ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ
консультация (7 класс) на тему

Морозова Елена Викторовна

Выступление на ШМО классных руководителей МБОУ СОШ №65, ноябрь 2014г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_semey.doc363.24 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании ШМО классных руководителей Морозовой Е.В.,

классного руководителя 7-а класса МБОУ СОШ №65, 6 ноября 2014г.

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Этапы социальной реабилитации

Социальная реабилитация семьи подразумевает комплексный подход к разрешению возникшей проблемной ситуации, междисциплинарное взаимодействие социальных работников,
 включение в процесс реабилитации специалистов других ведомств и организаций.

Наиболее результативно проявила себя практика формирования
междисциплинарной команды, которая разрабатывает и реализует программу индивидуальной реабилитации семьи.

Междисциплинарная команда – это небольшая группа людей с дополняющими друг друга навыками, объединённых одной целью, общими задачами, для реализации которых команда поддерживает внутри себя взаимную коллективную ответственность за результативность проведённых мероприятий. Взаимодействие позволяет более эффективно использовать ресурсы всех учреждений, организаций и ведомств, исключить возможность дублирования в работе, создать такую систему единых технологий помощи и поддержки семьи, которая даст наибольшую отдачу от использования возможностей каждой из структур.

Куратором - координатором деятельности междисциплинарной команды может быть специалист по социальной работе, который совместно со специалистами, участвующими в осуществлении индивидуальной реабилитации семьи, на общих встречах – консилиумах осуществляют анализ и дают оценку проведённых реабилитационных мероприятий, проводят корректировку плана дальнейших действий по выводу семьи из ситуации неблагополучия.

Клиенты (члены семьи) могут встречаться как с командой в целом, так и с отдельными её представителями (специалистами).

Практическая работа междисциплинарной команды специалистов по осуществлению индивидуальной комплексной реабилитации семьи предполагает следующий
алгоритм действий специалистов:

1. выявление семьи, нуждающейся в социальной реабилитации;

2. сбор первичной информации о семье;

3. непосредственное знакомство с семьёй, установление контакта индивидуально с каждым её членом; заключение письменного договора о сотрудничестве семьи с междисциплинарной командой специалистов.

4. всестороннее изучение семьи, ее социальной истории (возможно в форме генограммы – «семейного древа»);

5. анализ информации о семье, выявление ключевых проблем; заполнение программы индивидуальной комплексной реабилитации первичными данными из социального статуса семьи.

6. разработка программы индивидуальной комплексной реабилитации семьи с включением в неё плана реабилитационных мероприятий;

7. реализация и корректировка плана реабилитационных мероприятий;

8. анализ и оценка эффективности осуществления комплексной реабилитации семьи;

I этап Выявление семьи, нуждающейся в социальной реабилитации. Установление контакта с семьёй.

На первом этапе реабилитации семьи происходит выявление семьи, в которой имеют место те или иные признаки социальной патологии. Источниками информации могут быть соседи, родственники, участковый инспектор, инспектор районного отдела ПДН, должностные лица дошкольных, образовательных, лечебных и др. учреждений, советов территориального общественного самоуправления, которые сообщают специалисту по социальной работе о наличии в той или иной семье проблемной ситуации.

Специалист по социальной работе осуществляет сбор и изучение полученной информации, затем совместно со специалистами учреждений и организаций, участвующих в работе междисциплинарной команды (участковый инспектор, инспектор отдела ПДН, специалист по социальной работе администрации местного самоуправления, социальный педагог МОУ, участковая медсестра, специалист отдела опеки и попечительства и др.) осуществляют совместный выход по адресу проживания семьи с целью знакомства с семьёй, изучения её социального статуса, ознакомления с жилищно – бытовыми и материальными условиями проживания семьи, выяснения причин возникновения семейного неблагополучия, проводят первичное консультирование всех членов семьи по интересующим их социальным вопросам, в доверительной беседе с ними получают согласие на оказание семье необходимой социальной помощи и сотрудничество по выводу семьи из состояния неблагополучия.

Письменный договор на совместную деятельность для стабилизации семейной ситуации должен заключать в себе:


  • цели и задачи договора;

  • обязательства социальной службы;

  • обязательства клиента;

  • первоочередные проблемы и пути их решения;

  • члены семьи, которые будут вовлечены в процесс;

  • обязательные виды и формы помощи;

  • перечень специалистов, привлекаемых к работе с клиентом;

  • место и сроки работы с семьёй, регулярность и длительность встреч;

  • контроль за качеством выполнения обязательств сторонами;

  • порядок разрешения взаимных претензий;

  • условия расторжения договор


На основании полученной информации специалист по социальной работе заполняет программу реабилитации семьи (см. приложение )
, возможно и создание генограммы семьи (см. образец – приложение).

