Итоговая работа на тему "Психологическая зависимость от компьютерных игр"
статья (7 класс) по теме

Жидкова Лариса Ивановна

В работе "Психологическая зависимость от компьютерных игр" рассматривается механизм формирования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр, даются рекомендации, как избавиться от компьютерной зависимости, приводится большой список литературы, в которой можно ознакомиться с изложенной в работе проблемой поподробней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая работа

на тему

«Психологическая зависимость от компьютерных игр»

                

Слушателя курсов

Жидковой Л.И.,

учителя русского языка

и литературы

учителя МБОУ Школы №127

г.о. Самара

Самара 2018

Содержание

Введение………………………………………………………………..1-2 стр.

Основная часть…………………………………………………………...3 стр.

  1.  «Интернет-зависимость»…………………………………………3 стр.
  2. Психологическая зависимость от компьютерных игр………..4-7 стр.
  3. Механизм формирования психологической зависимости от

ролевых компьютерных игр…………………………………..7-12 стр.

  1. Как избавиться от компьютерной зависимости…………….12-13 стр.
  2. Заключение……………………………………………………14-15 стр.

Литература……………………………………………………………16-18 стр.

Электронные ресурсы…………………………………………………..18 стр.

 

Введение

        Новые процессы в развитии общества в XX и начале XXI веках, такие как глобализация, развитие новых технологий, переход к информационному обществу привели к появлению новых проблем в социализации личности, в частности нехимических аддикций (компьютерная, мобильная зависимости, лудомания, бьюти-зависимость, шопингомания и др.). Основная опасность этих аддикций кроется в их кажущейся безопасности. С позиции непосвященного человека их трудно отнести к социально-педагогическим проблемам, тем более к девиациям. Действительно, что опасного может быть в игре, наоборот – игра многие века используется человечеством в качестве средства обучения, воспитания, развития. Без компьютера, интернета, мобильного устройства в современном обществе человек практически не может обходиться. А необходимость приобретать те или иные товары и услуги существует в человеческом обществе с древнейших времен, так же как потребность нравиться, а значит, и украшать себя. Конечно, все перечисленное относится к нормальным потребностям человека в комфорте, если не перерастает в ложную потребность, манию.

          Как говорилось ранее, зависимое (аддиктивное) поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации. Причин распространения данных асоциальных форм поведения и трудностей борьбы с ними несколько.

         Во-первых, в случае с нехимической зависимостью грань между необходимым и манией, нормой и отклонением подчас столь тонка, что определить ее может только специалист. Обычный человек, как и его ближайшее окружение до поры до времени не видят в пристрастии к компьютеру или мобильному устройству разновидности девиантного поведения.

-1-

         Во-вторых, относительная новизна данных видов аддикций не позволила специалистам (психологам, педагогам, социальным педагогам) собрать достаточный материал для их профилактики и коррекции.

        В-третьих, эпоха массового производства нуждается в массовом потребителе, который сравнивает себя с другими и ориентируется на массовый вкус (если всем нравится, значит, это статусно). Это порождает культ пассивного потребителя, который может себе позволить все необходимое купить, что, в свою очередь, приводит к постепенному вытеснению духовных ценностей материальными.

         Наконец, в-четвертых, ценностная дезориентация особенно характерная для подросткового возраста, в условиях общества потребления часто приводит к личностным деформациям, к неадекватной самооценке, стремлению компенсировать неспособность решить реальные проблемы ложными потребностями.

          Природа нехимических и химических зависимостей идентична. Различные виды зависимостей, по сути, являются самыми удобными способами для мозга бороться со стрессом. Как было указано выше, механизм формирования зависимости запускается, когда человеку тяжело принимать реальность, которая наносит ущерб его психологическому состоянию. Таким образом, человек «уходит» в другой, более удобный для него мир, чтобы не решать «навалившиеся» проблемы, «забыться» и избавиться от неприятных ощущений.

