Технология процесса воспитания социальности
методическая разработка на тему

Тютина Гульсина Гелусовна

Разработанная на обобщенной схеме проекта технологии В.П.Беспалько, авторская технология процесса воспитания у подростков социальности включает три этапа, которые имеют определенное содержание, соответствующие методы и формы. Реализация того или иного этапа выводит подростка качественно новый уровень социальности как нравственного качества личности.

I этап – демонстрационный. В ходе этапа предъявляются образцы социального поведения, осуществляется ориентация на многообразие нравственных ценностей современного общества.

II этап - формирование социальной активности. На этом этапе осмысливается ценность социального поведения, формируются умения и навыки, создаются воспитывающие ситуации, направленные на закрепление у подростков навыков социальной активности.

III этап - этап самореализации.Этап характеризуется творческой реализацией подростка в сфере социальной деятельности.

Как показали исследования большинство школьников не сформированы представлений и сущности, структуре социальности как нравственного качества личности. У них не сформирована нравственная ориентация на человека, навыки культурного поведения, желание оказывать необходимую помощь человеку. Следовательно, на демонстрационном этапе важно не только способствовать освоению подростками знаний о ценности социальной активности, но и демонстрировать соответствующие образцы социального поведения средствами искусства, массовой информации, личным примером авторитетных для детей персоналий.

Должны применяться методы, направленные на формирование когнитивного компонента социальности: разъяснение, убеждение, этическая беседа, пример. Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, мотивы его поведения и действий. Важно понять, чем человек руководствуется при принятии решений, насколько осознанно происходит этот выбор. Задача педагога при этом состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать правильные убеждения. С помощью данного метода раскрываются нормы поведения, доказывается необходимость правильного поведения, показывается значимость для личности тех или иных норм поведения. Метод убеждения способствует выработке у обучающегося уверенности в правильности того или иного знания, утверждения, мнения. Следовательно, используя этот метод нужно передать и закрепить в сознании воспитанника определенную информацию, сформировать уверенность по отношению к ней. Убежденность в правильности идеи формируется в процессе практической деятельности человека. Как приемы убеждения воспитатель может использовать рассказ, беседу, объяснение, разъяснение, диспут.

Поведенческий компонент социальности формируется на данном этапе при помощи метода упражнения. Упражнения оказываются эффективными в том случае, если они максимально приближены к реальности, если их суть близка школьникам.

Эмоциональный компонент формируется созданием воспитывающей ситуации, которая должна быть значимой для подростка.

В педагогической теории и практике известны различные типы ситуаций: авансирования доверием (А.С. Макаренко), свободного выбора (О.С. Богданова, Л.П. Катаева и др.), непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова), эмоционального заражении (А.Н. Лутошкин), соревновательная (А.Н. Лутошкин), соотнесения (Х.Й. Лийметс), успеха (В.А. Караковский, О.С. Газман, А.С. Белкин), творчества (В.А. Караковсвий) и другие.

Наиболее широко в практике гуманистического воспитания используется ситуация успеха. Сотрудничество нельзя рассматривать только как совместную деятельность или хорошо отлаженное взаимодействие. Весь смысл сотрудничества в той радости, которую оно дает. Не случайно А.С.Макаренко выдвинул идею «завтрашней радости», в которой воплощалась перспектива развития коллектива и личности, не случайно и В.А.Сухомлинский ввел в педагогический лексикон «Школу радости».

Одним из приемов создания ситуации успеха является прием снятие страха перед предстоящей деятельностью как непременное условие освобождения ребенка от психологического зажима. Прием педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное - выбор гносионосителя (гносио - познание), т. е. мощного источника интеллектуального. Очень сильным побудителем выступает прием персональной исключительности. Его форма такова: «Только ты сможешь это сделать… Никто, кроме тебя… Именно ты способен это сделать…» Если человек знает, что только он может выполнить необходимую работу, он и берется за нее, полностью проявляя свои способности. Прием «Следуй за нами». Есть дети с интеллектуальной запущенностью, с леностью мысли. Запас знаний небольшой. Навыки самостоятельной работы не развиты. Прием «Ступени», или «Встань в строй». Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя, в окружающих. Ситуация творчества предполагает создание таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия школьников, их способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации, предложить новое решение известного вопроса, проявив при этом смекалку и находчивость. Такие ситуации очень увлекают школьников, эмоционально обогащают их жизнь, развивают творческую инициативу в разнообразных видах деятельности, сплачивают.

Все вышеназванные методы способствуют привлечению подростков к обсуждению и оценке конкретных социальных ситуаций, формированию у них представлений о социальной деятельности, сущности социальности, а также сформированности личностного и социального смысла данного нравственного качества. С целью формирования у подростков умений и навыков социальной деятельности целесообразно на данном этапе побуждать их к оказанию помощи человеку, как «близкому», так и «далекому». Совершенствование навыков культурного поведения – также важное направление в процессе становления деятельностного компонента социальности.

Развитию эмоционального компонента отношения будет способствовать формирование подросткового коллектива, создание в нем комфортного психологического климата, стимулирование готовности к выполнению социально необходимых функций, что обеспечивает гармонизацию личных и общественных интересов.

Для того чтобы школьники не были просто равнодушными свидетелями тех или иных явлений и поступков, требующих нравственной оценки, создаются ситуации сопереживания. В их основе лежит эффект «эмоционального заряжения», под воздействием которого интенсивнее развиваются нравственные чувства детей, формируется их нравственный опыт. В процессе самовоспитания, в зависимости от индивидуального развития личности, педагог направляет личность подростка на преодоление имеющихся (выявленных в процессе самопознания) личных недостатков. Здесь используются полезные технологии «Тетрадка Дружбы» (О.В.Зубкова), «Качели времени» (С.В.Тетерский). Применение метода тотального внимания формирует у обучающегося привычку быть наблюдательным, закладывает алгоритмы полной концентрации.

