Профориентация в школе.
классный час (5, 6, 7 класс) на тему

Васильченко Елена Петровна

Начиная с первого класса в школе-интернате №27 ОАО «РЖД» города Облучье ЕАО реализуется программа по профориентации школьников.

  Целью этой программы является ориентация школьников на дальнейшее приобретение железнодорожных профессий.

   Воспитанники школы  знакомятся с железнодорожными профессиями, с историей железных дорог России и железнодорожного транспорта.   Традиционным в нашей школе стало мероприятие  «Посвящение первоклассников в железнодорожники».

  В старших классах делался упор на тему: «Куда пойти учиться».

  В младшем звене – «В мире профессий», в среднем – беседы о том, как правильно выбрать будущую профессию, как не ошибиться в выборе. 

  Совместно с учебными заведениями железнодорожной направленности проводится методическая дистанционная работа, курсы углубленного изучения физики, элективные курсы, курс  ОКЖД, вебинары,  родительские собрания, научно практические конференции с педагогами школ - интернатов ДВЖД.

  Школа поддерживает тесную связь с предприятиями ж/д транспорта ст. Облучье. Проводятся экскурсии на предприятия, в музей локомотивного депо, организовываются встречи с ветеранами и представителями ж/д предприятий.

  Воспитанники школы проходят летнюю практику на МЖД г. Хабаровска.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 27 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»


Конкурс:

«Профориентационная работа в школе»

Номинация:

классный час

Название конкурсной работы:

«Дорога железная, а профессия – золотая»

Автор работы:

Васильченко Елена Петровна

Должность и место работы:

Воспитатель частного общеобразовательного учреждения
«Школа-интернат № 27 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Облучье  2018 год

Аннотация:  Данное мероприятие направлено на решение воспитательных и практических задач: побуждать детей к поиску информации о различных видах железнодорожных профессий, к самовоспитанию и саморазвитию; обогащать словарный запас детей; формировать активный познавательный интерес к профессии железнодорожник; развивать кругозор, любознательность; учить анализировать, делать выводы. Воспитанники приучаются самостоятельно принимать решения, повышается чувство ответственности. Внеклассное мероприятие сопровождается презентацией, музыкальным  и эстетическим оформлением класса.

Актуальность: Выбор профессии - один из важных шагов в человеческой жизни. В настоящее время очень сложно выбрать будущую профессию. Многие ребята в классе это дети железнодорожников и поэтому очень важно и актуально сформировать правильное представление об этой профессии.

Описание материала: воспитательное мероприятие: «Дорога железная, а профессия золотая» подготовлено для применения в профориентационной работе среди воспитанников 5класса.

Форма проведения: воспитательное мероприятие с элементами игры.

Тема: «Дорога железная, а профессия – золотая»

Цель: Знакомить с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в современном обществе. Воспитывать интерес к профессии железнодорожника, чувство гордости за своих родителей, работающих на железной дороге.

Задачи:

  1. побуждать детей к поиску информации о различных видах железнодорожных профессий, к самовоспитанию и саморазвитию;
  2. обогащать словарный запас детей;
  3. формировать активный познавательный интерес к профессии ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК;
  4. развивать кругозор, любознательность;
  5. учить анализировать, делать выводы.

Роль воспитателя: воспитатель организует обучающихся для подготовки мероприятия.

Предварительная работа: подготовка презентации совместно с воспитанниками, подготовка необходимых материалов и оборудования при проведении мероприятия.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, мультимедийная презентация.

Участники: воспитатель, воспитанники 5 класса – участники мероприятия


Ход мероприятия:

Классный руководитель: Без знания истории, культуры и прошлого своей страны не может быть будущего. Каждый уважающий себя человек хочет знать, как глубоко уходят его родовые корни, как развивался и жил народ страны, гражданином которой он является. А знание истории своей малой родины делает каждого из нас духовно богаче, заставляет уважать, любить и ценить то место, где мы живем. Мы  живём в городе железнодорожников. Облучье можно назвать и городом трудовых династий железнодорожников. «Дорога», «железнодорожники»: все это очень тесно связано между собой и не может существовать по отдельности. Ребята, вами была проделана большая поисковая работа. Вы готовили фотографии, собирали материал о железнодорожных династиях. И вот сегодня мы подведем итог этой проделанной работе – пролистаем страницы из нашего электронного альбома под названием “Дорога железная, а профессия золотая”. Прежде чем мы начнем, хотелось бы задать вам один вопрос: почему именно о железной дороге пойдет наш разговор?

Ребята: Трудно представить историю моего родного города без железной дороги.