-2-

Основная часть

  1. “Интернет-зависимость”

           Термин "зависимость" (addiction) был заимствован из лексикона психиатров для облегчения идентификации проблемы Интернета путем ассоциации ее с характерными социальными и психологическими проблемами. Всего может наблюдаться от 1 до 10 симптомов, в которые входят чрезмерное время, проводимое в сети, увеличивающееся беспокойство при нахождении в реальном мире, ложь или скрывание количества времени, проведенного в киберпространстве или же вялое функционирование в реальном мире. Частично это исследование доказывает, что злоупотребление Интернетом ведет к социальной изоляции, увеличивающейся депрессии, распаду семьи, неудачам в учебе, финансовому неблагополучию и к потере работы.

            "Интернет-зависимость" - это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Основные пять типов, которые были выделены в процессе исследования, характеризуются следующим образом:

 1. Пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети.

2. Навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.

3. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

4. Компьютерная зависимость - навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки – Doom, Quake, Unreal и др., стратегии типа Star Craft, квесты)

Поподробнее остановимся на психологической зависимости от компьютерных игр.

-3-

  1. Психологическая зависимость от компьютерных игр

     Можно выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику. Применительно к этому аспекту напомним, что все теоретические выкладки основаны на изучении влияния ролевых компьютерных игр, однако возможность их распространения на другие игры и виды компьютерной деятельности не исключена.

1. Стадия легкой увлеченности . 

После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то всю жизнь мечтал пострелять из ручного пулемета, кто-то — посидеть за рулем Ferrari или за штурвалом боевого истребителя.

          Компьютер позволяет человеку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить эти мечты. Начинает реализовываться неосознаваемая потребность в принятии роли. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Природа человека такова, что он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие, удовлетворяющие потребности. Вследствие этого человек начинает играть уже не случайным образом очутившись за компьютером, стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности.

-4-

 Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости является появление в иерархии потребностей новой потребности — игра в компьютерные игры. На самом деле новая потребность лишь обобщенно обозначается нами как потребность в компьютерной игре. На самом деле структура потребности гораздо более сложная, ее истинная природа зависит от индивидуально-психологических особенностей самой личности. Иными словами, стремление к игре — это, скорее, мотивация, детерминированная потребностями бегства от реальности и принятия роли.

        Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.

3. Стадия зависимости.

        По данным Шпанхеля, всего 10-14% игроков являются «заядлыми», т.е. предположительно находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр.

        Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями — в ценностно смысловой сфере личности. По данным А.Г. Шмелева, происходит интернализация локуса контроля, изменение самооценки и самосознания.

         Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной .

Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Такие люди очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем

-5-

влиянии на психику человека, чем индивидулизированная форма.

Различие в том, что люди не отрываются от социума, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.

Для людей с индивидуализированной формой зависимости такие перспективы гораздо более реальны. Это крайняя форма зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики — она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра — это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Это клинический случай, психопатология или образ жизни, ведущий к патологии. В связи с этим мы не будем в этой работе подробно останавливаться на этом, т.к. этот вопрос требует отдельного изучения.

4. Стадия привязанности.

          Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей. Т.е. человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Компьютерные игры имеют не большую историю, однако случаев полного угасания зависимости единицы. Человек может

-6-

остановиться в формировании зависимости на одной из предыдущих стадий, тогда зависимость угасает быстрее. Но если человек проходит все три стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, то на этой стадии он будет находиться длительное время. Определяющим здесь является тот факт, до какого уровня произойдет спад величины зависимости после прохождения максимума. Чем спад сильнее, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Однако есть основания предположить, что полностью зависимость не пройдет никогда, но мы не можем подтвердить это экспериментально. Следует отметить также и такой факт, как возможное кратковременное возрастание игровой зависимости, вследствие появления новых интересных игр. После того, как игра «постигается» человеком, сила зависимости возвращается на исходный уровень.

          Таким образом, разбиение процесса формирования игровой зависимости на стадии представляется нам важным шагом на пути исследования феномена кибераддикции, т.к. предполагает типологизацию аддиктов, исходя из их фиксации на определенной стадии зависимости.

Что же касается изучения игровой зависимости методом построения аналогий с наркотической зависимостью, то можно считать этот метод вполне разумным и весьма эффективным, поскольку аналогии действительно имеют место быть. Однако при этом подходе необходимо учитывать специфику игровой зависимости, связанную с неизбежностью ее произвольного угасания.

