«Этика есть безграничная ответственность за всё, что живёт»
классный час на тему

Калина Виктория Геннадьевна

Потребность в человеческих контактах особенно сильно развита у молодёжи. Эмоциональность, романтизм, поиск новизны соединяют её множеством уз и связей с жизнью других людей, с обществом в целом. Через общественные связи и отношения человек, а молодой в особенности, познаёт окружающий мир, формирует своё сознание в самосознание, проявляет и совершенствует способности и нравственные качества, становится личностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Калина Виктория Геннадьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7, село Чкаловское, Приморский край

Классный час

«Этика есть безграничная ответственность за всё, что живёт»

«Людям часто кажется, что они естественны,

 тогда как на самом деле они просто

 невоспитанны и грубы».

Ларошфуко

Форма проведения: беседа

Цель: 

- прививать учащимся правила этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.

Задачи: 

- формирование эстетического вкуса в манерах поведения;

- развитие у учащихся чувства ответственности за своё поведение;

- воспитание уважительного отношения к окружающим.

Ход беседы

     Потребность в человеческих контактах особенно сильно развита у молодёжи. Эмоциональность, романтизм, поиск новизны соединяют её множеством уз и связей с жизнью других людей, с обществом в целом. Через общественные связи и отношения человек, а молодой в особенности, познаёт окружающий мир, формирует своё сознание в самосознание, проявляет и совершенствует способности и нравственные качества, становится личностью.

    «Каждое поколение думает, что живёт в век полного упадка нравов» — Байрон Добелл.

     Одним из достижений научно-технического прогресса стали глубинные перемены в сфере культурного освоения мира человеком. Бурное развитие средств массовой коммуникации, технических средств, тиражирования и распространения культуры преобразило и обновило культурную ситуацию в мире. Художественные ценности начали массово тиражироваться и в этом своем качестве стали всеобщим достоянием. Лидирующими видами искусства стали музыка, телевидение, кинематография, видео. Демократические преобразования в механизме распространения культуры способствовали активному развитию таких феноменов, как массовая повседневная культура, поп-индустрия. Распространение видео во всем мире включило в орбиту культурного потребления различные слои общества, поменяв привычки, психологические и художественно-эстетические установки людей. Наибольшему его воздействию, в силу возрастных особенностей, подвергается молодежная аудитория, использующая видео в качестве альтернативного способа жизни и поведения.

     К сожалению, нравственное оскудение и отсутствие внешней культуры поведения являются отличительной чертой нашего времени.  О культуре почему-то постоянно забывают и лишь время от времени вспоминают, например, в переполненном людьми транспорте, когда агрессивно кому-либо наступают на «любимую мозоль» или толкаются, либо в разгоряченных эмоциями аудиториях, и как следствие, отмечают отсутствие культуры или, по крайней мере, то, что под ней понимает каждый.

     Наше ежедневное общение в семье, на работе, в транспорте, на улице, со «своими» и «чужими» - это та реальность, в которой мы живем, та повседневность, о которой редко задумываемся. Хотим мы того или нет, но все мы испытываем одни и те же чувства: все мы ранимы и уязвимы, все мы одинаково мучаемся от зла, обиды, боли, равнодушия…

     Нам совсем не безразлично как к нам относятся, и чаще всего, мы хотим, чтобы нас любили, (реже, чтобы окружающим было хорошо с нами). При этом кто-то дорожит любовью и уважением лишь своих друзей и знакомых, для кого-то это только сослуживцы, кому-то дороже всего отношения в семье и, реже всего, мы дорожим хорошим отношением всех окружающих - и знакомых, и незнакомых. Почему? Причин много, но одна из них, пожалуй, главная - эгоизм, нежелание в чем-то ущемить себя, неумение поставить себя на место другого и постараться сделать все, чтобы ему (другому) было хорошо и спокойно.

     А существуют ли какие-либо общечеловеческие правила, которые признаются абсолютно всеми?

     Таких единых общечеловеческих правил нет, но есть общий принцип, на котором они строятся. Этот принцип, так называемое, «золотое правило нравственности», которое является критерием нравственного поведения всех цивилизованных народов.

     Нравственность (мораль) - это способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид человеческих отношений.

     Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в политике, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых, и международных отношениях, а также его отношениях с природой.

     Существует золотое правило на протяжении всей истории человечества. Менялись народы и цивилизации, но «золотое правило» оставалось.

     В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» (5 в. до нашей эры) есть такие строки: «Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятны, пусть не делает другим людям».

     В Библии «золотое правило» упоминается, по крайней мере, трижды: в книге Говита - в отрицательной форме, в Евангелии от Луки, и наиболее совершенная формулировка в Евангелии от Матфея: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому». «И так, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки».

