"Система работы по профориентации в школе" Методическое пособие
методическая разработка по технологии (9 класс) по теме

Ткач Людмила Александровна

Разработка по системе профориентационной работы в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodicheskoe_posobie.ppt2.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическое пособие «Система работы по профориентации в школе» Автор-Ткач Л.А.( учитель технологии ГБОУ СОШ № 201 Санкт-Петербург)

Слайд 2

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ГБОУ СОШ №

Слайд 3

? «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.» Сенека

Слайд 4

Слайд 5

Что такое профориентация? Профориентация (лат. professio— род занятий и фр. orientation— установка) имеет много названий: профессиональная ориентация, выбор профессии или ориентация на профессию, но так или иначе - это система мер, направленных на оказание помощи в выборе профессии. Кому может быть полезна профориентация? Профориентация может быть полезна: Подросткам, желающим определиться с выбором будущей профессии Взрослым, желающим сменить профессиональную деятельность или получить дополнительную профессию Людям, которые находятся в поиске своего профессионального пути Тем, кто хочет сделать хобби своей профессией Всем, кто желает узнать о своих профессиональных способностях и склонностях с точки зрения науки Люди сталкиваются с вопросом выбора профессиональной деятельности в первую очередь после окончания школы, но так же и когда понимают, что существующая профессия не удовлетворяет их по каким-либо причинам. Работа играет важную роль в жизни любого человека, она способна приносить моральное удовлетворение, дает финансовую независимость, на работе проходит, как минимум, половина всего дня, именно поэтому выбор или смена профессии может стать ключевым моментом, способным изменить качество и уровень жизни. Для того чтобы понять, чем именно Вы хотите заниматься, предлагаем Вам пройти программу профессиональной ориентации.

Слайд 6

СЛОВАРЬ Профессия - вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных знаний и умений (квалификации) и может служить источником дохода. Тип профессии указывает на то, с кем или с чем человек имеет дело в своей профессиональной деятельности (предмет труда). Класс профессии указывает на степень сложности и требуемой квалификации человека, определяет характер труда. Все профессии условно делятся на два класса: алгоритмический (исполнительский) и творческий (эвристический). Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Профессиональная ориентация - комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии. Профессиональное самоопределение – выбор профессии человеком.

Слайд 7

ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ Профнаправленность

Слайд 8

Сайты по профориентации, полезные ссылки http://www.spospb.ru - Информация о средних учебных заведениях. http://www.rector.ifmo.ru - Информация о ВУЗах Санкт-Петербурга http://www.proforientator.ru - Сайт по профориентации, содержит алфавитный перечень профессий и тесты для самоопределения. http://jobinrussia.info - Карта рынка труда в России.

Слайд 9

Полезные адреса. Санкт-Петербургская молодежная биржа труда: Набережная канала Грибоедова, 105 Городской центр молодежных программ: ул.Смолячкова, 19 Молодежная общественная организация «Правый берег»: Индустриальный пр., 38, к.1, тел.520-84-45 Учебное производство «Максим» (работа по профессиям радиомонтажника, токаря, сборщика):проспект Энгельса,44, тел. 553-44-74 Учебно-методический центр Комитета по образованию: улица Миргородская, 16\5, тел.:277-46-44, 277-07-33 Управление федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу (справочная информация на сайте – www.rspb.ru )

Слайд 10

Районный центр занятости Фрунзенский район Адрес центра занятости: СПб, Бухарестская улица, 61 Телефон службы занятости: +7(812)701-73-86 Для работодателей, экспресс-обслуживание: 701-62-67 Понедельник, Среда, Пятница 9-17, Вторник 12-20, Четверг 11-19; Станция метро: Купчино

Слайд 11

1. Отношение к выбору профессии как к пожизненному делу, ориентация сразу на профессии высокой квалификации, высшее образование. 2. Предрассудок, что некоторые профессии считают недостойными. 3. Выбор профессии за компанию, чтобы не отставать. 4. Перенос отношения к представителю той или иной профессии на саму профессию. 5. Увлечение только внешней стороной профессии. 6. Неумение разобраться в своих личных качествах. 7. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков , существенных при выборе профессии. 6.