Построение генограммы семьи, т.е. схемы семейной истории, является очень важным этапом изучения семьи, т.к. отражает взаимоотношения в поколениях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье.

Генограмма семьи обладает значительной информативностью. Например, чрезмерное количество вдов или случаев разводов в восходящих или боковых ветвях семьи могут свидетельствовать о негативной биологической предрасположенности либо о наличии врождённых личностных проблем.

В программу реабилитации семьи специалист по социальной работе вносит данные из материального, социального и демографический статуса семьи, жилищно – бытовые условия, причины возникновения семейного неблагополучия.

Правильная организация первого этапа реабилитации поможет специалистам более эффективному осуществлению всего процесса реабилитации семьи. Планируя посещение семьи, специалист по социальной работе должен прежде всего сформулировать цель посещения. Например, познакомиться с родителями ребёнка, обратившего на себя внимание педагогов школы своим неудовлетворительным поведением, неаккуратным внешним видом и т.д., лучше узнать семью, увидеть всех членов семьи в домашней обстановке, провести наблюдение за психологическим климатом в семье.

Следует обязательно предварительно предупредить семью о предстоящем визите, согласовать точный день и время, удобные для обеих сторон. Посещение не должно иметь негативный характер. Отправляться «в гости» следует в хорошем расположении духа. Придя в дом, необходимо всем своим поведением демонстрировать интерес к тому, чем живёт семья, к волнующим её проблемам. Что – либо осуждать или критиковать в доме не принято. Необходимо в дружелюбной форме дать доброжелательные советы, предложить семье помощь в решении проблем, чтобы при расставании у собеседников осталось приятное ощущение взаимопонимания. Посещение семьи специалистами должно явиться первой ступенью для устранения барьеров и скованности в дальнейшем сотрудничестве специалистов с семьёй по выходу её из трудной жизненной ситуации.

В момент выявления и изучения семьи специалисты, участвующие в процессе реабилитации, должны использовать такие формы и методы работы с семьёй, чтобы у всех членов семьи возникло чувство положительного настроя на общение, осознание и признание необходимости изменения их семейных взаимоотношений, укоренилась мотивация для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизменение, самореализацию, самопомощь в преодолении возникающих проблем.

Все члены семьи должны быть уверены в том, что их семья не станет объектом критики, общественного порицания. Специалисты не должны предъявлять завышенных требований к семье с самого начала осуществления её реабилитации, иначе это может привести к отрицательным реакциям, раздражению и даже ожесточению со стороны клиентов (членов семьи).

Позитивная мотивация семьи на принятие помощи социальных работников закладывается с первого вступления в контакт и продолжает формироваться в течение всего реабилитационного процесса.


II этап. Социальное диагностирование семьи.

Формы и методы социального диагностирования

На данном этапе желательно проведение консилиума междисциплинарной команды, на котором специалисты уточняют социальный диагноз конкретной семьи, анализируют ситуацию неблагополучия, определяют тактику реабилитационной работы с ней, выбирают оптимальные направления, формы и методы работы с семьёй, разрабатывают программу (план) комплексной реабилитации семьи, в которую включаются конкретные реабилитационные мероприятия, как междисциплинарные, так и межведомственные. В программе необходимо четко сформулировать цель(и) и задачи реабилитации конкретной семьи, которые помогут проанализировать эффективность технологии, определить направления работы, формы и методы, наметить реабилитационные мероприятия.

Так, если речь идет о реабилитации семьи с ребенком-инвалидом, то основной целью будет являться восстановление или компенсация нарушенных или утраченных функций организма несовершеннолетнего. Но кроме того, в данном случае необходима постановка и таких, например, задач, как социально-правовая защита семьи, гармонизация семейных отношений, повышение педагогической компетентности родителей в коррекционной работе с ребенком и т.д.

В зависимости от характера имеющихся социальных проблем, их сложности, остроты или запущенности формируется и содержание программы (плана) реабилитации семьи.

Это может быть программа-минимум (план), обращенная к ситуациям, связанным с утратой чего-то очень ценного для семьи: физического здоровья, родных и близких, работы, квартиры и имущества и т.д. В таких случаях усилия специалистов должны быть направлены на восстановление в относительно короткие сроки способности членов данной семьи оптимально функционировать.

