Воспитательная программа "Найди себя"
методическая разработка на тему

Юмагужина Ольга Николаевна
Смысловым стержнем программы воспитания «Найди себя» является формирование у обучающихся качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya.doc102.5 КБ
Файл predstavlenie_programmy.pptm156.93 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

 Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на наш взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. В своей работе я стремлюсь к этому. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.

Главною цель воспитательной программы мы представляем на слайде - Воспитание духовно развитой личности способной вести созидательный образ жизни, имеющей активную гражданскую позицию, обладающей экологической и экономической грамотностью, духовной культурой, умеющей определиться и адаптироваться в условиях современного информационного общества с позитивным отношением к жизни.

В соответствии с Национальной концепцией воспитания 2015-2025 приоритетом становится воспитание духовно-нравственного развития ребенка, таким образом смысловым стержнем программы воспитания «Найди себя» является формирование у обучающихся качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма, что согласуется с концепцией гражданско-патриотического воспитания Челябинской области.

В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
3. Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
4. Формирование культуры здоровья.

В процессе реализации программы мы:

 1.Создали, исходя из материальных и кадровых ресурсов нашей школы и конкретно возможности класса

- максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;

 - благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.

- развивать творческие способности школьников;

 2. Связали в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.

 3. Воспитывали в детях:

- любовь к Родине, своему городу, родному дому;

- способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость);

- эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;

- потребность в здоровом образе жизни;

-  чувства прекрасного на примерах музыки и живописи.

4. Осуществляли приобщение детей к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;

5. Формировали систему самоуправления в классе.

Путь к достижению цели нашей воспитательной системы был основан на осознании и принятии таких ценностей, как:

  • свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);
  • оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях, кто всем недоволен, тот всем неприятен);
  • требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей);
  • любознательность (стремление все знать и всему учиться; познавая мир, познай и самого себя);
  • самопризнание (это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться);
  • человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);
  • веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а, следовательно, приносит удовлетворение);
  • сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых)

В создании воспитательной системы «Найди себя» придерживались принципов воспитательного взаимодействия с классом, которые вы можете увидеть на слайде.

Личностно-ориентированный - признание каждого воспитанника полноправным участником воспитательного процесса, саморазвивающимся при ненавязчивом педагогическом воздействии, построенном на глубоком знании педагогом каждого воспитанника, жизни в школе и вне ее.

Деятельностный - предполагает, что личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человеческих взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы.

Принцип сотрудничества - взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, дети и взрослые взаимно обогащаются, приобретают опыт социальной активности, самодисциплины и терпимости, т. е. тех качеств, которых требует от них демократическое общество. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».

 Принцип открытости - участие в процессе воспитания всех социальных институтов.

 Дифференцированный - отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп и каждого ученика в отдельности.

        Человековедческий - не только во внеурочной работе, но и в традиционные предметы включать материал, помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь, т. е. помогать ученику в создании «Я - Концепции».

            В настоящее время мы можем подвести итоги по реализации воспитательной системы, посмотреть сформированность целевых установок, выработанность главных ориентиров в организации образовательного процесса, успешность создания воспитательного коллектива в классе с опорой на диагностико - аналитическую деятельность.

Основополагающие идеи-принципы воспитательной системы класса, которые были реализованы: перечисление        

  • принцип ориентации на социальные и ценностные отношения
  • принцип субъектности
  • принцип индивидуальности
  • принцип опоры на классное ученическое самоуправление.

      Создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях.

4.Реализация программы воспитания «Найди себя».
         Реализация программы была бы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями.
        Воспитательная программа являлась перспективной и была рассчитана на 5 лет (5-9 классы).  В процессе реализации программы в нее вносились коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включались новые параметры работы.

Реализация программы делится на 3 этапа:

1 этап -2012-2013уч. год -  организационно-подготовительный;

2 этап -2013-2016 уч. год - теоретический и практический, коррекционно-развивающий;

3 этап -2016-2017 уч. год - рефлексивный и аналитический. 

 

Классный руководитель в своей работе опирался на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую.

