Классный час "Вместе мы - сила!"
классный час (5 класс) на тему

Целями данного класса явились:

- изучение, сохранение и развитие традиций, национальных и культурных ценностей народов, проживающих на территории Республики Бурятия;

- познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

- развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;

- способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, сплочению коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_na_temu_vmeste_my_-_sila.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему "Вместе мы - сила!"

Цели:

  • изучение, сохранение и развитие традиций, национальных и культурных ценностей народов, проживающих на территории Республики Бурятия;
  • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
  • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
  • способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, сплочению коллектива.

Задачи:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
  • способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Ход классного часа.

«Будьте добрее, когда это возможно. А это возможно всегда.»

Далай-Лама

  1. Приветствие. 

Прежде, чем начать наш классный час, давайте поздороваемся.

1 группа – вы здороваетесь, как русские: фразой «Желаю здравия!» и поклоном.

2 группа – вы здороваетесь, как буряты, спрашиваете «Здоровы ли вы?» – «Здоровы!» «Здоров ли ваш скот?» - «Здоров!»

3 группа – вы здороваетесь, как китайцы, спрашиваете «Ты ел сегодня рис?» в ответ человек должен поклониться.

2. Вступительная беседа.

- Как вы понимаете слово «добрый»? 

- Что значит - совершить доброе дело или добрый поступок? 

- Что такое доброта?

- Какой человек может быть добрым? 

Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

 Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

К сожалению, дух терпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

16 ноября – Международный день толерантности.

На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо);
  • в бурятском - не навязывать собственное мнение, почитание чужого мнения, быть терпимым.

Учитель:

  1. Какое из определений вам импонирует более всего?
  2. Почему,  на ваш взгляд,  у разных нациях определения различны?
  3. А что же объединяет эти определения?

3. Пословицы и поговорки» разных народов, проживающих в Бурятии. 

Существует множество пословиц и поговорок о добре и терпении. Угадайте, какому народу они принадлежат?

Бурятские пословицы:

  1. В лесу деревья - высокие и низкие,

Среди людей – хорошие и плохие.

  1. Мглистое небо – на день,

Человеческая зависть – навсегда.

Русские пословицы:

  1. Не ищи мудрости, ищи кротости!
  2. За терпенье дает бог спасенье.

Китайские пословицы:

  1. Дружба, построенная на выгоде, не бывает прочной.
  2. На хорошего коня много охотников;

у хорошего человека много друзей.

4. Игра « Кто больше знает?». Работа в группах. 

- Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть и имена, и фамилии с корнем – добр. Давайте проведём соревнование по группам. Назовите как можно больше фамилий или имён с корнем добр. 

5. Игра « Волшебная рука»

 На столах белые листочки. Обведите свою руку. На пальчиках напишите свои хорошие качества, а на ладошке - что хотелось бы изменить в себе. С этим качеством на ладошке вам предстоит побороться, на это уйдёт время.  

Учитель: Я  думаю, что вы сможете одержать победу. Нет человека на земле, который бы состоял из одних положительных качеств. Но мы должны уметь бороться с теми качествами, которые приносят людям  вред.

6. Игра "Комплимент"

Ведущий предлагает участникам встать в круг и придумать комплименты друг для друга. Он отдаёт конец нити одному участнику и произносит в его честь комплимент. Например: "Полина, ты самая добрая". Получивший конец нити игрок передаёт его другому участнику и произносит свой комплимент, далее по кругу. В конце игры все получат комплимент и конец нити возвращается учителю.

Учитель: Мы – единый класс, связанный одной нитью! Посмотрите на своего соседа. Мы все разные. Разный цвет волос, цвет и разрез глаз, разные привычки у всех, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

  1. Заключение.

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Давайте попробуем составить правила толерантного общения (на столах лежат карточки) и напишем эти правила эти правила на доске.

Правила толерантного общения:

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.

В человеке уживаются добро и зло, правда и ложь и т.д.

Карточка 1: снисходительность, злорадство, эгоизм,  доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.

Карточка 2: нежность, сердечность, хвастовство,  грубость, милосердие, зазнайство, душевность, благосклонность, уважение, верность.

Карточка 3: искренность,  прощение, равенство, самоотвержанность, мужественность, вспыльчивость, раздражение, отзывчивость, конфликт, справедливость.

Карточка 4: поддержка, вежливость, сотрудничество, выдержка,  скупость, ложь, благородство, зависть, добросовестность, тактичность, терпение, нетерпимость

Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?

А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?

Но у нас ещё остались слова на листочках. Почему вы их не отнесли к качествам толерантности? Эти качества противоположные и поэтому относятся к интолерантности. Назовите эти качества.

Интолерантность - неприятие другого человека, негативность к существованию с другими людьми. Интолерантность проявляется через конфликтное, агрессивное поведение.

Помните об этом, потому что ненависть, обиды разъедают прежде всего самого человека, испытывающего их. Невозможно развиваться, не избавившись от груза  прошлого негатива. Порой так важно остановиться и сказать самому себе: я прощаю и прошу прощения…

Республика Бурятия, где  проживают более 160 национальностей,  - самая толерантная республика в Российской Федерации. Например, в г. Улан-Удэ на ул. Банзарова построен Дом дружбы,  в котором зарегистрированы 24 национальных культурных центра,  объединяющихся совместным проведением концертов и национальных праздников. Там собирается многонациональная аудитория, которая интересуется культурой и искусством других национальностей и вместе радуется общим победам, а в такой аудитории невозможно конфликтовать. В Бурятии нет национальных школ, дети учатся все вместе.

И как сказал Далай - Лама: «Будьте добрее, когда это возможно. А это возможно всегда.»

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический классный час "Знание -сила"

документ содержит разработку классног часа....

Классный час "Целебные силы березы"

Интеграция в сознании школьников происходит на основе решения задач здорового образа жизни путем опоры на исторический этнокультурный опыт русского народа....

Классный час "Вежливость -сила, слабость или необходимость"

урок побуждает детей к сотрудничеству и пониманию...

Классный час. Тема: Сила слова. Вирус сквернословия.

Речь - это показатель ума.Сенека О значении слова и языка в жизни человека написано огромное количество книг. Влияние слова на человека изучают многие науки: лингвистика, психология, фоносемантик...

Классный час «Наша сила – в народном единстве!»

Цель:- формировать чувство гражданственности и патриотизма;- формировать ответственность за судьбу Родины;- дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 16...

Классный час "Знания-сила образованного человека"

Классный час, посвященный Дню Знаний 2016 года....

Классный час "Вежливость сила, слабость или необходимость?"

Вежливость сила, слабость или необходимость?...