классный час "О любви и о войне"
методическая разработка (9 класс) на тему

Шевлякова Татьяна Ивановна

02.03.2018 года в 9 Г классе прошёл классный час на тему «О любви и о войне», целями которого были: формирование нравственной культуры старшеклассников, понимания значения такой нравственной категории, как любовь в жизни человека, ее многоликости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_lyubvi_i_o_voyne.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

                              Классный час «О любви и о войне»

Цели классного часа:

  1. Формирование нравственной культуры старшеклассников, понимания значения такой нравственной категории, как любовь в жизни человека, ее многоликости.
  2. Воспитание патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических и духовно-нравственных ценностей: сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества;
  3. Совершенствование универсальных учебных действий: поиск информации, ее анализ и представление, умение работать в группе.

Подготовительная работа: обсудить с обучающимися тему классного часа, дать опережающее задание по группам - подготовить сообщения с презентацией на темы:

1 группа - «Письма с фронта»,

2 группа - «Любовь  в песнях военных лет»,

3 группа - «Любовь в стихах о войне».

Примерные вопросы к сообщениям:

1 группа - сообщение «Письма с фронта».

  1. Как оформлялись письма в военное время?
  2. О чем чаще всего писали бойцы своим любимым, родным людям?
  3. Какой предстает Любовь в письмах с фронта?

2 группа – сообщение «Любовь в стихах о войне»

  1. Какие песни о любви были написаны во время Великой Отечественной войны? Назовите авторов.
  2. Почему во время войны бойцы находили время для песен о любви?
  3. Какие строчки могли бы быть на памятнике, посвященном Любви во время войны?

3 группа  - сообщение «Любовь в песнях военных лет».

  1. Какие стихи рассказывают о любви в военные годы?
  2. В чем вы видите трагизм любовных отношений во время войны?
  3. Почему Любовь оказывается сильнее смерти, боли, войны?

Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, проектор, колонки.

Оформление: фоном звучит музыка, на экране эпиграф классного часа, фотографии военных лет.

План классного часа:

I. Эпиграф (2 минуты)

II. Вводное слово классного руководителя (3 минуты)

III. Выступление ребят по группам (10 минут)

IV. Вопросы, обсуждение (5 минут)

V. Работа в микрогруппах по проектированию макетов памятника Любви в годы ВОВ (12 минут)

VI. Защита проектов (8 минут)

VII. Заключительное слово, вывод по теме классного часа (2 мин).

VIII. Рефлексия (3 мин).

Эпиграф к занятию (слайд 1)

Это счастье - любовь на войне. 
Как бесценный подарок Судьбы. 
За нее была ярость вдвойне 
На суровых дорогах войны. 

Как любовь на войне берегли, 
Как ценили мгновения встреч. 
Если б мы сегодня могли 
Так же свято ее беречь. 

Была она неистовой и верной, 
Обману и предательству чужда. 
А нежности была неимоверной. 
Да, на войне любовь была нужна. 

Любовь была, как островок надежды. 
Она была нужна не потому ли, 
Так оберегам верили мы прежде, 
Как грамота охранная от пули. 

Классный руководитель: Эти строки прозвучали эпиграфом к нашей сегодняшней встрече. А посвящена она будет самому сильному, самому необходимому в жизни человека чувству, Конечно, это любовь. Именно она во время Великой Отечественной войны вдохновляла бойца на подвиг, давала силы жить в тылу врага, дарила надежду и веру в Победу.

В класс входят юноша и девушка в форме и начинают читать стихи               (слайд 2)

Он: Когда же я увижу снова

Твои дрожащие ресницы…

Когда же я увижу снова

Твои печальные глаза…

Что ж ты молчишь,

Скажи хоть слово,

Война велит нам разлучиться.

Что ж ты молчишь,

Скажи хоть слово,

В огонь уходят поезда.

Она: Зачем назвал меня любимой

Той долгожданной ночью светлой?

Зачем назвал меня любимой?