Программа-максимум (план) предназначены для оказания помощи в крайних ситуациях неблагополучия, когда, помимо восстановления утраченного, необходимо добиться переориентации жизненной позиции членов семьи, изменить или скорректировать их поведенческие модели. Подобная работа требует длительного времени и приложения значительных усилий, объединения возможностей различных специалистов, служб, ведомств.

Практическую работу по реабилитации семьи чаще всего координирует куратор – специалист по социальной работе..

Для осуществления социальной диагностики семьи применяются различные методы и приёмы.

^ Семейное интервью

Этот метод используется для семей, в которых ещё не утрачен интерес и способность к решению собственных проблем. В ходе интервью специалисты не только выясняют проблемы, но и совместно с семьёй находят пути их решения на рациональном уровне. Процесс интервью можно разделить на 5 этапов:

- в первичной консультативной беседе устанавливается контакт с членами семьи для определения границ взаимодействия с ними;

- в беседе консультанта с одним из членов семьи или в совместной беседе со всей семьёй определяются проблемы, вызывающие трудности в самостоятельном их решении, обсуждение альтернативных гипотез;

- совместный поиск альтернативных решений проблем, помогающий обеим сторонам по – новому воспринять проблему семьи;

- разработка плана совместных действий, направленных на помощь семье в поиске и нахождении выхода из создавшейся ситуации;

- обратная связь - степень удовлетворения членов семьи процессом взаимодействия и его результатами.

^ Беседа

Как
 метод социальной диагностики семьи беседа предполагает чёткую постановку цели (что необходимо выяснить в ходе беседы) и требует серьёзной подготовки. В беседе следует руководствоваться общепризнанными правилами ведения доверительной беседы. Сначала специалист должен расположить к себе собеседника, затем уже постепенно подходить к темам, затрагивающим деликатные аспекты семейной жизни, и начинать о них разговор тогда, когда собеседник уже готов к откровенности.

Специалист, ведущий беседу, должен уметь:

- выстроить беседу так, чтобы расположить к себе собеседников;

- слушать собеседника;

- во время беседы изменять тональность речи в зависимости от ситуации;

- быть тактичным.

^ Диагностическое наблюдение

Специалисты, участвующие в социальном диагностировании (социальный педагог, специалист по социальной работе), в ходе беседы, семейного интервьюирования должны не только оценивать мысли и намерения собеседника, его проблемы, но и важно улавливать его мимику, жесты, позу, интонации голоса, выражение глаз, лица.

Отсутствие какой – либо реакции собеседника говорить о том, что он либо не понял или не согласен со сказанным. Пауза в речи может означать обдумывание предложения специалиста. В такой ситуации нельзя перебивать собеседника, необходимо дать ему возможность проанализировать и придти к какому – либо решению. Для наблюдения выбираются ситуации, в которых отражаются взаимоотношения в семье: детей и родителей, супругов, способы принятого у них обращения друг с другом.

Анкетирование

После выхода специалистов в семью и наметившегося сближения со всеми ее членами можно использовать анкетный опрос как метод более подробного и глубинного изучения семьи.

Анкета должна быть нацелена на получение дополнительных данных об особенностях и условиях жизни в семье, способах воспитания детей в семье, характере взаимоотношений родителей с детьми, супружеских взаимоотношениях, отношение взрослых и детей к престарелым и недееспособным членам семьи. При этом уже сложившееся впечатление о семье помогает оценить справедливость и достоверность полученных ответов. Совершенно нецелесообразно проводить анкетирование, не зная семьи, в самом начале работы с ней.

Кроме вышеперечисленных форм диагностики семейного неблагополучия, могут быть использованы и другие формы диагностирования: тесты, опросники, мини – консилиумы, анализ школьной документации (дневника школьника, классных журналов, ученических тетрадей), анализ работ детского творчества и др.

В процессе социальной диагностики семьи выявляются различные проблемы, которые требуют пристального внимания со стороны государства и помощи специалистов. Среди них могут быть:

- нарушение в системе детско – родительских отношений;

- игнорирование родителями прав и потребностей детей;

- пренебрежение родителями своими родительскими обязанностями;

- малообеспеченность семьи;

- жестокое обращение с детьми, престарелыми гражданами;

- семейное насилие, эксплуатация и др.