Формы: индивидуальные консультации, инструктаж, игра.

Эффективным методом формирования социальности может стать ролевая игра. Ценность игры как метода воспитания в том, что в ней всегда есть долг, межличностные зависимости, социальные роли, в основу которых кладутся реальные ценности. Следовательно, несмотря на игровое основание, речь идет о серьёзных образованиях нравственного порядка, которые лежат в основе социальности. Применение деловых игр «Лаборатория» на уроках физики, «Суд над Интернетом», «Выпуск газеты» формируют у обучающихся навыки делового поведения.

Реализация демонстрационного этапа выводит подростка на элементарный уровень качества.

На втором этапе – формирование социальной активности – важно особое внимание уделить становлению социальных мотивов. Необходимо способствовать развитию желания получить необходимые знания, умения и навыки в сфере социальной деятельности, а также развитию потребности в общении, налаживанию отношений с другими людьми, оказанию необходимой помощи человеку.

Формирование социальной активности осуществляется посредством стимулирование гуманных межличностных отношений, организации коллективных творческих дел, способствующих дальнейшему сплочению подросткового коллектива, применение социально-ориентированных методов, технологий, форм работы.

На данном этапе целесообразно расширять представления о социальности с нравственными ценностями, применять такие методы воспитания, как упражнение, поручение, педагогическое требование, моделирование.

Упражнение - многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. В широком смысле это такая организация жизни и деятельности воспитанников, которая создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами. Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности.

Поручение как метод воспитания - это исполнение учеником какого-либо дела. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности. Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы воспитателем. Их функция - создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности.

Педагогическое требование понимается как предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражаться как совокупность правил общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия, как просьба, совет, инструкция. По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам воспитанников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.

Моделирование - это способ познания, который позволяет участвовать в схематическом представлении реальных жизненных ситуаций. Моделирование обучает путем активного вовлечения школьников в изучаемую ситуацию. Этот метод ценится за его тесную связь с реальностью, потому что воспроизводятся многие характеристики подлинного объекта. Моделирование развивает интерес к жизненным ситуациям и проблемам. Учитель выступает в роли помощника, тренера, а подростки учатся принимать решения. Важнейшим преимуществом является активность ребят.

Технологии: кейстехнологии, проектная деятельность, ИКТ, технология оценочной деятельности.

Социальное проектирование создаёт такую жизненную среду, которая способствует воспроизводству нужных сегодня обществу человеческих качеств и не требует значительных дополнительных материальных ресурсов. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

В социальном проектировании подростки осуществляют самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует их интересам и способностям. Социализация школьников проходит не на уровне слов, а на основе практических дел. Школьники участвуют в решении проблем своего дома, двора, района, поселка. Именно эта мысль - «я могу это сделать сам и не только для себя» - больше всего воодушевляет подростков. В период становления детской личности ярко проявляется потребность быть нужным, полезным другим, желание проверить свои способности в реальном деле. Именно реальность, жизненность социального проекта привлекает школьников, им периодически требуется сфера приложения сил, иное поле деятельности, где они могут чувствовать себя взрослыми, видеть реальный итог своей деятельности. Это своеобразный тест на взрослость. И каждый из подростков хотел бы достойно выдержать его.

На этапе формирования социальной активности подростки выходят сначала на формальный уровень, проявляя социальную активность, а потом на уровень долга, проявляя социальную ответственность.

С помощью социального проектирования школа решает очень важную задачу: воспитывает не просто образованных, а еще и нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, которые способны договариваться о сотрудничестве, отвечать и за себя, и за страну.

Формы: КТД, деловая игра, городской субботник, акции «Чтобы помнили», «Дерево добра», волонтерство, создание игровых фильмов, социальных роликов.

Общие дела, проекты, благотворительная деятельность сближают ребят, у них уже нет времени для выяснения отношений, все силы направляются на получение результата. В детском объединении они находят единомышленников, объединяются в группы, чувствуют плечо друга, соблюдают нормы. Особая роль принадлежит традициям объединения, свой флаг, герб, песня. Они создают гордость и положительный эмоциональный фон.

Инициатива исходит от самих ребят. В добровольческой деятельности подростки уже понимают важность, активно включаются в дела, сами предлагают. В медиатворчестве сами создают фильмы, выпускают газеты. В процессе обучения актерскому, операторскому, режиссерскому, монтажному, журналистскому мастерству подростки приобретают устойчивые качества социальности. Акции «Чтобы помнили», «Дерево добра» позволяют пробудить в детях чувства сострадания, высокую гражданственность.

Эффективной формой работы является организация коллективных творческих дел. Выполнение определенной функции каждым членом коллектива способствует регуляции поведения подростков по нравственным критериям. Развивается умение учитывать интересы и желания других людей, раскрывается творческий потенциал школьников. Происходит осознание важности личного вклада в общее дело, формируется чувство ответственности. Подростки переживают эмоциональный подъем. В процессе КТД подростки глубоко осмысливают осуществленную деятельность. Это приводит к развитию рефлексии, самоконтроля, обогащению жизненного опыта, возникновению потребности в самопознании.

