Элективный курс "Мой выбор" 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему

Косых Ирина Ивановна

Элективный курс "Мой выбор" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_vybor_8_klass.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа

с. Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

___________/___________

Протокол № _______

от «__»___________2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________/Князева Т.А./

«_____» _______ 2017 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ "ООШ с. Смородинка"

__________/Бобков Н.В./

Приказ № ___ от «___» _______2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Мой выбор»  в 8 классе

Косых Ирины Ивановны

учителя первой  квалификационной категории

Количество часов в неделю: 1 всего за год: 34 из них: теория: _______, практика ______

Планирование составлено на основе:  авторской программы Чистяковой С.Н.

Планирование составлено на основе программы элективного ориентационного курса Чистяковой С.Н. «Слагаемые профиля выбора обучения и траектории дальнейшего образования»

Учебник: С.Н. Чистякова «Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. Учебное пособие. Москва,2007

Методическое пособие «Педагогическое сопровождение самоопределения школьников» С.Н. Чистякова, Москва, изд.центр «Академия», 2007                                      

На современном этапе от учащихся требуется четкое осознание своих целей, умение планировать, корректировать свои планы и сознательно претворять их в жизнь, поэтому в Концепции модернизации российского образования в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики заложено создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.

Данный курс знакомит школьников с общими основами выбора профиля обучения (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.

Программа структурирована следующим образом: всего 35 часов по 1 часу в неделю в 8  классе.

Особенностью предлагаемой программы является межпредметная направленность, позволяющая учащимся на практике применять знания из различных областей. Программа не только информирует, но и дает на практике использовать методики самоорганизации, самопознания и самоконтроля.

В основе программы лежит программа элективного ориентационного курса Чистяковой С.Н. «Слагаемые профиля выбора обучения и траектории дальнейшего образования», поэтому можно воспользоваться учебным пособием для учащихся по данной программе.

Цель программы:

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 8-х классов образовательной школы в выборе индивидуального маршрута профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей.

Задачи:

  1. сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам школы;
  2. способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
  3. обеспечить школьников способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
  4.  способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю его дальнейшего обучения.

Формы деятельности:

  • самоанализ;
  • анализ научных и художественных источников, СМИ;
  • анализ практических примеров проблемных ситуаций;
  • групповые дискуссии;
  • индивидуальная работа;
  • индивидуальная и групповая проектная работа;
  • психотренинг;
  • психодиагностические процедуры;
  • ролевые и деловые игры;
  • эвристические задания.

В данной программе используются групповые и интерактивные методы обучения. Преимущества тренинговой формы проведения занятия заключаются в создании непринужденной атмосферы, стимуляции креативности и осознании личной ответственности за свой выбор.

Оценка достижений учащихся: оценивание происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психодиагностического исследования и анализу образовательного продукта; результаты заносятся в портфолио учащихся. В конце курса обучения каждый участник принимает решение о выборе профиля обучения и моделирует личную образовательную траекторию.

В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:

  • знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения,  в частности;
  • умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
  • знания о психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;
  • представления о способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.

Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Форма и тип урока

Лабораторные и практические работы,

самостоятельная учебная деятельность

Виды контроля

Дата проведения

план

факт

Модуль 1. «Что я знаю о себе?»  11 часов

1

Я- человек и личность

1

Интеракт.лекция

Рефлексия

фронтальный

6.09

2

Врожденные особенности человека. Темперамент

1

Интеракт. лекция

Диагностика

индивидуал

13.09

3

Устойчивые особенности личности. Характер

1

Интеракт.лекц

Диагностика акцентуация характера

индивидуал

20.09

4

Психические качества личности

1

комбинир

упражнения

фронтальный

27.09

5

Интеллектуальные возможности человека

1

комбинир

Тест IQ

индивидуал

4.10

6

Интересы и склонности

1

Интер.лекц

Диагностика интересов

«Карта интересов»

индивидуал

11.10

7

Самооценка

1

комбинир

Диагностика САН

индивидуал

18.10

8

Жизненные и профессиональные ценности

1

Ролевая игра, анализ практических примеров проблемных ситуаций

Определ.проф целей и ценностей

индивидуал

25.10

9

Мотивы выбора профессии

1

Ролевая игра, анализ практических примеров проблемных ситуаций

Диагностика мотивации достижений

индивидуал

8.11

10

Здоровье и профессия

1

Комб. групповая дискуссия;

упражнения

фронтальный

15.11

11

Влияние состояния здоровья на выбор профессии

1

Комбин. групповая дискуссия

упражнения

фронтальный

22.11

Модуль 2. «Сущность профессионального самоопределения» 5 часов

12

Культурно-исторические аспекты профессионального самоопределения

1

Объясн.нового матер.

упражнения

фронтал

29.11

13

Профессиональное самоопределение

1

комбинир

 Диагностика Дж. Голланд «Тип профессиональной среды»

индивидуал

6.12

14

Типы самоопределения человека

1

комбинир

упражнения

фронталн

13.12

15

Личностное самоопределение

1

Профориент. игра

Работа в группах

фронтальный

20.12

16

Профессиональные ценности

1

комбинир

Упражнения «Копилка моих ценностей»

фронтальный

27.12

Модуль 3. «Портфолио» (портфель достижений) 4 часа

17

Проектирование основного и дополнительного образования

1

Объясн.нового матер.

