Культуротворческий проект "Школа русской культуры"
проект (6 класс) на тему

Сапегина Елена Георгиевна

Актуальность темы

Культурное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из главных задач современной школы, ведь детство – самая важная пора для знакомства с традициями и культурой родного края, привития гордости  и любви к своей Родине, выдающимся деятелям науки и культуры.

     Темой нашего проекта стало изучение процесса образования сельскохозяйственной школы, построенной М.К. Тенишевой – выдающейся  деятельницей русской  культуры, коллекционером, меценатом, художником, педагогом, исследователем  древних эмалей и инкрустаций. И это еще не все определения творчества этой замечательной женщины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shkola_russkoy_kultury.docx364.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа № 9" города Смоленска

       

        «Школа народной культуры»  

                 (на примере сельскохозяйственной школы М.К. Тенишевой) 

 

 Культуротворческий проект

C:\Users\Елена\Desktop\тенешева фото\школа\0_f4da9_77b8e9bd_XXL.jpg

МБОУ "СШ № 9" города Смоленск

6 класс Б

Классный руководитель:

Сапегина Елена Георгиевна

2016-2017 учебный год

Оглавление

1. Паспорт проекта……………………………………...………………......….3

2. Описание работы…………………………………………………………....4-10

2.1. Введение……………………………………………….………..…….…….4-7

2.2 Описание работы над проектом и его результаты………..………........8-10

3. Заключение…………………………………………………………………..11-12

4. Литература………………………………………………………………...….13

5. Приложение…………………………………………………………….…..…14


Паспорт проекта   «Школа народной культуры» (на примере сельскохозяйственной школы М.К. Тенишевой».

Направление проектирования: культуротворческое

Тип проекта: практико-информационный

Информация о заявителе: муниципальное бюджетное образовательное

учреждение  "Средняя школа № 9" города Смоленска, пр-т Гагарина д. 52

Автор проекта: учащиеся 5 Б класса

 Руководитель проекта: Сапегина Елена Георгиевна

Участники проекта: учащиеся 5  класса Б

Сроки реализации проекта: 2015-2016

Основные направления реализации:

1. Изучение источников

2. Диагностика знаний

3. Анализ и проектирование

Форма защиты: видеофильм

Продукт проектной деятельности: коллекция

Введение

Актуальность темы

Культурное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из главных задач современной школы, ведь детство – самая важная пора для знакомства с традициями и культурой родного края, привития гордости  и любви к своей Родине, выдающимся деятелям науки и культуры.

     Темой нашего проекта стало изучение процесса образования сельскохозяйственной школы, построенной М.К. Тенишевой – выдающейся  деятельницей русской  культуры, коллекционером, меценатом, художником, педагогом, исследователем  древних эмалей и инкрустаций. И это еще не все определения творчества этой замечательной женщины.

      Выпускники сельскохозяйственной школы М. К. Тенишевой  обладали реальными практическими навыками, позволяющими им устраиваться в жизни, а не только абстрактными знаниями по тригонометрии, которые многим из нас не сильно помогли в жизни.  При этой школе Тенишева открыла художественные мастерские, где мальчики обучались столярному делу, резьбе, живописи, гончарному и керамическому искусству, а девочки — вышиванию.    Тенишевские школы решали задачу сохранения и продолжения национальных традиций, народного искусства при воспитании в учениках «национального духовного характера»

      Мы провели опрос среди учащихся нашей школы, и  выяснилось, что только единицам знакомо имя Марии Клавдиевны, и ее усадьбы в Талашкино. И это вызывает недоумение: неужели мы настолько беспамятны, что сбрасываем с корабля современности  столь значительные явления нашей культуры коим была Тенишева?

     Таким образом, противоречия между потребностями в воспитании на основе традиций и недостаточной разработанностью соответствующих моделей школ определили актуальность проблемы исследования.

 Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной ситуации происходит замещение русской народной культуры западной, поэтому особенно значимыми становятся вопросы воспитания подрастающего поколения на основе народного искусства, обращение к ценностям которого позволяет решать задачи роста национального самосознания, влияет на сохранение этнокультурных традиций, на появление идеалов, способствующих сплочению подрастающего поколения и общества в целом.

В настоящее время к проблеме сохранения и развития народного искусства привлечено внимание большого числа деятелей науки и культуры. Однако, широкое внедрение в практику школы образовательных программ, основанных на народном искусстве, сдерживается рядом обстоятельств: недостаточной подготовкой кадров, слабой методической обеспеченностью, нехваткой материалов для работы и т.д.

