Реализация культуротворческой модели развития обучающегося (на основе работы с англоязычными текстами)
методическая разработка по английскому языку (10 класс) на тему

Позиция автора публикации сводится к тому, что на современном этапе развития общества при обучении иностранному языку в школе особая роль отводится реализации культуроведческой модели развития обучающихся, позволяющей выйти за рамки предмета и раскрыть творческий потенциал обучающихся, повысить уровень их образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация культуротворческой модели развития обучающегося                    (на основе работы с англоязычными текстами).

                                           «Продвижение наших знаний о мире происходит                                    именно в промежутках между традиционными науками».

(Д.С. Лихачев)

     С точки зрения базовых потребностей развития современного общества, в настоящее время приоритетными становятся метапредметные результаты образовательной деятельности. И обучение английскому языку, в соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования, так же нацелено на воспитание и развитие обучающегося средствами иностранного языка, для активного включения в освоение новых способов деятельности.  В настоящее время особая роль отводится культурному знанию, культурным ценностям и тем проводникам культурных ценностей, которыми мы обладаем. Культурология представляет для нас особый интерес, так как в ней закрепляется и сохраняется посредством языка коллективное знание, опыт и мудрость. В данной статье хотелось бы поделиться опытом создания культурологического пособия на английском языке. Данный опыт позволяет мне, как учителю, выйти за рамки предмета, и, используя интегративный подход, не только пополнить копилку учебных и дидактических материалов, раскрыть творческий потенциал обучающихся, проявить свои исследовательские способности, креативность, самостоятельность, но и значительно повысить уровень образовательной деятельности старшеклассников и ее результативность.

    Приступая к разработке культурологических пособий на английском языке, мы ставим своей целью развитие научного потенциала старшеклассников, их учебно-исследовательской культуры. Учебно-познавательная деятельность была направлена на решение неизвестного и предполагала наличие этапов, характерных для научного этапов, характерных для научного исследования.

    Проект представлял собой  самостоятельно планируемую и реализуемую обучающимся в течение года научно-исследовательскую работу по определенной теме, которая затрагивала различные сферы интересов обучающихся и их послешкольные планы: литература, история, музыка, архитектура, спорт.

      Вот например, какие темы работ были выбраны учащимися в текущем году:

«Любовь по-английски или положение женщины в Георгианской Англии (героини романов Д. Остин)»,

«Эволюция английского театра (от менестрелей до королевских театров)»,

«Глобальный английский»,

«Истоки рок-н-ролла»,

«Уимблдон – как все начиналось»,

«Английский загородный дом».

    Учитель, научный руководитель работы выступал в роли консультанта и координатора. Завершалась работа фазой рефлексии – презентацией созданного продукта как уникального культурологического пособия на английском языке (учебный диск, буклет), выступлением на конференциях, выпуском тезисов лучших работ.

     Какова методическая особенность проектом применительно к английскому языку?

  1. Выбрав темы работ, мы создали обучающую среду («a learning environment». Таким образом, английский язык стал средством исследования содержания, инструментом познания.
  2. Работа с аутентичными текстами обладала высоким обучающим потенциалом, активизируя навыки и умения, развивая умения в письменной речи, приобретался навык по смысловому свертыванию текста, навык устранения избыточной информации.
  3.  И наконец, учащиеся приобрели так называемые «performance skills», умение вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою позицию.

    Таким образом, в данном проекте нам удалось соотнести науку и учебный предмет, выделив как научный так и гуманитарный аспекты. Изучение языка происходило на материале значимого для обучающихся контекста, включая собственный опыт, интересы и знания о мире, язык при этом усваивался практически автоматически, а совместное творчество учителя и ученика развивало метапредметные умения, расширяя поле культурной ориентации обучающегося.

Автор: Гергель И.Ю., учитель английского языка, Санкт-Петербург, 2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по реализации программы перспективного развития школы на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011-2015 годы. Направление "Развитие учительского потенциала".

В плане имеются цели, задачи, критерии деятельности по направлению. План расписан на 5 лет. План включает пункты: участие педагогов в инновационных проектах, семинарах, конкурсах, сетевых сообществах,...

«Реализация культурологической модели развития научного потенциала обучающегося» (на основе работы с англоязычными текстами)

https://docs.google.com/file/d/0B4hjiTN7flwuTzRwdUJyaTFYd0E/edit?usp=sharing  Эта ссылка поможет открыть интерактивную презентацию конечного продукта. Методическое пособие для учителей и уча...

Статья «Приоритеты духовно-нравственного развития обучающихся»(из опыта работы)

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы....

Развитие грамотности чтения через работу с внеучебными текстами на уроках истории и обществознания.

Современные тенденции в оценке образовательных достижений направлены не только на определение уровня освоения школьных программ, но и на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания...

Развитие читательской грамотности в работе с прагматическими текстами на уроках немецкого языка

Работа с иноязычными текстами является неотъемлемой составляющей урока иностранного языка. Среди различных типов текстов выделяются прагматические тексты, позволяющие сформировать не только навыки и у...

Развитие грамотности чтения через работу с внеучебными текстами на уроках истории и обществознания.

Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грам...

Условия развития центра дополнительного образования в рамках реализации Целевой модели развития дополнительного образования в Республике Адыгея.

Благодаря федеральному проекту "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"  МБУ ДО "Майкопский центр развития творчества детей и взрослых" удалось до...