Классный час в 5 классе в рамках кейс - технологии "Поговорим о доброте"
классный час (5 класс) на тему

        Классный час нацелен на обсуждение нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны сейчас, для выработки собственных взглядов, суждений, оценок, критическое осмысление и анализ собственных поступков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_5.docx50.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основанная общеобразовательная школа д. Пиштенур Тужинского района кировской области

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Педагогическая копилка»

Классный час в 5-м классе

 "Поговорим о доброте"

Номинация «Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних»

        Работу выполнила

                                            Скрябина В. В.,

учитель биологии, химии

        Пиштенур, 2018г

Классный час в 5-м классе в рамках кейс - технологии

 "Поговорим о доброте"

Цели классного часа

1. Формировать нравственные качества учащихся: воспитывать доброжелательность, уважение к старшим, друг к другу, умение дарить тепло и доброту, совершать добрые дела.

2. Расширить знания учащихся о таких качествах, как добро и зло
3.Формировать умения аргументировать свою точку зрения.

4. Развивать умения учащихся вести дискуссию.

Задачи

1. Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».

2. Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.

3. Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.

4. Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту.

5. Привить основы нравственного поведения.

        Классный час нацелен на обсуждение нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны сейчас, для выработки собственных взглядов, суждений, оценок, критическое осмысление и анализ собственных поступков.

Оборудование кейс, высказывания великих людей о добре и зле, пословицы, презентация, таблички «вежливые слова» и «зло», капельки.

Классный час начинаю стихотворением   «Закон доброты» (Е. Андреева)


Подумайте сами, ребята,

случается так почему –
котенка один обижает,

другой лечит лапку ему.


Один воробья из рогатки

старается сбить наповал,
другой, чтобы вЫходить пташку,

с земли воробья подобрал.


Один ранит палкой лягушку,

в костер ее тащит живьем,
а кто-то из лужи-ловушки

мальков перенес в водоем.


Подобных примеров немало,

подобных поступков не счесть.
Закон доброты правит жизнью,

у всех доброта в сердце есть!

  1. Подготовительный этап: подбор кейса

Что есть Зло, а что есть Добро? Все мы порой задаемся этими философскими   вопросами. А также что из них сильнее? И кто же, в конце концов победит?

Настенька сидела под кроной старой вишни на корточках и горько плакала. Правая ладошка покрылась волдырями, ее пронизывала жгучая нестерпимая боль. Но плакала Настенька не от боли, а от обиды, от непонимания, почему девочки с ней так поступили.

А случилось вот что. Соседские девчонки, которые были постарше Настеньки, решили над ней пошутить. Нарвали целую охапку крапивы, пришли к девочке.

– Смотри! Мы нашли крапиву, которая совсем не жжется. Потрогай! Совсем не жжется! – убеждали они Настеньку хором. Доверчивая девочка всей ладошкой схватила “нежгущуюся крапиву”. И вот теперь она сидела под  старой вишней, обхватив колени руками, и горько плакала.

– Не плачь!

– Кто это говорит? – Настенька посмотрела по сторонам, но рядом никого не было.

– Это я с тобой разговариваю, я – старая Вишня.

– Разве деревья умеют говорить? – удивилась девочка.

– Умеют. Но не все нас слышат. А лишь те, у которых доброе сердце. Тебе сейчас плохо. Тебя обидели. Обида еще сильнее, когда ее наносят неожиданно те, от которых не ожидаешь подобного. Что ты намерена делать, Настенька?

– Мне хочется отомстить. Сделать девочкам тоже что – нибудь гадкое, злое.

– Это, Настенька, в тебе говорит обида. Но запомни, девочка, на всю жизнь, зло никогда не ведет за собой добро. Посмотри, под кустом черной смородины растет крапива, которая сильно жжется. А под кустом красной смородины точно такая же на вид крапива, но нежгущаяся. Так устроен мир. Есть добро, и есть зло. Выбор за тобой

2. Ознакомительный этап

Учитель:
Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах. А что такое добро для вас? (Ответы детей.)
Верно, это всё хорошее, доброе, красивое. Весна, солнце, улыбка, мама, учитель.

-Какого же человека можно назвать добрым? (Ответы детей.)

Учитель:
Верно, добрый человек- это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми.

 Нужно быть искренне добрым. А зачем нужно быть добрым? (Ответы детей) 

Добрым нужно быть для того, чтобы жить в мире, чтобы не было войн, чтобы радовать друг друга, помогать, сочувствовать, сопереживать, общаться, чтобы общение приносило радость, чтобы не делать плохо другим людям…и чтобы зло не побороло добро в вашей душе

-А какие добрые, «волшебные слова» звучат в нашей речи?