Разработка профессиограммы

индивидуал

17.01

18

Профессиональный план: Основной вариант, запасной вариант

1

комбинир

Работа над проектом

фронтал

24.01

19

Анализ успешности человека

1

комбинир

Работа над проектом

фронтал

31.01

20

Сбор информации в портфель достижений

1

комбинир

Защита проектов

индивидуал

7.02

Модуль 4. «Классификация мира труда» 7 часов

21

Типы профессий

1

Объясн.нового матер.

Тестирование по Климову

индивидуал

14.02

22

Классы профессий

1

комбин

Компьютерная диагностика  «Путь к успеху»

индивидуальная

21.02

23

Отделы профессий

1

комбин

Компьютерная диагностика  «Путь к успеху»

индивидуальная

28.02

24

Профессиография

1

Объясн.нового

Практическая работа с использованием информации интернета

индивидуал

7.03

25

Формула профессии

1

Объясн.нового

упражнения

фронтал

14.03

26

Профессиональная проба

1

Ролевая игра

фронтал

21.03

27

Профессиональная проба

1

Ролевая игра

фронтал

4.04

Модуль 5. «Переговорная площадка с родителями» 3 часа

28

Мои родословные ценности

1

Интеракт. лекция

Разработка проектов

индивидуал

11.04

29

Совместное проектирование профессионального будущего

1

комбиниров

Работа над проектом

18.04

30

Совместное проектирование профессионального будущего

1

конференция

Защита проектов

индивидуал

25.04

Модуль 6. «Жизнь по собственному выбору»  4 ч.

31

Самоконтроль

1

комбинир

Упражнения

фронтал

2.05

32

Тренинг «Как управлять собой»

1

тренинг

Работа в режиме тренинга

16.05

33

Мой выбор

1

комбинир

  •  Разработка проектов Сбор информации для профессиограмм, анализ научных и художественных источников, СМИ;

фронтал

23.05

34

Мой выбор

Защита проектов

1

конференция

Защита проектов

индивидуал

30.05

ИТОГО:

34 ч.

4.содержание тем курса

Введение (1 час)

Занятие направлено на знакомство учащихся с предлагаемой программой, личное и групповое целеполагание. Тренинг «Знакомство».

Модуль 1. «Что я знаю о себе?» (11 часов).

Тема 1. Я – человек и личность (1 час).

Личность. Индивид. Анализ собственной личности и выявление уровня развития собственного Я (телесного, социального, рефлексивного, духовного). Рефлексия – обращенность познания человека на самого себя.

Тема 2. Характер и темперамент (2 часа).

Врожденные особенности человека.  Диагностика темперамента.  Влияние темперамента на выбор профессии. Устойчивые особенности личности:  черты характера.

Тема 3. Психические качества личности (2 часа).

Внимание, память, мышление, воображение. Интеллектуальные возможности человека.

Тема 4. Интересы и склонности (1 час).

Интерес и склонности как важные составляющие успеха в жизни. Диагностика собственных интересов.

Тема 5. Самооценка (1 час).

Понятие самооценки. Диагностика собственного  уровня самооценки.

Тема 6. Мотивация личности (2 часа).

Жизненные и профессиональные ценности, цели, мотивы. Мотивация достижений.

Тема 7. Здоровье и профессиональный выбор (2 часа).

Понятие здоровья. Факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на состояние здоровья подростка. Группы здоровья. Влияние состояния здоровья на выбор профессии.

Модуль 2. «Сущность профессионального самоопределения» (5 часов).

Тема 8. Профессиональное самоопределение – что это? (2 час).

Культурно-исторические аспекты профессионального самоопределения.

Тема 9. Типы самоопределения человека (2 часа).

Типы самоопределения человека: самоопределение в конкретной трудовой функции, самоопределению на конкретном трудовом посту, самоопределение в специальности, самоопределение в профессии, жизненное самоопределение, личностное самоопределение.

Тема 10. Профессиональные ценности (1 час).

Ценности профессиональной элиты, с которой себя отождествляет школьник.

Модуль 3. Портфолио (портфель достижений) (4 часа)

Тема 11. Проектирование основного и дополнительного образования (2 часа).

Начальная стадия выбора: «хочу», «могу» и «надо». Профессиональный план: основной вариант, запасной вариант.

Тема 12. Анализ успешности человека (2 часа).

Понятие «Портфолио». Структура портфолио. Информация в портфель достижений.

Модуль 4. «Классификация мира труда» (7 часов).

Тема 13. Мир профессий (3 часа).

Типы профессий: «человек-техника», «человек-человек», «человек-природа», «человек-знаковая система»,  «человек - художественный образ». Классы профессий в соответствиями с целями труда: гностические, преобразующие, изыскательские. Отделы профессий, в основе которых лежат применяемые орудия труда и средства производства: профессии ручного труда, профессии механизированного труда, профессии автоматизированного труда, профессии, в которых основными орудиями труда выступают функциональные свойства организма.