3. Механизм формирования психологической зависимости от

ролевых компьютерных игр

         Процесс механизма «затягивания» человека в игровую зависимость основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли.

        Эти механизмы работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности, включаясь сразу после знакомства

-7-

человека с ролевыми компьютерными играми и начала более или менее регулярной игры в них. Т.е. независимо от того, чем руководствуется человек и что им движет, когда он первое время начинает играть в компьютерные игры, включаются механизмы формирования зависимости, и в дальнейшем та потребность, на которой основан превалирующий механизм, принимает первостепенное значение в мотивации игровой деятельности. Итак, рассмотрим последовательно каждый из этих механизмов.

Уход от реальности.

          Основой этого механизма является потребность человека в «отстранении» от повседневных хлопот и проблем, своеобразная трансформация потребности в сохранении энергии. Мы не случайно употребляем термин «уход от реальности», а не «уход от социума», о котором упоминают некоторые авторы работ по сходной тематике. Дело в том, что мы имеем в виду не просто среду, общество, социум, а объективную реальность в целом. Уйти от социума можно посредством самых разнообразных способов, включая неролевые компьютерные игры. Однако уйти от реальности можно только лишь «погрузившись» в другую реальность — виртуальную.

           Психологические аспекты механизма основаны на естественном стремлении человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью. Ролевая компьютерная игра — это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Это простой способ пожить в другой жизни, где нет проблем, нет работы, на которую нужно ходить каждый день, нет хлопот по зарабатыванию денег на жизнь и т.д. В этом смысле может показаться, что ролевые компьютерные игры служат средством снятия стрессов, снижения уровня депрессии, т.е. своего рода терапевтическим методом. Однако использование ролевых игр в таком качестве под вопросом, хотя и

-8-

представляется вполне возможным. На практике же, люди обычно злоупотребляют этим способом ухода от реальности, теряют чувство меры, играя длительное время. Вследствие этого возникает опасность не временного, а полного отрешения от реальности, образование очень сильной психологической зависимости от компьютера.

            Процесс благотворного влияния ролевых игр представляется следующим образом: человек на время «уходит» в виртуальность, чтобы снять стресс, отвлечься от проблем и т.д. А в патологических клинических случаях происходит наоборот: человек на время «выходит» из виртуальности в реальный мир, чтобы не забыть, как он выглядит, и удовлетворить физиологические потребности. Остальная часть пирамиды потребностей сдвинута в виртуальную реальность и удовлетворяется там. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей, потому что человек не может в реальном мире делать все то, что ему дозволено в виртуальном. Один компьютерный аддикт, который увлекается в основном играми типа 3D-Action («трехмерное действие», вид «из глаз») сказал: «Когда я встаю из-за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным, поэтому стараюсь побыстрее прийти домой и снова сесть играть» Т.е. мы видим, что постоянный уход от реальности приводит к усилению этого стремления, к появлению устойчивой потребности бегства от реальности. Здесь мы находим аналогии с наркотиками и наркотической зависимостью: с каждой принятой дозой сила зависимости увеличивается; с каждым часом игры зависимость от нее усиливается и вскоре для человека становится невозможным обходиться без компьютерной игры.

Принятие роли. 

В основе лежит потребность в игре как таковой, которая свойственна человеку. А также стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет человеку удовлетворять потребности, по каким-то

-9-

причинам не способные удовлетвориться в реальной жизни.

Ролевые игры, особенно в детском возрасте, являются частью познавательной деятельности человека. Все дети играют в игры, сознательно принимая на себя роль взрослых, удовлетворяя бессознательную потребность в познании окружающего мира. С возрастом ролевые игры замещаются интеллектуальными и человек очень редко имеет возможность принять на себя роль другого человека, хотя подсознательная потребность в этом сохраняется: шофер хочет взглянуть на мир глазами летчика, мужчина — побыть в роли женщины, отвергнутый обществом неудачник мечтает хотя бы минуту побыть лидером. Потребность в познании мира — это видоизмененный исследовательский инстинкт, унаследованный людьми от животных. Предположительно, эта потребность находится в области бессознательного, т.к. в большинстве случаев частично или полностью не осознавается человеком. Однако неосознанность потребности не говорит о ее отсутствии или слабости как мотивирующего фактора; скорее наоборот, бессознательные потребности оказывают большее влияние на наше поведение, чем осознаваемые.