- Какие же вежливые слова рождает тепло души? (дети называют эти слова, (вывешивать на доске слова- Здравствуйте!, Будьте добры. Спасибо. Будьте любезны. Извините. Доброе утро! Благодарю! Спокойной ночи! Пожалуйста. Добрый день! До свидания! Добрый вечер! Извините за беспокойство).

История происхождения вежливых слов.

Ученик 1: Спасибо

 В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: - Спаси вас Бог!

«Спаси бог» превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».

Если словом или делом

Вам помог кто – либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «СПАСИБО!»

Ученик 2: Пожалуйста

Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное слово «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием.

 В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать «ПОЖАЛУЙСТА!»

Ученик 3: Извините

Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»:

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!».

Ученик 4: Здравствуйте

Здравствуйте – слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова – пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времён и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» - быть здоровым, благополучно существовать:

Что такое здравствуй? – Лучшее из слов,

Потому что здравствуй – Значит, будь здоров!

Правило запомни. Знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори!

Игра « Волшебный цветок»

Дети выбирают «волшебника», он отрывает лепесток  и, делая вид, что бросает  его, отдаёт кому-то по-своему желанию со словами из известной сказки:

Лети, лети лепесток

Через запад -  на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели…

А дальше он, например, говорит: «Вели, чтобы Оля сказала Грише доброе слово».

 Часто ли вы употребляете добрые слова? (Ответы детей).

3. Аналитический этап

1. Проблемный анализ кейса.
2. Выбор критериев.
3. Нахождение путей решения проблем


Что же есть зло? (Ответы детей.)
Это нечто противоположное добру: это беда, несчастье, всё плохое. Зло – это войны и предательство, жадность и зависть, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения. Зло – это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло – когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.


Мы живём с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.

Послушайте притчу «Как иногда за добро платят злом»

       Однажды змея ползла через лес. Вдруг прямо на неё  упало дерево. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она не старалась, всё было бесполезно.
       Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:
- Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!
Человек отвечает ей:

- Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!

Змея опять:
- Поверь мне, я не съем тебя!
А человек своё: - Я тебе не верю.
Но змея так долго упрашивала его, что человек пожалел её и откатил дерево прочь. Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:
- Добрый человек, я умираю с голода и поэтому сейчас съем тебя!
- Что? Ты хочешь съесть меня, но я же освободил тебя?
- Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
- Вот так дела! - сказал человек сердито.
А змея опять:
- Ты думаешь, я не права?
- Конечно, не права!
- Ну, хорошо, - сказала змея. - Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они ответят.
Человек пошёл искать животных  и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:
- Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят  злом?
- Да, - ответила пума.
- А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?
- Да, - ответила лошадь.
- Братец олень, платят ли за добро злом?
- Да, - ответил олень.
Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:
- Братец волк, платят ли за добро злом?
И волк отвечает:
- Я не знаю, как  всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.
Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:
- А теперь, змея, оставайся там!
Человек поблагодарил волка и говорит:
- Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.
- Нет, не пойду к тебе. Принеси цыплят мне завтра сюда, в лес.
Человек вернулся домой, рассказал всё жене, рассказал, что обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и велела, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши. И так как человек не хотел спорить с женой, он сделал так, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.
Волк уже ждал его.
- Братец волк, я принёс тебе цыплят!
- Спасибо! - ответил волк.
Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки - те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:
- Змея была права: за добро надо платить злом.

-Как вы думаете, ребята, чего на земле всё-таки больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать весы?

(Учитель показывает  
чашечные весы)

На одну чашу учащиеся кладут «зло» (таблички с надписями: Зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь и др.)

-А что нужно сделать, чтобы победить зло? (Ответы уч-ся.)

Правильно, нужно чтобы чаша весов с «добром» перевесила. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром.

(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие капельки из бумаги-
приложение )

Учитель:
Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки - в реку, реки - в моря добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

Из истории
Знаете ли вы историю слова «добро»? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Пословица гласит: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». Не только слова, но и дела должны быть добрыми.

- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать или делали в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе? (Ответы детей.)

-Как вы думаете, легко ли быть добрым? Что для этого нужно иметь?

4. Итоговый этап

1. Презентация групповых решений.
2. Выступление классного руководителя:

Тест

– Давайте проверим себя: добрый ли ты человек. Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: « да» или «нет».

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки  друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты понять собеседнику?
3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не потерял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8.С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Подсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 – и за отрицательный ответ на  вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От
4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым .Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее
4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

Народная мудрость.

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом - дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. О чем говорит это поверье? 

