Люблю тебя, мой край родной!
классный час на тему

Чернышова Надежда Станиславовна

Эпиграфом к моему проекту можно взять высказывание А.С.Пушкина, который был истинным патриотом своей Родины.

«…Клянусь честью, что ни за что на свете

 я не хотел бы переменить отечество

 или иметь другую историю,

кроме истории наших предков,

такой, какой нам Бог дал».
А.С.Пушкин.

Воспитание истинного патриота своей Родины напрямую зависит от знаний истории нашей малой Родины, нашего села. Поэтому

творческое название проекта «Люблю тебя, мой край родной».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyublyu_tebya_moy_kray_rodnoy.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Защита проекта

Надежда Станиславовна Чернышова, учитель математики Караульского филиала МБОУ «ИСОШ». Предлагаю вам для просмотра проект, тема которого «Воспитание гражданственности подрастающего поколения».

Эпиграфом к моему проекту можно взять высказывание А.С.Пушкина, который был истинным патриотом своей Родины.

«…Клянусь честью, что ни за что на свете

 я не хотел бы переменить отечество

 или иметь другую историю,

кроме истории наших предков,

такой, какой нам Бог дал».
А.С.Пушкин.

Воспитание истинного патриота своей Родины напрямую зависит от знаний истории нашей малой Родины, нашего села. Поэтому

творческое название проекта «Люблю тебя, мой край родной».

Аннотация проекта

Родной край, родной дом и родная земля –  бесконечно дороги сердцу любого человека. Что такое Родина для каждого из нас? В наступившем 21 веке происходит искажение понятий «патриот», «гражданин». Многие считают, что быть гражданином, значит иметь российское гражданство, уезжая тем самым жить за границу, оставляя в беде свою Родину.  Прежде всего, Родина  - наш общий дом, который каждый должен любить и защищать. Только в этом случае мы можем говорить о таком благородном чувстве, как патриотизм. Родина – это, прежде всего часть нас, часть нашего сердца. Любовь к ней – сущность нашей жизни. Пусть Россия не идеальная страна, но если каждый человек станет чуточку добрее, станет истинным гражданином своей Родины, тогда жизнь приобретет новый смысл, и она изменится в лучшую сторону. Что подразумевают под выражением «быть патриотом своей Родины»? Это значит: иметь высокий уровень самосознания, понимание ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия. Уважать человеческое достоинство, быть милосердным, доброжелательным и иметь способность к сопереживанию. Любить и гордиться за свою Родину, изучать её историко-культурное, духовное наследие. Быть верным своему гражданскому долгу и быть готовым к защите Отечества.

Появление расизма, массовых миграций населения, связанные с войнами и нарушениями человеческих свобод, привело к  необходимости пропаганды патриотического воспитания. Очевидно, что необходимы и возможны систематизированные действия по привитию гражданственности подрастающего поколения, учитывающие традиции и культуру русского народа. Поэтому эта тема особенно актуальна и значима в настоящее время.

 

Цель проекта: 

  • формирование гражданственности как значимого личностного качества.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать гражданскую ответственность.
  • Закреплять навыки исследовательской работы.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные способности личности.
  • Расширять кругозор детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение и привязанность к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;

В результате возникает основополагающий  вопрос:

  • Что означает быть патриотом своей Родины?

Ответ на этот вопрос мы сможем дать, если ответим на ряд проблемных вопросов:

  • Как можно защищать то, чего не любишь? И любить то, чего не знаешь?
  • Что знаем мы о нашей малой Родине – село Караул?

Проект рассчитан на три года.

 Возрастной диапазон  детей 10 -15 лет.

Проект реализуется через:

  • Посещение краеведческого музея Г.В.Чичерина.
  • Сотрудничество с «Чичеринским центром» ТГУ им. Г.Р.Державина.
  • Встречи с поэтами Инжавинского района и села Караул.
  • Переписка с Н.Д.Чичериной.
  • Диспуты.
  • Экскурсии по Тамбовской области. 