Теперь мой путь не изменить!

Любовь должна быть неделимой.

Она, как звездный свет, бессмертна…

Любовь должна быть неделимой,

Войне любовь не разделить!

Он: Я ухожу, чтоб возвратиться… (слайд 3)

Смотри, уже пылает небо!

Я ухожу, чтоб возвратиться…

Над нашим счастьем поднят меч.

Она: Я верю, встреча повторится!

С тобою буду, где б ты ни был…

Я верю, встреча повторится,

Как тысяча счастливых встреч!

Классный руководитель: Каждая из групп подготовила сообщение по своей теме, касающейся любви и войны. Давайте послушаем их.

Выступления групп, вопросы, обсуждение.

 1Группа. Письма с фронта. (слайд 4) С началом военных действий миллионы людей оказались в действующей армии. Шла массовая эвакуация из прифронтовой полосы. Многие люди поменяли адреса и место жительства. Война разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких в тылу и на фронте. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем и посылок. Не меньше шло писем с фронта – в города и сёла, туда, где остались близкие люди. Немало сложено стихов и писем о любви в военные годы, сняты замечательные кинофильмы, но главным подтверждением существования любви в годы войны являются фронтовые письма.                                                                                                           (слайд 5)   Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое письмо не заклеивалось – его должна была прочитать цензура, почтовая марка и конверт были не нужны, адрес писался на наружной стороне листа.

(слайд 6) О чем думал солдат, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте? Конечно, о семье, о товарищах, о войне. Он спешил поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами, спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная его забота  успокоить близких, сообщить, что жив – здоров, воюет, бьет врага, и заверить, что вернется с победой. 

 Чтение писем.

(слайд 7) 1.Младшему сержанту миномётной роты И. Зеленчуку, воевавшему на Юго-Западном фронте, приходит такое письмо: «Дорогой папуля! Мы пишем тебе не из нашего родного города Кронштадта, а из Ивановской области. Здесь я и Женя вместе находимся в детском доме. Ты о нас не беспокойся и не волнуйся. Нам тут всё дают, кормят, одевают, и местность кругом зелёная, а река совсем, совсем близко. Я учусь в пятом классе и получаю хорошие отметки. Мы тебе уже писали, папочка, о нашем горе: немец бросал в Кронштадте много, много бомб и убил нашу мамочку и братика Лёню. Передай от меня и Жени, от ребят нашего детского дома, у которых немцы также убил их мам и пап, привет своим товарищам-миномётчикам. Пусть они все дерутся с фашистами, как герои, не дают им пощады.

(слайд 8) 2.В родной город слал свои весточки жене и маленькому сыну Алексей Рогов, командир эскадрильи авиаполка, совершивший более 60 вылетов. В каждом его обращении к жене чувствуется неподдельная любовь и тревога за близких. «Девочка моя, — писал Алексей жене из Новочеркасска, — приготовь себя к разлуке. Впереди 1942 год. Живи, как и я, надеждой на встречу». Следующее письмо он отправил домой из Московской области: «Здравствуй, Верочка, и сынулька Ванечка! Милая, не грусти. Готовься к зиме. Купи сыну валенки и сшей ему шубку. Люблю вас. Алексей». Последнее письмо датировано началом октября 1941 года. Его Алексей написал за несколько дней до своей гибели. Звание Героя Советского Союза он получил посмертно.
(слайд 9) 3. “Любимый Иван! Получила твоё письмо и не могу сдержать слёз радости. Сразу стало спокойнее, а на сердце всё равно лежит “камень” страха и волнения. Ты жив! Но каждую минуту над тобой кружит смерть! Я молюсь за тебя. За нас не волнуйся! Сейчас осень, мы с подругами и стариками как можем, работаем. А ночью я ещё варежки и носки вяжу, это на фронт, ведь скоро зима. Пусть этот кусочек тепла согреет и тебя, и других солдат! Ты за нас не волнуйся, ведь сын уже большой, ему шесть лет, он уже и воды принесёт, и дров подкинет, и чай вскипятит. Нам-то не так тяжело, как тебе. Мы всё-таки вдвоём со Стёпкой, а ты-то там один, да ещё и под угрозой смерти. Милый мой, пусть у тебя будет всё хорошо, а я выполню твою просьбу. Стёпочку нашего поцелую, сама одеваться буду, кушать будем хорошо и писать тебе буду, только о себе весточку шли, береги себя! Любим тебя! Ждём встречи …09.1943 год.