    В античной этике можно часто встретить рассуждения по вопросам, которые по своему существу весьма близки к «золотому правилу», например, известные рассуждения Демокрита, Сократа, Платона о том, что «лучше испытать несправедливость, чем совершить ее».

     Известный русский писатель 18в. Фонвизин идет в своих размышлениях дальше: «взять за правило не делать того другому, чего бы ни пожелал себе, плюс делать то другим чего пожелал бы себе».

     Казалось бы, все легко и просто: делай то, что нужно и все будет хорошо, однако, в человеке вечно идет борьба между тем «что желаешь» и тем, «что нужно и должно» делать.

    В каждой семье царит свой дух жизни. И выйдя из дома, придя в школу, на работу, находясь в общественных местах, транспорте, магазине, вступая в контакт с людьми, человек привносит заложенные дома привычки в стиль общения, проявляет себя на определенном уровне культуры. Очень часто этим определяется его самочувствие в обществе. Эти правила по форме видоизменяются в зависимости от требований конкретного быта, но в основе их неизбежно лежит требование взаимного уважения, помощи и внимания друг к другу, посильное содействие каждого общему семейному благополучию, поддержанию общественного престижа семьи. Хорошие манеры – это, прежде всего, отсутствие дурных манер, дурных привычек.  

     Этикет (хорошие манеры) – это установленный порядок поведения и форм выражения доброго отношения к людям. Его правила продиктованы требованием уважения к окружающим и основаны, в первую очередь, на целесообразности, здравом смысле, стремлении к красоте, эстетике поведения. Следуя общим правилам, каждому легче и приятнее находиться в обществе других людей, сверстников.  

     В 16-17 в. этикет стал отличительной чертой светского человека. Тогда же появились первые пособия по этикету в разных странах, в том числе и на Руси.

     Время не стоит на месте. Прогресс всегда выражается в борьбе нового со старым. Правила вежливости и культурного поведения не избежали этой участи. Наряду с чисто формальными правилами, ограниченными временными рамками и сословной принадлежностью, вырабатывались и такие, которые пережили свое время и были подхвачены новыми поколениями, как необходимые правила регулирования человеческих отношений.  

     Даже не соблюдая правил этикета, каждый из нас может выделить в общей массе человека культурного, воспитанного, в присутствии которого автоматически хочется вести себя достойно. Каждый из нас способен выделить человека некультурного, невоспитанного, невежественного, которого принято называть хамом. «… существует в этикете понятие хамство, это один из пороков человека, невежественного в нравственном отношении. Хам не чувствует душевного состояния другого человека, он способен сыпать соль на сердечные раны; громко стучать грязными сапогами там, где нужно затаить дыхание; ломиться в дверь, когда надо тихонько и незаметно отойти на цыпочках от этой двери; смеяться, когда всем грустно», -  В. Сухомлинский.

     Прекрасно, если в человеке душа, мысли, лицо, одежда говорят о внутренней культуре, но без воспитания внешних форм поведения не может быть внутренней культуры. Человеку обычно гораздо легче дать волю своим желаниям, эмоциям, порывам. И только культурный человек не позволит себе проявить свои аффекты прилюдно.

     Наверное, необходимо человека учить элементарным правилам вежливости, учить вести себя так, а не иначе. И тогда даже человек не очень тонкой душевной организации не будет сыпать соль на раны и стучать грязными сапогами не потому, что понимает состояние другого стучать грязными сапогами не потому, что понимает состояние другого человека, сочувствует ему, а просто потому, что культурный человек не должен этого делать нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах.

     Отсутствие воспитания, незнание внешних форм поведения, может сыграть злую шутку даже с замечательным человеком.

     «В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, ученость педантизмом, остроумие шутовством, простота неотесанностью, добродушие - лестью» Д.Локк.

     Нам всем нужна доброта и сочувствие, внимание и предупредительность, мы обижаемся на резкое слово, но часто не замечаем, как грубим сами. Каждый может ответить на доброе слово улыбкой, пропустить вперед женщину или придержать дверь, чтобы она не ударила вслед идущего, сохранять доброжелательный тон даже при споре, уметь выслушать не перебивая.

     Все это не мелочи, а хорошие манеры, та культура поведения, которая и есть забота об окружающих вас людях.

     Так давайте улыбнемся, друг другу, сгладим неловкость, остановим нетерпение и грубость.

     Ведь еще Сенека считал: «Не хотим - вот причина, не можем - только предлог».

     В нашем ежедневном общении с разными людьми не бывает мелочей. Так внешний вид человека играет огромную роль. Психологи отмечают склонность людей давать оценку достоинствам и недостаткам человека на основании одной только внешности, поскольку она воспринимается как неотъемлемая характеристика личности.