Слайд 12

Куда пойти учиться после школы: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Слайд 13

1 ГОУ СПО "Санкт-Петербургский акушерский колледж" ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова" Министерства здравоохранения и социального развития ГОУ ВПО Северо-Западный государственный заочный технический университет (ГОУ ВПО "СЗТУ") факультет СПО "Колледж СЗТУ" ГОУ СПО "Ленинградский машиностроительный техникум им. Ж. Я. Котина" ГОУ СПО "Санкт-Петербургское училище олимпийского резерва № 2 (техникум)" ГОУ СПО "Колледж туризма и гостиничного сервиса Санкт-Петербурга" ГОУ СПО "Ленинградский областной колледж культуры и искусства" ГОУ СПО "Ломоносовский морской колледж Военного Морского Флота" ГОУ СПО "Невский машиностроительный техникум" ГОУ СПО "Российский колледж традиционной культуры Санкт-Петербурга" ГОУ СПО "Санкт-Петербургский базовый фармацевтический техникум" Министерства здравоохранения и социального развития РФ ГОУ СПО "Санкт-Петербургский колледж автоматизации лесопромышленного производства" ГОУ СПО "Санкт-Петербургский колледж информационных технологий" ГОУ СПО "Санкт-Петербургский колледж управления и экономики "Александровский лицей" ГОУ СПО "Санкт-Петербургский медицинский колледж № 1" ГОУ СПО "Санкт-Петербургский медицинский колледж № 3" ГОУ СПО "Санкт-Петербургский медицинский колледж им. В.М. Бехтерева" ГОУ СПО "Санкт-Петербургский музыкальный колледж имени Н.А. Римского-Корсакова" ГОУ СПО "Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий" ГОУ СПО "Санкт-Петербургский технический колледж" ГОУ СПО "Санкт-Петербургский фельдшерский медицинский колледж" ГОУ СПО "Санкт-Петербургский экономико-технологический колледж питания" ГОУ СПО "Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К. Рериха (техникум)" ГОУ СПО Колледж "Высшая банковская школа" Санкт-Петербурга

Слайд 14

2 ГОУ СПО Ленинградское областное медицинское училище ГОУ СПО Педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга ГОУ СПО Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга ГОУ СПО Педагогический колледж № 8 Санкт-Петербурга ГОУ СПО Пожарно-спасательный колледж "Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей" ГОУ СПО СПб "Автотранспортный и электромеханический колледж" ГОУ СПО Санкт-Петербургский морской технический колледж ГОУ СПО Санкт-Петербургский музыкально–педагогический колледж № 3 ГОУ СПО Санкт-петербургский колледж парикмахерского искусства и декоративной косметики "ЛОКОН" Инженерная школа одежды (колледж) ГОУ ВПО "СПБГУТиД" Колледж водного транспорта "Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций" Колледж телекоммуникаций ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича" Колледж технологии, моделирования и управления "Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна" Медицинский колледж "Санкт-Петербургский государственный университет" (СПБГУ) ОУ СПО "Санкт-Петербургская банковская школа (колледж) Центрального банка Российской Федерации" Политехнический техникум ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики" СПб ГОУ СПО "Колледж строительной индустрии и городского хозяйства" СПб ГОУ СПО "Медицинский техникум № 2« СПб ГОУ СПО "Медицинский техникум № 9" СПб ГОУ СПО "Политехнический колледж городского хозяйства" СПб ГОУ СПО "Техникум олимпийского резерва № 1" СПб ГОУ СПО "Хоровое училище имени М.И. Глинки (колледж)" СПб гос. специальное реабилитационное образовательное учреждение СПО - техникум для инвалидов "Профессионально-реабилитационный центр"

