Проект "Появление зависимости от компьютерных игр у подростков"
проект по обществознанию (5 класс)

Каминская Марина Александровна

Проект "Появление зависимости от компьютерных игр у подростков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект50.83 КБ
Файл Презентация к проекту88.97 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть

Глава 1. Появление зависимости от компьютерных игр у подростков

Глава 2. Экспериментальное исследование появления зависимости от компьютерных игр у подростков

  1. Заключение
  2. Использованные источники

Приложение

I.Введение

В связи с невероятным развитием технического прогресса жизнь современного человека неразрывно связана с использованием компьютера. Сегодня даже дошкольники просиживают часами у компьютера, играя в занимательные игры или просматривая любимые мультфильмы. Если времяпрепровождение дошкольника можно контролировать, то в подростковом возрасте компьютерные игры, как-бы «затягивают» подростка и просиживание у компьютера плавно переходит в зависимость. Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Актуальность нашего исследования заключается в том, то число подростков с компьютерной зависимостью с каждым годом увеличивается, но недостаточно изучено пагубное влияние компьютерных игр на психологическое развитие детей.

Изучением компьютерной зависимости занимались Голдберг А., Войскунский А.Е., Жичкина А.Е., Егоров А.Ю., Короленко Ц.П., Янг К., Коваленко А. В., Маеренкова В. В. , Краснова С.В., Казарян Н.Р., Тундалева В.С., Быковская Е.В., Чапова О.Е., Носатова М.О. и другие специалисты.

Цель нашего исследования-изучить появление зависимости от компьютерных игр у подростков.

Объект исследования-зависимость от компьютерных игр.

Предмет исследования-появление зависимости от компьютерных игр и у подростков.

Гипотеза-использование компьютерных игр подростками может вызвать психологическую зависимость.

Задачи исследования:

  1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.
  2. Провести тестирование проявлений зависимости от компьютерных игр у подростков.
  3. Определить на практике степень игровой зависимости

у детей подросткового возраста.

Методы и методики исследования:

  1. Метод теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования.
  2.  Метод анкетирования.

Экспериментальной базой исследования является 5 «Б» класс МОБУ  Гимназия №9. В исследовании принимало участие 30 человек.

II.Основная часть

Глава 1. Появление зависимости от компьютерных игр у подростков.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами [1]. Немецкие исследователи университета Charite провели эксперимент, в ходе которого группе из 20 человек показывали скриншоты из любимых игр. Их реакция оказалась сходной с той, что проявляют больные алкоголизмом и наркоманией, когда видят предмет своей патологической страсти [2].

 В наше время термин "компьютерная зависимость" все еще не признан многими учеными, и не входит в МКБ (международная классификация болезней), однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах [3].

Новый термин – «кибернетическая лудомания» официально введен в мировую медицинскую практику. Он относится к людям, которые попали в тяжелую зависимость от компьютерных игр, что сказывается на их образе жизни и зачастую даже на физическом и моральном здоровье.

Компьютерная зависимость у детей приобрела масштаб эпидемии. Среднестатистический школьник проводит за компьютером от 2 до 6 часов.

Играми, вызывающими самую сильную зависимость, чаще всего считаются сетевые, особенно MMORPG. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям [3].

Статистика по распространенности данной зависимости существенно отличается у разных исследователей. Доктор психологических наук Шмелев А.Г. считает, что около 10-14% людей, пользующихся компьютером, являются «заядлыми игроками», а психолог Гарвардского университета Мареза Орзак приводит куда менее утешительную статистику: она считает, что среди лиц, играющих в компьютерные игры, 40-80% страдают зависимостью [4].

Любая зависимость или мания является следствием глубоких психологических проблем. С помощью компьютерных игр человек пытается уйти от волнующей его жизненной ситуации или заменить какой-то недостающий элемент в своей жизни (внимание близких, социальный статус, отсутствие любимого человека).

 По мнению Красновой С.В. причины могут быть следующие:

  • нехватка общения со значимыми для ребенка людьми, неприятие сверстниками (физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников);
  • недостаточное внимание родителей (безнадзорность, ссоры, жестокость в семье, развод, злоупотребление алкоголем или наркотиками родителями и т.д.);
  • застенчивость, закомплексованность, трудность в общении, неуверенность в своих силах (заниженная самооценка);
  • склонность детей подросткового возраста мгновенно «впитывать» все новое и интересное, жажда приключений;
  • стремление подростка быть «как все», не отставать от сверстников ни в чем.

В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками [1].

