Беседа "Чтоб ни случилось в жизни - устоять!"
план-конспект занятия (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Овсянников Артём Андреевич

Беседа для старших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtob_ni_sluchilos_v_zhizni_-_ustoyat.docx19.65 КБ
Файл 5_stadiy.docx14.68 КБ
Файл beseda_1.pptx82.12 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Главное, чтоб ни случилось в жизни – устоять…» 

(Слайд №1.)

Добрый день. Я очень рад встрече с вами. Я являюсь участником конкурса «Педагогический дебют». Зовут меня Артем Андреевич. Садитесь. Ребята, я понимаю, что вы попали в новую обстановку, я тоже впервые участвую в мероприятиях такого рода. Предлагаю работать активно, и также активно высказывать своё мнение по теме нашей беседы.

Начнем нашу беседу с цитаты, которая была предложена в качестве темы – «Главное, чтоб ни случилось в жизни – устоять…»

Давайте подумаем, что может произойти в жизни человека, чтобы сказать «нужно устоять, и устоять во что бы то ни стало…».

(Предполагаемые ответы: болезнь, потеря близких, потеря работы, поражение в чем-либо, проявление несправедливости, безответная любовь и т.п.).

Действительно, трудно не согласиться с вами. (Слайд 2)

(Дать набор категорий: обида, злость, зависть, месть, подлость и т.д )

Давайте подумаем, какие чувства возникают, когда в жизнь человека приходит беда, горе, несчастье?

()

(Слайд № 3. Из фильма) Давайте возьмём пример из литературы в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: любовь Швабрина к Маше Мироновой была отвергнута девушкой, значит, такая любовь безответная. И что же в результате происходит с нашим героем, в нём просыпается обида, злоба, зависть к другу Гринёву, чувство мести.

В психологии выделяют 5 стадий переживания горя или несчастья:

  • Отрицание
  • Гнев
  • Торги (Сделка)
  • Депрессия
  • Примирение

Давайте подумаем, какие стадии переживания прошёл герой Пушкина Швабрин?

(Слайд № 4)

 Действительно, Швабрин так и не примирился с ситуацией, что убило в нём человека.

Сейчас предлагаю задание. (5 фраз для каждой группы). (Слайд № 5)

Обратите внимание, у вас на столах находятся листы с перечислением стадий. Сейчас предлагаю взглянуть на слайд. На нем указаны возможные мысли человека, проходящего через пять стадий переживания горя. Нам необходимо соотнести цитаты с данными стадиями путём заполнения таблицы.

Давайте ограничимся одной минутой, я думаю, нам хватит.

Задание выполнено успешно.

А теперь давайте обратим наше внимание на последнюю стадию – стадию примирения. (Слайд № 6). Как она связана с первым предложением нашей цитаты:

«Главное – чтоб ни случилось в жизни - устоять!»

(ПО: Стадия примирения – это и есть устоять!).

Замечательно! Принять ситуацию, примириться с ней – это уже значит устоять! Ведь на стадии примирения начинается процесс морального исцеления и возвращения к нормальной жизни.  

Чаще всего люди в разных ситуациях останавливаются на первых четырёх.  Как вы думаете, почему только единицы доходят до вершины этой стадии – стадии примирения с ситуацией?  

(ПО: потому что слабый человек, злость сильнее, рассудок и тд.)

Действительно, ведь только сильный, волевой, с правильными жизненными ориентирами человек может принять действительность, такой какая она есть.

Есть замечательный пример, помните у А.С. Пушкина стихотворение, которое мы все учили наизусть в школе. (Слайд № 7)

Я вас любиллюбовь ещебыть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Лирический герой благородно с чувством собственного достоинства расстаётся с возлюбленной, желая ей счастья с другим, о чём свидетельствуют последние строчки. Разве это не благородный поступок? Разве не устоял герой, разве не дошёл до высшей стадии примирения с ситуацией? Разве он не достоин нашего восхищения? Он остался при любых обстоятельствах Человеком с Большой буквой.

А теперь, поразмышляем о второй части предложенной нам цитаты, (Слайд № 8)

«… Быть чутким к горю, оставаться человеком и теплоту сердец не потерять»

При каких обстоятельствах человек может быть чутким к горю другого человека?