Слайд 15

3 Санкт-Петербургский киновидеотехнический колледж ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения" Санкт-Петербургский медицинский колледж ФГОУ ВПО "Петербургский государственный университет путей сообщения" Санкт-Петербургский музыкальный колледж им. М.П.Мусоргского Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта - структурное подразделение ФГОУ ВПО "Петербургский университет путей сообщения" Санкт-Петеребургский филиал ФГОУ ВПО "Академия бюджета и казначейства Минфина РФ" Северо-Западный филиал ГОУ ВПО "Российская академия правосудия" - Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы ФГОУ ВПО "Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой" (Факультет СПО) ФГОУ ВПО "Высшая школа народных искусств (институт)" ФГОУ ВПО "Медицинский колледж Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова" ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный морской технический университет" ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения" (Факультет СПО) ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики" - Факультет СПО ФГОУ СПО "Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж)" Министерства здравоохранения и социального развития РФ ФГОУ СПО "Петербургский техникум пищевой промышленности" ФГОУ СПО "Петровский колледж" ФГОУ СПО "Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж" ФГОУ СПО "Санкт-Петербургский государственный издательско-полиграфический техникум" ФГОУ СПО "Санкт-Петербургский государственный колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии" ФГОУ СПО "Санкт-Петербургский колледж информатизации и управления" ФГОУ СПО "Санкт-Петербургский медико-технический колледж" Федерального медико-биологического агентства" ФГОУ СПО "Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж"

Слайд 16

4 ФГОУ СПО "Санкт-Петербургский политехнический колледж (Колпино)" ФГОУ СПО "Санкт-Петербургский промышленно-экономический колледж" ФГОУ СПО "Санкт-Петербургский социальный техникум" ФГОУ СПО "Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий, финансов и права" ФГОУ СПО "Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции" ФГОУ СПО Санкт-Петербургский колледж "Станкоэлектрон" ФГОУ СПО Санкт-Петербургский экономико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева Факультет СПО ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации«

Слайд 18

Советы психолога родителям выпускников Рекомендации родителям по профориентации. Вот, наконец, и пришло то время, когда ваш ребенок стоит на пороге выбора будущей профессии – это интересный момент жизни, и в то же время, как и любой выбор, приносящий волнения, сомнения, переживания и для ребенка, и для родителей. Ваша задача грамотно помочь ребенку в этом не простом деле, ведь выбор должен быть не только осознанным, но и соответствовать интересам и способностям ребенка. Почему ребенку нужна ваша помощь? Большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения и это естественно, так как вопрос очень важный и принятое решение повлияет на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому, учащемуся очень важно ощущать поддержку и сопричастность со стороны близких, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью. Но не стоит полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Мы должны помочь им в этом сложном деле, но не осуществлять выбор за них.

Слайд 19

В чем же может состоять ваша помощь и что важно учитывать: Очень важно находить время для общения с ребенком по-душам, только так вы можете узнать о его мечтах, планах, интересах. При этом, конечно, важна ваша искренняя заинтересованность. При беседе постарайтесь не навязывать свое мнение, если советуете, то предлагайте несколько вариантов. А самое главное не высмеивайте мечты ребенка, какими бы нереальными они не были. Не обижайте его подобными реакциями, ведь это первый важный самостоятельный выбор в жизни ребенка. Позвольте ему быть уверенным в себе и доверять вам. Детям очень важен опыт своих родителей. Расскажите, как вы выбирали профессию, чем при этом руководствовались, кто вам помог. Если вас огорчает профессиональный выбор вашего ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте категорично, это приведет только к конфликту. Действуйте конструктивно: постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор, проанализируйте последствия этого решения (ближние (через 1-2 года) и дальние (через 5-10 лет), положительные и отрицательные). Объясните ребенку, что ответственность за принятое решение будет на нем. Если ребенок выбрал для себя какую-либо профессию, помогите ребенку проанализировать ситуацию по следующей схеме: его внутренние резервы (способности, знания по предметам), внутренние помехи (что есть в ребенке такого, что может помешать осуществлению мечты: состояние здоровья, недостаточные знания, личностные особенности) и возможность преодоления этих помех, внешние благоприятные факторы (наличие поддержки в окружающем мире), внешние неблагоприятные факторы (наличие помех в окружающем мире). Если старшеклассник не может определиться со своими планами, надо попытаться понять, с чем это связано. Если он только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть. Ребенок всегда выбирает только то, что знает, поэтому дайте ему как можно больше информации о различных профессиях, о его возможностях в жизни. Вероятно, для самоопределения ему не хватает именно этих знаний.