 Проявления компьютерной зависимости у подростков, как правило, носят тяжелый характер. Они становятся злыми и агрессивными, если родители хоть на минуту просят оторваться от компьютера. Признаками игровой зависимости у детей является тот факт, что они начинают прогуливать школу, врать родителям и учителям. Некоторые несовершеннолетние больные просят или воруют деньги, для того, чтобы потратить на любимую компьютерную игру.

Компьютерные игры вызывают у детей жестокость, потому что там надо стрелять и убивать, а за это положено вознаграждение в виде очков, бонусов и подарков. Незрелая психика ребенка перегружена игровыми эффектами. В сознании современного ребенка виртуальная реальность не отличается от реальной жизни.

Компьютерная зависимость у подростков отрицательно сказывается на их здоровье и успеваемости. Ребенок начинает пить и есть, не отходя от монитора компьютера. В школе все его мысли и желания направлены на предвкушение игры дома [5].

Последствия Игровой и Интернет зависимости могут быть фатальны. В прессе неоднократно освещалось, что подростки умирали за компьютером, не важно, была это игра или они просто проводили время в сети.

 Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать:

  • нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу;
  •  долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой;
  •  туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью;
  • истощение нервной системы, артериальной гипертензии вследствие длительного употребления напитков, содержащих кофеин и другие стимуляторы;
  • гастрит и гастродуоденит, склонность к запорам из-за плохого питания;
  • игромания приостанавливает развитие лобных долей, которые несут ответственность за тренировку памяти, обучения, эмоции.

 

Вывод. Итак, можно сказать, зависимость от компьютерных игр – это одна из форм психологической зависимости, являющаяся официальным заболеванием-«кибернетическая лудомания»; проявляется в навязчивом увлечении компьютерными играми. Компьютерная зависимость является следствием серьезных психологических проблем, проявляется в изменении поведения и может нести тяжелые, и даже фатальные, последствия.

Глава 2. Экспериментальное исследование появления зависимости от компьютерных игр у подростков.

 

В настоящей главе описан эксперимент, проведенный в рамках исследования. Цель данного эксперимента-опытным путем доказать появление зависимости от компьютерных игр у подростков.

Исследовательская деятельность сопровождена таблицей и диаграммой.

Работа носит экспериментальный характер и проведена в два этапа:

1) анкетирование учащихся;

2) обработка и анализ результатов.

Экспериментальной базой исследования является 5 «Б» класс МОБУ  Гимназия №9 г.Сочи. В исследовании принимало участие 30 человек (23 девочки, 7 мальчиков) в возрасте 11-12 лет.

Нами была составлена анкета (приложение 1), состоящая из 7 вопросов.

На первый вопрос анкеты ответило 30 человек (100%). Из них 11 человек (33%) ответили, что часто (ежедневно) играют в компьютерные игры, 8 человек (24%)-редко, 10 человек (30%) ответили, что никогда не играют в компьютерные игры и 1 человек (3%) не имеет компьютера.

На второй вопрос анкеты сколько часов в день  играют в компьютерные игры ответили: те, кто играет ежедневно-от 30 минут до «все свободное время», те, кто играет редко-от 2 минут до 3 часов.

На третий вопрос анкеты легко ли они отрываются от компьютера-12 человек (36%) ответили, что легко, 8 человек (24%)-с трудом.

На четвертый вопрос анкеты часто ли они проводят свое свободное время за компьютерными играми ответили: часто-12 человек (36%), иногда-8 человек (24%).

На пятый вопрос анкеты: пропускают важные мероприятия 6 человек (18%), нет-15 человек (45%).

На шестой вопрос анкеты ответили: компьютер играет важную роль в их жизни (заниматель времени; какую-то важную; огромную; друг; член семьи)-6 человек (18%), 24 человека (72%) утверждают, что не важную.

Седьмой вопрос анкеты дал такие результаты: после прихода домой сразу за игру садятся 6 человек (18%).

Результаты анкетирования мы отобразили в таблице 1.

Вопросы

«а»

3 б

«б»

2 б

«в»

1 б

1

Как часто вы играете в компьютерные игры? 

11

9

10

2

По сколько часов обычно играете?

8

2

7

3

Легко ли вы можете оторваться от игры?

12

8

4

Часто ли вы тратите свободное время на игры?

12

8

5

Пропускали ли вы важные мероприятия ради игры?

5

15

6

Какую роль в вашей жизни играют компьютерные игры?

4

2

14

7

Часто ли вы садитесь за игры сразу после прихода домой?