III этап. Разработка и реализация индивидуальной комплексной программы реабилитации семьи

Реабилитация семьи предполагает следующие формы работы:
индивидуальные (методы - консультирование, патронаж), групповые (методы - тренинг, группы взаимоподдержки, разработка целевых программ для отдельных категорий семей), общинные (методы - социальные акции, социальное творчество, массовые праздники и т.д.).
В основе любой технологии, в том числе и технологии социальной реабилитации семьи, лежит целесообразное сочетание определённых форм и методов работы. В широком смысле метод – от греческого «methodos», что обозначает путь, способ движения к истине.
В технологии социальной реабилитации семьи метод – это специфический вид вмешательства, поддержки семьи (каждого её члена), осуществляемый разными способами на различных этапах социальной помощи семье. Эффективность использования тех или иных методов на определённом этапе социальной работы с семьёй, зависит от проблем семьи, от стадии их разрешения, индивидуальных особенностей её членов, уровня их социальной адаптации и многих других параметров.

Технология реабилитации семьи предполагает применение различных методов и приёмов в индивидуальных, групповых и общинных формах взаимодействия с семьёй. Наиболее действенными методами воздействия на семью являются: женские и мужские группы психологической поддержки, клубы выходного дня, кружки по интересам, семейные встречи, когнитивно – поведенческие тренинги, метод видеокоррекции, методы вербальной и групповой дискуссии, метод совместных действий, метод игры и др.
Методы, используемые при индивидуальном взаимодействии, направлены на восстановление психо – эмоционального состояния и социализацию личности, коррекцию его отклонений от социальной нормы. Это индивидуальные коррекционные занятия, анкетирование, беседа, консультирование и др.
Каждая социальная проблема, выявленная в семье, требует применения определённых видов социальной помощи и направлений работы специалистов с данной семьёй.

Во многих семьях первопричиной возникновения ситуации неблагополучия является
неопределённость гражданского статуса семьи. Это прежде всего утеря, порча или несвоевременное оформление необходимых документов (паспорта, свидетельства о рождении, регистрации проживания, медицинского полиса и др.) Вследствие чего взрослые члены семьи не могут устроиться на работу, детей определить в детский сад, в учебное учреждение, получить своевременную медицинскую помощь, ухудшаются жилищно – бытовые условия семьи, снижается материальный уровень жизни. Как следствие, ухудшение психо – эмоционального климата семьи, повышение конфликтности между её членами, проявление семейной жестокости и др. признаков неблагополучия.


Пример:


^ Ситуация неблагополучия


Направления социальной работы


Функции специалистов


^ Неопределённость гражданского статуса:

утеря, порча или несвоевременное оформление необходимых документов (паспорт, свидетельство о рождении, регистрация проживания, медицинский полис и др.).


Социально – правовая и юридическая


1.Консультирование по вопросам гражданского права.

2. Содействие в подготовке запросов в ведомства и организации на выдачу необходимой правовой документации.

3.Помощь в подготовке необходимых правовых и юридических документов: (запросы в другие ведомства и организации )


Социально – психологическая


1.Снятие состояния нервно - психологического напряжения в семье.

2.Формирование уверенности, решительности, повышение самооценки, мотивации на самопомощь в преодолении ситуации неблагополучия.

3.Содействие членам семьи в психологической коррекции навыков способности контроля за своим поведением.


Социально – экономическая


1.Содействие в подготовке документов на получение предусмотренных государством мер социально поддержки и единовременной целевой материальной помощи.

2.Льготное снабжение продовольствием и товарами первой необходимости.

3.Содействие в трудоустройстве. (составление резюме, в рамках консультирования – определиться с выбором нового места работы);


Социально –

бытовая


Содействие в предоставлении семье отсрочки в оплате жилья, коммунальных услуг.


2.Оказание содействия в решении жилищно – бытовых проблем.


Социально – педагогическая


1.Содействие в устройстве несовершеннолетних членов семьи в дошкольные и школьные образовательные учреждения;

2.Содействие членам семьи в получении профессионального образования.


Социально – медицинская


1.Содействие в оформлении документов на получение медицинского полиса.

2.Содействие в получении необходимой медицинской помощи.