Слайд 20

Слайд 21

Методика «Проверь свои интересы» Хочешь узнать побольше о профессиях, которые могут заинтересовать именно тебя? В таком случае ответь на вопросы формуляра. Все, что тебе для этого надо - ручка и полчаса времени. Удачи! Перед тобой 104 вопроса о занятиях в свободное или рабочее время и о трудовых обязанностях в разных профессиях. Вопросы пронумерованы и соответствуют цифрам в ответном бланке. Ты должен оценить каждый вопрос цифрами 1, 2, 3, 4 в соответствии с твоими интересами. Ты увидишь ряд занятий, с некоторыми ты будешь незнаком. В этом случае ответь на вопрос, что ты приблизительно думаешь о них. Не размышляй слишком долго. Как можно больше спонтанных ответов. Цифры означают: 1 - совершенно не интересно 2 - не особенно интересно 3 - довольно интересно 4 - очень интересно

Слайд 22

1 Формуляр вопросов Оценка вопросов 1 2 3 4 1. Столярничать. 2. Узнавать устройство различных аппаратов. 3. Делать чертежи для постройки дома. 4. Работать в области сельского хозяйства. 5. Водить автобус. 6. Вместе с другими тушить пожар. 7. Составлять программы для компьютера. 8. Работать с цифрами. 9. Контактировать с незнакомыми тебе людьми. 10. Украшать и гарнировать кушанья. 11. Работать в театре. 12. Учить детей считать и писать. 13. Помогать больным людям и утешать их. 14. Паять металлические предметы. 15. “ Ковыряться” в машинах. 16. Смотреть технические программы по телевизору. 17. Находиться на природе. 18. Водить экскаватор или машину для прокладывания дорог. 19. Быть блюстителем порядка. 20. Содержать в порядке деньги, доходы, расходы. 21. Писать и редактировать тексты. 22. Стоять за прилавком и продавать различные вещи. 23. Готовить еду для большого количества человек. 24. Фотографировать. 25. Выступать перед другими. 26. Давать советы своим друзьям, когда у них проблемы, и поддерживать их. 27. Шить одежду.

Слайд 23

2 28. Покупать полуфабрикаты и самому заниматься ими дома. 29. Делать чертежи, например, к строительным конструкциям. 30. Ухаживать за животными и заботиться о них. 31. Водить грузовик, нагружать и разгружать. 32. Охранять ценные здания и вещи. 33. Давать советы по экономике. 34. Отвечать за телефонные контакты. 35. Иметь работу, где все время меняются сотрудники. 36. Выпекать и продавать хлеб. 37. Чертить и рисовать. 38. Быть руководителем какого-либо кружка. 39. Ухаживать за детьми. 40. Изготавливать предметы с помощью машин. 41. Искать причину поломки и ремонтировать испорченный телевизор или другую бытовую технику. 42. Рисовать карты. 43. Работать в саду или огороде. 44. Участвовать в соревнованиях по ралли. 45. Быть начеку и помогать людям, попавшим в беду. 46. Решать математические задачи и делать подсчеты. 47. Регистрировать данные в компьютере. 48. Разговаривать по телефону с большим количеством разных людей каждый день. 49. Работать с мясными и колбасными изделиями. 50. Читать журналы о мебели и обстановке.

Слайд 24

3 51. Инструктировать сотрудников о новом способе работы. 52. Ухаживать за больными. 53. Оклеивать обоями, красить, перестраивать в своем доме. 54. Собирать и монтировать части телефона. 55. Изобретать технические средства помощи для инвалидов. 56. Прореживать лес, рубить дрова. 57. Водить рабочую машину в лесу. 58. Следить за соблюдением законов и предписаний. 59. Следить за рынком акций. 60. Писать протокол заседаний. 61. Стоять в приемном зале и информировать. 62. Ходить на курс по приготовлению пищи. 63. Играть на каком-либо инструменте. 64. Играть в футбольной команде. 65. Помогать детям с замедленным развитием. 66. Следить за разными машинами и контролировать их. 67. Монтировать книжную полку согласно инструкции. 68. Экспериментировать с машинами. 69. Выращивать растения. 70. Смотреть на автопробеги (соревнования). 71. Заниматься такими видами спорта, как спортивное ныряние или планеризм. 72. Сопоставлять отчеты и рапорты. 73. Принимать заказы на поставки и выписывать счета. 74. Сервировать и прислуживать.

