Главные вкладки

    Классный час- Ценности в жизни человека
    план-конспект на тему

    Сосорова Маргарита Владимировна

    Классный час- Ценности в жизни человека

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tsennosti_chel.zhizni.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

     «ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»

    Цель: создание условий для осознания жизненных ценностей подростками и формирование ответственного отношения к ним.

    Задачи:

    • познакомить студентов с понятием «ценности жизни» и классификацией ценностей;

    • способствовать пониманию отличий между ценой материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей;

    • развивать духовно-нравственные качества студентов через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;

    • формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.

    Ход воспитательного часа

    I. Вступительная часть

     -Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о нравственных категориях и жизненных ценностях, важных для каждого человека.

    Ценности – философское и социологическое понятие, обозначающее положительную и отрицательную значимость какого-либо объекта. В данной работе речь идёт о ценности как важности, значимости, пользе, полезности чего-либо. В этом случае система признанных ценностей будет повседневным ориентиром в социальной деятельности подростка.

    1. Понятие «ценности», его традиционное определение и классификация

    - Эпиграфом к нашей беседе будет высказывание одного из выдающихся философов:

                                                               «…так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека)

     - Чем являются для вас «ценности»? (Ответы)

     - Социологи предлагают такую классификацию ценностей:

    • витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уро-вень потребления, экологическая безопасность;

    • экономические ценности: наличие равных условий для производителя и благоприятных условий для потребителя в сфере товаров и услуг;

    • социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья, доста-ток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

    • политические ценности: патриотизм, гражданская активность, легитим-ность, гражданские свободы, гражданский мир.

    Ценности делятся на материальные (золото, деньги, недвижимость и т. д.) и нематериальные (любовь, честь, достоинство, свобода и т. д.)

    Ценности соотносятся, прежде всего, с культурой и материальными основами общества, являясь общепризнанным стандартом, мерилом чего-либо. Тем не менее история развития человеческой цивилизации убеждает, что в обществе нет рукотворных ценностей, годных «для всех времен и всех народов», поэтому каждый конкретный период времени, каждое общество, группа (как носитель ценностей) представлены своими иерархическими системами ценностей.

    Категорию ценностей ввёл в социологию М. Вебер. В дальнейшем теоретики структурного функционализма (направление в социологии) рассматривали общность ценностей как важнейший принцип, на основе которого достигается социальное согласие. В частности, на основе ценностей вырабатываются нормы, оценки.

    Абсолютные ценности – ценности, существование которых неоспоримо и не подвергается сомнению на протяжении человеческой жизни.

    Значимость абсолютных ценностей рассматривается независимо от их признания. К таким ценностям относятся: жизнь, смысл жизни, сознание, целеустремлённость, свобода, справедливость, добро, счастье, красота, здоровье, мир и т. д.

    Неизменными ценностями, как в России, так и за рубежом, выступают «закон и порядок».

    Национальные ценности – ценности, характерные для какой-либо нации.

    Исконно российскими национальными ценностями являются генетически заложенная в нас духовность, взаимопомощь, верность дружбе, сострадание, сентиментальность, тонкость чувств и уязвимость души.

    Жизненные ценности – ценности, имеющие отношение к жизни человека, таковы здоровье, благополучие, семья, деньги, карьера, образование, общест-венное признание и т. д.

    Культурные ценности – ценности духа, его незримого и зримого воплощения. Они подразделяются на комплексы ценностей, которые наполняют целые сферы деятельности.

    Материальные ценности – всё то, что обычно можно «пощупать руками» и имеет цену. Это могут быть здания, сооружения, машины, оборудование, цен-ные бумаги, деньги, сырьё, товары, памятники материальной культуры и т. д.

    Социально-политические ценности – принципы, которыми руководствуется в своей деятельности данное общество. Например, демократия, свобода слова и т. д.

    Эстетические ценности – ценности красоты, прекрасного.

    Этические ценности – нравственные ценности убеждения и поведения.

    Осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, и подчинять этому требованию свою деятельность.

    Экономические ценности – разновидность материальных ценностей, входящих в сферу экономических отношений – капитал, деньги, полезные ископае-мые, рабочая сила, ресурсы. При этом экономика рассматривается как учение о том, как рационально распоряжаться и обретать ценности.

    Ценностные оценки – ценности, выраженные в форме пожеланий (оценок), а не повелений (норм).

    2. Выбор как осознанная жизненная необходимость для людей. Китайская притча о выборе

    Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает:

    – Что за люди живут в этом городе?

    – А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спрашивает мудрец.

    – Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращённые.

    – Здесь то же самое, – ответил мудрец.

    Через некоторое время подошёл другой путник и тоже спросил, что за народ живёт в этом городе.