В центре реализуемой программы воспитания стояла разработка воспитательного процесса, направленного на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.

       Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она была создана. Поэтому главным для меня как классного руководителя было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.

Наша работа ориентирована   на следующие направления:

1. Новый взгляд на личность – каждая личность должна проявлять себя, именно на этом стоится самоуправление в классе.

2. Гуманизация и демократизация педагогических отношений и формирование гражданской позиции (стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора).

3. Новая трактовка индивидуального подхода (включает отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности.)

    Одним из приоритетных направлений нашей работы являлась организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей. Воспитание осуществлялось через организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной деятельности были самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей через родительский дневник).

Воспитательная работа в классе строилась по следующим направлениям:

 1. Гражданско-правовое: «Я – гражданин России»

2.Духовно – нравственное: «Я – Человек и личность»

3. Художественно – эстетическое: «Мир прекрасного».

4. Спортивно – оздоровительное: «Здоровому – всё здорово».

На слайде вы можете ознакомиться с Принципами и законами жизнедеятельности классного коллектива:

Познай себя – это интересно!

Сотвори себя – это необходимо!

Утверди себя – это возможно!

Прояви себя – это реально!

                                                     

Законы классного коллектива:

Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.

Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.

Закон любви: Люби своих друзей, Родину и все то, что тебя окружает.

Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям

добро.

Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!

Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны

трудности и препятствия.

Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!

  Наша программа предполагала, что каждый ребенок найдет свое место и роль в структуре классного самоуправления. В ней учитывалась периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

Принципы деятельности органов самоуправления вы также можете увидеть на слайде:

- добровольность;

- демократизм;

- гуманизм;

- социальная направленность;

- творчество;

- вариативность;

- самостоятельность.

Структура самоуправления класса. на слайде информативно схема самоуправления

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.

Классное собрание имеет несколько функций:

• избирает старосту класса, руководителей секторов классного ученического самоуправления;

• решает вопросы жизни классного коллектива;

• утверждает общественные поручения;

• слушает отчеты об их исполнении;

• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;

• вырабатывает предложения в адрес Совета школы.

В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый командиром класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.

Староста класса выбирается путем открытого голосования.  Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть и контролирует выполнение поручений.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях. 

 

Таким образом, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения, которые представлены на слайде.

1. Учебный сектор - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.

2. Экологический сектор -  отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке, контролирует озеленение класса, разрабатывает социально значимые проекты.

3. Культмассовый сектор - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе, отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы.

4.Спортивный сектор - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.

5.Сектор «Труда и заботы». Сектор   обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.

 «Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет.

В нашей работе мы использовали разные  формы воспитательной работы по всем направлениям для реализации  задач: изучение психологических особенностей учащихся, проведение дискуссий, диспутов, интеллектуальные   игры; спортивные командные игры и соревнования; викторины; развлекательные мероприятия, экскурсии  и походы, беседы, встречи с интересными людьми, КВНы, литературные вечера, театрализованные представления, классное самоуправление, конкурсы рисунков, стихов, сочинений, диагностические исследования и т.д.

Необходимо подчеркнуть особую роль классного часа.

В Сотрудничестве семьи и школы Главная Цель – это Гармоничное воспитание наших детей –общее дело родителей и учителей».

Формы работы с родителями также разнообразны:

  • родительские собрания;
  • родительский лекторий;
  • индивидуальные беседы;
  • совместные мероприятия с детьми.

Правила, которые мы соблюдали в работе с родителями:

  • О самом отчаянном нарушителе дисциплины всегда можно сказать что-нибудь позитивное.
  • Не предъявлять родителям претензии по поводу их ребенка, а вместе с ними искать подходы, пути воздействия на ребенка, проявляя свою заинтересованность.
  • Родители пойдут навстречу классному руководителю только тогда, когда увидят заинтересованность в успехах их детей, понимание и уважение к ребенку и к их родительским чувствам.
  • Опираться на реалистический оптимизм, не ставя диагноз о безнадежности ситуации. Есть ситуации, в которых пока не найден выход.