Слайд 25

4 75. Делать коктейли в ресторане. 76. Формовать изделия из глины. 77. Писать газетные статьи. 78. Занимать детей и молодежь. 79. Работать с разными инструментами (сверло, пила и т.п.). 80. Смазывать и чинить велосипеды. 81. Делать тщательные измерения, используя точные инструменты. 82. Выращивать животных. 83. Водить трактор и ухаживать за ним. 84. Решать сложные задачи, например, в связи с преступлением или аварией. 85. Делать выводы из результатов эксперимента. 86. Сортировать вещи по цвету, форме, размеру или складывать их. 87. Организовывать встречи, общества, походы праздники. 88. Читать газеты о питании, полезном для здоровья. 89. Петь в хоре. 90. Организовывать выставку с картинами или фотографиями и с текстом. 91. Учить инвалидов справляться самостоятельно в быту. 92. Изготавливать или чинить мебель.

Слайд 26

5 93. Устанавливать электропроводку. 94. Конструировать робот, который может застилать кровати и убирать. 95. Давать советы по уходу за животными и растениями. 96. Управлять движением из контрольного пункта. 97. Работать в форменной одежде. 98. Проводить анализы в лаборатории. 99. Системно сортировать книги и содержать их в порядке. 100. Планировать покупки. 101. Составить недельное меню на 8-10 человек. 102. Иллюстрировать статьи в техническом журнале. 103. Писать заголовки к тексту. 104. Подстригать и придумывать новые прически. Когда ты ответил на все вопросы, суммируй очки в каждом ряду “Ответного бланка” и напиши сумму в правой колонке бланка (Сумма очков). Каждый ряд относится к группе профессий со схожими трудовыми обязанностями. Ты получишь твое количество очков в каждой группе. Максимальное их количество в группе будет соответствовать твоим наиболее ярко выраженным интересам.

Слайд 27

6 № вопроса Сумма очков Группа профессий 1 14 27 40 53 66 79 92 Группа № 1 2 15 28 41 54 67 80 93 Группа № 2 3 16 29 42 55 68 81 94 Группа № 3 4 17 30 43 56 69 82 95 Группа № 4 5 18 31 44 57 70 83 96 Группа № 5 6 19 32 45 58 71 84 97 Группа № 6 7 20 33 46 59 72 85 98 Группа № 7 8 21 34 47 60 73 86 99 Группа № 8 9 22 35 48 61 74 87 100 Группа № 9 10 23 36 49 62 75 88 101 Группа № 10 11 24 37 50 63 76 89 102 Группа № 11 12 25 38 51 64 77 90 103 Группа № 12 13 26 39 52 65 78 91 104 Группа № 13 Ответный бланк

Слайд 28

7 Группа 1. Изготовление. Производство . Тебе нравится изготовлять предметы и работать с различными машинами и инструментами. Профессии с такими трудовыми обязанностями находятся в секторе: индустриальное производство, настройка, ремесло, точное машиностроение. Работа заключается в производстве предметов из различных материалов, например, древесины, ткани, кожи; или в техническом обслуживании машин. Например: рабочий-металлург, процесс-оператор, строительный рабочий со специализацией по дереву, столяр, поклейщик обоев, скорняк. Группа 2. Монтаж. Ремонт. Установка. Тебя интересуют профессии, которые заключаются в сборке разного оборудования, установке машин и аппаратов, ремонте и осмотру машин и оборудования. Например: электрик, телемеханик, механик по ремонту машин, водопроводчик, часовщик; а также сельскохозяйственный рабочий, которому тоже иногда приходится заниматься ремонтом. Группа 3. Конструировать, измерять и чертить. Тебе нравится конструировать, измерять, чертить. Например: конструктор, оператор вычислительной техники, чертежник, дизайнер, график. Группа 4. Животные и растения. Тебе нравятся профессии, где надо ухаживать за животными и работать с растениями. Профессии с такими трудовыми обязанностями находятся в секторе сельское хозяйство, лесоводство и садоводство. Например: биолог, ветеринар, санитар по уходу за больными животными, растениеводство.