Сроки реализации проекта:

  1. Проектный этап 2007/2008 учебный год. (Комплексное обследование уровня сформированности гражданственности у детей, разработка мероприятий по развитию патриотического воспитания, сбор информации о школьной детской организации и планирование совместных мероприятий в данном направлении).
  2. Практический этап 2008-2009 и 2009/2010 учебные годы.  (Появляются события, которые могут осуществляться воспитанниками преимущественно самодеятельно и самоуправляемо. Реализация комплекса тематических мероприятий, месячников патриотического воспитания. Экскурсии по знаменитым местам Тамбовской области).
  3. Обобщающий этап 2010/2011 учебный год (выявление результативности проекта, обобщение итогов, определение перспектив).

Ведущие направления деятельности, способствующие реализации данной цели:

  1. Формирование гражданского отношения к себе:
  • информирование и разъяснение политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве (просмотр телепрограммы «Человек и Закон», чтение газет, сотрудничество с социальным педагогом детского дома, еженедельные уроки «Политинформации» и т.п.);
  • профилактика противоправного поведения (игры, беседы, тесты);
  • организация жизнедеятельности воспитанников в духе уважения прав человека;
  • формирование потребности к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

2. Формирование отношения к искусству:

  • воспитание чувства прекрасного, развитие их творческого мышления, художественных способностей;
  • .формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина;
  • формирование умений излагать свою точку зрения, уважать, уметь слушать и слышать.

3.формирование гражданского отношения к Отечеству:

  • формирование патриотизма как чувства уважения, гордости и           ответственности перед своим народом, своим Отечеством;
  • воспитание сознательного уважения к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения;
  • профилактика расовой неприязни в молодежной среде.

Данные направления реализуются на следующих уровнях:

  1. Учебном. (В рамках курсов истории, обществознания, права и т.п.)
  2. Внеучебном. (Организация педагогического сопровождения и педагогической помощи воспитанникам с учетом особенностей каждой личности, индивидуальная работа);
  3. Институциональном. (Жизнь в детском доме организованна таким образом, чтобы в условиях детского коллектива, как демократического правового пространства, востребовались гражданские качества и умения воспитанников: высокий уровень самодисциплины, понимание ценности человеческой жизни, справедливость, бескорыстие, милосердие, способности к сопереживанию).

Сведения о проекте.

 На сегодняшний день остро стоит вопрос «С чем мы пришли в 21 век?». Ведь каким он будет, во многом зависит нас.

Воспитание уважения и гордости к Родине – одна из основных задач воспитательного процесса в моей группе. Любовь к Родине, к малой Родине, её культуре, к её народу начинается с того места, где родился и вырос, где прошло его детство. И воспитание патриотизма невозможно, если ребёнок не знает истории своей малой Родины. Как скажите, можно защищать то, чего не любишь? И как любить то, чего не знаешь?

Этапы работы над проектом:

  • Формулирование тем исследовательских работ детей.
  • Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблемы.
  • Обсуждение индивидуального и группового плана работы.
  • Обсуждение с воспитанниками возможных источников информации.
  • Самостоятельная работа воспитанников по обсуждению задания каждого в группе.
  • Самостоятельная работа творческих групп.
  • Подготовка воспитанниками отчёта о проделанной работе.
  • Защита полученных результатов и выводов.

В работе с детьми я ставлю перед собой цель: возрождение трудовых, героических и духовных традиций родного края. Работая над данным проектом, совместно с детьми определили темы самостоятельных работ, из которых мы узнаем, историю создания детского дома, а также познакомимся с литературным творчеством нашего земляка.

Темы  самостоятельных исследований детей:

  • Любовь к родному краю в произведениях наших земляков на примере Николая Корнеевича Бровкина.
  • Усадьба « Караул» как историко-культурный памятник отечества.

Работая над приготовлением отчетов по самостоятельным темам исследования, ребята учатся, как правильно пользоваться справочным материалом, с материалом из архива Музея Караульского детского дома. Учатся анализировать, оказывать внимание и проявлять чуткость к товарищу и педагогу, владеть компьютерными технологиями. Для подготовки отчетов о проделанной работе дети используют информационные ресурсы Интернета (знакомятся с новостями, берут информацию для обсуждения), работают в программах Microsoft Word (делают печатные версии своих работ), Microsoft PowerPoint (готовят познавательные презентации по данным темам), Microsoft Publisher (составляют информационные буклеты). А также стандартной программе Paint (выполняют зарисовки своих мыслей, идей, участвуя в конкурсах рисунков).