                                

Для исследования эффективности программы воспитания «Найди себя» были выработаны следующие критерии:

  • Уровень сформированности классного коллектива.
  • Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
  • Сформированность ценностных отношений учащихся;
  • Умение общаться, сознавать свои поступки.
  • Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
  • Уровень воспитанности;
  • Формирование мотивации к обучению;

Для изучения эффективности программы воспитания используются:
• различные методики диагностики;
• беседы с учащимися;
• наблюдения;
• интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою
позицию.

Перед вами графические результаты реализации программы по следующим критериям: личностный рост – вы можете наблюдать падение показателей в 7-8 классе в связи с физическими и психологическими особенностями подросткового возраста, в программу были введены коррективы и в 9 классе показатели повысились.

- Социализированность учащихся –

- Удовлетворённость учащихся жизнедеятельностью в классном коллективе -

В результате реализации программы «Найди себя» я испытала много положительных эмоций и впечатлений, получила хороший опыт в воспитательной работе с детьми, который обязательно использую в будущем.

1.      Положительная динамика творческого и личностного роста ученика в классном    

          коллективе.

2.      Повышение качества образования ученика, развитие обширного кругозора,

         обогащение эмоционального мира ребенка.

3.      Развитие нравственной и физически здоровой, сильной личности.

4.      Активное участие ребенка во внеклассных и внешкольных мероприятиях.

 5.     Творческий подход к любой деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Юмагужина Ольга Николаевна учитель английского языка I категории, МКОУ «СОШ № 6 г. Карабаша» blue-flower@mail . ru Программа воспитания «Найди себя»

Слайд 2

Цель программы: Воспитание саморазвитой личности способной вести созидательный образ жизни, имеющей активную гражданскую позицию, обладающей экологической и экономической грамотностью, духовной культурой, умеющей определиться и адаптироваться в условиях современного информационного общества с позитивным отношением к жизни .

Слайд 3

Задачи: Способствовать развитию индивидуальности личности на основе общепринятой системы ценностей Формировать и развивать гражданственность и патриотичность Способствовать саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию. Способствовать формированию культуры здоровья

Слайд 4

Принципы: открытости; деятельности; успешности. свободы участия; сотрудничества;

Слайд 5

п ервый этап – проектный в торой этап – деятельностный т ретий этап – обобщающий Сроки реализации ПРОГРАММЫ: сентябрь 2013-август 2017

Слайд 6

Направления воспитательной работы Новый взгляд на личность Гуманизация и демократизация педагогических отношений и формирование гражданской позиции Новая трактовка индивидуального подхода

Слайд 7

Содержание воспитания: Основные блоки воспитательной работы: 1. «Я гражданин России» 2. «Я- человек и личность» 3. «Мир прекрасного» 4. «Здоровому все здорово»

Слайд 8

Принципы жизнедеятельности классного коллектива Познай себя – это интересно ! Сотвори себя – это необходимо ! Утверди себя – это возможно ! Прояви себя – это реально !

Слайд 9

Законы классного коллектива Закон уважения Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя. Закон дружбы В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг. Закон храбрости Будь храбрым и не бойся препятствий. Закон любви Люби своих друзей, Родину и все то, что тебя окружает. Закон доброты Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро. Закон трудолюбия Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад! Закон дисциплины Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия. Закон милосердия Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!

Слайд 10

Принципы деятельности органов самоуправления добровольность; демократизм; гуманизм; социальная направленность; творчество; вариативность; самостоятельность.

Слайд 11

Структура самоуправления класса Классное собрание Родительский комитет Совет класса Классный руководитель Сектора ученического самоуправления староста

Слайд 12

Функции классного собрания избирает старосту класса, руководителей секторов классного ученического самоуправления ; решает вопросы жизни классного коллектива; утверждает общественные поручения; слушает отчеты об их исполнении; решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса; вырабатывает предложения в адрес Совета школы.

Слайд 13

Сектора и их функции Учебный сектор отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин. Экологичес -кий сектор отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, разрабатывает мероприятия по уборке, контролирует озеленение класса, разрабатывает социально значимые проекты. Культмассо -вый сектор организует культурно-массовые мероприятия в классе, отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы. Спортивный сектор формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе. Сектор «Труда и заботы» обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.