Наши родители работают на железнодорожных предприятиях.

Многие из нас собираются работать на железной дороге.

А я думаю, что не было бы и города, если бы не было железной дороги.

Классный руководитель: Все верно. И так начнем. Открываем страницы “Из истории нашей железной дороги…” Информацию для этой страницы ребята черпали в библиотеке, в СМИ, в музее, общались непосредственно с теми, кто работает на железной дороге.

Классный руководитель: Я думаю, что не будет и города, если не будет железной дороги. Ведь здесь нет ни одной семьи, которая не была бы связана с профессией железнодорожника. И у каждого из вас, ребята, и мамы, и папы, и бабушки и дедушки, а у многих и прабабушки и прадедушки работали и работают на железной дороге. Многие из них и не представляют себя вне другой профессии. Среди наших одноклассников есть много ребят, чьи отцы, деды, братья посветили свою жизнь железной дороге. Они приготовили для нас очень интересные презентации.

(Выступают с презентациями: Момот Полина, Беспалова Арина, Брагина Виктория).

Приложение к классному часу

Классный руководитель: Сделать хороший выбор профессий – это значит выбрать такую работу, которая нужна обществу, то есть, востребована на рынке труда. Это – во-первых. Во-вторых, она должна быть доступной для вас в силу совокупности ваших природных способностей и полученных знаний, умений и навыков и, наконец, приносить радость, удовлетворение и доход. Вам еще предстоит сверхзадача выбора профессии.  А сегодня мы поговорим о профессиях, с которыми мы встречаемся каждый день – это профессии на железной дороге. Вот мы говорим: железная дорога... железная дорога... А что она вмещает в себя? Что относится к железной дороге? (Ответы детей.)

Железная дорога – это целый комплекс, огромное хозяйство, состоящее из многих частей. Сюда относятся и насыпь, рельсы, шпалы, из чего, собственно, и состоит железнодорожный путь; а также тоннели, мосты, виадуки; железнодорожная магистраль немыслима без вокзалов, станций, полустанков, перронов; ей для работы необходимы семафоры, стрелки, платформы; да и такие понятия, как «разъезд», «билет», «полка», «скорость», «расписание», вполне применимы к железной дороге. И конечно же, железная дорога – это вагоны, уголь, пар и электричество.

Сегодня в гостях у нас представитель Облученской дистанции пути, Астахова Д.В. Она расскажет о профессиях, без которых не может обойтись железная дорога.

(Рассказ Астаховой Д.В.)

Видеоролик

Приложение к классному часу

Классный руководитель: Познакомимся с другими железнодорожными профессиями. (Использую к презентации приложение №1)

Презентация

Приложение к классному часу
Классный руководитель
: Ребята, а почему профессию эту можно назвать золотой?

Ответы детей: стабильность, надежность, уверенность в завтрашнем дне, востребованность, престиж, почетная работа, дисциплина, хорошая заработная оплата труда, нужная профессия, незаменимая.

 (Ребята добавляют свои версии)

Классный руководитель: В заключение же хочется сказать, что каждый из вас в течение жизни выполняет пять главных ролей: гражданина, семьянина, потребителя, собственника и труженика. Каждый из вас согласно статье 23 Всеобщей Декларации прав человека имеет право на труд и свободный выбор работы. Я желаю вам сделать правильный выбор, чтобы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение ежедневно.

Викторина

Приложение к классному часу

В заключении ребята оставляют на парте красный круг, если вечер им понравился и синий круг, если не понравился.

Список используемой литературы

  1. viki.rdf.ru/list-all-presentations/‎
  2. www.moeobrazovanie.ru/puteshestvie_v_mir_professiy.html‎
  3. festival.1september.ru/articles/634402/
  4. railway.kanaries.ru › ... ›
  5. www.izmerov.narod.ru/rsong/rrsongs1.html‎
  6. ru.wikipedia.org/wiki
  7. tyndacity.ru/video‎
  8. bam.railways.ru/history.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дорога железная, а профессия-золотая»

Слайд 3

Профессия железнодорожник

Слайд 4

.

Слайд 5

Электромеханик СЦБ

Слайд 6

Осмотрщик

Слайд 7

Проводник

Слайд 8

Путеец

Слайд 9

Машинист

Слайд 10

Диспетчер

Слайд 11

Кассир

Слайд 12

Счастливого пути вместе с ОАО «РЖД », ведь наш девиз: «ЗАБОТА – КАЧЕСТВО – БЕЗОПАСНОСТЬ!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

а ) Жестянка; б ) Чугунка; в ) Серебрянка; г ) Стекляшка . Как в старину называли железную дорогу

Слайд 2

(ЧУГУНКА, ЖЕЛЕЗЯНКА)

Слайд 3

Как в давние времена называли паровоз? а ) Пароход; б ) Самоход; в ) Дымоход; г ) Пролётка.