Процесс формирования социальности у подростков опирается не только на мотив познавательного интереса, но и на целый ряд других мотивов, среди которых особенно значимыми являются мотивы долга и ответственности подростков в учении. Эти мотивы позволяют ученикам преодолевать неизбежные затруднения в получение новых знаний, испытывать радость, чувство удовлетворения от преодоления трудностей в учебе.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приемов:

– разъяснения школьникам общественной и личностной значимости овладения новыми знаниями;

– предъявления требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего гражданского, нравственного долга;

– приучения к выполнению требований;

– поощрения за успешное, добросовестное выполнение своих обязанностей;

– оперативного контроля выполнения требований и в необходимых случаях указания на недостатки.

Подросток продолжает идти по пути самопознания и второй уровень связан с утверждением социально значимых качеств личности подростка, которые еще не стали его “второй” натурой. Свои достижения ребята фиксируют в своих дневниках, портфолио.

Целесообразный выбор содержания, методов, технологий, форм на втором этапе обеспечивает формирование умений работать в коллективе. Создаются условия для самореализации и раскрытия гуманистического потенциала, каждого подростка. Развиваются нравственные отношения. Подростки приобретают навыки видеть рядом другого человека, учитывая его интересы, прилагаются максимум усилий в оказании необходимой помощи людям. В процессе освоения практик компромисса и сотрудничества дети учатся контролировать своё эмоциональное состояние во время общения, осуществляют рефлексии своих мыслей чувств и поступков.

В ходе реализации второго этапа у подростков формируется формальный уровень социальности, а затем – уровень долга.

На этапе самоактуализации предполагается помощь подростку в разработке индивидуальной программы самосовершенствования его личности. В целях развития социальности личности подросток должен самостоятельно ставить цели и задачи, овладевать соответствующими приемами и средствами, организовывать творческую преобразовательную деятельность во имя человека. Нужно стремиться к тому, чтобы на заключительном этапе подросток в соответствии с индивидуальной программой воспитания качества участвовал в социальных проектах, принимал активное участие в общественно полезных делах, постоянно оказывал необходимую помощь как «близким» так и «далеким» людям. На этапе самоактуализации применяются методы самовоспитания: самоанализ, самоотчет, самооценка, личные обязательства.

Самоанализ предполагает самонаблюдение, использует материал, получаемый в результате его. Самоанализ в той или иной мере осуществляется в различных видах повседневной деятельности людей, а так же в их размышлениях о себе. Если же самоанализ сопровождается сознательной установкой человека анализировать свои определенные поступки, характеризующие те или иные свойства собственной личности, психические процессы, что имеет место при самовоспитании, это повышает систематичность и целенаправленность самоанализа.

Разные люди в зависимости от умений и навыков могут осуществлять самоанализ с различной эффективностью. Важно подчеркнуть опасность односторонности выводов самоанализа, возможность субъективизма в интерпретации человеком тех или иных своих поступков, поведения, достижений и неудач.

В процессе и на основе логического самоанализа зарождается и формируется самоотчет.

Самоотчет - это отчет человека перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности. Самоотчет может осуществляться в форме устной речи, специальных дневников.

Способность человека отмечать даже незначительные сдвиги в работе над собой имеет исключительное значение для развития процесса самовоспитания.

Правильное использование самоанализа и самоотчета способствует тому, что самооценка становится более самостоятельной и объективной, достаточно независимой и устойчивой от воздействий случайных оценок других. Один из способов самооценки - это социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.

Самоконтроль - это способность человека устанавливать отклонения реализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности. Следовательно, наличие программы практического поведения, программы собственной деятельности - непременное условие осуществления самоконтроля. Особое значение имеет произвольный самоконтроль для стабилизации, повышения устойчивости деятельности по самовоспитанию.

Уровни самооценки - это последовательно восходящие, преемственно связанные между собой ступени ее генезиса. Они качественно специфичны. Каждый генетически более поздний уровень самооценки возникает не посредством уничтожения ранее существующего, а на основе преобразования предшествующего. Генетически более ранние уровни самооценки в процессе ее становления в преобразованном виде входят в структуру более поздних уровней, и эта многоступенчатость высоких уровней самооценки обуславливает сложный характер их функционирования.

Самооценка - результат сложного и длительного процесса, в котором взаимодействуют различные факторы ее формирования: оценки окружающих, анализ самим человеком своих успехов и неудач, результатов деятельности, в которых проявляются качества его личности. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение:

Самонаблюдение - это наблюдение человека над своими поступками, поведением, деятельностью, а также над своими переживаниями. Существует два вида самонаблюдения: непосредственное и ретроспективное (т.е. самонаблюдение за тем, как вел себя человек когда-то в прошлом, что он переживал). Важно обратить внимание на то, что самонаблюдение не должно превращаться в бесплодное самосозерцание и самолюбование, а должно служить развитию процессов самосознания и самосовершенствования личности. Следует анализировать не только внутренние переживания, предшествующие действию или поступку, но и результаты деятельности, собственное поведение. Практическая деятельность одновременно и проверяет, и формирует качества личности. Личные обязательства - постановка цели и задач на определенный период времени. Данный метод используется при выполнении подростком краткосрочных заданий.

Реализовать задачи данного этапа позволило применение таких технологий, как проектная деятельность, ИКТ, видеотехнологии.