(слайд 10) 4.«Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.
Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов.
У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить.
А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.
Твой Иван Колосов»

2Группа. Стихи о любви на войне

(слайд 11) Война: Я – многоликая Война,
Я к людям часто приходила 
Любовь: Я – всемогущая Любовь,
Я людям счастье приносила.
Война: Я – где коварство, боль и страх,
Где небо – алой крови бездна.
Любовь Я – где надежда, свет и жизнь,
Где небо – алый цвет Победы.
Война: Несу тебе я, человек,
Потерю близких, боль, страданье.
Любовь: А я несу в своих руках
Творить, любить и жить желанье.
Война: Но ты, Любовь, слабей меня,
Тебя всегда я побеждала.
Любовь: Но как всегда, твоя война 
Моей победой завершалась.
Война: Наш спор идет уже давно,
Пора поставить в этом точку.
Любовь: Сражаться будем до конца,
И днем, и ночью…
Война: И днем, и ночью.
Любовь: Смотрите, люди! Час настал
Великой битвы!

                                         (слайд 12)              Константин Симонов

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

(слайд 13) Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

(слайд 14) Любовь. На свете есть и материнская любовь,
 Та, от которой в жилах стынет кровь.
 И что бы ни пытались в душах изменить
 Любовь такую не продать и не купить.
 Война. Горячим пеплом жгу ее седины
 Вокруг огонь и сын в глухом бреду.
 
Любовь. Так повелось, что мать приходит к сыну
 Сквозь горький дым, несчастья и беду.
 Война. А эта мать не может оторваться
 От свежего могильного холма
 Ее сынок в земле.
 Любовь. А на ладони
 Листок его последнего письма.
 В нем он живой и весело смеется.
 Война. Мечтает, глупый, мирной жизнью жить.
 Любовь. Покуда слезы есть, и сердце бьется,
 Она с молитвой будет верить и любить.

(слайд 15) Любовь матери… В этом чувстве заложена огромная сила, свет, забота. Чувство матери – это чистый, тихий свет, который освящает собой мир. Любовь матери – это дающая силы, возрождающая энергия.  Их подвиг никогда не оценивается наградами, но они заслужили самые высокие почести. Они отдавали своих сыновей, они ждали их домой, принимая на себя весь груз забот, они выхаживали своих детей после ранений. Ни одна победа не могла бы свершиться без их святого труда.

(слайд 16) Мать, провожая сына на войну... 
Наталья Алимова

Мать, провожая сына на войну,
Старалась спрятать глубже боль и грусть, —
В свой дом навечно поселяя тишину, 
Лишь голос слышала: «Родная, я вернусь!»

Он ей запомнился шагающим в строю —
Её сынок — надежда и отрада.
Он жизнь отдал за Родину свою.
Искала сорок лет его награда.

И к сердцу мать прижала сухонькой рукой
Медаль, что в сельсовете ей вручили…
А сын, сражённый пулею шальной,
Лежит в никем не найденной могиле.

3Группа    Любовь в песнях военных лет

(слайд 17) Любовь: 

Ты загляни в сердца людей

– увидишь в них любовь большую:
к любимым, детям, матерям, отцам, друзьям…

Любовь живую!
Война: 

Но свыше Воля мне дана,

Любовных уз разрушить цепи,
И в бесконечный ряд крестов,

Их прочно заключить навеки.
И мне идей не занимать: концлагеря, бомбежки, пытки…
Любовь: 

Но этим душу не убить!