6

14

Таблица 1. Результаты анкетирования на зависимость от компьютерных игр.

Обработка анкет дала следующие результаты: 8-12 баллов-10 человек;
13-18 баллов-14 человек; 19-24 балла-6 человек.

По результатам анкетирования мы можем сделать следующие выводы: играющих учеников в классе-20 человек (60%), из них (мы можем предположить)  имеют компьютерную зависимость от игр 6 человек (18%), находятся в «зоне риска»-14 человек (42%). Результаты выражены в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Результаты анкетирования на зависимость от компьютерных игр

Наша гипотеза о том, что использование компьютерных игр подростками может вызвать психологическую зависимость, имеет все основания.

III. Заключение

Теоретический анализ по проблеме исследования показал, что зависимость от компьютерных игр – это одна из форм психологической зависимости, являющаяся официальным заболеванием-«кибернетическая лудомания»; проявляется в навязчивом увлечении компьютерными играми. Компьютерная зависимость является следствием серьезных психологических проблем, проявляется в изменении поведения и может нести тяжелые, и даже фатальные, последствия.

По результатам анкетирования мы можем сделать следующие выводы: играющих учеников в классе-20 человек (60%), из них (мы можем предположить)  имеют компьютерную зависимость от игр 6 человек (18%), находятся в «зоне риска»-14 человек (42%). Результаты выражены в диаграмме 1.

Наша гипотеза о том, что использование компьютерных игр подростками может вызвать психологическую зависимость, имеет все основания, об этом говорят анкеты учеников. 18 % учеников  ежедневно, приходя домой проводят свое время за компьютерными играми от 2 и более часов, с трудом отрываются от игры  и считают компьютер другом, либо даже членом семьи.

Мы считаем, что для более глубокого и полного изучения проблемы необходимо расширить количество вопросов анкеты, число участников и увеличить сроки проведения исследования. Это необходимо для того, чтобы выяснить причины, проявления и последствия зависимости от компьютерных игр у подростков. Данные исследования можно использовать на уроках обществознания, классных часах и других мероприятиях.

  1. Использованные источники:

  1. С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова. Как справиться с компьютерной зависимостью.-М.: Эксмо, – 2008. – 224 с.
  2. Коваленко А. В., Маеренкова В. В. Компьютерная зависимость школьников // Юный ученый.-2015.-№2.-С. 100-102.
  3. Igel B TyMaHe. Зависимость подтверждается. Игромания (журнал) (16.11.2005).
  4. Китайской геймерше устроили виртуальные похороны. 08 ноября, 2005. - Новости портала securitylab
  5. http://psi-doctor.ru/zavisimosti/zavisimost-ot-kompyuternyx-igr.html
  6. https://odepressii.ru/zavisimost/ot-kompyuternyh-igr.html

Приложение

Анкета на выявление зависимости от компьютерных игр.

1. Как часто вы играете в компьютерные игры? 
а) каждый день 
б) день через день 
в) когда нечем заняться 

2. По сколько часов обычно играете?
а) более 3 часов
б) 1-2 часа 
в) максимум 1 час 


3. Легко ли вы можете оторваться от игры?
а) нет 3 балла
б) когда как 2 балла
в) да, достаточно легко 1 балл

4. Часто ли вы тратите свободное время на игры?
а) всегда или почти всегда 
б) время от времени 
в) достаточно редко 

 
5. Пропускали ли вы важные мероприятия ради игры?
а) да, часто
б) да, один или два раза
в) нет

6. Какую роль в вашей жизни играют компьютерные игры?
а) очень значительную
б) достаточно важную
в) вы легко обходитесь без них

7. Часто ли вы садитесь за игры сразу после прихода домой?
а) всегда или почти всегда
б) время от времени
в) как правило, нет

За каждый ответ "а" прибавьте к результату 3 балла, за ответ "б" - 2 балла и за ответ "в" - 1 балл.
Результаты:
8-12 баллов - у вас нет ярко выраженных симптомов зависимости
13-18 баллов - возможно, вы зависимы от игр
19-24 балла - скорее всего, вы являетесь игроманом

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил Валайтис Ярослав , ученик 5 «Б» класса МОБУ Гимназии №9; Руководитель : Каминская М.А. Появление зависимости от компьютерных игр у подростков

Слайд 2

Подготовка исследования Актуальность нашего исследования заключается в том, то число подростков с компьютерной зависимостью с каждым годом увеличивается, но недостаточно изучено пагубное влияние компьютерных игр на психологическое развитие детей.