Мы полагаем, что процесс воспитания у подростков социальности будет эффективным, если школа будет формировать у подростка отношение к себе как субъекту социальной деятельности и расширять взаимодействие детей с различными социальными группами, учитывать личный социальный опыт подростка. Процесс воспитания социальности должен обогащаться социальным содержанием традиционно существующих форм и методов воспитания, а также важно во внеурочной деятельности широко использовать информационно-коммуникационные технологии, в частности  возможности медиаобразования с использованием современных технических средств. Их применение является наиболее эффективным средством воспитания, т.к. подростки активно осваивают программы фото- и видеомонтажа, издательские системы, основы операторского искусства и выражают свое видение мира через создание своих фото- видеосюжетов, роликов, презентаций, выпуск школьной газеты. В результате воспитания с помощью информационно-компьютерных технологий мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых знаний на самостоятельную активную познавательную деятельность.

Индивидуальная программа подростка предполагает его участие в социальных проектах, учебных форумах. Подростки, достигшие уровня самореализации, продолжают обучение на фестивалях, форумах, детских центрах «Артек», «Орленок», «Смена» на тематических сменах, организованных «Юнпресс», «Бумеранг», Российским движением школьников.

Данный этап выводит подростка на уровень самореализации, когда подросток осмысливает социальность как важнейшее качество каждого человека, когда необходимое принимается как личностно ценное.

Технология процесса воспитания у подростков социальности как схематичное воспроизведение её структуры, взаимосвязей и отношений между элементами представлена в таблице №7.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7.

Технология процесса воспитания у подростков социальности как нравственного качества личности.

Этапы процесса воспитания у подростков социальности

Содержание процесса воспитания социальности подростков

Методы и формы воспитания

Уровни социальности

Демонстрационный

Знания: о сущности и структуре социальности; о людях разных поколений и социальных группах; о социальной значимости общественно- трудовой деятельности и необходимости личного участия в ней; знакомство с правилами конструктивной групповой работы.

Умения: проявить соучастие к товарищу; создать обстановку доверительности; уметь слушать и слышать, не прерывая речи собеседника; принимать участие в групповой работе

Методы:

 Убеждение, беседа, пример, поощрение, упражнение.

 

Технологии: проектная деятельность, информационно-коммуникационная деятельность

 

 

 

Формы: Индивидуальная консультация, инструктаж, игра, тематическое занятие, просмотр видеоматериалов, чтение тематических материалов СМИ

Элементарный

Формирование социальной активности

Знания: об уровнях социальности и основных показателях сформированности качества

Умения: контролировать своё эмоциональное состояние вовремя общения; признавать равенствосвоих прав и прав окружающих людей; осуществлять рефлексию своих мыслей, чувств и поступков; овладеть практиками компромисса и сотрудничества.

Методы:

Разъяснение, поручение, упражнение.

 

Технологии: проектная деятельность, ИКТ, исследовательская деятельность.

 

 

Формы:

Встреча с интересным человеком, этическая беседа, тренинг, экскурсия, мастер-класс, научно-исследовательские конференции, деловые игры.

формальный

Знания: знакомство со способами самостоятельного поиска и нахождения информации о социальных вопросах в разных источниках; знания о базовых ценностях нашего общества и о социальной реальности в целом, о способах гармонизации взаимодействия с людьми; представление о работе видеостудии, освоение информационных технологий, основ добровольчества.

Умения: понять позицию «другого» в общении; из чувства долга проявлять предупредительность, заботу о человеке, связанные с участием в социальной деятельности; умения, обеспечивающие участие в процессе социальной деятельности детского общественного объединения.

Методы: Моделирование ситуаций, психотехнические упражнения.

 

Технологии: кейстехнологии, проектная деятельность, ИКТ, технология оценочной деятельности, исследовательская деятельность, «Качели времени», «Тетрадка Дружбы».

 

Формы:

Групповой социальный проект, КТД, создание ролика, выпуск газеты, добровольческая акция, научно-исследовательский проект, фестиваль «Говорит и показывает компьютер».

Уровень долга

Этап самореализации

Знания: углубление знаний о нравственной ориентации на человека, о различных способах самовоспитания в области социальной деятельности; о выработке собственных критериев в оценивании поступков, которые основываются на гуманистической позиции.

Умения:проводить опросы общественного мнения; общаться с представителями других социальных групп; взаимодействовать с людьми разных поколений; осуществлять самоорганизацию в ходе социальной деятельности; принимать на себя ответственность за другого человека в благотворительной деятельности; творческое овладение информационно-медийными технологиями; готовность работать в волонтерских центрах через добровольчество.

Методы:

Методы самовоспитания (самообладание, самоанализ, самоконтроль, самоотчет, личные обязательства).

 

Технологии:

кейстехнологии, проектная деятельность, ИКТ, технология оценочной деятельности, исследовательская деятельность, «Качели времени», «Тетрадка Дружбы».

Формы:

Индивидуальная программа самосовершенствования, волонтерство, детское общественное  объединение, научно-исследовательский проект, фестиваль «Говорит и показывает компьютер»

Уровень самоактуализации

 

Таким образом, на основе выявленных методологических подходов, закономерностей и принципов создана технология процесса воспитания у подростков социальности как нравственного качества личности. Технология учитывает этапы процесса воспитания данного качества, которые предусматривают соответствующее содержание, методы, технологии,  формы обучающего и воспитательного процесса. В ходе реализации каждого этапа у подростка формируется тот или иной уровень качества от элементарного до уровня самоорганизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_vospitaniya_sotsialnosti.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Разработанная на обобщенной схеме проекта технологии В.П.Беспалько, авторская технология процесса воспитания у подростков социальности включает три этапа, которые имеют определенное содержание, соответствующие методы и формы. Реализация того или иного этапа выводит подростка качественно новый уровень социальности как нравственного качества личности.