Слайд 4

ПАРОХОД ( Именно так в «Попутной песне» на слова Н.В. Кукольника и музыку М.И. Глинки называется паровоз.)

Слайд 5

Назовите первого царя, начавшего строить железные дороги в России. а ) Иван VI ; б ) Пётр I ; в ) Николай I ; г ) Александр II .

Слайд 6

(В ноябре 1851 года была открыта Петербургско-Московская дорога, построенная за 9 лет русскими инженерами. Заступивший на престол в 1855 году Александр II присвоил дороге название Николаевской – по имени своего отца Николая I, первого царя, начавшего строить железные дороги в России.

Слайд 7

В каком году в России был учреждён профессиональный праздник День железнодорожника? а ) В 1896 году; б) В 1917 году; в ) В 1936 году; г ) В 1985 году.

Слайд 8

(День железнодорожника был приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог . В период его правления были построены первая прогулочная железная дорога в Царское село, первая всероссийская магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы. Этот праздник в те годы, вплоть до 1917 года, праздновался 25 июня. Праздничная традиция возродилась в СССР лишь через 20 лет забвения – в 1936 году.)

Слайд 9

Как в позапрошлом веке называли железнодорожников? а ) Ямщиками; б) Возницами; в) Путейцами; г ) Подорожниками.

Слайд 10

Путейцами

Слайд 11

Какая из этих профессий существует? а ) Облётчик магистралей; б ) Обходчик путей; в ) Надзиратель дорог; г ) Контролёр перронов.

Слайд 12

( Это железнодорожник, регулярно обходящий с целью наблюдения и охраны отведённый ему участок железнодорожного пути.)

Слайд 13

Профессиональный переносчик чемоданов на железнодорожном вокзале – это… Кто? а ) Носитель; б ) Несун; в ) Носильщик; г ) Передвижник.

Слайд 14

Носильщик

Слайд 15

Как именуется главный проводник пассажирского поезда? а ) Старшина; б) Прораб; в ) Бригадир; г ) Сверхпроводник.

Слайд 16

Бригадир

Слайд 17

Чем железнодорожники стопорят вагоны а ) Башмаками; б) Сапогами; в) Пятками; г ) Каблуками.

Слайд 18

Башмаками (Башмак – это приспособление, накладываемое на рельс для остановки колёс. Отсюда название железнодорожной профессии – башмачник.)

Слайд 19

У железнодорожных вагонов есть тормозные... Что? а ) Рукава; б ) Карманы; в) Пояса; г ) Лампасы.

Слайд 20

(Соединительные тормозные рукава, образующие тормозную магистраль – систему воздухопровода, находящегося под днищем вагона или поезда, в которую подаётся воздух из компрессора локомотива и способствует торможению поезда)

Слайд 21

Какое устройство позволяет подвижному составу (поездам) переходить с главного пути на примыкающие? а) Стрелка; б ) Шлагбаум; в) Семафор; г) Башмак.

Слайд 22

Стрелочный перевод

Слайд 23

Какого из этих понятий НЕ существует? а ) Железнодорожный узел; б) Железнодорожная ветка; в ) Железнодорожное полотно; г ) Железнодорожные спицы.

Слайд 24

Железнодорожные спицы

Слайд 25

Как называется конец железнодорожного пути а ) Узел; б ) Разъезд; в ) Перегон; г ) Тупик.

Слайд 26

Тупик

Слайд 27

Как называется специалист, управляющий локомотивом? а ) Машинист; б ) Моторист; в ) Диспетчер; г ) Тренер.

Слайд 28

Машинист

Слайд 29

Как называется центральная газета железнодорожников, основанная в 1917 году а ) «Гудок»; б ) «Сирена»; в ) «Свисток»; г) «Гонг».

Слайд 30

Гудок

Слайд 31

Назовите маршрут главного поезда страны с именем «Россия»? а ) Москва – Санкт-Петербург; б ) Москва – Нижний Новгород; в ) Москва – Владивосток; г) Москва – Челябинск.

Слайд 32

(Поезд «Россия» является самым протяжённым железнодорожным пассажирским маршрутом на планете, проходящим по территории одной страны. Длина маршрута – 9259 км. Поезд пересекает по суше почти всю Евразию, проходит через 14 областей, 90 городов, 8 часовых поясов. Находится в пути 6 суток.)