Слайд 29

8 Группа 5. Водить машины и автомобили . Тебе нравятся профессии, где надо водить машины и автомобили. Например: водитель автопогрузчика, трактора, автобуса; машинист, а также водитель скорой помощи или пожарной машины. Группа 6. Охранять. Защищать. Приходить на помощь. Тебе нравится действовать в чрезвычайных ситуациях, предупреждать преступления и т.д. Например, в профессиях такого рода, как милиционер, пожарник, охранник. Эти профессии содержат много различных трудовых обязанностей: следить за порядком, охранять ценности, приходить на помощь во время пожаров и несчастных случаев. Задачи другого типа - давать информацию и советы, а также расследование преступлений и установление причины пожаров. Группа 7. Выяснять. Анализировать. Подсчитывать. Тебе нравятся профессии, где надо выяснять, анализировать, делать экономические расчеты, вести счет деньгам, проводить лабораторные опыты. Эти профессии есть в области администрации, экономики, права, производства. Например: исследователи и аналитики рыночных отношений, лаборанты, классификаторы в техническом и научно-исследовательском секторе, рецептарии и аптекари. Группа 8. Тексты. Цифры. Архивы. Тебе нравится выписывать тексты, содержать в порядке бумаги и книги, регистрировать и т.п. Рабочие задачи такого рода встречаются в области администрации, экономики, права, конторы и информации. Например: секретарь, конторщик, телефонист, библиотекарь, архиварий, а также профессии типа администратор и счетовод.

Слайд 30

9 Группа 9. Продавать. Покупать. Обслуживать. Тебе нравится покупать, продавать и обслуживать. Есть богатый выбор профессий с этими трудовыми обязанностями. Транспорт и коммуникации, рестораны и домоводство, уход за телом - основные секторы. Например: продавец, закупщик, стюардесса, официант, парикмахер, массажист, косметолог. Группа 10. Готовить еду. Печь. Тебе нравится готовить еду, печь и т.д. Пример профессий: повар, заведующий столовой, кондитер, мясник, пекарь и т.п. Группа 11. Живопись. Рисование. Театр. Танец. Тебя интересует работа в области искусства. Примером профессий связанных с живописью, рисованием, хореографией и театром являются такие профессии, как учитель рисования, учитель музыки, а также профессии, где ты можешь использовать интерес к искусству - создатель рекламы, журналист, архитектор, конструктор. Группа 12. Информировать. Преподавать. Инструктировать . Тебе нравится информировать, редактировать, преподавать, инструктировать. Пример профессий: учитель, журналист, библиотекарь. Информировать и инструктировать других людей является составной частью многих профессий. После нескольких лет работы в любой профессии ты можешь стать наставником для новичков. Совет и информация также является составной частью многих профессий. Группа 13. Ухаживать. Лечить. Советовать. Поддерживать. Тебе интересны профессии, содержанием которых является уход, помощь и лечение людей, консультирование их и поддержка. Профессии с такими обязанностями есть в сфере здравоохранения и профилактики, общественных служб и т.д. Например: воспитатель детского сада, учитель, социальный работник, психолог; а также парикмахер, кожный терапевт и т.п.

Слайд 31

1 ПРОГРАММА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Составлена на основе государственного образовательного стандарта, утвержденного МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089. Составитель: Ткач Людмила Александровна

Слайд 32

2 Пояснительная записка. Тематический планирование составлено на основе раздела Профессиональное самоопределение» для 9 класса по программе В,Д,Симоненко. Основная цель – сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах. Задачи: - обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере; - сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку; - развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации; -воспитывать уважение к рабочему человеку. Курс предмета включает в себя два раздела - профориентация - профинформирование В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся; на обеспечение их психологического развития. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа, учащиеся смогут соотнести свои склонности и возможности с требованиями, предъявленными к человеку определенной профессии, наметить планы реализации профессиональных намерений. Учащиеся должны знать: - уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры; - значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств. Учащиеся должны уметь: - осуществлять самоанализ развития своей личности; - проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.

Слайд 33

3 Профориентирование и профинформирование. Программа Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 часа). Сущность концепции «Я». Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки. Профориентирование (16 часов) Профессиональные интересы и склонности (2 часа) Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) коммуникативных, организаторских склонностей (КОС – 1). Способности, условия их проявления и развития ( 2 часа) Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методика «Числовые ряды», « Быстрый счет», тесты Айзенка. Природные свойства нервной системы ( 2 часа) Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента. Тест Русалова.