I этап – демонстрационный. В ходе этапа предъявляются образцы социального поведения, осуществляется ориентация на многообразие нравственных ценностей современного общества.

II этап - формирование социальной активности. На этом этапе осмысливается ценность социального поведения, формируются умения и навыки, создаются воспитывающие ситуации, направленные на закрепление у подростков навыков социальной активности.

III этап - этап самореализации.Этап характеризуется творческой реализацией подростка в сфере социальной деятельности.

Как показали исследования большинство школьников не сформированы представлений и сущности, структуре социальности как нравственного качества личности. У них не сформирована нравственная ориентация на человека, навыки культурного поведения, желание оказывать необходимую помощь человеку. Следовательно, на демонстрационном этапе важно не только способствовать освоению подростками знаний о ценности социальной активности, но и демонстрировать соответствующие образцы социального поведения средствами искусства, массовой информации, личным примером авторитетных для детей персоналий.

Должны применяться методы, направленные на формирование когнитивного компонента социальности: разъяснение, убеждение, этическая беседа, пример. Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, мотивы его поведения и действий. Важно понять, чем человек руководствуется при принятии решений, насколько осознанно происходит этот выбор. Задача педагога при этом состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать правильные убеждения. С помощью данного метода раскрываются нормы поведения, доказывается необходимость правильного поведения, показывается значимость для личности тех или иных норм поведения. Метод убеждения способствует выработке у обучающегося уверенности в правильности того или иного знания, утверждения, мнения. Следовательно, используя этот метод нужно передать и закрепить в сознании воспитанника определенную информацию, сформировать уверенность по отношению к ней. Убежденность в правильности идеи формируется в процессе практической деятельности человека. Как приемы убеждения воспитатель может использовать рассказ, беседу, объяснение, разъяснение, диспут.

Поведенческий компонент социальности формируется на данном этапе при помощи метода упражнения. Упражнения оказываются эффективными в том случае, если они максимально приближены к реальности, если их суть близка школьникам.

Эмоциональный компонент формируется созданием воспитывающей ситуации, которая должна быть значимой для подростка.

В педагогической теории и практике известны различные типы ситуаций: авансирования доверием (А.С. Макаренко), свободного выбора (О.С. Богданова, Л.П. Катаева и др.), непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова), эмоционального заражении (А.Н. Лутошкин), соревновательная (А.Н. Лутошкин), соотнесения (Х.Й. Лийметс), успеха (В.А. Караковский, О.С. Газман, А.С. Белкин), творчества (В.А. Караковсвий) и другие.

Наиболее широко в практике гуманистического воспитания используется ситуация успеха. Сотрудничество нельзя рассматривать только как совместную деятельность или хорошо отлаженное взаимодействие. Весь смысл сотрудничества в той радости, которую оно дает. Не случайно А.С.Макаренко выдвинул идею «завтрашней радости», в которой воплощалась перспектива развития коллектива и личности, не случайно и В.А.Сухомлинский ввел в педагогический лексикон «Школу радости».

Одним из приемов создания ситуации успеха является прием снятие страха перед предстоящей деятельностью как непременное условие освобождения ребенка от психологического зажима. Прием педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное - выбор гносионосителя (гносио - познание), т. е. мощного источника интеллектуального. Очень сильным побудителем выступает прием персональной исключительности. Его форма такова: «Только ты сможешь это сделать… Никто, кроме тебя… Именно ты способен это сделать…» Если человек знает, что только он может выполнить необходимую работу, он и берется за нее, полностью проявляя свои способности. Прием «Следуй за нами». Есть дети с интеллектуальной запущенностью, с леностью мысли. Запас знаний небольшой. Навыки самостоятельной работы не развиты. Прием «Ступени», или «Встань в строй». Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя, в окружающих. Ситуация творчества предполагает создание таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия школьников, их способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации, предложить новое решение известного вопроса, проявив при этом смекалку и находчивость. Такие ситуации очень увлекают школьников, эмоционально обогащают их жизнь, развивают творческую инициативу в разнообразных видах деятельности, сплачивают.

Все вышеназванные методы способствуют привлечению подростков к обсуждению и оценке конкретных социальных ситуаций, формированию у них представлений о социальной деятельности, сущности социальности, а также сформированности личностного и социального смысла данного нравственного качества. С целью формирования у подростков умений и навыков социальной деятельности целесообразно на данном этапе побуждать их к оказанию помощи человеку, как «близкому», так и «далекому». Совершенствование навыков культурного поведения – также важное направление в процессе становления деятельностного компонента социальности.

Развитию эмоционального компонента отношения будет способствовать формирование подросткового коллектива, создание в нем комфортного психологического климата, стимулирование готовности к выполнению социально необходимых функций, что обеспечивает гармонизацию личных и общественных интересов.

Для того чтобы школьники не были просто равнодушными свидетелями тех или иных явлений и поступков, требующих нравственной оценки, создаются ситуации сопереживания. В их основе лежит эффект «эмоционального заряжения», под воздействием которого интенсивнее развиваются нравственные чувства детей, формируется их нравственный опыт. В процессе самовоспитания, в зависимости от индивидуального развития личности, педагог направляет личность подростка на преодоление имеющихся (выявленных в процессе самопознания) личных недостатков. Здесь используются полезные технологии «Тетрадка Дружбы» (О.В.Зубкова), «Качели времени» (С.В.Тетерский). Применение метода тотального внимания формирует у обучающегося привычку быть наблюдательным, закладывает алгоритмы полной концентрации.

Формы: индивидуальные консультации, инструктаж, игра.