    – А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спросил мудрец.

    – Прекрасные люди, добрые и отзывчивые, – ответил путник.

    – Здесь ты найдёшь таких же, – сказал мудрец.

    – Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому – что здесь живут хорошие люди? – спросил мудреца ученик.

    – Везде есть и хорошие люди, и плохие, – ответил ему мудрец. – Просто каждый находит только то, что умеет искать. (размышления - ответы)

    3. Различия между духовными и материальными ценностями и осознание их значимости

     - Напишите за 1 минуту на бумажной заготовке в форме листика дерева все ценности, которые на данный момент вы считаете наиболее важными для себя.

                                                                                 (пишут о том, что для них ценно, на листочках).

    - А сейчас на время отложите в сторону свои листочки. Они понадобятся в конце классного часа для самоанализа.

                              Вопросы:

    1. Как вы думаете, какие ценности в наши дни чаще всего выходят на первый план?

    2. Можно ли считать вещи, развлечения, одежду ценностями?

    3. Если да, то какими: материальными или духовными?

    4. Каково различие между материальными и духовными ценностями?

                                                    (Выслушивают ответы)

    !!! Классный руководитель обобщает и делает вывод о том, что сами по себе такие вещи, как автомобиль, квартира, дорогой телефон, дача, яхта и т. д. – хороши, но если они становятся самоцелью, это может быть социально опасным явлением, ведь мы построим на таких ценностях общество без перспектив. Общество потребления – общество материального комфорта, изобилия материальных благ, общество неуёмного потребления. Это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни подлинная культура.

     - Что же важнее для общества: духовность или материальность? (ответы)

    Вывод - нравственное общество можно построить на духовной основе, но и материальная сторона тоже важна, но только она должна быть второстепенна.

    4. Групповая игра «Создание новых цивилизаций»

    Игра «Создание новых цивилизаций». Для этого им необходимо разбиться на группы и перенестись мысленно в будущее, галактическую эпоху, когда будет заселяться галактика, и представить, что они отправляются к новой планете, которая очень похожа на Землю. Там каждая группа может положить начало новой цивилизации.

    Задача – перенести основные ценности земной цивилизации в новую ситуацию. Предлагается набор ценностей, с которым они работают в течение трёх минут.

    Доброта

    Душевная гармония

    Верность

    Совесть

    Честность

    Честь

    Взаимопомощь

    Вера

    Любовь

    Надежда

    Дружба

    Общение

    Образование

    Яхта

    Дом

    Путешествия

    Семья

    Автомобиль

    Дети

    Собственный бизнес

    Здоровье

    Мобильный телефон

    Обеспеченная старость родителей

    Загородный дом

    Недвижимость за границей

    Квартира

    Развлечения

    Акции банков и компаний

    Цель работы группы: определить, какие пять ценностей участники считают наиболее важными, расставить их по мере убывания их значимости, при этом группа должна выработать единую позицию и объяснить её.

    !!! Классный руководитель делает обобщение, говоря о том, что люди по-разному формируют ценности. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония. Но есть главная ценность – ценность жизни.

    5. «Дерево жизненных ценностей» и необходимость выбора

     -Я прошу вас вернуться к своим листочкам с записями, сделанными в начале классного часа, прочитать, что было написано, и решить, нужно ли дополнять своими ценностями планеты, или смысл некоторых позиций потерял значимость. (Объяснить, добавить или вычеркнуть.)

     - Древние говорили, что каждый человек – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих.

    III. Заключительная часть

    - Я думаю, что вы сделали правильный выбор, а ваши листочки напомнят вам об этом. Поэтому всегда будет актуально стихотворение Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»

    ……Каждый выбирает по себе.

    Каждый выбирает для себя.

    Выбираю тоже – как умею.

    Ни к кому претензий не имею.

    Каждый выбирает для себя.

    Ю. Левитанский


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КЛАССНЫЙ ЧАС "ПРАВИЛА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА:НУЖНЫ ЛИ ОНИ?"

    Сформировать у обучающихся потребность соблюдать нормы поведения....

    Классный час «Правила в жизни человека: нужны ли они?»

    Разработка классного часа по теме: «Правила в жизни человека: нужны ли они?»...

    Классный час "Общение в жизни человека"

    Классный час с ипользованием активных форм работы....

    Классный час "Семья в жизни человека"

    Вспитание у учащихся чувства ответственности к планированию будущих семейных отношений....

    Презентация к классному часу "Семья в жизни человека"

    Презентация к классному часу "Семья в жизни человека"...

    Классный час «Выбор в жизни человека»

           В наши дни молодые люди точно так же, как и в прошлые столетия стоят перед главным выбором – выбором профессии.         ...