Развитие положительных навыков старшеклассников через мероприятия различной направленности
статья на тему
В настоящее время формирование жизненных ценностей старшеклассников осуществляется под негативным влиянием многих факторов, например: низкая социальная активность, разделение на субкультуры, кризис в институте семьи, подавление индивидуальности современного молодого человека, омоложение вредных привычек. Преподавательский коллектив школы не может повлиять на ситуацию, сложившуюся в социальной сфере. Но в процессе школьного образования и воспитания старшеклассников, можно учитывать влияние данных факторов, целенаправленно формируя компоненты ценностных ориентаций и добиться позитивных результатов в личностном развитии старшеклассников.
В процессе внеклассной работы старшеклассники занимаются различной коллективной деятельностью, что само по себе имеет большие преимущества в воспитательном процессе. Во-первых, групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решать межличностные проблемы, когда каждый ученик не замыкается в себе, не остается сам на сам со своими трудностями.
Во-вторых, коллективная деятельность в классе и в школе отображает систему общественных взаимоотношений, которая разрешает старшеклассникам увидеть и проанализировать в специально созданных условиях закономерности общения и поведения других людей и самых себя, которые незаметные в жизненных ситуациях.
В-третьих, участие во внеклассной деятельности дает возможность каждому старшекласснику получить обратную связь от учеников для более эффективного способа общения. Вследствие этого возникает эмоциональная связь, которая оказывает содействие личностному саморазвитию старшеклассника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_polozhitelnyh_navykov.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие положительных навыков старшеклассников через мероприятия различной направленности
В настоящее время формирование жизненных ценностей старшеклассников осуществляется под негативным влиянием многих факторов, например: низкая социальная активность, разделение на субкультуры, кризис в институте семьи, подавление индивидуальности современного молодого человека, омоложение вредных привычек. Преподавательский коллектив школы не может повлиять на ситуацию, сложившуюся в социальной сфере. Но в процессе школьного образования и воспитания старшеклассников, можно учитывать влияние данных факторов, целенаправленно формируя компоненты ценностных ориентаций и добиться позитивных результатов в личностном развитии старшеклассников.
Для формирования всех этих ценностей необходима работа на уровне государства и на уровне школы (включая традиционные и интерактивные методы и формы работы). На уроках невозможно в полном объеме изучить и понять сложные и многогранные вопросы современного мира. Необходима разнообразная внеурочная и внеклассная деятельность.
В процессе внеклассной работы старшеклассники занимаются различной коллективной деятельностью, что само по себе имеет большие преимущества в воспитательном процессе. Во-первых, групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решать межличностные проблемы, когда каждый ученик не замыкается в себе, не остается сам на сам со своими трудностями.
Во-вторых, коллективная деятельность в классе и в школе отображает систему общественных взаимоотношений, которая разрешает старшеклассникам увидеть и проанализировать в специально созданных условиях закономерности общения и поведения других людей и самых себя, которые незаметные в жизненных ситуациях.
В-третьих, участие во внеклассной деятельности дает возможность каждому старшекласснику получить обратную связь от учеников для более эффективного способа общения. Вследствие этого возникает эмоциональная связь, которая оказывает содействие личностному саморазвитию старшеклассника.
И главное, происходит постепенное развитие положительных навыков у старшеклассников, которые необходимы для дальнейшей жизни, для принятия правильного решения в разных ситуациях.
Во внеурочной деятельности можно использовать следующие технологии интерактивного обучения.
1)Работа в парах.
2)Ротационные (сменные) тройки.
3)Карусель.
4)Работа в малых группах.
5)Аквариум.
6)Незаконченное предложение.
7)Мозговой штурм.
8)Броуновское движение.
9)Дерево решений.
10)Суд от своего имени.
11)Гражданские слушания.
12)Ролевая (деловая) игра.
13)Метод пресс.
14)Займи позицию.
15)Дискуссия.
16)Дебаты.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом, интерактивное творчество учителя и учащихся безгранично. Важно только умело направить его для достижения образовательных целей решения дидактических задач.