Слайд 34

4 Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении ( 2 часа) Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти (методика КНОТ), пронстранственных представлений (методика «Кубика Кооса»), внимания (тест Бурдона, «Красно-черная таблица»), мышление (методики ШТУР, тест Равена). Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении (2 часа) Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия и формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и служебной карьере. Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность ( 2 часа) Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тест Холланда. Здоровье и выбор профессии (2 часа) Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители (звуковой, тепловой, световой). Выявление и оценка реакций с помощью универсального рефлексометра. Координация движений, динамический и статический тремор рук и профессиональная деятельность. Выявление и оценка координации движений и тремора рук с помощью тремокоординаметрии. Глазомер и его роль в профессиональной деятельности. Методики и оценки пространственного и линейного глазомера.

Слайд 35

5 Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности (2 часа) Производство средств производства. Роль тяжелой промышленности и сельского хозяйства. Структура тяжелой промышленности. Добыча сырья и топлива и добывающие отрасли промышленности. Энергетический комплекс. Перерабатывающие отрасли промышленности. Машиностроение. Приборостроение. Химическое и биологическое производства. Строительство. Сельское хозяйство. Легкая промышленность, транспорт. Сфера услуг. Торговля. Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. Системы передачи информации: телефонная связь, радиосвязь, телевидение; просвещение, культура, медицинское обслуживание. Профинформирование (16 часов) Многообразие мира профессий (1 час) Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Классификация профессий (7 часов) Классификация профессий. Виды классификаций . Предмет труда – первый классификационный признак профессий. Типы профессий. Профессии типов «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – художественный образ», «человек знаковая система». Цель труда – второй классификационный признак профессий. Классы профессий. Орудия труда – третий классификационный признак профессий.. Отделы профессий. Условия труда – четвертый классификационный признак профессий профессий. Группы профессий. Формула профессии. Характеристика профессий – профессиограмма и психограмма. Технология основных сфер профессиональной деятельности (7 часов)

Слайд 36

6 Технология индустриального производства.(1 час) Виды индустриального производства. Профессии тяжелой промышленности Технология агропромышленного производства.(1 час) Сферы агропромышленного комплекса. Профессии в сфере АПК. Содержание труда и профессиональные качества, необходимые работникам данных профессий. Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности.(1 час) Структура легкой и пищевой промышленности. Профессии, требования, предъявляемые к ним. Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании, социальной сфере (1 час) Профессии в сфере торговли, общественного питания. Требования, предъявляемые к человеку. Содержание труда отдельных видов профессий. Профессиональная деятельность в социальной сфере. Мир профессий в социальной сфере. Требования, предъявляемые к человеку. Профессиональное общение – главное условие успешной трудовой деятельности специалистов типа «человек – человек». Арттехнологии, универсальные перспективные технологии. (1 час). Профессии в сфере арттехнологии. Профессии, относящиеся к типу «человек – художественный образ». Значение перспективных технологий в жизни современного общества. Сферы применения. Требования, предъявляемые к специалистам в сфере универсальных технологий. Содержание труда отдельных видов профессий. Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности. (1 час) Роль предпринимательства в системе рыночной экономики., юридические основы предпринимательства. Основные формы предпринимательской деятельности. Технология управленческой деятельности.(1 час) Структура управленческого процесса, организация, цели, методы и стили управления. Профессии в управленческой сфере. Итоговое занятие по разделу «Профинформирование» (1 час)

Слайд 37

УСПЕХОВ В ВЫБОРЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ! !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по профориентации

Примерное методическое пособие для  проведения профориентации в школах города...

из опыта работыпо теме :развитие познавательной активности учащихся на уроке математике

Учитель я! Моя задача -Решить вопрос и дать ответИ детям посулить удачу,Познания раскрыть секрет.Вхожу я в класс, и сердце бьется;"Надеюсь, верю и люблю!"И эти три святые словаДуше ребенка отдаю...

«Профориентация школьников». Методическое пособие для классных руководителей.

        Окончательное формирование личности, её моральных качеств и познания себя, своих способностей и интересов происходит в 23-25 лет, а социум требует осуществлять профе...

Мой профессиональный выбор. Методическое пособие к воспитательной программе по профориентации и социальной адаптации обучающихся 8 класса.

Данное методическое пособие составила в оказании практической помощи классным руководителям в реализации воспитательной программы по профориентации и социальной адаптации обучающихся «Мой профессионал...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Результаты работыпо выявлению и развитию способностей обучающихся

Цели:· Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;· достижение максимального уровня развития способностей ...

Практические работыпо географии

В разработке представлены примеры практических работ по географии в 5 классе...