Напрасны все твои попытки!
Огнем войны не сжечь имен, с которыми идут на битву.
Их повторяют вновь и вновь, как всемогущую молитву!


Песня «Катюша» (слайд 18)

Песня «На позиции девушка…»  (слайд 19) 

Песня «В землянке» (слайд 20)

Песня «Смуглянка» (слайд 21-22)

Песня « Тёмная ночь» (слайд 23)

(слайд 24) Любовь между мужчиной и женщиной есть именно ярчайшее проявление жизни, равно как и неразрывно связанное с нею стремление к продолжению рода. Потому-то, несмотря на ужасы войны и угрозу смерти, находившей каждодневное подтверждение в массовой гибели людей, точнее, вопреки всему этому, любовь в действующей армии была закономерной и неотъемлемой частью фронтовой повседневности на всем протяжении Великой Отечественной войны, с первого до последнего ее дня.

(слайд 25) Нельзя забывать и о многообразии ситуаций, в которых возникала и проявлялась любовь. Любовь как воспоминание и ожидание, как мечта или тоска, как последнее письмо перед смертным боем, из которого не чаяли выйти живым, как завещание другу навестить невесту после войны, как мимолетная, но необычайно сильная вспышка страсти при кратком знакомстве, как военно-полевой роман, имевший разные продолжения после войны…

Классный руководитель: Какой мы можем сделать вывод, прослушав друг друга?  (слайд 26)

Вывод: Великая сила любви заставляла наших солдат идти в бой, под пули. Любовь к родным, близким, к Родине толкала их на подвиги. Любовь помогала и тем, кто ждал родных с фронта, дарила надежду и веру. Как подтверждение этого слова И.С.Тургенева: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».  Классный руководитель: Всем известно, что одним из способов увековечить память о героях и событиях являются памятники. Слово «памятник» образовалось от слова «память». Вот, что написал о памяти очень мудрый человек, академик Д.С.Лихачев: «Память противостоит уничтожающей силе времени». Как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся) И сегодня мы попробуем создать с вами макет памятника «О любви и о войне…». При работе опирайтесь на чувства и мысли, которые родились у вас в процессе работы над сообщениями.

Работа в группах над макетами памятника Любви во время ВОВ

Классный руководитель: Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Защита макетов по группам.

А теперь давайте проведем рефлексию:

- Какие чувства вы испытывали во время классного часа?

- Какой момент вам наиболее запомнился?

- Как вы считаете, полезен ли был вам этот классный час?

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для классного часа, посвященного Дню Победы "Война и дети"

Презентация рассчитаны на учеников средней школы. Ее цель - рассказать школьникам о том, каким трудным было военное детство....

Разработка классного часа Тема: «Первая мировая война в судьбе кубанского казачества»

Разработка классного часаТема: «Первая мировая война в судьбе кубанского казачества»Цель  классного часа: раздвинуть рамки представлений учащихся об истории малой родины и роли земляков в данном ...

Презентация для классного часа "Герои Великой Отечественной войны".

Данная презентация рассказывает о некоторых героях ВОВ. 70-летию со Дня Великой Победы посвящается....

Методическая разработка классного часа «Дети Великой Отечественной войны»

Цель: Формирование у школьников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.Задачи: рассказать учащимся о роли детей в годы во...

Презентация к классному часу о Великой Отечественной войне "Поклонимся великим тем годам".

Даанная презентация содержит материал, который можно использовать при проведении классного часа или внеклассного мероприятия о Великой Отечественной войне в 5 - 6 классах....

Методическое пособие по организации классного часа, посвящённого ветеранам Афганской войны.

Данный классный час предназначен для учащихся 7 класса. Основной целью является : сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности,  понимание того,что без патриотизма н...

Сценарий классного часа о Великой Отечественной войне "Чтобы помнили"

Цели: Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважения к историческому боевому  пути  славной  Родины.Углублять знания  учащихся о Великой Отечественной войне, ге...