Работая над данным проектом, я сотрудничаю с  - библиотекой (сельской, школьной и детского дома) – музеем (районным краеведческим музеем, музеем нашего дома имени Г.В.Чичерина) – поэтами села, районного поселка Инжавино – педагогами школы (литераторами, историком) – правнучкой Г.В.Чичерина Натальей Дмитриевной Чичериной.

Ожидаемые результаты:

  1. Получение целостной картины состояния гражданского воспитания в детском доме и сформированности гражданственности как личностного качества у воспитанников.
  2.  Изменение жизненной позиции членов детского коллектива.
  3. Осознание себя, как часть жизни родного края.
  4. Приобретение уверенности в себе и ответственности в своих поступках.
  5. Уважительное отношение к людям независимо от различий между ними.
  6. Умение использовать свои задатки и способности для развития своего интеллекта.
  7. Умение пользоваться материалами архива музея Г.В.Чичерина.
  8. Умение четко выражать свои мысли, а также воспринимать другую точку зрения.
  9. Сплоченный детский коллектив.

Результативность:

  Знания о родном крае составляют прочную основу нравственного воспитания, воспитания гражданственности, формирует активную жизненную позицию, воспитывают уважительное отношение к культуре своего народа, что подтверждается диаграмма анализа уровня сформированности гражданственности у подростков моей группы за три года.

 Диагностика изучения уровней сформированности гражданственности у подростков по теории Е.В. Известнова кан. пед. наук. – М, 1998г, проводится по следующим критериям:

Компоненты

гражданственности

Уровни и показатели гражданственности

   Высокий                           Средний                      Низкий

Гражданское самосознание

Знает основные права и обязанности, нормы поведения гражданина.

Всегда добросовестен

 в делах. Умеет регулировать свои потребности и соотносить их с

возможностями общества и других людей.

Знает основы права,

 обязанности и нормы поведения гражданина. Соблюдает правила поведения, но не всегда может регулировать

свои потребности и

соотносить их с возможностями других людей.

Не всегда придерживается общепринятых

норм поведения.

Принимает участие

в любой деятельности

только под контролем

взрослых и товарищей.

Гражданский долг

Охотно выполняет

общественные

 поручения. Осознано

выполняет свои

обязанности.

Проявляет чувство

долга и ответст -

сенности перед

Своими наставниками.

Выполняет общественные поручения

 и свои обязанности. Проявляет чувство долга и ответственности, только

в отдельных случаях

допускает небрежность.

Неохотно выполняет

Общественные

поручения. Иногда проявляет неуважительное

Уважение к взрослым.

Патриотизм

Интересуется

историей и культурой

 Родины, гордится

ею, проявляет бережное отношение к

национальным богатствам, к  национальной

культуре. Участвует

в историко -

патриотической

работе.

Интересуется историей

и культурой Родины,

проявляет интерес и

уважение к людям, их

культуре и традициям.

Всё это делает без

особого энтузиазма

Мало интересуется

историей Родины,

историко-патриотическую работу выполняет при побуждении

и под контролем.

Не проявляет

интереса к культуре

и традициям другой

национальности.

Гражданское достоинство

Развито чувство

Собственного

достоинства.

Проявляет требовательность к себе и другим.

Считает для себя

честью выполнение

самого трудного

дела или поручения.

Не позволяет унижать себя и других слабых

Развито чувство

собственного достоинства. Стремится

выполнять трудные дела и поручения, не

позволяет унижать

себя, но на защиту

слабых встает не

всегда.

Развито чувство

собственного достоинства, но при выполнении трудных поручений не всегда

достигает цели, так как не проявляет требо –

вательности к себе и другим. Иногда борется с не спра-

ведливостью.

