:

  • несформированность приёмов учебной деятельности;
  • недостаток развития психических процессов;
  • неадекватное использование ребёнком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности;

- недостатки в развитие мотивационной сферы;

Биопсихические:

- общая слабость организма;

- нарушение зрения, слуха, артикуляции;

- леворукость;

Социальные:

- материальная необеспеченность семьи;

- алкоголизм родителей;

- недостаток любви и заботы;

- педагогическая безграмотность родителей;

Педагогические:

- низкий интерес к учебной деятельности;

- пропуск занятий;

- низкая эффективность деятельности;

- отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя.

Технологическая карта педагогической

 программы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к процессу обучения.

Вид работы

Когда?

Зачем?

Что?

Как?

Работа на уроке

При   выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики.

Для предотвращения отставания,  своевременного усвоения предмета.

1. Создание микроклимата в классе.
2.Алгоритмизация действий.
3. Удержание интереса.
4. Формирование мотивации к обучению.
5.Стимулирование оценкой, похвалой.

2. Работа в группах,  парах.
3.Индивидуальные консультации.
4. Опорные конспекты, памятки.
Дидактические игры.

Внеурочная деятельность

При возникновении затруднений:
– в изучении нового материала;
– выявлении пробелов в знаниях.

Для:

– предупреждения неуспеваемости;
– ликвидации выявленных пробелов в знаниях;
– формирования мотивации, интереса к учебе

Индивидуально-личностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

1.Индивидуальные и групповые консультации.
2. Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников).
3. Творческие задания.

Воспитательная работа

Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителей предметников.

Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе

Индивидуально-личностный подход, создание комфортной среды.

1. Проведение тематических классных часов, предметных недель.
2. Опора на хобби.

Работа с родителями

При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье.
Работа ведется регулярно.

Для оказания профессиональной  педагогической помощи родителям; выяснения причин неуспеваемости;
установления единых требований.

Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних  мотивов. 
Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.

Тематические родительские собрания.
Индивидуальная и коррекционная работа с родителями.
Совет профилактики.

Индивидуальные занятия и беседы

№ п/п

Дата проведения

занятия

Ф.И.

обучающихся

Тема

Роспись

Беседы с родителями

№ п/п

Дата

Ф.И.

обучающихся

Ф.И.О. родителей

Тема

Роспись

Беседы и консультации с учителями-предметниками

№ п/п

Дата

Ф.И.

обучающихся

Ф.И.О. учителя

Тема

Роспись

Работа с дневником

№ п/п

Дата

Ф.И.

обучающегося

Тема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная мотивация в процессе обучения математики

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося ...

Развитие учебной мотивации в процессе обучения математике и информатике

•С конца семидесятых годов прошлого века в педагогических исследованиях стала всё больше осознаваться необходимость постановки и решения задач предметной мотивации. Был сделан вывод о том, что у...

Мотивация в процессе обучения иностранному языку

Рассматриваются  различные методы мотивации учащихся в обучении английскому языку и  педагогические условия, обеспечивающие их эффективность и также способы повышения мотивации учебной деяте...

План работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию

План   работы     с учащимися, имеющими низкую мотивацию...

План работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию

План   работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию...

Доклад на ШМО "Роль мотивации в процессе обучения"

Проблема мотивации  возникает по каждому школьному предмету. Однако, на мой взгляд, особо остро стоит проблема мотивации при изучении иностранных языков. Расценивая мотивацию как важней...

план работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению

план работы с учащимися 9 класса Шишкеевской СОШ, имнеющими низкую мотивацию к обучению...