Эффективным методом формирования социальности может стать ролевая игра. Ценность игры как метода воспитания в том, что в ней всегда есть долг, межличностные зависимости, социальные роли, в основу которых кладутся реальные ценности. Следовательно, несмотря на игровое основание, речь идет о серьёзных образованиях нравственного порядка, которые лежат в основе социальности. Применение деловых игр «Лаборатория» на уроках физики, «Суд над Интернетом», «Выпуск газеты» формируют у обучающихся навыки делового поведения.

Реализация демонстрационного этапа выводит подростка на элементарный уровень качества.

На втором этапе – формирование социальной активности – важно особое внимание уделить становлению социальных мотивов. Необходимо способствовать развитию желания получить необходимые знания, умения и навыки в сфере социальной деятельности, а также развитию потребности в общении, налаживанию отношений с другими людьми, оказанию необходимой помощи человеку.

Формирование социальной активности осуществляется посредством стимулирование гуманных межличностных отношений, организации коллективных творческих дел, способствующих дальнейшему сплочению подросткового коллектива, применение социально-ориентированных методов, технологий, форм работы.

На данном этапе целесообразно расширять представления о социальности с нравственными ценностями, применять такие методы воспитания, как упражнение, поручение, педагогическое требование, моделирование.

Упражнение - многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. В широком смысле это такая организация жизни и деятельности воспитанников, которая создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами. Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности.

Поручение как метод воспитания - это исполнение учеником какого-либо дела. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности. Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы воспитателем. Их функция - создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности.

Педагогическое требование понимается как предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражаться как совокупность правил общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия, как просьба, совет, инструкция. По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам воспитанников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.

Моделирование - это способ познания, который позволяет участвовать в схематическом представлении реальных жизненных ситуаций. Моделирование обучает путем активного вовлечения школьников в изучаемую ситуацию. Этот метод ценится за его тесную связь с реальностью, потому что воспроизводятся многие характеристики подлинного объекта. Моделирование развивает интерес к жизненным ситуациям и проблемам. Учитель выступает в роли помощника, тренера, а подростки учатся принимать решения. Важнейшим преимуществом является активность ребят.

Технологии: кейстехнологии, проектная деятельность, ИКТ, технология оценочной деятельности.

Социальное проектирование создаёт такую жизненную среду, которая способствует воспроизводству нужных сегодня обществу человеческих качеств и не требует значительных дополнительных материальных ресурсов. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

В социальном проектировании подростки осуществляют самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует их интересам и способностям. Социализация школьников проходит не на уровне слов, а на основе практических дел. Школьники участвуют в решении проблем своего дома, двора, района, поселка. Именно эта мысль - «я могу это сделать сам и не только для себя» - больше всего воодушевляет подростков. В период становления детской личности ярко проявляется потребность быть нужным, полезным другим, желание проверить свои способности в реальном деле. Именно реальность, жизненность социального проекта привлекает школьников, им периодически требуется сфера приложения сил, иное поле деятельности, где они могут чувствовать себя взрослыми, видеть реальный итог своей деятельности. Это своеобразный тест на взрослость. И каждый из подростков хотел бы достойно выдержать его.

На этапе формирования социальной активности подростки выходят сначала на формальный уровень, проявляя социальную активность, а потом на уровень долга, проявляя социальную ответственность.

С помощью социального проектирования школа решает очень важную задачу: воспитывает не просто образованных, а еще и нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, которые способны договариваться о сотрудничестве, отвечать и за себя, и за страну.

Формы: КТД, деловая игра, городской субботник, акции «Чтобы помнили», «Дерево добра», волонтерство, создание игровых фильмов, социальных роликов.

Общие дела, проекты, благотворительная деятельность сближают ребят, у них уже нет времени для выяснения отношений, все силы направляются на получение результата. В детском объединении они находят единомышленников, объединяются в группы, чувствуют плечо друга, соблюдают нормы. Особая роль принадлежит традициям объединения, свой флаг, герб, песня. Они создают гордость и положительный эмоциональный фон.

Инициатива исходит от самих ребят. В добровольческой деятельности подростки уже понимают важность, активно включаются в дела, сами предлагают. В медиатворчестве сами создают фильмы, выпускают газеты. В процессе обучения актерскому, операторскому, режиссерскому, монтажному, журналистскому мастерству подростки приобретают устойчивые качества социальности. Акции «Чтобы помнили», «Дерево добра» позволяют пробудить в детях чувства сострадания, высокую гражданственность.

Эффективной формой работы является организация коллективных творческих дел. Выполнение определенной функции каждым членом коллектива способствует регуляции поведения подростков по нравственным критериям. Развивается умение учитывать интересы и желания других людей, раскрывается творческий потенциал школьников. Происходит осознание важности личного вклада в общее дело, формируется чувство ответственности. Подростки переживают эмоциональный подъем. В процессе КТД подростки глубоко осмысливают осуществленную деятельность. Это приводит к развитию рефлексии, самоконтроля, обогащению жизненного опыта, возникновению потребности в самопознании.

Процесс формирования социальности у подростков опирается не только на мотив познавательного интереса, но и на целый ряд других мотивов, среди которых особенно значимыми являются мотивы долга и ответственности подростков в учении. Эти мотивы позволяют ученикам преодолевать неизбежные затруднения в получение новых знаний, испытывать радость, чувство удовлетворения от преодоления трудностей в учебе.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приемов:

– разъяснения школьникам общественной и личностной значимости овладения новыми знаниями;

– предъявления требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего гражданского, нравственного долга;

– приучения к выполнению требований;

– поощрения за успешное, добросовестное выполнение своих обязанностей;

– оперативного контроля выполнения требований и в необходимых случаях указания на недостатки.