Много трудностей при изучении художественного наследия прошлого предстоит преодолеть современной школе. Это объясняется тем, что были нарушены структуры, позволяющие естественным путем передавать традиции искусства предков. Кроме того, в процессе обучения недостаточно принимался во внимание региональный аспект.

     Сейчас мы не можем и не должны пройти мимо этого, ведь вступив в ХХI век, особенно остро стоят вопросы по сохранению и пополнению историко-культурного наследия, повышения социокультурного уровня развития подрастающего поколения. Это те из основ, которые задают вектор развития школьника как гражданина и патриота своей страны.

Проблема

       Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Сейчас Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице — дети окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой.

     Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка – это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу. Новый федеральный государственный стандарт одной из главных целей образования определяет «формирование российской идентичности». Следовательно, в школах наша задача – сохранять и передавать историю развития различных (региональных) народных промыслов. Дети должны знать истоки своей культуры.

     Итак, тема нашего проекта «Школа народной культуры» (на примере сельскохозяйственной школы М. К. Тенишевой).

      Проблема сохранения и развития народного искусства в школе может быть успешно решена при помощи обращения к примерам таких школ как сельскохозяйственная школа М. К. Тенишевой. Поэтому и возникла идея активного изучения и знакомства с  этим учебным заведением в Талашкино.

    Таким образом,  объектом нашего исследования стал  процесс воспитания школьников в сельскохозяйственной школе М. К. Тенишевой. В рамках этого проекта мы подготовили выступление (доклады), сочинение, рисунки, фотографии, классный час «Тенишевские мастерские», коллекция «Рисунок по дереву». В ходе работы над проектом была выдвинута гипотеза, что обращение к педагогическим идеям М. К. Тенишевой в условиях современной системы образования поможет привить подрастающему поколению любовь к русской культуре.

 Цель проекта  - изучение возможности использования  опыта педагогической деятельности М. К. Тенишевой  в современных условиях для культурного воспитания подрастающего поколения

Задачи проекта:

  1. знакомство с декоративно-прикладным искусством, изучение русско- народной культуры нашей страны;
  2. расширение кругозора учащихся, развитие эмоциональности и самовыражения, развитие инициативы и чувства коллективного творчества;
  3. формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
  4. воспитать потребность в работе сообща для достижения общих целей
  5. формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
  6. воспитание любви к родному краю,  Родине, её культуре, истории, традициям;

Ожидаемые результаты

  1.  в познавательной сфере - повышение интереса изучения русско-народной культуры, декоративно-прикладного искусства  школьников, благодаря практической работе учащихся   с деревом, глиной, тканью, красками.
  2.  в историко-краеведческой - осознание важности изучения народно-художественных промыслов своего края, своей страны, формирование
  3. в социальной - формирование активной жизненной позиции, повышение социокультурного уровня развития школьников,развитие творческого самосознания и стимулирование творческого самовыражения
  4. в духовно-нравственной сфере -  рост национального самосознания, сохранение этнокультурных традиций, появление идеалов, способствующих сплочению подрастающего поколения и общества в целом.

     

   Подготовительная работа:

  1. Определение темы и цели  проекта
  2. Объединение учащихся в малые учебные группы
  3. Распределение заданий
  4. Определение путей реализации заданий
  5. Выполнение заданий
  6. Подготовка видеофильма проекта

План  (содержание) работы

     Проект «Школа русской культуры» (на примере сельскохозяйственной школы М. К. Тенишевой) состоит из 5 взаимосвязанных частей:

  1. Организационный классный час (сообщение темы проекта, знакомство, выявление примерного объема работы, составление плана работы,  распределение обязанностей и формирование групп).
  2. Социологический опрос учащихся школы «Русская народная культура»
  3. Просмотр кинофильма  «Путешествие в Талашкино».
  4. Работа над проектами в группах.
  5. Выставка творческих работ.
  6. Классный час «Тенишевские мастерские».
  7. Создание видеофильма.
  8. Практическая реализация проекта.

Описание работы над проектом

«…Я всегда думала, что учитель должен быть не только преподавателем в узком смысле слова, т.е. от такого-то до такого-то часа давать уроки в классе, но он должен быть и руководителем, воспитателем, пробудить сознательное отношение и любовь к природе, а кроме того он должен быть и их первым учителем нравственных правил, чистоплотности, порядочности, уважения к чужой собственности… Где же как не в школе должны получить дети первые примеры для жизни? Все это лежит на учителе».

