Профориентация (программа элективного курса для обучающихся 9 класса)
рабочая программа (9 класс) на тему

Парамонов Дмитрий Вячеславович

Профессиональное самоопределение обучающихся является одним из наиболее важных направлений психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении. Работа по профессиональному самоопределению осуществляется в форме поэтапного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций на основе личных возможностей и потребностей. В этой связи все более актуальными становятся вопросы оказания помощи обучающимся в выборе профессии, в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также  обучение способам использования этих ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_elektiv.docx42.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена и одобрена

на заседании методического

объединения

руководителем МО

_______/Соловьёва О.В./

«__»___________2017 г.

Согласована

с заместителем директора

по УВР

_________/Сорокина Н.В./

«____»____________2017 г.

Утверждена

руководителем

образовательного

учреждения
_________/Михалкина Е.В./

«___» __________2017 г.

Рабочая программа

элективного курса

«Профориентация»

в 9 классе

Составитель: Парамонов Дмитрий Вячеславович

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.

На изучение курса отводится 1 час в неделю (2 полугодие), итого 17 часов.

Профессиональное самоопределение обучающихся является одним из наиболее важных направлений психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении. Работа по профессиональному самоопределению осуществляется в форме поэтапного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций на основе личных возможностей и потребностей. В этой связи все более актуальными становятся вопросы оказания помощи обучающимся в выборе профессии, в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также  обучение способам использования этих ресурсов.

Обсуждение проблемных вопросов невозможно без приобретения обучающимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения обучающихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций. Предусматриваются также следующие методы работы:

- учебная дискуссия;

- деловые игры;

- использование проблемных методов обучения;

- встречи со специалистами организаций, а также среднеспециальных учебных заведений.

Планируемые результаты

Предполагаемым результатом реализации программ  должно стать овладение обучающимися навыками самопознания, состоятельного самостоятельного решения.

 Элективный курс разработан на основе анализа типичных трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, классные руководители на этапе выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределении в 9 классах. В ходе работы обучающиеся должны научиться критически анализировать сложившиеся ситуации и искать оптимальные пути решения проблем и трудностей разнопланового характера.

Активизирующий подход предполагает постепенное формирование у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), что далеко не всегда удается, но что может выступать как некоторая идеальная цель профконсультационной работы.

Содержание тем элективного курса

1. Вводное занятие 1ч.

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера». Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.

2. Многообразие мира профессий – 1ч.

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности

3. Представление о себе и проблема выбора профессии – 1ч.

«Образ „Я"» как система представлений о себе. Структура «образа „Я"» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Диагностические процедуры. Методика «Кто я?». Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального „я"»).

4. Путешествие по морям профессий – 1ч.

Цель; актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессионального труда. Задачи: обобщение знаний обучающихся о сферах профессиональной деятельности человека; формирование осознанных представлений о мире труда; воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

5.  Классификация профессий –1ч.

Классификация профессий. Способы классификации профессий. Профессии типа «человек - человек», «человек -  техника», «человек - природа», «человек -  знаковая система», «человек – художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

6. Темперамент в профессиональном становлении личности – 1ч.

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. Опросник Айзенка. Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».

7. Волевые качества личности – 1ч.

Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений. Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».

8. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда – 1ч.

Способность к запоминанию. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти). «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти). Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино». Способность быть внимательным. Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».

9. Самооценка, ее роль в жизни – 1 ч.

Сформировать у обучающихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор).

10. Человек в новых социально-экономических условиях – 1ч.

Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация. Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия. Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство. Экологические проблемы и их решение. Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.

11. Современный рынок труда и его требования к профессионалу – 1ч.

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность. Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование. Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы. Занятость населения. Безработица. Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.

12. Имидж и этикет современного делового человека – 1ч.

Имидж сотрудников. Познакомиться с понятием об имидже и дизайне офиса, а также с моделью формирования имиджа организации.

13. Оценка способности школьников к выбору профессии – 1ч.

Общие основы оценки способности личности к выбору профессии. Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах). Показатель соответствия выбранной профессии склонностям обучающегося.

14. Резюме, правила составления – 1ч.

Правила составления резюме и сопроводительного письма к нему. Правила отправления резюме.

15. Собеседование. Как к нему готовиться? – 1ч.

Сбор информации о компании, в которой будете проходить собеседование. Вопросы, которые вам могут зажать на собеседовании. О чём можете спросить вы?

16. Моя профессиональная карьера – 1ч.

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.

17. Итоговое занятие – 1ч.

Подведение итогов по курсу «Профориентация».

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

1

2

Многообразие мира профессий

1

3

Представление о себе и проблема выбора профессии

1

4

Путешествие по морям профессий

1

5

Классификация профессий

1

6

Темперамент в профессиональном становлении личности

1

7

Волевые качества личности

1

8

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

1

9

Самооценка, ее роль в жизни

1

10

Человек в новых социально-экономических условиях

1

11

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

1

12

Имидж и этикет современного делового человека

1

13

Оценка способности школьников к выбору профессии

1

14

Резюме, правила составления

1

15

Собеседование. Как к нему готовиться?

1

16

Моя профессиональная карьера

1

17

Итоговое занятие

1

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

Дата

Содержание

Причина

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов "Информационная культура"

Цель элективного курса формирование знаний, умений и навыков информационной учебной деятельности...

программа элективного курса для обучающихся 9 класса

Календарно-тематическое планирование элективного курса для обучающихся 9 класса " Трудные вопросы орфографии и пунктуации...

Программа элективного курса для обучающихся 10 класса:" Жизнь по заказу".

Программа элективного курса по биологии: " Жизнь по заказу: размножение и развитие в органическом мире" для обучающихся 10-ых классов рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).Программа  содержит п...

Авторская программа элективного курса для обучающихся 10-11 классов "Способы решения тригонометрических уравнений"

Курс содержит теоретическое обоснование к каждому разделу тригонометрии, являющееся небольшим справочником по практическому материалу, позволяющий систематизировать бзовый уровень, теоретические знани...

Программа элективного курса для обучающихся 9 класса "Избранные вопросы математики"

Программа элективного курса разработана для повторения и подготовки обучающихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме (ГИА)....

Программа элективного курса для обучающихся 9 класса

Авторская программа элективного курса по технологии для обучающихся 9 класса (девушки) "Свой дом украшу я сама"...