Подросток продолжает идти по пути самопознания и второй уровень связан с утверждением социально значимых качеств личности подростка, которые еще не стали его “второй” натурой. Свои достижения ребята фиксируют в своих дневниках, портфолио.

Целесообразный выбор содержания, методов, технологий, форм на втором этапе обеспечивает формирование умений работать в коллективе. Создаются условия для самореализации и раскрытия гуманистического потенциала, каждого подростка. Развиваются нравственные отношения. Подростки приобретают навыки видеть рядом другого человека, учитывая его интересы, прилагаются максимум усилий в оказании необходимой помощи людям. В процессе освоения практик компромисса и сотрудничества дети учатся контролировать своё эмоциональное состояние во время общения, осуществляют рефлексии своих мыслей чувств и поступков.

В ходе реализации второго этапа у подростков формируется формальный уровень социальности, а затем – уровень долга.

На этапе самоактуализации предполагается помощь подростку в разработке индивидуальной программы самосовершенствования его личности. В целях развития социальности личности подросток должен самостоятельно ставить цели и задачи, овладевать соответствующими приемами и средствами, организовывать творческую преобразовательную деятельность во имя человека. Нужно стремиться к тому, чтобы на заключительном этапе подросток в соответствии с индивидуальной программой воспитания качества участвовал в социальных проектах, принимал активное участие в общественно полезных делах, постоянно оказывал необходимую помощь как «близким» так и «далеким» людям. На этапе самоактуализации применяются методы самовоспитания: самоанализ, самоотчет, самооценка, личные обязательства.

Самоанализ предполагает самонаблюдение, использует материал, получаемый в результате его. Самоанализ в той или иной мере осуществляется в различных видах повседневной деятельности людей, а так же в их размышлениях о себе. Если же самоанализ сопровождается сознательной установкой человека анализировать свои определенные поступки, характеризующие те или иные свойства собственной личности, психические процессы, что имеет место при самовоспитании, это повышает систематичность и целенаправленность самоанализа.

Разные люди в зависимости от умений и навыков могут осуществлять самоанализ с различной эффективностью. Важно подчеркнуть опасность односторонности выводов самоанализа, возможность субъективизма в интерпретации человеком тех или иных своих поступков, поведения, достижений и неудач.

В процессе и на основе логического самоанализа зарождается и формируется самоотчет.

Самоотчет - это отчет человека перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности. Самоотчет может осуществляться в форме устной речи, специальных дневников.

Способность человека отмечать даже незначительные сдвиги в работе над собой имеет исключительное значение для развития процесса самовоспитания.

Правильное использование самоанализа и самоотчета способствует тому, что самооценка становится более самостоятельной и объективной, достаточно независимой и устойчивой от воздействий случайных оценок других. Один из способов самооценки - это социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.

Самоконтроль - это способность человека устанавливать отклонения реализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности. Следовательно, наличие программы практического поведения, программы собственной деятельности - непременное условие осуществления самоконтроля. Особое значение имеет произвольный самоконтроль для стабилизации, повышения устойчивости деятельности по самовоспитанию.

Уровни самооценки - это последовательно восходящие, преемственно связанные между собой ступени ее генезиса. Они качественно специфичны. Каждый генетически более поздний уровень самооценки возникает не посредством уничтожения ранее существующего, а на основе преобразования предшествующего. Генетически более ранние уровни самооценки в процессе ее становления в преобразованном виде входят в структуру более поздних уровней, и эта многоступенчатость высоких уровней самооценки обуславливает сложный характер их функционирования.

Самооценка - результат сложного и длительного процесса, в котором взаимодействуют различные факторы ее формирования: оценки окружающих, анализ самим человеком своих успехов и неудач, результатов деятельности, в которых проявляются качества его личности. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение:

Самонаблюдение - это наблюдение человека над своими поступками, поведением, деятельностью, а также над своими переживаниями. Существует два вида самонаблюдения: непосредственное и ретроспективное (т.е. самонаблюдение за тем, как вел себя человек когда-то в прошлом, что он переживал). Важно обратить внимание на то, что самонаблюдение не должно превращаться в бесплодное самосозерцание и самолюбование, а должно служить развитию процессов самосознания и самосовершенствования личности. Следует анализировать не только внутренние переживания, предшествующие действию или поступку, но и результаты деятельности, собственное поведение. Практическая деятельность одновременно и проверяет, и формирует качества личности. Личные обязательства - постановка цели и задач на определенный период времени. Данный метод используется при выполнении подростком краткосрочных заданий.

Реализовать задачи данного этапа позволило применение таких технологий, как проектная деятельность, ИКТ, видеотехнологии.

Мы полагаем, что процесс воспитания у подростков социальности будет эффективным, если школа будет формировать у подростка отношение к себе как субъекту социальной деятельности и расширять взаимодействие детей с различными социальными группами, учитывать личный социальный опыт подростка. Процесс воспитания социальности должен обогащаться социальным содержанием традиционно существующих форм и методов воспитания, а также важно во внеурочной деятельности широко использовать информационно-коммуникационные технологии, в частности  возможности медиаобразования с использованием современных технических средств. Их применение является наиболее эффективным средством воспитания, т.к. подростки активно осваивают программы фото- и видеомонтажа, издательские системы, основы операторского искусства и выражают свое видение мира через создание своих фото- видеосюжетов, роликов, презентаций, выпуск школьной газеты. В результате воспитания с помощью информационно-компьютерных технологий мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых знаний на самостоятельную активную познавательную деятельность.