 М. К. Тенишева. Из книги «Впечатления моей жизни»

         Работа над проектом началась с информационно-организационного классного часа, на котором была определена тема и задачи проекта. Далее  был проведен социологический опрос среди учащихся 5 Б класса на тему «Русская народная культура». Социологический опрос содержал вопросы важности сохранения народной культуры, знания русско-народный  культуры,  ее значения для современного общества. Было опрошено 22 ученика 5 Б класса. Погрешность не превышает 0,5 %.

         Одним из первых вопросов был «Считаете ли вы важной проблемой сохранение народной культуры?». В диаграмме показаны результаты опроса.

         

Считаете ли вы важной проблемой сохранение народной культуры? 

 

      Результаты опросы показали, что подавляющее большинство учащихся считает важным и актуальным сохранения народной культуры в нашей стране.

    При этом,  важно подчеркнуть, более половины учеников отметили, что на уроках они не получают достаточного знания о русско-народной культуре. Также отвечающие отметили, что занятия декоративно-прикладным искусством  было бы особо интересны им на уроках рисования, и технологии.

 (см. Приложение 4) 

Методы проекта:

Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта,  формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают  с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;  учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Ход работы над проектом:

        Для более продуктивной работы над культуротворческим проектом класс разделился  на 4 творческие группы:

№ группы

Состав группы

Руководитель группы

Направление работы

 1.«Историки»

  1. Нарбут Мария
  2. Рамазанов Тимур
  3. Полякова Маша
  4. Горбанев Женя
  5. Ивашнев Иван

Чавушоглу Айше

Подготовка исследовательского материала

«М. К. Тенишева. Жизнь и деятельность»,

«Путешествие в Талашкино», «Сельскохозяйственная  школа М.К. Тенишевой».

2.«Художники-фотографы»

  1. Негматов Паша
  2. Николаев Миша
  3. Павлов Алеша
  4. Пачков Влад
  5. Гаврилова Маша
  6. Снитко Яша

Климова Лера

Подготовка декоративно-творческих работ, художественных работ на темы «М.К. Тенишева», «Урок в талашкинской школе», фотографии «Путешетвие в Талашкино».

3.«Писатели»

  1. Самбулов Давид
  2. Левковская Настя
  3. Ильяшенко Ваня
  4. Лукин Дима

Шагаева Лена

Подготовка сочинений на тему «Мой урок в школе М.К. Тенишевой».

4.«Сам себе режиссер»

     1. Ковалев Сеня

     2.Василенко Милена

     3. Лобанов Никита

Бобров Ярослав

Подготовка видеоролика для защиты проекта.

         Каждая группа учащихся  работала по определенному направлению, отмеченному в таблице, занималась сбором материала (доклады, сочинения, рисунки, фотографии) в ходе работы над проектом. (см. Приложение 1-3).

        Было выяснено, что выпускники сельскохозяйственной школы М. К. Тенишевой  обладали реальными практическими навыками, позволяющими им устраиваться в жизни, а не только абстрактными знаниями по тригонометрии, которые многим из нас не сильно помогли в жизни.  При этой школе Тенишева открыла художественные мастерские, где мальчики обучались столярному делу, резьбе, живописи, гончарному и керамическому искусству, а девочки — вышиванию.  Тенишевская  школа решала задачу сохранения и продолжения национальных традиций, народном искусстве при воспитании в учениках «национального духовного характера».  

        После сбора информации о школе М.К. Тенишевой, просмотра видеофильма «Путешествие в Талашкино», с учащимися был проведен классный час «Тенишевские  мастерские», на котором ребята почувствовали себя в роли учеников сельскохозяйственной школы, занимались росписью по дереву, живописью, вышиванием. Затем была проведена выставка выполненных работ.

        Результатом проекта станет показ видеофильма «Работа над проектом «Школа русской культуры»»  и коллекции «Рисунок по дереву», которые  будет представлены на защите проекта.

Для реализации проекта «Школа русской культуры» мы предлагаем проводить на постоянной основе следующие мероприятия на уровне нашей школы:

  1. Проведение «художественных мастерских» на уроках рисования и технологии;
  2. Организация экскурсий для учащихся в музеи русско-народного искусства;
  3. Проведение конкурсов на тематику декоративно-прикладного искусства;
  4. Организовать кружки по декоративно-прикладному искусству в школе, с последующей выставкой лучших работ;
  5. Отмечать русские народные праздники в соответствии с традициями и особенностями празднования в регионе и в стране целом.

Заключение

Начав работу над проектом «Школу народной культуры», мы выдвинули гипотезу, что  обращение к педагогические идеям М. К. Тенишевой в условиях современной системы образования поможет привить подрастающему поколению любовь к русской культуре, познакомить с декоративно-прикладным творчеством родного края, воспитать патриотические чувства.