Я бы хотела показать несколько примеров, какие мероприятия мы организовывали и проводили со своим 10 классом. В своей работе с классом я применяю разные формы работы (и традиционные и нетрадиционные, интерактивные). День Здоровья – мы разделились и работали малыми группами, решили День Здоровья провести в школе по станциям. Каждая группа готовила свою спортивную станцию, а потом принимала и оценивала класс. В конце спортивного дня провели флеш-моб для себя и всех желающих в ботинках кардио джинс..
9 Мая. Ежегодно мы проводим традиционные мероприятия в школе, однако уже в 9 классе ребята сами подбирали стихи, нашли и пригласили гостей (детей войны), а потом вместе с ними пели песни, организовали небольшое чаепитие. Ну и конечно участвуем акции Бессмертный полк.
На этом слайде организуем другие акции: Поменяй сигарету на конфету, Подари улыбку, Аутизм.
Здесь наш класс организовывает и проводит общешкольные мероприятия: День Знаний, День Матери, День Флага, День Героев Отечества.
Голубой Огонёк. Сначала писали сценарий: писала Настя Т., а идеи были выслушаны все (мозговым штурмом), затем распределили роли (участвовали все без исключения), находили или шили костюмы. Получился прекрасный праздник, мы провели его для 1 и для 2 смены. Пример ролевой игры – форма: сказка.
На классных часах часто применяю Незаконченное предложение, не так давно устроили дискуссию о пользе или вреде диет.
Или классный час «Уроки нравственности» в форме Стол решений (не Дерево Решений.) Класс делится на 3 - 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своём «столе» (листе), потом группы меняются местами и дописывают на столах соседей свои решения.
В заключении хочу отметить, что внеклассная деятельность – это часть основного образования, которая способствует расширению образовательного пространства и создаёт дополнительные условия для развития учащихся, обеспечивая сопровождение, поддержку на этапах адаптации и обогащение социального опыта у учащихся путем переживания жизненных ситуаций.
Исходя из вышеизложенного среди главных преимуществ применения интерактивных методов во внеклассной работе можно назвать личностно-ориентированный подход в воспитании, коллективное обучение, обучение в сотрудничестве, в которых и обучающиеся и педагог являются субъектами воспитательного процесса. Учащиеся приобретают опыт нахождения решения, поднимается степень мотивации, учащимся некогда лежать на диване или тусоваться в подворотнях – у них кипит деятельность, причём та, которая им нравится. Мы, педагоги, тоже учимся у своих учеников. Век живи – век учись.
Педагог должен учиться всю жизнь. И не страшно, что он чего-то не знает. Использование интерактивных методов поможет ему в профессиональном росте, в изменении себя, обучении вместе со своими воспитанниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей обучающихся посредствам сочетания различных направлений и форм занятий в объединении декоративно-прикладного творчества «Фантазеры»
Программа "Фантазеры" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-ко...
Творческая работа"Развитие общеучебных навыков учащихся через применение технологии проблемного обучения на уроке"
На развитие общеучебных навыков учащихся направлена технология проблемного обучения и воспитания. В её основе лежит развитие способностей видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средс...
Методическая работа "Развитие коммуникативных навыков общения через диалогическую речь на уроках социально-бытовой ориентировки"
Обобщение опыта работы...
Развитие коммуникативных навыков обучающихся через внедрение информационных технологий
Автор проекта: Конобеева Г.Н. учитель географии МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска 2014 год.qАктуальность проекта заключается в решении проблемы самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умен...
Консультация для педагогов "Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности".
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства....
Социальные сети как средство развития коммуникативных навыков старшеклассников с нарушением слуха
Статья "Социальные сети как средство развития коммуникативных навыков старшеклассников с нарушением слуха"...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕНО – МУЗЫКАЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ ЧЕРЕЗ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Задачи музыкального воспитания в школе подчинены общей цели всестороннего развития личности ребенка. Одним из средств формирования личности ребёнка, является музыкальное воспитание и перво...