Индивидуальная программа подростка предполагает его участие в социальных проектах, учебных форумах. Подростки, достигшие уровня самореализации, продолжают обучение на фестивалях, форумах, детских центрах «Артек», «Орленок», «Смена» на тематических сменах, организованных «Юнпресс», «Бумеранг», Российским движением школьников.

Данный этап выводит подростка на уровень самореализации, когда подросток осмысливает социальность как важнейшее качество каждого человека, когда необходимое принимается как личностно ценное.

Технология процесса воспитания у подростков социальности как схематичное воспроизведение её структуры, взаимосвязей и отношений между элементами представлена в таблице №7.

Таблица  

Технология процесса воспитания у подростков социальности как нравственного качества личности.

Этапы процесса воспитания у подростков социальности

Содержание процесса воспитания социальности подростков

Методы и формы воспитания

Уровни социальности

Демонстрационный

Знания: о сущности и структуре социальности; о людях разных поколений и социальных группах; о социальной значимости общественно- трудовой деятельности и необходимости личного участия в ней; знакомство с правилами конструктивной групповой работы.

Умения: проявить соучастие к товарищу; создать обстановку доверительности; уметь слушать и слышать, не прерывая речи собеседника; принимать участие в групповой работе

Методы:

 Убеждение, беседа, пример, поощрение, упражнение.

Технологии: проектная деятельность, информационно-коммуникационная деятельность

Формы: Индивидуальная консультация, инструктаж, игра, тематическое занятие, просмотр видеоматериалов, чтение тематических материалов СМИ

Элементарный

Формирование социальной активности

Знания: об уровнях социальности и основных показателях сформированности качества

Умения: контролировать своё эмоциональное состояние вовремя общения; признавать равенствосвоих прав и прав окружающих людей; осуществлять рефлексию своих мыслей, чувств и поступков; овладеть практиками компромисса и сотрудничества.

Методы:

Разъяснение, поручение, упражнение.

Технологии: проектная деятельность, ИКТ, исследовательская деятельность.

Формы:

Встреча с интересным человеком, этическая беседа, тренинг, экскурсия, мастер-класс, научно-исследовательские конференции, деловые игры.

формальный

Знания: знакомство со способами самостоятельного поиска и нахождения информации о социальных вопросах в разных источниках; знания о базовых ценностях нашего общества и о социальной реальности в целом, о способах гармонизации взаимодействия с людьми; представление о работе видеостудии, освоение информационных технологий, основ добровольчества.

Умения: понять позицию «другого» в общении; из чувства долга проявлять предупредительность, заботу о человеке, связанные с участием в социальной деятельности; умения, обеспечивающие участие в процессе социальной деятельности детского общественного объединения.

Методы: Моделирование ситуаций, психотехнические упражнения.

Технологии: кейстехнологии, проектная деятельность, ИКТ, технология оценочной деятельности, исследовательская деятельность, «Качели времени», «Тетрадка Дружбы».

Формы:

Групповой социальный проект, КТД, создание ролика, выпуск газеты, добровольческая акция, научно-исследовательский проект, фестиваль «Говорит и показывает компьютер».

Уровень долга

Этап самореализации

Знания: углубление знаний о нравственной ориентации на человека, о различных способах самовоспитания в области социальной деятельности; о выработке собственных критериев в оценивании поступков, которые основываются на гуманистической позиции.

Умения:проводить опросы общественного мнения; общаться с представителями других социальных групп; взаимодействовать с людьми разных поколений; осуществлять самоорганизацию в ходе социальной деятельности; принимать на себя ответственность за другого человека в благотворительной деятельности; творческое овладение информационно-медийными технологиями; готовность работать в волонтерских центрах через добровольчество.

Методы:

Методы самовоспитания (самообладание, самоанализ, самоконтроль, самоотчет, личные обязательства).

Технологии:

кейстехнологии, проектная деятельность, ИКТ, технология оценочной деятельности, исследовательская деятельность, «Качели времени», «Тетрадка Дружбы».

Формы:

Индивидуальная программа самосовершенствования, волонтерство, детское общественное  объединение, научно-исследовательский проект, фестиваль «Говорит и показывает компьютер»

Уровень самоактуализации

Таким образом, на основе выявленных методологических подходов, закономерностей и принципов создана технология процесса воспитания у подростков социальности как нравственного качества личности. Технология учитывает этапы процесса воспитания данного качества, которые предусматривают соответствующее содержание, методы, технологии,  формы обучающего и воспитательного процесса. В ходе реализации каждого этапа у подростка формируется тот или иной уровень качества от элементарного до уровня самоорганизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация личностно- ориентированного подхода в процессе использования инновационных технологий физического воспитания»

Приоритетная задача современной российской образовательной политики - создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспек...

Личностно-ориентированный подход в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников

žМетодологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания...

Внедрение технологий гендерного воспитания в педагогический процесс образовательных учреждений

Семья как ячейка общества теряет свою значимость, ценность, становится невыгодной экономически, отягощающей. Общая напряженность приводит к хронической усталости, стрессам....

целепологание и РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Цель деятельности, будучи начальным моментом в управлении дидактическими процессами, выполняет в технологии реализации дидактических процессов по школьной физической культуре чрезвычайно важную функци...

Роль социально - педагогической деятельности в процессе воспитания школьников

Конспект выступления на методическом объединении социальных педагогов на тему " Роль  социально-педагогической деятельности в процессе воспитания школьников". В презентации используется...