           Исследовательский инстинкт у животных и познавательная потребность у человека являются достаточно мощными мотивирующими факторами и нередко полностью определяют поведение. Животное, ведомое исследовательским инстинктом, забывает об опасности и может погибнуть ради этой жажды познания. Т.е. исследовательский инстинкт животного может подавлять даже очень мощный инстинкт самосохранения. Это доказывают и сторонники когнитивной психологии; для них познавательная потребность — основная движущая сила развития личности и источник активности. Ролевая игра — это весьма эффективный способ познавательной деятельности. В процессе ролевой игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, в следствие чего человек получает

-10-

удовольствие.

            Сам механизм образования зависимости основан на вытекающей из этого потребности в принятии роли. После того, как человек один или несколько раз поиграл в компьютерную игру, он понимает, что его компьютерный герой и сам виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности человека, которые не удовлетворены в реальной жизни. Этого компьютерного героя уважают, с его мнением считаются, он сильный, может убить сотню врагов сразу, он — супермен, и для человека очень приятно входить в роль этого персонажа, чувствовать себя им, т.к. в реальной жизни такие ощущения испытать большинство людей не имеют возможности. Далее, чем больше человек играет, тем все больше он начинает чувствовать контраст межу «им реальным» и «им виртуальным», что еще больше притягивает человека к ролевой компьютерной игре и отстраняет от реальной жизни. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Безусловно, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки, а также высших сфер структуры личности. В этой работе мы не будем останавливаться на влиянии компьютерных игр на личность человека, поскольку этот вопрос требует дополнительных научных исследований.

           Таким образом, существует два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, а следовательно есть основания предположить, что они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет психологических проблем и считает

-11-

свою жизнь счастливой и продуктивной. Однако таких людей очень немного, поэтому большинство людей будем считать потенциально предрасположенными к формированию психологической зависимости от ролевых компьютерных игр.

4.Как избавиться от компьютерной зависимости

  • Проанализируйте причину зависимости

Чтобы начать бороться с зависимостью человека то необходимо установить, что является объектом этой зависимости: игры, интернет или вообще все, что связано с компьютером.

          Если это игры, то какой их жанр? Если это спорт, то причина зависимости может скрываться в собственной нереализованности в этом виде спорта. Если это стреляли – то возможно, что у зависимого человека есть скрытая злоба и таким образом он её выплёскивает наружу. Одним словом, жанр игр поможет вам более детально изучить корень проблемы.

  Если же причиной зависимости является интернет, то чем именно затягивает он его. Очень часто причиной Интернет-зависимости становятся социальные сети. Возможно, что зависимому человеку не хватает общения в жизни и его он компенсирует с помощью социальных сетей. Иногда же в социальных сетях человек ведёт двойную жизнь, выдавая себя за совершенно другого человека. Как правило, в двойной жизни он воплощает все свои нереализованности и мечты.

             Что касается именно компьютерной зависимости то в это понятие входит как зависимость от интернета и от игр, но иногда бывает так, что причиной зависимости может стать само пребывание за компьютером, а не интернет и не игры. В этом случае причину установить очень трудно, может быть, таким способом зависимый человек в компьютере видит свой мир и старается в нём скрыться от проблем.

              В любом случае чтобы проанализировать ситуацию вам будет необходима помощь психолога, а в сложных ситуациях и помощь психиатра.

-12-

Специалист поможет разобраться в причине и расскажет, как необходимо лечить зависимого дальше.

  • Признание и осознание проблемы

Первым шагом на пути лечения проблемы компьютерной зависимости является признание и осознание её. Конечно же, зависимый человек в большинстве случаев не признает своей зависимости и будет находить массу оправданий и говорить, что может вообще не пользоваться компьютером, но конкретных действий от него не поступит. Главное найти правильный подход и помочь ему всё-таки осознать, что проблема существует.