Слайд 3

Подготовка исследования Цель нашего исследования-изучить появление зависимости от компьютерных игр у подростков. Задачи исследования: Изучить научную литературу по проблеме исследования. Провести тестирование проявлений зависимости от компьютерных игр у подростков. Определить на практике степень игровой зависимости у детей подросткового возраста.

Слайд 4

Подготовка исследования Гипотеза -использование компьютерных игр подростками может вызвать психологическую зависимость. Объект исследования-зависимость от компьютерных игр. Предмет исследования-появление зависимости от компьютерных игр и у подростков . Экспериментальной базой исследования является 5 «Б» класс МОБУ Гимназия №9. В исследовании принимало участие 30 человек.

Слайд 5

Проведение исследования Зависимость от компьютерных игр – это одна из форм психологической зависимости, являющаяся официальным заболеванием-«кибернетическая лудомания »; проявляется в навязчивом увлечении компьютерными играми. Компьютерная зависимость является следствием серьезных психологических проблем, проявляется в изменении поведения и может нести тяжелые, и даже фатальные, последствия.

Слайд 6

Проведение исследования Цель данного эксперимента-опытным путем доказать появление зависимости от компьютерных игр у подростков. Исследовательская деятельность сопровождена таблицей и диаграммой. Работа носит экспериментальный характер и проведена в два этапа: 1) анкетирование учащихся; 2) обработка и анализ результатов. Экспериментальной базой исследования является 5 «Б» класс МОБУ Гимназия №9 г.Сочи . В исследовании принимало участие 30 человек (23 девочки, 7 мальчиков) в возрасте 11-12 лет. Нами была составлена анкета, состоящая из 7 вопросов . Результаты анкетирования мы отобразили в таблице .

Слайд 7

Проведение исследования Обработка анкет дала следующие результаты: 8-12 баллов-10 человек;13-18 баллов-14 человек; 19-24 балла-6 человек . № Вопросы «а» 3 б «б» 2 б «в» 1 б 1 Как часто вы играете в компьютерные игры? 11 9 10 2 По сколько часов обычно играете? 8 2 7 3 Легко ли вы можете оторваться от игры? 12 8 4 Часто ли вы тратите свободное время на игры? 12 8 5 Пропускали ли вы важные мероприятия ради игры? 5 15 6 Какую роль в вашей жизни играют компьютерные игры? 4 2 14 7 Часто ли вы садитесь за игры сразу после прихода домой? 6 14

Слайд 8

Проведение исследования По результатам анкетирования мы можем сделать следующие выводы: играющих учеников в классе-20 человек (60%), из них (мы можем предположить) имеют компьютерную зависимость от игр 6 человек (18%), находятся в «зоне риска»-14 человек (42%). Результаты анкетирования выражены в диаграмме .

Слайд 9

Итоги исследования Наша гипотеза о том, что использование компьютерных игр подростками может вызвать психологическую зависимость, имеет все основания, об этом говорят анкеты учеников. 18 % учеников ежедневно, приходя домой проводят свое время за компьютерными играми от 2 и более часов, с трудом отрываются от игры и считают компьютер другом, либо даже членом семьи. Мы считаем, что для более глубокого и полного изучения проблемы необходимо расширить количество вопросов анкеты, число участников и увеличить сроки проведения исследования. Это необходимо для того, чтобы выяснить причины, проявления и последствия зависимости от компьютерных игр у подростков. Данные исследования можно использовать на уроках обществознания, классных часах и других мероприятиях.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Широкое распространение компьютерных технологий, прочно вошедших в профессиональную деятельность и частную жизнь современных людей, способствовало возникновению такого нового вида поведенческо...

Зависимость от компьютерных игр как негативный фактор в формировании здорового образа жизни у детей и подростков.

Актуальность темы состоит в том, что последние десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета как в профессиональной, так и обыденной жизни десятков миллионов людей. Через Интернет...

Профилактика зависимости от компьютерных игр

Выступление на общешкольном  родительском собрании  «Профилактика зависимости от компьютерных игр»...

Рекомендации по профилактике склонности к зависимости от компьютерных игр у подростков.

Рекомендации по профилактике склонности  к зависимости от компьютерных игр у подростков. Данный материал полезен как для родителей , так и для педагогов. Можно использовать для создания памятки....

Итоговая работа на тему "Психологическая зависимость от компьютерных игр"

В работе "Психологическая зависимость от компьютерных игр" рассматривается механизм формирования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр, даются рекомендации, как избави...