       Целью нашей работы стало использование  опыта педагогической деятельности М.К.Тенишевой  в современных условиях для формирования культурного воспитания подрастающего поколения.

В процессе работы мы изучили необходимое количество литературы о сельскохозяйственной школе М.К. Тенишевой, провели социологический опрос среди учащихся на тему «Русская народная культура».

Объектом нашего исследования стал  процесс воспитания школьников в сельскохозяйственной школе М.К. Тенишевой.  

 В Талашкино детей обучали не только грамоте, но и народным промыслам. Тенишева и приглашенные ею художники организовали здесь учебные и художественно-промышленные мастерские: вышивальную, резную, гончарную, эмальерную. Проводились уроки эстетического курса и практические занятия ремеслами: столярным делом, росписью по дереву, чеканкой, керамикой, окраской тканей и вышиванием. Для ребят устраивались веселые праздники, дети играли в оркестре народных инструментов, выступали в спектаклях тенишевского театра.

В результате изучения нашей работы мы пришли  к двум важных выводам:

1. В целом, идеи, воплощенные М. К. Тенишевой в художественных мастерских, соответствуют взглядам на сохранение и развитие народного искусства сегодня.

2. Опыт М. К. Тенишевой по созданию при школе художественных мастерских "русского искусства" представляет интерес в настоящее время, так как княгиня использовала ряд идей, которые позволили соединить досуг школьника с учебным процессом, а, главное, поднять творчество детей на значительную высоту.

        Так, осваивая декоративно-прикладное искусство, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло, мы создаем условия для успешного самоопределения и социализации ребенка.

     Помимо психологического аспекта, такие занятия обучают многим чисто прикладным навыкам. Дети учатся работать с деревом, глиной, тканью, красками. Народное искусство помогает овладеть разными техниками росписи, лепки, плетения, резьбы по дереву и мн. др. Кроме того, дети узнают о свойствах различных материалов и правилах работы с ними, о методах заготовки, хранения и обработки природного материала (который является основой для народных ремесел). Кроме того, юные художники знакомятся с изобразительными традициями различных регионов.

       У обучающихся улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате – занятия народными ремеслами способствуют общему повышению успеваемости в школе и помогают достичь успеха во взрослой жизни.  

 Таким образом, мы позволили сделать вывод о том, что теоретически возможно осуществление модели тенишевской школы с художественными мастерскими в настоящее время. Проблема сохранения и развития народного искусства в школе может быть успешно решена при помощи обращения к примерах, каким и явилась сельскохозяйсвенная школа М. К. Тенишевой

Список используемой литературы:

  1. Тенишева М. К. «Впечатления моей жизни», Ленинградское отделение, 1987.
  2. Журавлева Л. С. «Талашкино», Москва «Советская Россия», 1979.
  3. Соловьев В. М. «Золотая книга русской культуры», Москва «Белый город», 2007.
  4. Билибин И. В. «Памяти кн. М.Кл. Тенишевой» // Возрождение. 1928. № 1052 от 19 апреля.
  5. Озер Д. «Мир эмалей Марии Тенишевой»  // Москва, 2004.
  6. Журавлева Л. А. «Далось мне это не без борьбы» // Альманах «Прометей»., М. «Молодая гвардия», 1987, т. 14, с. 65-79.
  7. Рерих Н. К. «Заклятое зверье (Эмали кн. М. К. Тенишевой)»,2 мая. 1909.
  8. Рерих Н. К. «Памяти М. К. Тенишевой» // Тенишева М. К. Эмаль и инкрустация. Прага. 1930.

Электронные ресурсы:

  1. http://galik-123.livejournal.com/115241.html
  2. http://www.smolensk-museum.ru/catalog/teremok/
  3. http://www.dissercat.com/content/realizatsiya-pedagogicheskikh-idei-m-k-tenishevoi-v-usloviyakh-razvitiya-variativnogo-obrazo
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Талашкино
  5. https://autotravel.ru/phalbum.php/town/1209
  6. www.admin-smolensk.ru/our_region/kultura_i_turizm/talashkino


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация культуротворческой модели развития обучающегося (на основе работы с англоязычными текстами)

Позиция автора публикации сводится к тому, что на современном этапе развития общества при обучении иностранному языку в школе особая роль отводится реализации культуроведческой модели развития обучающ...

«Технологии культуротворческой деятельности в системе организации досуга подростков»

Классификация видов досуговой деятельности, особенности культуротворческих технологий в организации досуга подростков...