Если причиной неблагополучия семьи является
семейная дезадаптация:


  • низкий уровень педагогической компетентности взрослых;

  • личные психологические особенности членов семьи;

  • недостаток внимания к ребёнку со стороны взрослых;

  • различия в жизненных установках и статусе членов семьи (жена – высшее образование, муж – начальное и наоборот; дети, получающие образование не понимают отношение к жизни необразованных родителей и т.д.);

  • разногласия на национальной или религиозной почве;

  • неумение конструктивно разрешать конфликты и т.д.,


то в программу индивидуальной реабилитации семьи должны быть включены мероприятия, направленные на:

-
мотивацию на обращение в психологическую службу, где членов семьи проконсультируют по вопросам конфликтологии, научат выходить из конфликтных ситуаций, помогут сдерживать и преодолевать отрицательные эмоции, проведут тренинговые занятия, на которых проиграют возможные модели конфликтов, что поможет легче справиться с трудностями в реальной жизни, предложат посетить сенсорные занятия, расслабляющие и снимающие психологическую нагрузку, напряжённость;

-
повышение педагогической компетентности родителей в ходе индивидуальных педагогических бесед, лекций педагогической тематики, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, совместных встреч с администрациями образовательных учреждений, учителями, воспитателями по проблемам воспитания детей и семейных взаимоотношений;

-
предотвращение проблем в детско – родительских отношениях, которые возникают в результате неправильного подхода взрослых к вопросам воспитания детей. К наиболее типичным ошибкам в семейном воспитании относятся : отсутствие единых требований в воспитании ребёнка со стороны взрослых членов семьи, безразличие к интересам и потребностям ребёнка, чрезмерная строгость, перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения, ссоры в семье, отсутствие педагогического такта во взаимоотношений с ребёнком, применение физических наказаний и др.

Перспективной формой работы по предотвращению проблем в детско – родительских отношениях являются семейные клубы, где детям и взрослым предложат принять совместное участие в выставках, спортивных мероприятиях, семейных праздниках, где родители пополнят свои знания о воспитании детей, где произойдет сближение родителей с детьми. Такие мероприятия содействуют укреплению семьи, её сплочению.

При выявлении такой ключевой проблемой семьи, как
алкогольная, наркотическая или токсическая зависимость членов семьи, в программу индивидуальной реабилитации семьи должны быть прежде всего включены мероприятия, направленные на снятие синдрома зависимости, оказание психологической поддержки созависимым членам семьи.

Специалистам, участвующим в реабилитационном процессе, желательно убедить клиента пройти курс медицинской и психологической реабилитации, который может помочь ему отказаться от прежних жизненных установок, от старых друзей, вернуться к здоровому образу жизни.

Если клиент согласен на лечение, необходимо оказать ему содействие в устройстве в наркологический диспансер, а после прохождения стационарного лечения совместно с участковым инспектором милиции, ПДН, участковым врачом – терапевтом (педиатром), психологом и другими специалистами оказать помощь в восстановлении его психического и физического здоровья.

Часто у члена семьи, долгое время страдающего наркотической, токсической и алкогольной зависимостью, снижается социальный статус: он теряет работу, нарушаются его социальные связи, поэтому после получения восстановительного лечения ему потребуется помощь в восстановлении социального статуса: содействие в трудоустройстве, оформлении необходимых правовых документов.

Если от наркотической, токсической или алкогольной зависимости страдает несовершеннолетний член семьи, то в процесс его реабилитации активно включается и образовательное учреждение, в котором обучается ребёнок.

Педагоги учебного заведения (школы, училища, колледжа и т.д.) обязательно должны предложить семье, чтобы ребёнок посещал кружок по интересам или спортивную секцию, постараться, чтобы ребёнок активно участвовал во всех школьных мероприятиях. Кроме того, педагогам нужно обязательно осуществлять педагогический патронаж семьи несовершеннолетнего для профилактики рецидивов.

Если в семье создались условия, угрожающие жизни и здоровью ребёнка, а родители проявляют равнодушие и безразличие к его судьбе, то специалисты междисциплинарной команды на совместном консилиуме принимают решение об изъятии несовершеннолетнего члена семьи из социально опасных условий и временном помещении его в социальное учреждение, где он пройдет реабилитацию по восстановлению эмоционально - волевой сферы, психического и физического здоровья, педагогическую коррекцию.

Параллельно с реабилитацией несовершеннолетнего члена составляется и реализуется комплексная реабилитационная программа семьи, в которую включаются мероприятия, помогающие восстановлению социального функционирования семьи, развитию её жизнеспособности, формированию умения самостоятельно, без помощи специалистов, справляться с возникающими жизненными проблемами.

^ IY этап. Оценка эффективности социальной реабилитации семьи

Очень важным в технологии социальной реабилитации семьи является правильная организация заключительного этапа реабилитации. На данном этапе консилиум специалистов анализирует эффективность работы специалистов междисциплинарной команды по выводу семьи из ситуации неблагополучия.