Слайд 14

Правила, которые мы соблюдаем в работе с родителями: О самом отчаянном нарушителе дисциплины всегда можно сказать что-нибудь позитивное . Не предъявлять родителям претензии по поводу их ребенка, а вместе с ними искать подходы, пути воздействия на ребенка, проявляя свою заинтересованность. Родители пойдут навстречу классному руководителю только тогда, когда увидят заинтересованность в успехах их детей, понимание и уважение к ребенку и к их родительским чувствам. Опираться на реалистический оптимизм, не ставя диагноз о безнадежности ситуации. Есть ситуации, в которых пока не найден выход.

Слайд 15

Критерии эффективности программы: Сформированность ценностного отношения к себе и к другой личности; Стремление к коллективной совместной деятельности; Стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности; Участие в творческих конкурсах и социально-значимых проектах; Разнообразие социальных проектов; Удовлетворённость учащихся жизнедеятельностью в классе и школе.

Слайд 16

№ Критерии эффективности программы Показатели Способы исследования Кто проводит диагностику 1 Личностный рост Степень сформированности ценностных отношений личности учащегося к действительности «Методика диагностики личностного роста школьников» П. Степанов Классный руководитель 2 Социометрия Состояние межличностных отношений, выявление лидеров в классном коллективе Психологическое исследование Классный руководитель 3 Участие в общешкольных и классных мероприятий Степень участия обучающихся класса в классных и общешкольных мероприятиях Наблюдение Классный руководитель 4 Социализированность личности Уровень социальной адаптированности, активности и нравственной воспитанности Методика изучения социализированности личности учащегося М.И.Рожкова Классный руководитель 5 Социальные партнёры Количество привлечённых социальных партнеров в воспитательную деятельность классного коллектива Планы, договоры Классный руководитель 6 Удовлетворённость учащихся жизнедеятельностью в классном коллективе Степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью Методика А.А.Андреева Классный руководитель

Слайд 17

Личностный рост

Слайд 18

Социализированность учащихся

Слайд 19

Удовлетворённость учащихся жизнедеятельностью в классном коллективе

Слайд 20

Результаты реализации программы: Положительная динамика творческого и личностного роста ученика в классном коллективе. 2 . Повышение качества образования ученика, развитие обширного кругозора, обогащение эмоционального мира ребенка. 3. Развитие нравственной и физически здоровой, сильной личности. 4. Активное участие ребенка во внеклассных и внешкольных мероприятиях. 5. Творческий подход к любой деятельности.

Слайд 21

Юмагужина Ольга Николаевна учитель английского языка I категории, МКОУ «СОШ № 6 г. Карабаша» blue-flower@mail . ru Программа воспитания «Найди себя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная концепция "Дорога к самому себе"

Непросто вырастить и воспитать ребенка, но еще сложнее помочь ему стать самим собой. Основной целью концепции является воспитание индивидуальности, т.е.помощь ребенку в поиске нравственных ф...

Воспитательная программа "Познай себя"

Программа «Познай себя» разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знаний.  Направлена на развитие основ личност...

Творческий воспитательный проект "Люби жизнь, людей, самого себя".

Творческий проект "Люби жизнь, людей, самого себя!" ...

Воспитательная система "Сотвори себя"

Воспитательная система рассчитана на 3 года (9 - 11 кл.) При скачивании весь материал оформлен в таблицах, схемах. Яркие иллюстрации....

воспитательный час "счастлив тот, кто счастлив у себя дома"

Воспитательный час "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" разработан с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знан...

Воспитательная система "Дорога к себе"

Воспитательная система 7 класса "Дорога к себе" содержит цели и задачи воспитательной деятельности, формы работы с учащимися и родителями, организацию самоуправления в классе, диагностический инструме...

Проект воспитательного мероприятия "Моя дорога к Себе и к Другим"

Проект воспитательного мероприятия.Тема: «Моя дорога к Себе и к Другим».                 (I полугодие)Форма проведения: ...