В настоящее время мы находимся на начальном уровне третьего обобщающего этапа, и, анализируя работу, мы имеем с детьми следующие результаты:

  • Научились работать с материалами архива музея Г.В.Чичерина, находящего в Караульском детском доме, приобрели навыки использования информационных ресурсов Интернета, научились работать в программах Microsoft Offish.
  • Оформили альбом «Село мое родное». История нашего села – это люди, чей жизненный опыт и знания должны передаваться из поколения в поколение, как и память о них.
  • Налажена переписка с внучатой племянницей Г.В.Чичерина Натальей Дмитриевной Чичериной.
  • Участвовали в мероприятиях, посвященных 65-летию Великой Победы, в частности принимали участие в районном конкурсе-смотре «Наследники Великой Победы», награждены грамотами.
  • Участвовали в областных и районных конкурсах, соревнованиях, награждены грамотами. Анализируя количество полученных грамот по развитию патриотического воспитания подрастающего поколения за 2007-2010годы, можно отметить улучшение качества работы в данном направлении.

  • Дети приобрели уверенность в себе, увеличилось количество желающих детей участвовать в творческих мероприятиях, стали ответственней в делах, о чем свидетельствует данная диаграмма.

Исходя из особенностей, интересов и возможностей детей, совместно с ними  разрабатываю тематический план дел по патриотическому воспитанию. В основе организации работы лежит принцип выделения циклов и ключевых дел. Поэтому в течение года выделяю несколько центральных событий, ведущее место среди которых занимают месячник патриотического воспитания, посвященный Великой Отечественной войне и неделя «День рождения детского дома», «День рождения Георгия Васильевича Чичерина».

п/п

Тематические мероприятия

Месячник патриотического воспитания

1

Конкурс чтецов «Этих дней не умолкнет слава».

Акция «Пожелания ветерану»: адресные поздравления ветеранов ВОВ.

2

Конкурс детский рисунков «Подвигу народа жить в веках».

Праздничный концерт, посвященный Дню Победы.

3

Конкурс военно-патриотической песни «Кто сказал, что надо бросить песню на  войне».

4

Выпуск тематических газет «Мы эту память сохраним».

5

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны,  военнослужащими Российской Армии, кадетами военных училищ.

Уроки мужества, посвященные Дню героя-антифашиста.

6

Конкурс сочинений на тему: «Они сражались за Родину», «Подвиги земляков в годы ВОВ», «Героические периоды истории моей страны».

7

Участие в областной военно-патриотической игре «Русский Витязь».

Познавательно-развлекательная игра «Рыцарский турнир».

8

Диспут «Защита Отечества - долг каждого гражданина».

Неделя «День рождения дома», «День рождения Г.В.Чичерина»

9

Посещения музея Г.В.Чичерина. История создания детского дома.

10

Выставка рисунков «Мой дом родной», «Будущее села Караул».

11

Театрализованный музыкально-литературный праздник «Он мог здесь барином ходить…».

12

Конкурс сочинений «Люблю тебя мой дом родной!».

13

Фотоконкурс «Любимый уголок».

14

Выпуск тематических газет.

15

Экскурс по истории становления и возрождения села «Традиции и обычаи русской семьи».

Разработанные направления с различным содержанием деятельности позволяет не только успешно организовать работу воспитанников, но и предоставить свободу выбора пусть ещё маленькой, но уже личности.

формационные ресурсы: 

  • И.И.Дубасов «Очерки из истории Тамбовского края», Тамбов, 1993.
  • В.А.Великородная, О.Е. Жиренко «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию», ППУ Москва, 2006г.
  • Научно-методический журнал «Классный руководитель», Москва 2007, №3.
  • Научно-методический журнал «Воспитание школьника», Москва, 2003, №1.
  • Справочники и другая учебно-методическая литература.
  • Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"

Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...

"Люблю тебя, мой край родной"

Изучение территории своего края, развитие познавательной активности средствами краеведения, развитие навыков поисково - исследовательской деятельности....

Люблю тебя, мой край родной

  В памяти каждого человека, в тайниках его души живёт самое дорогое и сокровенное – Родина. Нашей Родиной является Россия, но есть у каждого из нас  малая Родина. Мы должны зна...

Люблю тебя, мой край родной, Воскресенск!

Презентация к защите проекта....

Праздник "Люблю тебя, мой край родной!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-8 классов с презентацией проектов....

Классный час "Люблю тебя мой край родной"

Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем  то место где ты  провел свои детские годы. У каждого человека есть своя ро­дина. У одних - это большой город, у других - ма­ленькая дере...

Классный час Люблю тебя мой край родной

Презентация приложение к разработке...