Слайд 33

Какое птичье имя получил высокоскоростной электропоезд Москва – Санкт-Петербург? а ) «Ястреб»; б) «Стриж»; в ) «Сапсан»; г) «Сокол».

Слайд 34

Сапсан

Слайд 35

Какие железные дороги есть в системе ОАО «РЖД»? а ) Игрушечные; б) Детские; в ) Юниорские; г ) Студенческие.

Слайд 36

(Детские железные дороги – это учреждения дополнительного образования детей, в которых дети 8-15 лет изучают железнодорожные специальности. Основной частью ДЖД является узкоколейная железнодорожная линия, на которой проходят практические занятия юных железнодорожников.)

Слайд 37

Какая ДЖД (детская железная дорога ) является самой длинной в России? а ) Свободненская ДЖД; б ) Красноярская ДЖД; в) Хабаровская ДЖД; г ) Челябинская ДЖД.

Слайд 38

(В городе Свободный, что в Амурской области РФ. Входит в состав Забайкальской железной дороги . Её длина составляет 11,4 км. Красноярская ДЖД – первая в России «малая» дорога. Её длина является самой маленькой – 1300 м.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мой папа машинист электровоза. Выполнила Беспалова Арина

Слайд 2

Это мой папа. Он работает в ДЕПО машинистом электровоза .

Слайд 3

До армии мой папа закончил наше ПТУ№6 на профессию помощник машиниста

Слайд 4

Через некоторое время он сам стал машинистом и позже закончил институт ДВГУПС по специальности «Электрический транспорт железных дорог»

Слайд 5

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Железнодорожные профессии Выполнила Брагина Виктория

Слайд 2

Диспетчер

Слайд 3

Кассир

Слайд 4

Другие профессии И многие, многие другие машинист и помощник машиниста дежурный по станции составитель поездов проводница

Слайд 5

Всем спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Железнодорожные профессии

Слайд 2

Мой папа работает на железной дороге Сначала мой папа работал помощником машиниста электровоза, тепловоза с 1996-2001г. Затем с 2001-2008 машинистом электровоза . В мае 2008 его назначили машинистом-инструктором локомотивных бригад. В октябре 2010 г. участвовал в конкурсе лучший по профессии в городе Хабаровске, где занял 1-е место и был признан лучшим машинистом-инструктором на Дальневосточной железной дороге. В марте 2011 г. его назначали заместителем начальника депо по эксплуатации . В июне 2015 г. коллектив депо избрал его председателем профсоюзного комитета.

Слайд 3

Помощник машиниста- работник железнодорожного транспорта, входящий в состав локомотивной бригады.

Слайд 4

Машинист - лицо, основным видом профессиональной деятельности которого является управление различного рода машинами.

Слайд 5

Машинист инструктор локомотивных бригад- Руководит закрепленной колонной локомотивных бригад ,обучает навыкам вождения поездов, контролирует их работу

Слайд 6

Заместитель начальника депо по эксплуатации

Слайд 7

Председатель профсоюзного комитета- Защищает интересы работников в части выполнения работодателя трудового кодекса, коллективного договора, контролирует своевременную выплату зарплаты, предоставление отпусков , организует культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия



Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1-2

Работа на железной дороге — ответственное и почетное дело. Российские железные дороги — целая империя со своими станциями и полустанками, машинистами и проводниками, бригадирами поездов и начальниками станций. Так это выглядит для простого обывателя.

Но за внешней стороной скрывается титаническая работа техников, операторов, диспетчеров, путевых рабочих и мастеров депо — именно они координируют движение пассажирских и грузовых потоков на железной дороге, следят за безопасностью, обеспечивают своевременное отправление составов.

СЛАЙД 3

Железнодорожником называют человека, который задействован в сфере железнодорожного транспорта. Различают такие виды деятельности как путевой обходчик, машинист локомотива, поездной диспетчер, часовой на станции, механик СЦБ - это все включает в себя профессия железнодорожника.

СЛАЙД 4

Как и много других профессий, профессия железнодорожник имеет историю своего возникновения. Императора Николая І считают основоположником железнодорожного дела. Ведь именно за его правление в 1837 году была открыта первая железная дорога от Царского Села до Санкт-Петербурга. Впоследствии она была проложена еще и до Павловска. Не принимая во внимание, что многие люди в это время считали эту дорогу просо царской прихотью, она стала точкой опоры для развития всего железнодорожного транспорта. И соответственно с открытием первой железнодорожной дороги родилась данная профессия.