Эффективность осуществления реабилитационных мероприятий с семьёй зависит от следующих условий:

а) степени неблагоприятности среды, в которой находятся члены этой семьи,

б) возрастных, психических, индивидуальных особенностей каждого члена семьи;

в) социального окружения;

г) характера «социального вывиха»;

д) выбора форм и приёмов работы с конкретной семьёй;

е) координация и объединение усилий всех учреждений и организаций, участвующих в осуществлении индивидуальной комплексной реабилитации семьи;

ж) мотивация всех членов семьи на самоизменение, самореализацию, самопомощь.

Наиболее эффективными мерами воздействия на неблагополучную семью являются:


  • все виды консультирования емьи (юридическое, правовое, социальное и др.);

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • создание клубов и кружков для детей и родителей по интересам;

  • оказание единовременной целевой материальной помощи и мер социальной поддержки;

  • помещение малолетних членов семьи в дошкольные учреждения за государственный счёт;

  • помощь членам семьи в решении медико – социальных проблем (побуждение родителей и подростков к лечению от алкоголизма, наркотической и токсической зависимости, соматических заболеваний);

  • влияние на семью через средства массовой информации;

  • психологическое оздоровление семьи (коррекция внутрисемейных отношений, преодоление проблем членов семьи в общении);

  • пропаганда лучших традиций семейного воспитания;

  • организация обучающих семинаров для родителей по социальной тематике;

  • помощь семье в овладении навыками конструктивного взаимодействия в ближайшей социальной среде.

  • содействие родителям и детям в восстановлении социального статуса ( трудоустройство и помощь в профессиональном самоопределении).


Положительным результатом практической работы с семьёй, находящейся в ситуации неблагополучия, является решение проблем семьи и, как следствие, социальная адаптация и изменение статуса семьи, её членов.

Для оценки эффективности осуществления реабилитации семьи используется достаточно распространённый параметрический метод, суть которого заключается в сопоставлении двух групп параметров: начальное состояние семьи (на момент проведения первичной диагностики, до начала практической работы с семьёй)и контрольное состояние семьи (на момент проведения контрольной диагностики и подведения итогов реабилитации емьи).

В качестве параметров, отражающих состояние семьи, можно использовать:


  • наличие или отсутствие в семье той или иной социальной проблемы (социального явления, деструктивным образом влияющего на процесс функционирования семейной проблемы);

  • динамику (изменение) показателей проблемы;

  • степень преодоления, «ликвидации» причин социальных проблем, по которым можно судить, справляется ли семья с воздействием на неё потенциально опасных социальных и внутрисемейных факторов.


Основным критерием полной реабилитации семьи является восстановление социального функционирования семьи. Показателями качественных изменений в функционировании семьи являются:


  • степень повышения уровня жизни семьи (родители устроились на работу, появился стабильный источник дохода);

  • восстановление контактов семьи с социальным окружением;

  • решение специфических проблем семьи (отказ от употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ);

  • степень социальной адаптации семьи;

  • степень овладения навыками преодоления собственных трудностей, конструктивного решения возникающих проблем;

  • уровень мотивации членов семьи на достижение позитивных изменений в новых условиях жизни;

  • степень вовлечённости членов семьи в процесс достижения целей реабилитационной программы.


Социальная реабилитация семьи не заканчивается на этапе подведения итогов реабилитационного процесса, на подразумевает осуществление постреабилитационного сопровождения семьи, которое позволит специалисту по социальной работе держать ситуацию в семье под контролем, а в случае возникновения рецидивов неблагополучия - оказывать семье своевременную помощь и поддержку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа школы с родителями учащихся

Существенным фактором влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организ...

Работа "Школы для родителей"

Работа "Школы для родителей"...

Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.

Реализация  проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи  школы и поднять ее на более высок...

"Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы по работе с родителями как средство повышения воспитанности школьников"

"Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.СухомлинскийАктуальность проблемы заключается в том, что гармоничное развитие личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество...

«Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей

Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок- надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребен...

"Методика работы школы с родителями по воспитанию детей" (выступление на педсовете)

                      Если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию учебно - воспитательного процесса, направленного на ...

Особенности работы "Школы приемных родителей" на базе детского дома-интерната для детей с ОВЗ.

В работе описываютя основные направления работы с кандидатами в "приемные родители"....