Чтобы проще было ответить на вопрос, предлагаю обратиться к видеофрагменту.

(Слайд № 9 Ролик о самолёте).

После известных нам событий, в сети начали появляться различные посты и комментарии, относящиеся к случившейся трагедии. Многие приносили соболезнования, говорили слова поддержки семьям погибших, но были и такие, кто винил САМИХ погибших в произошедшем, мол нужно отдыхать на российских курортах, тогда все были бы живы.

Каким чувством были продиктованы подобные комментарии?

(ПО: сочувствие, злость, зависть).

Доказали ….

Какие люди могут проявить чувство сострадания?

(ПО: Человек, который любит людей).

Действительно, это так. Только Человек, который видит в другом - человека, способен ему сострадать и сопереживать. А это значит - суметь поставить себя на место другого человека. Помните золотое правило нравственности Гегеля: относись к другому так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. А кто из нас не хочет сострадания?

Итак, в ходе нашей беседы, мы еще раз убедились в том, что при любых обстоятельствах нужно оставаться Человеком. А быть Человеком – это значит быть чутким к чужому горю и теплоты сердец не терять.

Данная тема была актуальна во все времена. Об этом свидетельствуют и слова французского писателя 17 века Франсуа де Ларошфуко «Сострадание — это нередко способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это — предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас» (Слайд № 10)

Я благодарю вас за хорошую работу и  надеюсь, что наша беседа не оставила вас равнодушными. Пусть в фундамент вашего самовоспитания будут положены такие кирпичики как неравнодушие к другим людям, доброта и способность к состраданию.

Спасибо.



Предварительный просмотр:

Стадия

Примеры

Отрицание

Гнев

Торги (сделка)

Депрессия

Примирение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Беседа на тему «Главное – чтоб ни случилось в жизни-устоять! Быть чутким к горю, оставаться человеком и теплоту сердец не потерять…» Учитель: Овсянников Артём Андреевич

Слайд 2

обида злость зависть мстительность подлость грусть печаль безразличие боль гнев ненависть отчаяние шок

Слайд 4

отрицание; гнев; торги (сделка); депрессия; примирение. Стадии переживания горя (несчастья):

Слайд 5

Этого не может быть! Я не верю! Почему именно со мной?! Ненавижу! Не хочу его (её) больше видеть! Пусть он будет проклят! Вернись, я на всё согласен, лишь бы ты бала со мной! Мне всё равно… Никого не хочу видеть! Пусть он будет счастлив… Надо жить дальше!

Слайд 6

отрицание гнев т орги (сделка) депрессия примирение

Слайд 7

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. А.С. Пушкин

Слайд 8

«… Быть чутким к горю, оставаться человеком и теплоту сердец не потерять…»

Слайд 10

Сострадание — это нередко способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это — предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас. Франсуа де Ларошфуко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс

"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...

"Сможешь ли ты устоять?" ( как противостоять вредным привычкам)

Материал к классному  часу ( вредные привычки), в помощь классному руководителю....

Тест «Сможете ли вы устоять?»

Тестирование учащихся 10 класса по теме правонарушения и преступления....

Урок-игра "Счастливый случай" по теме "Жизнь и творчество А. С. Пушкина"

Повторительно-обобщающий урок о жизни и творчестве А. С. Пушкина в нетрадиционной форме по принципу игры "Счастливый случай". Главная цель - воспитывать интерес к личности А. С. Пушкина и его литерату...

МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Электризация в быту» Учитель физики: Сипкова Людмила Владимировна Цель обучения физики конкретна, Уметь на практике все знания применять. И важно помнить – роль эксперимента Должна на первом месте устоять.

Эпиграф урока: Без сомнения, все наше знание начинается с опытов.(Кант Эммануил. Немецкий философ 1724-1804г.г)Здравствуйте, уважаемые коллеги! Так как вы находитесь в кабинете физики и на демонстраци...

Развитие нравственных устоев в семье путем формирования уважительного отношения к традициям и ценностям родного города

Выступление на родительском собрании. Цель: сформировать патриотическое отношение к малой Родине....