     «Хотя справедливости ради, следует сказать, что сознанием люди понимают независимость личностных свойств человека от особенностей его внешнего облика. Но в жизни, вопреки этому пониманию, люди в 85 случаях из 100 свое отношение к человеку, как к личности, в первые моменты общения строят на основе внешнего впечатления», - психолог А. Панферов.

     Итак, отношение к человеку, как к личности, только в первые моменты общения обусловлено эстетической привлекательностью. Когда же люди лучше узнают друг друга в процессе общения и совместной деятельности, впечатление о человеке, основанное только на внешнем облике, может либо подтвердиться, либо измениться. Это происходит потому, что в совместной деятельности люди полнее обнаруживают свою сущность, свои достоинства и недостатки. Кроме того, на наши отношения начинают влиять: профессионализм, общественное положение, отношение к людям.

     Говоря о внешнем виде человека, имеют в виду не только его опрятность, обаяние, физическую красоту, но и умение одеваться в соответствии с модой и со своим возрастом.

     Что же такое мода?

     «Мода - это кратковременная форма стандартизованного массового поведения, возникающая стихийно под влиянием доминирующих в данном обществе настроений, вкусов, увлечений.

     Выступая в роли регулятора человеческого общения, мода является своеобразным дополнением к традициям и обычаям, неофициально узаконивается властью массовой привычки и охраняется силой общественного мнения» Словарь И.С. Кона.

     Значит мода - это всеобщая потребность и всеобщий интерес к чему-то, возникающая как увлечение большинства. Она разная у разных возрастных групп и трансформируется с возрастом, вкусом возможностями.

     Бесспорно, в одежде, как и во всем, нужна мера. «Чувство меры - это не какая-нибудь серенькая середина, не оставляющая никакого впечатления. Это точное попадание в цель. Когда нужно чувство меры подскажет: нужно много, нужно чуть-чуть и т.д.», - искусствовед И.А. Андреева.

     Можно добавить: чувство меры - это умение правильно выбирать: сколько цветов, деталей, отделок в одном предмете одежды будет красиво, как их сочетать и т.д. Важно учитывать место и время, окружающую обстановку, ситуацию, людей, с которыми вы будете общаться.

     Доказано, что человек, удовлетворенный своим внешним видом, чувствует себя уверенно как в личной, так и в профессиональной деятельности.

     Важным показателем культурного человека является его речь. Первое и непременное требование к   разговору - правильность речи говорящих. Поэтому надо постоянно следить за правильным произношением и ударением. К явным недостаткам речи относится наличие слов-паразитов: «так», «так сказать», «понимаете», «значит», «вот», «это самое», «блин» и так далее. Они вызывают раздражение. Еще хуже, если в речи без надобности повторяются одни и те же слова. Это создает впечатление ее бедности и монотонности.

     Дурная привычка пересыпать свою речь мудреной, непонятной для слушателя лексикой. Это мешает взаимопониманию между собеседниками.

      Краткость - важнейшее требование к деловой речи. Это означает, что говорящий не злоупотребляет временем и терпением слушателя, но и умеет избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Одна из разновидностей многословия - тавтология - повторение того же самого другими словами: «в августе месяце», «схематический план», «пять человек шахтеров», «семь штук трансформаторов».

     Известно, что «каждый слышит то, что понимает». Поэтому следует максимально заботиться о доступности речи. Рекомендуется использовать вспомогательный материал речи: определения, сравнения, примеры. В речи очень важен подбор первых эффектных фраз, содержащих интригующую информацию или очень интересные для аудитории факты, которые сразу приковывают к себе внимание.

     Первое правило этики общения - будьте во всем пунктуальны.

     Опоздания любого сотрудника мешают работе, кроме того, они свидетельствуют о том, что на этого человека нельзя положиться. Для человека очень важно умение рассчитывать время, необходимое для выполнения того или иного задания.

     Второе правило этики общения - не говорите лишнего.

     Любой сотрудник обязан хранить секреты своей организации. Это правило касается всех дел фирмы или учреждения: от кадровых до технологических, это же относится и к разговорам сослуживцев об их личной жизни.

    Третье правило этики общения -   думайте не только о себе, но и о других.

    Стремитесь всегда терпеливо выслушивать собеседника, учитесь уважать чужое мнение и понимать его, избавляйтесь от нетерпимости к инакомыслию. Никогда не унижайте оппонента, имейте в виду, что рано или поздно вы столкнетесь с человеком, который будет вынужден поступить с вами также.

     Еще несколько правил поведения от Д. Карнеги:

Шесть правил, соблюдение которых позволяет нравиться людям.

Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

Правило 2. Улыбайтесь.

Правило 3. Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения.

Правило 1. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

Правило 2. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

Правило 3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

Правило 4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

Правило 5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да».

Правило 6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

Правило 7. Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

Правило 8. Искренне пытайтесь смотреть на вещи глазами вашего собеседника.

Правило 9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

Правило 10. Взывайте к более благородным мотивам.

Правило 11. Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.

Правило 12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

Разговор по телефону

Необходимо помнить о некоторых правилах, связанных с телефонными разговорами.

1. На телефонный звонок (особенно на работе) отвечайте сразу.

2. Не забывайте здороваться по телефону и лишь, затем обращайтесь с просьбой. Звонивший обязан назвать себя, если, не застав нужного ему человека, просит передать какое-нибудь сообщение.

3. Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности.

4. Не звоните по телефону утром до 9 часов или вечером после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка ждут и не легли спать).

5. Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил.

6. Никогда в начале разговора не спрашивать: "Кто говорит?"

7. Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить.

8. Не звоните без крайней необходимости на работу по личному делу.

9. Говорите на работе по телефону коротко.

10. Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Ведь чаще бывает, виноват не человек, а автоматика. В очередной раз, попав не по назначению, следует извиниться и уточнить номер телефона.

11. Если вам в гостях необходимо позвонить, не забудьте спросить разрешения. При этом хозяину дома совсем не обязательно покидать вас (если такая потребность не становится очевидной).

12. Если на 5-6-й сигнал вам не отвечают, вешайте трубку.

13. Учитывая возможность неверных соединений телефонных номеров по техническим причинам или по вашей собственной ошибке, нелишне, прежде чем давать указания и распоряжения, осведомиться, куда ли вы попали.

14. Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи - "извините", "пожалуйста" и "спасибо", - особенно полезны при телефонных разговорах.

15. Человеку, которому не хочется попасть в глупое положение, следует помнить еще одно обстоятельство: даже хорошо вам знакомые люди бывают в различном настроении в зависимости от обстоятельств и самочувствия. Поэтому если вы при разговоре хотите пошутить, постарайтесь по интонации определить их настроение, а потом уже вести разговор в уместном тоне.

16. Не обременяйте друзей или родственников по телефону своими

неприятностями, жалобами на болезнь, рассказами об огорчениях, которые доставили вам муж или дети, не обсуждайте в течение часа очередную покупку и т.д. Разговор по телефону должен по возможности быть кратким, спокойным и вежливым.

Если вы звоните, но телефону-автомату, помните: другие ждут своей очереди. Но ожидающие не должны мешать разговору: не ворчать, терпеливо дожидаться своей очереди. Некоторые телефоны-автоматы, имеющие ограничители, сами дисциплинируют нас.

17. И последнее. Даже если вы чем-то обижены и очень разгневаны, воздержитесь, пожалуйста, от криков и угроз по телефону. Постарайтесь вести себя корректно.

 

     Вывод:  

     Правила этикета в обществе – это умение вести себя во всех ситуациях, в которых только может оказаться человек. В современном мире необычайно важно знать их чтобы быть довольными собой и другими, относиться ко всем людям уважительно, приветливо, доброжелательно, естественно. Чтобы любое, даже самое лучшее элитное общество охотно приняло вас в свои ряды. Чтобы быть приятным человеком в любой ситуации, чтобы с вами хотели иметь дело, нужно в совершенстве знать законы поведения в обществе. Они помогут не только достичь любых целей, но и стать счастливым и уверенным в себе человеком. Воспитанный человек живет в гармонии с собой и окружающими. Невозможно стать воспитанным одномоментно, или только в некоторых случаях, хорошие манеры - это не костюм или платье, которое хранится в шкафу до торжественного случая. Воспитание или есть, или его нет.

Альберт Швейцер: «Этическое — это нечто большее, чем неэгоистическое!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Безграничная сила мысли»

Цели занятия:Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно-ориентированной технологии “Развитие критического мышления”, метода «Шесть шляп мышления».Охарактеризовать мыслительную деятельн...

Христианская этика. Долг и ответственность.Милосердие и сострадание.

Конспект урока по основам православной культуры....

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ К НЕМУ "Этика есть безграничная ответственность за всё"

Этика разделена на части и рассматривается понемногу каждая из них: как нужно есть, одеваться, разговаривать и т.д....

Методическая разработка воспитательного мероприятия в рамках конкурса «Добрая зима» «Безграничные возможности особенных детей».

Методическая разработка воспитательного мероприятия в рамках конкурса «Добрая зима». «Безграничные возможности особенных детей»....

Родительское собрание "Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых."

Родительское собрание "Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых." 9 класс...

Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)

Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....