От середины восемнадцатого века и до наших дней протяжность железнодорожных дорог увеличилась с 30 до 80 тысяч километров. Без железных дорог нельзя представить современную жизнь, ведь они соединяют разные города, страны. Стоит отметить, что передвижение железнодорожным транспортом является самым безопасным, сравнительно с авиатранспортом и автомобилями.

Профессия железнодорожник включает в себя самые разнообразные обязанности. Все зависит от квалификации, уровня профессиональных навыков, ответственности. Кроме приличной заработной платы, работники-железнодорожники награждаются путевками в детские санатории, бесплатным проездом на поездах.

СЛАЙД 5

Электромеханик СЦБ

Эти сотрудники железных дорог делают всё возможное для того, чтобы движение в стране оставалось непрерывным. Они обслуживают устройства сигнализации, централизации и блокировки. И не удивительно, что профессия «электромеханик» на железной дороге -- одна из самых необходимых.

СЛАЙД 6

Осмотрщик

Он первым встречает поезд и принимается за работу. За отведенное на осмотр небольшое количество времени он должен убедиться, что состав исправен и может без помех продолжить путь. Осмотрщик вагонов как врач. Он ставит диагноз и лечит своих подопечных. Перед началом работы он проверяет разнообразные приборы для выявления дефектов, после чего принимается за проверку вагонов.

СЛАЙД 7

Проводник

Он, а чаще всего, она на протяжении всего маршрута создает условия для комфортного времяпрепровождения путешественников. Почему? Ответ прост -- такая у него работа. Приветствие и прощание проводника -- по сути, это первый и последний аккорд путевых воспоминаний. Проводник проверяет документы, производит посадку и высадку, сообщает о приближении к той или иной станции. Даже в чрезвычайных ситуациях проводники обязаны, в первую очередь, заботится о пассажирах.

СЛАЙД 8

Путеец

На плечах путейцев ответственность за перевозки по всей стране. Каждый километр дороги -- персональная экзаменационная полоса. Безопасное движение -- результат их кропотливой работы. Кувалда, лом, лапа для выдергивания костылей, автономная электростанция -- эти инструменты верные спутники дорожных стражей. При любых погодных условиях, в любое время суток путейцы максимально быстро решают поставленные перед ними задачи. Они занимаются строительством новых дорог, ремонтом и обслуживанием старых. Профессия «монтер пути» существует ради безопасности перевозок.

СЛАЙД 9

Машинист

В их руках тысячи судеб. Работать приходится буквально в автоматическом режиме. Ведь ошибок дорога не прощает. Быть машинистом железнодорожного транспорта серьезное испытание, к которому готовы не все. В доли секунды они должны принимать сложнейшие решения. Без соколиного зрения, молниеносной реакции и фундаментальных знаний здесь точно не обойтись.

СЛАЙД 10

Диспетчер

Одним движением руки, одним нажатием кнопки - быстро и уверенно этот человек руководит передвижением множества поездов. Его работа - обеспечить выполнение графика и полную безопасность при маневрах. Диспетчер контролирует работу станции, следит за тем как выполняется погрузка, выгрузка, прием, формирование и отправление составов. Он должен ориентироваться в любых обстоятельствах и уметь быстро находить варианты для предотвращения аварийной ситуации, разводить поезда.

СЛАЙД 11 Кассир

Любая поездка начинается с выбора маршрута и покупки билета. И вот тут без кассира, одного из самых важных работников на железных дорогах, не обойтись. Кассир не только продает билеты пассажирам, но ещё и занимается оформлением и проверкой документов. В его обязанности входит учет, если работа связана с грузами, в частности он ведет кассовую книгу.

За этими вполне обыденными для железнодорожника словами скрывается высокая степень ответственности, прежде всего материальной. Сегодня среди обязанностей билетного кассира основные – распределение мест и продажа билетов, полный контроль пассажирооборота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентация в школе

Материал для организации профориентационной работы в школе....

Организация производства. Внеклассное знятие по профориентации учащихся школ I - II вида

В рамках  реализации модели деятельности образовательных учреждений общего образования, осуществляющих интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, хочу предложит...

"Система работы по профориентации в школе" Методическое пособие

Разработка по системе профориентационной работы в школе...

Профориентация в школе

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ....

Программа по профориентации воспитанников школы-интерната с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание программы.            Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с учащимися 9 класса в системе профориентацион...

Повышение престижа рабочих профессий и профориентация в школе

             События 90-х годов повлекли за собой развал экономики и привели к снижению  престижа рабочих  профессий, исчез...

Профориентация в школе

Сегодня основной проблемой для школы стало изучение профориентационной работы. В своей работе, постарались осветить, то что нового введено на уроках профориентации, а также включение в эту работу и уч...