О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.           

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Помните, что желание делать добро и бескорыстно помогать  другим - отличительная черта русского человека.  До свидания, будьте добры друг к другу.

Будьте добры к окружающим, и они вам ответят тем же.

 Итог

– Все мы живем среди людей, но поступаем ли так, чтобы вокруг нас было светло и радостно? Умеем ли первыми сказать доброе слово, простить обиду или сделать шаг к примирению?

Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен  не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит –
Радуются взрослые и дети.
Но чтобы радость людям дарить,
Нужно добрым и вежливым быть

Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты, от нее становится теплее, светлее и радостнее.

Известный врач и философ Альберт Швейцер определил сущность добра и зла:

«Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни.

Зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»

 Рефлексия. Будьте добры, напишите на листочке бумаги, какое доброе дело вы смогли бы  сделать уже сегодня.

Приложения:

Плакаты с пословицами и высказываниями:

 Доброе слово человека, что дождь в засуху.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Человек живёт век, а доброе дело – два.

Спешите делать добро.

Добра желаешь – добро и делай.

Добро не умирает, а зло пропадает.

Сделав добро - не кайся; сделав худо - не жди добра.

Добро помни, а зло забывай.

Доброе дело веками помнится.

Добро век не забудется.

Плох человек, коли добра не помнит.

Доброму слову - добрый ответ.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Добрый человек придет, словно свету принесет.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Добрый привет и кошке приятен.

При солнышке тепло, при матери добро.

Добро не умрет, а зло пропадет.

Добро помни, а зло забывай.

Делая зло, на добро не надейся.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Час в добре пробудешь – все горе забудешь.

Энциклопедия “мудрых” мыслей

  • “Злой человек вредит самому себе прежде, чем вредит другому”. (В. Гюго)
  • “Если ты разгневан, то, прежде чем говорить, сосчитай до десяти; если сильно разгневан – до ста”. (Т. Джеферсон)
  • «Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не убило зло».
  •  «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта». (Мигель Сервантес)
  •  «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям». (Жан-Жак Руссо)
  • «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе». (Вильям Шекспир)
  • «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях». (Блез Паскаль)
  • «Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». (Лев Толстой)
  • Лишь добро одно бессмертно,  зло подолгу не живет! (Ш. Руставели)
  •  Путем зла не доходят до добра.(Вильям Шекспир)
  • Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра.(Л.Н. Толстой)

Капельки:

http://img2.xn--80aaaaa2cjbcb1dcdcgded.com/%D0%94%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D1%8F_50b353ca76633-p.gifhttps://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=2366a8d4bd256cc6&mb=imgdb_preview_502

Здравствуйте!

Благодарю!

Будьте добры!

Спокойной ночи!

Спасибо!

Пожалуйста

Будьте любезны!

Добрый день!

Извините!

До свидания!

Доброе утро!

Добрый вечер!

Извините за беспокойство!

наркомания

хамство

войны

равнодушие

пьянство

эгоизм

жадность

обман

зависть

предательство

расизм

геноцид

ложь

грубость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное мероприятие (классный час) для 4 – 5-х кл. на тему: «Давай поговорим о доброте, что спрятана в душе твоей…»

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанном...

Внеурочное мероприятие (классный час) для 4 – 5-х кл. на тему: «Давай поговорим о доброте, что спрятана в душе твоей…»

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанном...

Классный час "Поговорим о доброте"

Классный час "Поговорим о доброте": что означает это слово,тестирование "Добрый ли я?", пословицы и поговорки о добре, игра- тренинг " Волшебный цветок добра"....

Урок-семинар по теме "Отечественная война 1812 года" в 10 классе (с применением кейс-технологии)

Урок по истории России в 10 классе. Класс был поделенна 3 группы, каждой из которых было дано задание-Бородиская битва, партизанское движение, совет в Филях и пожар Москвы. Надо было подробно проанали...

урок по теме ПРОЦЕНТЫ, 5 класс, с использованием кейс технологии

Разработка урока по теме ПРОЦЕНТЫ, 5 класс, Виденкин, с использованием кейс технологииМатериал содержит:конспект урока (ФГОС)презентациякейсзадания...

Урок по Истории России в 8 классе с использованием кейс - технологии

В соответствии с ФГОС и историко-культурным стандартом педагогу необходимо не только дать предметные знания, но и метапредметные и развить качества личности, а также "научить учиться",...

Урок по Истории России в 8 классе с использованием кейс - технологии

В соответствии с ФГОС и историко-культурным стандартом педагогу необходимо не только дать предметные знания, но и метапредметные и развить качества личности, а также "научить учиться",...