Тема 14. Профессиография (2 часа)    Понятие профессиографии. Формула профессии.

Тема 15. Профессиональные пробы (2 часа).    Мини-проект «Профессиональная проба».

Модуль 5. «Переговорная площадка с родителями» (3 часа)

Тема 16. Мои родословные ценности (1 час)Профессиональная история семьи.

Тема 17. Совместное проектирование профессионального будущего (2 часа).

Влияние семьи на выбор профессионального  маршрута.

Модуль 6. «Жизнь по собственному выбору» (5 часа).

Тема 18. Самоконтроль (2 часа).

Как управлять собой. Чувство собственного достоинства. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. Тренинг «Как управлять собой»

Тема 19. Мой выбор (3 час).

Составление профессиограмм, списков  необходимых книг, журнальных и газетных статей, адресов сайтов, телефонных справочников.

Мини-проект «Мой выбор».

5. требования к уровню знаний учащихся

В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:

  • знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека,
  • о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе;
  • о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения,  в частности;
  • умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования;
  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения;
  • выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
  • знания о психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;
  • представления о способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.

6. методический комплект: 

Учебник: С.Н. Чистякова «Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. Учебное пособие. Москва,2007

Методическое пособие «Педагогическое сопровождение самоопределения школьников» С.Н. Чистякова, Москва, изд.центр «Академия», 2007                                      

7. дополнительная литература по источникам из Интернета

  1.      Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т. М., 2002
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996
  3. Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Программа для учащихся общеобразовательных школ / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004
  4. Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Рабочая тетрадь ля профессионального самоопределения учащихся / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004
  5. Микляева А.В. Я - подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс). – СПб., 2003
  6. Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие. – М.: 2002
  7. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., 2005
  8. Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство – М., 2005
  9. Садилова О.Л., Шевченко Ю.А. Психология делового общения. Пермь, 2004
  10. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Учебное пособие /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; 2005

11. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Программа курса. Методическое пособие для учителя /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2005

8.приложение 

                                            Принципиальная новизна Программы
Принципиальная новизна Программы заключается в том, что по завершении изучения курса у учащихся будет накоплен определенный опыт, способный стать основой дальнейшего формирования ключевых компетентностей личности:
-  получение социально значимой информации из различных источников, ее осмысление и интерпретация;
-   использование полученной информации в типичных жизненных ситуациях, предполагающих выбор (первоначально - в учебных моделируемых ситуациях, затем - в жизненных ситуациях);
-   оценочные суждения о моделях поведения в ситуациях выбора, о последствиях того или иного выбора;
-  участие в обучающих тренингах, играх, проектной деятельности, социальной практике;
-   взаимодействие со сверстниками: в паре, малой группе, большой группе; взаимодействие со старшими: педагогами и работниками школы, родителями, жителями микрорайона, представителями различных общественных организаций и органов местного самоуправления и другими; взаимодействие с младшими: учащимися школы, воспитанниками системы дополнительного образования и т. д.;
-   конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и реальной жизни;
-   совместная деятельность в учебных социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
            
                    Диагностический инструментарий оценивания
                                        уровня подготовленности учащихся

Для диагностики уровня подготовленности учащихся по программе «Мой выбор» можно предъявить определенные требования к материалам
«портфеля достижений учащегося» по курсу. который может включать:
-   сочинения-эссе по темам курса;
-   результаты проектной деятельности;
-   подборки афоризмов, цитат к конкретным темам курса;
- газетные статьи, списки интернет-сайтов, других дополнительных источников информации, которые использовались учащимися для самостоятельной работы;
-   самостоятельно составленные кроссворды, чайнворды, ребусы по темам курса;
-   рисунки, схемы, таблицы и другие дополнительные материалы, созданные самим учащимся;
-   «корзина понятий» (словарь по темам курса);
-   другие результаты самостоятельной деятельности учащегося.
Оценивается: полнота представленных материалов (по темам или по курсу в целом) и качество их выполнения (соответствие критериям, совместно разработанным педагогом и учащимися).
2. Оценивание формализованных знаний (понятия, факты, явления, процессы общественной жизни и т. д.) с помощью традиционных способов: тестирование (различных видов), выполнение контрольных и самостоятельных работ, устный и письменный опросы (образцы заданий см. в рабочей тетради).
3.
Оценивание социального проекта. выполненного группой учащихся.
4.
Оценка работы группы (пары) учащихся.
5.
Самооценка, реализуемая через выполнение рефлексивных заданий, накапливаемых в конверте «Мой выбор». Материалы конверта не проверяются педагогом, поскольку могут носит сугубо личный характер, а учащийся будет к ним обращаться по мере необходимости в ходе изучения курса.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по элективному курсу 9 класс

Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...

Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач

Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....

Элективный курс. 10 класс

Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....

Элективный курс 11 класс "Физика человека"

Элективный курс для 11класса по теме "Физика человека". В данном курсе представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование, рас читанное  на 34 часа....

Элективный курс 9 класс русский язык

Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...

элективный курс 8 класс

Элеективный курс для 8 класса по английскому языку...

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...