  • Отвлеките зависимого от компьютера

Отметим, что запрещать или ограничивать зависимого человека пользоваться компьютером нельзя, так как это может привести к негативным последствиям. Найдите причину, чтобы как можно больше времени зависимый человек проводил не за компьютером. Для этого лучше всего чтобы зависимый находился вдали от компьютера. Найдите ему какое-нибудь занятие, сделать что-то по дому или же сходить куда-то и за чем-то. Также вы можете пойти на прогулку либо же в какое-нибудь развлекательное заведение. На выходные отправляйтесь за пределы города, где нет ни компьютера, ни интернета. Постарайтесь найти зависимому человеку другое увлечение, которое ему поможет избавиться от зависимости.

  Если причиной зависимости является общение по интернету, то чаще организовывайте мероприятия, приглашая гостей, чтобы заменить зависимому виртуальное общение реальным.

-13-

Заключение

            Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Одно из самых сильных воздействий по силе и глубине своего влияния на личность человека, а также по психологическим механизмам формирования зависимости имеют компьютерные игры. В этом отношении первое место занимают ролевые игры, которые и представляют наибольший интерес в научных исследованиях.

1. Ролевые игры необходимо отделять от неролевых, т.к. эти они существенно различаются по мотивации игровой деятельности, причинам формирования зависимости в силе влияния на психику человека.

2. Исходя из этого психологическая классификация компьютерных игр должна быть основана на разделении игр на ролевые и неролевые, а не на степени включенности разных психических функций.

3. При рассмотрении формирования психологической зависимости от компьютерных игр следует учитывать ее специфику — резкое уменьшение величины зависимости после прохождения «максимума», в связи, с чем игровую зависимость нельзя в полной мере сравнивать с другими формами зависимостей.

4. Уход от реальности и потребность в принятии роли — может быть не все, но основные потребности, на которых основан механизм образования психологической зависимости от компьютерных игр.

Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Мы должны задуматься над этим уже сегодня. Разные научные дисциплины должны объединится в исследовании этой области, а психология должна стать во главе этих работ — работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером.

-14-

    Чтобы начать бороться с зависимостью человека то необходимо установить, что является объектом этой зависимости: игры, интернет или вообще все, что связано с компьютером.

Если это игры, то какой их жанр? Если это спорт, то причина зависимости может скрываться в собственной нереализованности в этом виде спорта. Если это стреляли – то возможно, что у зависимого человека есть скрытая злоба и таким образом он её выплёскивает наружу. Одним словом, жанр игр поможет вам более детально изучить корень проблемы.

  Если же причиной зависимости является интернет, то чем именно затягивает он его. Очень часто причиной Интернет-зависимости становятся социальные сети. Возможно, что зависимому человеку не хватает общения в жизни и его он компенсирует с помощью социальных сетей. Иногда же в социальных сетях человек ведёт двойную жизнь, выдавая себя за совершенно другого человека. Как правило, в двойной жизни он воплощает все свои нереализованности и мечты.

  Что касается именно компьютерной зависимости то в это понятие входит как зависимость от интернета и от игр, но иногда бывает так, что причиной зависимости может стать само пребывание за компьютером, а не интернет и не игры. В этом случае причину установить очень трудно, может быть, таким способом зависимый человек в компьютере видит свой мир и старается в нём скрыться от проблем.

   В любом случае чтобы проанализировать ситуацию вам будет необходима помощь психолога, а в сложных ситуациях и помощь психиатра. Специалист поможет разобраться в причине и расскажет, как необходимо лечить зависимого дальше.

-15-

Литература

1. Алтухов Н.И., Галкин К.Ю. Зависимость от компьютерной виртуальной реальности // Независимый психиатрический журнал. – 2007. – №3. – С. 285-289.

2. Акопов А. Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2009. – 230 с.

3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете //М.: Можайск-Терра, 2000г.с. 431

4. Венгер А.Л. Индивидуальные особенности психического развития и практические задачи психологии развития. – 2-е изд. – М.: АСТ, 2011. – 320 с

5. Войскунский А.Е. Зависимость от интернета: актуальная проблема // Журнал неврологии и психиатрии. – 2005. – №3. – С. 79-86.

6. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. – М.: Экопсицентр РОСС, 2011. – С. 252-257.

7. Григорьев С.Г., Мильчакова В.А., Рыбалтович Д.Г. Анализ анкетирования интернет-пользователей, имеющих опыт on-line-игры // Вестник психотерапии. – 2012. – №46. – С. 68-81.

8. Денисов A.A. Особенности ценностных ориентаций пользователей онлайн-игр Электронный ресурс // Медицинская психология в России. – 2011. – №6. – С. 36-44.

9. Ермоленко А.В. Компьютерная зависимость как феномен отклонения в когнитивном развитии личности // Психология. – 2011. – №2. – С. 22-26.

10.Жичкина Е.А. Интернет-зависимость // Научно-популярный журнал «Ломоносов». – 2009. – №7. – С. 17-25.

11.Жичкина А.Е. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Труды по социологии образования. – 2011. – №5. – С. 102-111.

-16-

12.Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. Особенности поведения человека, страдающего болезнью зависимость к азартным играм // Медик. – 2011. – №4. – С. 36-45.

13. Зайцев В.В. с соавт. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? // Вестник психотерапии. – 2011. – №40. – С. 24-32.

14. Иванов М.С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера // Психологический журнал. – 2013. – №2. – С. 11-16.

15. Коптелова Н.И., Попов В.А. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. – 2015. – №24. – С. 970-973.

16. Ларионова С.Ю. Интернет-зависимость у подростков // Психологическое образование в России. – 2013. – №2. – С. 241-247.

17.Малыгина М.А. О причинах компьютерной онлайн-зависимости. – 2-е изд. – М.: Авант, 2011. – 170 с.

18. Марьина О.В. Профилактика интернет-зависимости молодежи - путь преодоления виртуальных девиаций // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 17-22.

19. Трафимчик Ж.И. Интегративный подход к проблемам Я-концепции личности с игровой компьютерной зависимостью // Психология. – 2011. – №4. – С. 24-28.

20. Уткина Т.А. Личностная сфера подростков, склонных к развитию компьютерной зависимости : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Т.А. Уткина. Московский городской психолого-педагогический университет]. – Москва, 2013. – 136 с.

21. Шайдулина А.Ф. Интернет-зависимость – новая форма аддиктивного поведения подростков // Вопросы психологии. – 2011. – №4. – С. 79-87.

22. Щелина С.О., Любаев А.В. Изучение феномена интернет-зависимости у

-17-

подростков с девиантным поведением в условиях СОШ // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе. Материалы международной заочной научно-практической конференции. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – С. 280-285.

23. Щелина Т.Т., Любаев А.В. Психологическая характеристика подростков с зависимостью от онлайн-игр // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. – С. 330-338.

Электронные ресурсы:

1. www.netaddiction.com/parents.htm 

2.  www.psychology.ru/internet 

3. www.expert.ru/expert/special/educat/psyho.htm 

4. www.psychology.ru/internet/ecology/04.htm   

5. www.psycholcigy.ru/internet/round/140400/04_persona.htm 

6. www.psychology.ru/internet/round 

7. mentalhelp.net/guide/iad.htm    

-18-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-лабораторной работы по физике "Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре" (с использованием цифровой лаборатории) - 10 класс.

Методическая разработка лабораторной работы с применением цифровой лаборатории по физике содержит план-конспект урока и презентацию....

Итоговая контрольная работа по математике в форме компьютерного тестирования (6 класс) 1 и 2 варианты

Итоговая промежуточная аттестация по математике для учащихся 6-х классов в форме компьютерного тестирования с помощью программы MyTestX.Нажать "тест","начать тестирование",ФИ,"ОК"....

Зависимость от компьютерных игр как негативный фактор в формировании здорового образа жизни у детей и подростков.

Актуальность темы состоит в том, что последние десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета как в профессиональной, так и обыденной жизни десятков миллионов людей. Через Интернет...

Профилактика зависимости от компьютерных игр

Выступление на общешкольном  родительском собрании  «Профилактика зависимости от компьютерных игр»...

Рекомендации по профилактике склонности к зависимости от компьютерных игр у подростков.

Рекомендации по профилактике склонности  к зависимости от компьютерных игр у подростков. Данный материал полезен как для родителей , так и для педагогов. Можно использовать для создания памятки....

Проект "Появление зависимости от компьютерных игр у подростков"

Проект "Появление зависимости от компьютерных игр у подростков"...